Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Оценка 4.8
Домашняя работа +1
docx
воспитательная работа +1
5 кл—8 кл
15.04.2018
Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера ( книжку, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.диагностика
дигностика.docx
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать
следующие методики:
МОЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на
которой можно разместить предметы интерьера ( книжку, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.).
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных
предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые
включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.
Учащимся раздаются листочки бумаги на каждом из которых написано десять раз слово «Я».
Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Десять моих «Я»
Например:
Я умный.
Я красивый и т. д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей
характеристики.
Звезда эстрады
Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен
быть одного пола с ребёнком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму ( сами или в этом им
помогает педагог). Задача ребёнка – выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя
запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевает учащимся класса боязнь,
неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.
Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
Мои любимые вещи
1. Любимый цвет …
2. Любимое имя …
3. Любимое дерево …
4. Любимый цветок …
5. Любимый плод …
6. Любимая ягода …
7. Любимый праздник …
8. Любимый день недели …
9. Любимый певец (певица) …
10. Любимое животное …
11. Любимая книга … 2
Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть
описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволять победить в объявленном
конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность.
Самореклама
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких
произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют
свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика
написания сказок. В начальной школе (12е классы) учащимся можно предложить написать сказки на
следующие темы:
1. Сказка о моём портфеле.
2. Необычная история об обычном дневнике.
3. Сказочные каникулы.
4. Необычные приключения обычного школьника.
5. Сказочная история о том, как…
Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как не хотел идти в школу, как я проспал и т.
д.
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций,
неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующие
задание: « Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце».
давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть
связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и
причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет,
который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе
которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это градусник. Педагог объясняет
ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно38,39,40,41 градусов. Нормальная
температура человека 36,6 гр. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров.
Температура у человека может быть и 35 гр. При такой температуре человек испытывает слабость,
усталость, отсутствие интереса и желания чтото делать. После объяснения педагог предлагает
учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается
пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при
назывании этого предмета. Например:
русский язык39гр.
математика36,6 гр.
Это позволяет определить степень тревожности мл. школьников, которая связана с учебной
деятельностью.
Краски 3
Учащиеся класса получают краски или фломастеры, а также листы рисовальной бумаги. На каждом
листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со
школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашние задания,
тетрадь. Задача учащихся раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает
негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Фотография
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в 1 классе. Им
предлагается выступить в роли фотографов сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик
получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся
должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото»
ученик заменяет именем своего одноклассника.
Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает
себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом
изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать
ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и
подчеркнуть ее на листочке бумаги. Например:
Математика☺
физкультура ☺
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных
предметов.
Остров невезения
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма sos с острова
Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым в
работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, которой лежит перед вами ,
необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы
определяете вы сами».
Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди
них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для
ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной
обстановки вокруг него.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а
также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+)
нужно брать, () не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец () учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у
ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Волшебник
Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает
школьные предметы в различных животных ( по своему усмотрению). Например, школьные учебники
раскладываются на столе, учебник подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот
превращается … В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно это 4
животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание,
связанное с изучением каждого учебного предмета.
Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать ( расставить по степени значимости для себя)
учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним –
двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить
учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться 1 го сентября в лесную школу.
После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на
следующие вопросы:
Лесная школа
1. Как выглядит лесная школа?
2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
3. Кто учит зверят в лесной школе?
4. Какой он – учитель в лесной школе?
5. Какие отметки ставят в лесной школе?
6. Как учатся зверята в лесной школе?
7. Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребёнок передаёт свои ощущения и своё
восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребёнок описывает лесную
школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной
жизни.
8.
9. Ассоциации
10. Ребятам раздаются листочки бумаги, на которых написаны слова школьной тематики.
Учащиеся рядом со словом должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению,
отражает смысл давнего слова.
11. Список слов может быть таким:
12. математика
13. русский язык
14. чтение
15. иностранный язык
16. физическая культура
17. изобразительное искусство
18. труд
19. пение
урок
отметка 5
школа
учитель
класс
друг
Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего
школьника, связанные со школой.
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать
сочинение по одной из следующих тем ( по выбору):
Сочинение
1. Что я знаю о русском языке?
2. Что я знаю о математике?
3. Мой самый любимый предмет?
4. Моё самое любимое занятие?
5. Мой самый грустный день в школе?
6. Мой самый счастливый день в школе?
7. Мой выходной день?
8. Что я думаю о моей учёбе в школе?
9. Как я хочу закончить учебный год?
10. Мои школьные трудности?
Сочинения можно анализировать по различным критериям.
Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение
и выбирает, к примеру, « Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема
доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах
учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т. д.
Самое главное – чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам
работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную
консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т. д.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
Анкетирование
1. Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется
остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по разному иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим
можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
6
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяются какие – нибудь уроки?
не нравится
бывает поразному
нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
часто
редко
не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9.У тебя много друзей в твоем классе?
мало
много
нет друзей
10.Тебе нравится твой класс?
нравится
не очень
не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
вопросы
Оценка за 1 ответ
Оценка за 2 ответ
Оценка за 3 ответ
1
1
3
0 7
3
3
0
1
0
0
3
0
0
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
1
3
0
1
3
1
1
3
1
0
1
3
3
1
0
3
1
Анализ анкетирования
2530 баллов высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности.
2024 баллов хорошая школьная мотивация.
1911 баллов положительное отношение к школе.
1014 баллов низкая школьная мотивация.
Ниже 10 баллов негативное отношение к школе.
Учащимся предлагается продолжить предложения.
Что такое хорошо и что такое плохо
Хорошая школа – это…
Плохая школаэто …
Хороший класс это…
Плохой классэто…
Хороший ученик это…
Плохой ученик это…
Хороший учитель это…
Плохой учитель это…
Хороший урок это…
Плохой урок это…
Хороший ответ это…
Плохой ответ – это…
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается
распределить школьные предметы по следующим номинациям:
Номинация
8
самый интересный учебный предмет
самый полезный учебный предмет
самый ненужный учебный предмет
самый трудный учебный предмет
самый легкий учебный предмет
самый веселый учебный предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный
предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты
учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Диагностика личностных качеств и учебной мотивации (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.