Отчёт по мониторингу
уровней воспитанности обучающихся 4 класса
в начале 20162017 учебного года.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким
либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или
первоначальным предположениям.
Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая
непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз
ПРОГНОЗ
НАБЛЮДЕНИЕ
ОЦЕНКА
Этапы Подготовительный
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Постановка цели
Определение объекта
Изучение опыта и литературы
Разработка инструментария
Практический
Аналитический
Наблюдение
Анкетирование
Собеседование
Тестирование
Систематизация полученных данных
Анализ
Рекомендации
Предложения
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных
вопросов
педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на
состояние, результаты и
эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и
внешняя по отношению к нему
среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень
воспитанности обучающихся.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно
сформированных,
социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к
обществу, к себе, к труду, к людям. Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
конкретизировать цели воспитательной работы;
дифференцированно подойти к обучающимся с разным уровнем воспитанности;
обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
обосновать выбор содержания и методов воспитания,
соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
С 11.10.2016 по 14.10.2016 проводилась диагностика уровней воспитанности обучающихся 4
класса. Для определения уровней воспитанности обучающихся использована диагностическая
программа М.И. Шиловой. При проведении диагностических процедур предлагается выделить
четыре уровня (высокий, хороший, средний, низкий).
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в
основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями,
самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и
саморегуляции, отсутствует общественная позиция.Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении,
общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и
поведении, проявляется
активная общественная и гражданская позиция.
В качестве критерия воспитанности личности обучающихся рассматриваются следующие
показатели:
Отношение к
обществу.
Патриотизм.
Отношение к
родной
природе.
Отношение к
умственному труду.
Любознательность.
Познавательная
активность.
Гордость за свою
страну.
Служение своему
Отечеству.
Стремление
реализовать свои
интеллектуальные
способности.
Саморазвитие.
Забота о своей
школе.
Организованность в
учение.
и
л
е
т
а
з
а
к
о
П
и
т
с
о
н
н
а
т
и
п
с
о
в
Отношение к
физическому
труду.
Трудолюбие.
Сознание
значимости
труда.
Отношение к
людям.
Доброта и
Отзывчивость
Уважительное
отношение к
старшим.
Самостоятельность
в
труде.
Дружелюбное
отношение к
сверстникам.
Бережное
отношение к
результатам труда.
Инициативность и
творчество в
труде.
Милосердие.
Честность в
отношении
с товарищами и
взрослыми.
Отношение к себе.
Самодисциплина
Самообладание и
сила
воли.
Самоуважение,
соблюдение правил
культуры
поведения.
Организованность и
пунктуальность.
Требовательность к
себе.Сводный лист к ориентировочной минимальной диагностической программе изучения уровней
проявления воспитанности у обучающихся 4класса
Отношение к обществу
Патриотизм
Отношение к
умственному труду
Любознательность
Отношение к физическому
труду
Трудолюбие
Отношение к людям
Отношение к себе
Доброта и отзывчивость Самодисциплина
о
г
о
т
И
й
о
н
д
о
р
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
О
е
д
о
р
и
р
П
3
3
3
1
2
1
1
2
1
у
н
а
р
т
с
ю
о
в
с
а
з
ь
т
с
о
д
р
о
Г
3
1
2
1
2
2
1
2
1
у
в
т
с
е
ч
е
т
о
у
м
е
о
в
с
е
и
н
е
ж
у
л
С
1
2
1
1
2
1
1
2
1
л
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
е
