Диагностика одаренности как основа работы педагога
Оценка 4.7

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
администрации +1
Взрослым
30.04.2018
Диагностика одаренности  как основа работы педагога
Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Задачи: • Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей. • Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся. • Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе. Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки заданий. План выступления: 1. Актуальность темы. 2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми. 3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок". 4. Структура детской одаренности. 5. Специфика детской одаренности. 6. Классификации детской одарённости. 7. Психофизиологическая основа одаренности. 8. Проблемы одаренных детей. 9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. 10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся. 11. Подведение итогов.Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Задачи: • Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей. • Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся. • Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе. Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки заданий. План выступления: 1. Актуальность темы. 2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми. 3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок". 4. Структура детской одаренности. 5. Специфика детской одаренности. 6. Классификации детской одарённости. 7. Психофизиологическая основа одаренности. 8. Проблемы одаренных детей. 9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. 10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся. 11. Подведение итогов.
приложение 6.doc
МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» Муниципальная стажировочная  площадка «Построение  и сопровождение  индивидуальных образовательных траекторий  в работе с одаренными детьми» Диагностика одаренности  как основа работы педагога Руководитель стажировочной площадки: Коршунова С.В. 1 Голышманово Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Задачи:   Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных   особенностях одаренных детей. Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально  одаренных обучающихся.  Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе. Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки  заданий. План выступления:  1. Актуальность темы. 2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми. 3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок". 4. Структура детской одаренности. 5. Специфика детской одаренности.  6. Классификации детской одарённости.  7. Психофизиологическая основа одаренности. 8. Проблемы одаренных детей. 9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. 10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся. 11. Подведение итогов. Ход педагогического совета 1. Актуальность темы. Выступление с использованием материала презентации. Сегодня мы поговорим о психолого­педагогическом сопровождении одаренных детей и  подростков в условиях нашей школе. Проблема одаренности в настоящее время становится  все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.  Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и  руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к  оценке их деятельности, поведения и мышления 2 2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми. (Все педагоги разбиты на группы по 5­7 человек, все предлагаемые задания выполняются в  группах.) Анкета "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми" (подсчет баллов,  выбор группы для общего подведения итогов Приложение 1. 3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок" Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей,  способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите  нужное понятие: ____________________ ­ индивидуально­психологические особенности, отличающие одного  ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.  ____________________ ­ анатомо­физиологические особенности организма (особенности  строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.),  являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.  ___________________­ состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.  ___________________­ сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в  определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и  оригинальностью подхода. Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант. 4. Структура детской одаренности. Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в учительской  среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Признаки одаренности охватывают 2 аспекта поведения ребенка: мотивационный и  инструментальный. Поговорим об этом подробнее.  Структура детской одаренности: инструментальный аспект (Богоявленская Д.Б. и др.,  2003) ­ Специфические стратегии познавательной деятельности. ­ Индивидуальный стиль познавательной деятельности. ­ Особый стиль систематизации знаний. Особая характеристика знаний. ­ Своеобразный тип обучаемости. 3 Структура детской одаренности: мотивационный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003) ­ Повышенная избирательная чувствительность к предметной, физической,  познавательной, художественно­выразительной и другим видам деятельности. ­ Повышенная потребность в познавательной деятельности. ­ Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий и готовых ответов.  ­ Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда. ­ Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.  5. Специфика детской одаренности. Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического  развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом  следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте:  1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного  развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.  Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает  видимость одарённости (т.е. "маску" одарённости, под которой ­ обычный ребенок) в виде  ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.  2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа  семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одарённости.  3) Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде  неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим ­  как отстающий в психическом развитии.  4) Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире ­  степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни  данного ребенка.  Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия "одаренный ребенок"  следует использовать понятие "признаки одарённости ребёнка" (или "ребёнок с признаками  одарённости").  Предложить педагогам выделить из перечисленных на слайде личностные и деловые качества  учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести  аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому  мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой). 6. Классификации детской одарённости.  4 Обратить внимание педагогов на разнообразие классификаций детской одаренности.  Познакомить с некоторыми из них подробнее (Юркевич В.С., Хеллер К.А., (Богоявленская  Д.Б).  Классификация детской одаренности (Богоявленская Д.Б. и др., 2003) Пять критериев: ­ Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.  ­ Степень сформированности.  ­ Форма проявлений.  ­ Широта проявлений в различных видах деятельности.  ­ Особенности возрастного развития.  Используя материал презентации подробно разъяснить каждый критерий. Привести примеры развития одаренности у известных людей. 7. Психофизиологическая основа одаренности. Психофизиологической основой одаренности является межполушарная ассиметрия мозга.  Межполушарная асимметрия мозга ­ неравноценность, качественное различие того  "вклада", который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию  (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся). Межполушарное взаимодействие ­ особый механизм объединения левого и правого  полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Гендерные различия ­ одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной  (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей ­ пространственной и математической. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга (разъяснить, на  материале презентации). 8. Проблемы одаренных детей.   Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных  детей:   Неприязнь к школе.  Игровые интересы.  Конформность (отрицание стандартных требований).  Погружение в философские проблемы.  Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 5  Стремление к совершенству.  Ощущение неудовлетворенности.  Нереалистические цели.  Сверхчувствительность.  Потребность во внимании взрослых.  Нетерпимость.  Низкая продолжительность сна. Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые  дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к  обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети  (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации  одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с  проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается  наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).  9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. Подробнее  поговорим о принципах и стратегиях обучения интеллектуально одаренных учащихся..  Принципы: индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее и воспитывающее  обучение, учет возрастных особенностей. Стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения (подробное  разъяснение на материале презентации). Задание группам. Какие стратегии обучения интеллектуально одаренных детей  являются в наших условиях наиболее перспективными? Обсуждение результатов  (обогащение и проблематизация обучения позволяют максимально учесть познавательные и  личностные особенности одаренных учащихся и являются наиболее перспективными). 10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся Остановимся подробнее на активных формах организации обучения. Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова "aktivus" ­  деятельный) ­ формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и  способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них  эффективных моделей социального поведения.  Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа,  интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод,  круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра,  организационно ­ деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум,  метод деловой поездки (метод "Выездной семинар"), психогимнастическое упражнение, метод 6 разбора документов (метод "Баскетбольная корзина"), метод инцидента, метод "Лабиринта  действий", метод анализа конкретных ситуаций (case­study, гарвардский метод).  Комплексные формы организации обучения: социально­психологический тренинг. Некоторые из них вам хорошо знакомы, а с некоторыми мы сейчас познакомимся: Интеллектуальная разминка. Данный метод применялся для приведения обучаемых в  активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки  общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии.  "Интеллектуальная разминка" позволяет при быстром темпе обращаться с тем или иным  вопросом к ученикам. Если отвечающий затрудняется с ответом, преподаватель обращается с  тем же вопросом к другому ученику, к третьему и т.д. За короткое время (5­10 мин.) в  учебной аудитории достигается понимание исходных категорий, тех или иных теоретических  положений, ученики включаются в активную поисковую работу. Достоинство метода состоит  в том, что каждый ученик на занятии находится в зоне активной мыследеятельности. Игры­социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать"  ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога­психолога.  Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью. Метод кейсов (от англ. сase method (кейс­метод), case­study (кейс­стади), метод  конкретных ситуаций) ­ техника обучения, при который обучающиеся должны  проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и  выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же  приближены к реальной ситуации. Одна из разновидностей "кейс­стадиз" ­ метод инцидентов. Инцидент ­ это анализ  своеобразных "микроситуаций" и принятие быстрого решения. Слушателям письменно или  устно сообщалась краткая информация о свершившемся инциденте. Все дополнительные  сведения для анализа и принятия решения ученики получают от преподавателя, задавая ему  вопросы. По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска и в своих  ответах варьирует содержание ситуации. После получения от преподавателя ответов ученики  должны принять решение. Задание группам: (метод кейсов) В вашем классе учится девочка Лена. Ее успеваемость  оставляет желать лучшего. Психолог утверждает, что интеллектуальные способности девочки в норме. Что вы будете делать? Задание 5: Определите основные формы работы по обучению одаренных детей в условиях  общеобразовательной школы. Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже  сделано, а что еще предстоит. Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы ­ индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов  дифференцированного обучения; 7 ­ активные формы обучения ­ дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; ­ участие в школьных и районных олимпиадах; ­ проектная деятельность обучающихся; ­ научно­исследовательская деятельность обучающихся; ­ посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; ­ конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; ­ создание детских портфолио. 11. Подведение итогов. Огласить общие итоги анкеты "Определение склонностей педагога к работе с  одаренными детьми".  Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель  соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными.  Это прежде всего: ­ желание работать нестандартно ­ увлеченность своим делом ­ поисковая активность  ­ любознательность ­ интеллектуальность ­ нравственность ­ эрудированность ­ потребность в научной и творческой деятельности,  ­ знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными  учащимися,  ­ знание всех областей человеческой жизни. Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить  одаренных детей и помочь им развить свои способности. Обсуждение решения педсовета. 8 Приложение. Практическая   диагностика   детской   одаренности     представляет   собой   чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять  на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим. Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок. На   первом   этапе   отбор   осуществляется   на   основе   широкого   спектра   характеристик одаренности   с   помощью   опросников,   организованного   наблюдения,   различных   оценочных процедур,   которые   должны   максимально   полно   отражать   все   стороны   и   проявления одаренности.  На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения. Более   полное   выявление   одаренных   возможно   при   организации   предварительного стимулирующего   обучения:   факультативов,   кружков,   летних   школ,   в   которых   дети, интересующиеся   какой­либо   областью   науки,   искусства,   техники,   обсуждают   различные проблемы,   проводят   небольшие   исследования,  разрабатывают   проекты   под   руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели   возможности   развить   способности   в   своем  социальном   окружении.   При   такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения. При   диагностике   необходимое   максимальной   степени   использовать   информацию, полученную   от   учителей,   родителей,  самого   ребенка,   данные   разностороннего   тестового обследования, а главное — дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только   наличный   уровень   развития  познавательной   и   личностной   сферы,   но   и   его потенциальные возможности.  С   учетом   вышесказанного   могут   быть   сформулированы   следующие  принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская): 1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2. длительность   идентификации   (развернутое   во   времени   наблюдение   за   поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3. анализ   его   поведения   в   тех   сферах   деятельности,   которые   в   максимальной   мере соответствуют   его   склонностям   и   интересам   (включение   ребенка   в   специально организованные   предметно­игровые   занятия,   вовлечение   его   в   различные   формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); 4. использование   тренинговых   методов,   в   рамках   которых   можно   организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п. 5. подключение   к   оценке   одаренного   ребенка   экспертов,   специалистов   высшей квалификации   в   соответствующей   предметной   области   деятельности   (математиков, 9 филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества; 6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации   определенной   образовательной   среды   с   выстраиванием   для   данного   ребенка индивидуальной траектории обучения); 7. преимущественная   опора   на   экологически   валидные   методы   психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов   деятельности.   Наблюдение.   Беседа,   экспертные   оценки   учителей   и   родителей, естественный   эксперимент.   что   имеющиеся   валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.   Следует   подчеркнуть, 8. При  выявлении  одаренных  детей  целесообразно использовать  комплексный  подход. При   этом   может   быть   задействован   широкий   спектр   разнообразных   методов:   различные варианты   метода   наблюдения   за   детьми   (в   лабораторных   условиях,   во   внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические  тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным  программам, а также включение детей в специальные  игровые и предметно­ ориентированные   занятия;   экспертное   оценивание   конкретных   продуктов   творческой деятельности   детей;   организация   различных   интеллектуальных   и   предметных   олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием   различных   психометрических   методик   в   зависимости   от   задачи   анализа конкретного случая одаренности.         Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что  оценка ребенка   как   одаренного   не   должна   являться   самоцелью.   Выявление   одаренных   детей необходимо   связывать   с   задачами   их   обучения   и   воспитания,   а   также   с   оказанием   им психологической помощи и поддержки. В   данных   рекомендациях   представлены  методы   первичной   диагностики   детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской  одаренности.  Первичная диагностика детской одаренности педагогами и родителями  Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.) Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков) Опросник по оценке креативности Шкала Вильямса Работа в группах Построение маршрутного листа индивидуальной образовательной  траектории ребенка 10 Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» Приложение 1 Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов». 1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) да,  б) нет, они и так хороши,     в) да,   в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) ­ не очень. 2.   Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?  а) да,  б) нет,  в) в некоторых случаях. 3.   Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?  а) да,  б) да при благоприятных обстоятельствах,  в) лишь в некоторой степени. 4.   Считаете   ли   Вы,   что   в   недалеком   будущем   будете   играть   важную   роль   в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?   