л
о
к
ш
й
е
о
в
с
о
а
т
о
б
а
З
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
4.5
4
4.5
2
4.5
2.5
2
4
2
2
2
3
1
3
1
1
2
1
ь
т
с
о
н
в
и
т
к
а
я
а
н
ь
л
е
т
а
в
а
н
з
о
П
2
1
2
1
2
1
1
2
0
и
о
в
с
ь
т
а
в
о
з
и
л
а
е
р
е
и
н
е
л
м
е
р
т
С
и
т
с
о
н
б
о
с
о
п
с
е
ы
н
ь
л
а
у
т
к
е
л
л
е
т
н
и
2
1
2
1
2
1
1
2
1
л
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
е
и
т
и
в
з
а
р
о
м
а
С
и
и
н
е
ч
у
в
ь
т
с
о
н
н
а
в
о
з
и
н
а
г
р
О
а
д
у
р
т
и
т
с
о
м
и
ч
а
н
з
е
и
н
а
н
з
о
С
е
д
у
р
т
в
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
3
1
3
1
2
1
1
2
1
2
1
3
1
2
0
1
2
1
4.5
2
5
2
4
1.5
2
4
1.5
2
2
3
1
2
1
0
2
1
3
1
2
1
2
1
1
2
1
м
а
т
а
т
ь
л
у
з
е
р
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
е
о
н
ж
е
р
е
Б
а
д
у
р
т
1
1
3
1
2
0
0
2
0
в
о
в
т
с
е
ч
р
о
в
т
и
ь
т
с
о
н
в
и
т
а
и
ц
и
н
И
е
д
у
р
т
1
3
2
1
2
0
0
2
0
л
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
3.5
3.5
5
2
4
1
0.5
4
1
м
и
ш
р
а
т
с
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
е
о
н
ь
л
е
т
и
ж
а
в
У
2
2
3
2
2
1
1
1
2
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
е
о
н
б
ю
л
е
ж
у
р
Д
м
а
к
и
н
т
с
р
е
в
с
0
1
2
1
2
1
1
1
0
е
и
д
р
е
с
о
л
и
М
0
2
3
2
2
1
0
1
0
с
и
и
н
е
ш
о
н
т
о
в
ь
т
с
о
н
т
с
е
Ч
и
м
ы
л
с
о
р
з
в
и
и
м
а
щ
и
р
а
в
о
т
1
1
2
2
2
1
1
1
1
л
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
и
л
о
в
а
л
и
с
и
е
и
н
а
д
а
л
б
о
о
м
а
С
1.5
3
5
3.5
4
2
1.5
2
1.5
0
1
2
1
2
0
0
1
0
ь
л
т
и
с
в
о
а
н
р
ь
п
л
а
е
у
и
т
н
к
е
н
д
у
ю
п
л
б
и
о
ь
с
т
с
,
е
о
и
н
н
н
е
а
ж
в
а
о
в
з
и
у
о
н
м
а
г
а
р
С
я О
и
1
н
е
д
е
1
в
о
п
3
ы
р
у
т
1
ь
л
у
к
3
1
1
1
1
1
1
3
1
3
1
0
1
0
е
б
е
с
к
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
а
в
о
б
е
р
Т
1
1
2
1
2
0
0
1
1
л
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
1.5
2
5
2
5
1
0.5
2
1
15.5
11.5
24.5
11.5
21.5
9
8
16
8
я
с
о
г
е
щ
ю
а
ч
у
б
о
И
Ф
.
.
Володкин
Павел
Волосова
Юлия
Доронина
Мария
Исакова
Настя
Кириллова
Виктория
Минаев
Александр
Молодов
Виктор
Назаров
Александр
Соколов
АнтонХожибоева
Дилором
Хохлова
Александра
Яйн Яна
2
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
2.5
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Диаграмма изучения проявления воспитанности у обучающихся 4класса
6.5
2.5
3
3
1
1
3
1
2
4
2
2
2
1
1
2
1
1
3
1
1
2
2
1
2
1
1
4
2
2
2
1
1
3
2
2
2
1
1
2
1
1
3
1
1
5
2.5
2
23.5
11.5
11
7
6
5
4
3
2
1
0
Володкин П.
Волосова Ю.
Доронина М.
Исакова А.
Кириллова В.
Минаев А.
Молодов В.
Назаров Я.
Соколов А.2
Хожибоева Д.
Хохлова А.
Яйн Я.Диаграмма изучения уровня проявления воспитанности обучающихся 4 класса
30
25
20
15
10
5
0
Володкин П.
Волосова Ю
Доронина М.
Исакова А.
Кириллова В.
Минаев А.
Молодов В.
Назаров Я.
Соколов А.2
Хожибоева Д.2
Хохлова А.2
Яйн Я.2Сводная диаграмма воспитанности обучающихся 4 класса
Володкин П.
Волосова Ю.
Доронина М.
Исакова А.
Кириллова В.
Минаев А.
Молодов В.
Назаров Я.
Соколов А.
Хожибоева Д
Хохлова А.
Яйн Я.Вывод: воспитательная работа в классе находиться на среднем уровне. Необходимо
продолжить работу по формированию у обучающихся эмоциональноположительного
отношения к знаниям. Формировать любознательность, прилежание, бережное отношение к
природе, потребность к здоровому образу жизни через вовлечение большего количества
учащихся во внеклассные и внеурочные мероприятия, кружковую работу, воспитывать чувство
патриотизма, развивать чувство коллективизма, справедливости, культуру поведения, учить
правильно распределять время учебы и отдыха.
Для повышения уровня воспитанности в классе в 20162017 учебном году необходимо:
1.Направить работу на сплочение детского коллектива.
2.Активизировать работу на эффективность воспитательного процесса. С этой целью
использовать новейшие современные подходы в воспитании и обучении детей.
3.Активизировать работу с семьей, привлечь родителей к общественной жизни класса.