а) да, наверняка,  б) это маловероятно,  в) возможно. 5.   Когда   Вы   решаете   предпринять   какое­то   действие,   не   думаете   ли   Вы,   что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?  а) да,  б) часто думаю, что сумею,  в) да, часто. 6.   Испытывали   ли   Вы   желание   заняться   изучением   особенностей   неординарных личностей?  а) да, это меня привлекает,  б) нет, меня это не привлекает,     11 в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 7. Вам часто приходится заниматься  поиском новых методов развития  способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?  а) да,  б) удовлетворяюсь тем, что есть,      в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования. 8. Если  проблема  не решается, но ее решение Вас волнует, делаете  ли  Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?  а) да,  б) нет, достаточно знаний передового опыта,  в) нет. 9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..  а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,  б) махнете рукой на затею,      в) продолжаете делать свое дело. 10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?  а) да,  б) не совсем легко,  в) болезненно. 11. Когда Вы критикуете кого­нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?  а) не всегда,  б) при хорошем настроении,  в) в основном стараюсь это делать. 12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?  а) да, конечно,  б) запоминаю только то, что интересно,     в) всегда вспомнить не могу. 13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?  а) да, без затруднений,  б) в некоторых случаях,  в) нет. 14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?  а) уклоняетесь от ответа,  б) тактично переносите ответ на другое время,  в) пытаетесь отвечать. 15.   У   Вас   есть   основное   кредо   в   профессиональной   деятельности?   Когда   Вы   его защищаете, то…..  а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,     б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,  в) измените свое мнение, если давление будет мощным. 12 16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы  а) средний,  б) достаточный,  в) оригинальный. 17. Во время отдыха Вы предпочитаете….  а) решать проблемы связанные с работой,  б) прочитать интересную книгу по проблеме,     в) погрузиться в мир любимых увлечений. 18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело,  если….  а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,      б) Вы более или менее довольны,    в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.   Обработка результатов  Ответ:   а) 3 балла,    б) 1 балл,     в) 2 балла.  49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой   потенциал.   Вы   способны   стимулировать   творческую   активность,   подержать различные виды творческой деятельности учащихся. 24 ­ 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов   и   активного   саморегулирования   в   интеллектуальном   процессе.   Вам   необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете   особого   рвения,   но   при   соответствующей   мобилизации   сил,   вере   в   себя, кропотливости   в   работе   в   сфере   повышения   интеллекта   Вы   сможете   достичь   многого   в решении этой проблемы. Источник: Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.­сос. Н.И. Пантина и др. Волгоград: Учитель, 2007. 13 МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК   ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) Ниже   перечислены  X  сфер,   в   которых   ребенок   может   проявлять   свои   таланты,   и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных  характеристик.   Если   какая­то   характеристика   присуща   ребенку   в   наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество   набранных   баллов   внутри   одной  области   (например   «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное  число запишите   в   тетрадь.   Усредненные   результаты   по   всем   областям   сравните   между   собой. Выделите 3­4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для  развития  способностей.   Эта  методика  проводится   на основе  наблюдений   за  ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического   развития.   Известны   случай,   когда   у   одаренного   ребенка   наблюдается «западение»   какой­либо   одной   способности   (например,   литературно   одаренный   ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного  ребенка   должны   оценивать   несколько экспертов: родители,  воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам. I. Интеллектуальная сфера 1. Высокая познавательная активность, мобильность. 2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3. Устойчивость внимания. 1. Оперативная   память   —   быстро   запоминает   услышанное  или   прочитанное   без специальных   заучиваний,   не   тратит   много   времени   на   повторение   того,   что   нужно   за­ помнить. 4. Навыки   логического   мышления,   хорошо   рассуждает,   ясно   мыслит,   не   путается   в мыслях. 5. Богатство активного словаря. 7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется 14 Улавливает   причины   поступков   других   людей,   мотивы виду. в их поведения. 8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 9. Развитость творческого мышления и воображения. 10. Владение основными компонентами умения учиться. 11   .Способность   контролировать   собственную   творческую   деятельность,   повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности. II. Сфера академических достижении 1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям. 3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 4. Демонстрация понимания причинно­следственных отношений. 5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 6. Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих сверстников на год ­  два. 7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 8. Чтение научно­популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. Ш. Творчество 1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5. Любит рисовать. 6. Проявляет тонкое чувство юмора. 7. Не боится быть таким, как все. 8. Склонен к фантазиям, к игре. IV.Литературные сферы 1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого­либо конфликта. 2. Придумывает что­то новое и необычное, когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем. 3. Придерживается   только   необходимых   деталей   в   рассказах   о   событиях,   все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 6. Умеет  ввести в рассказы такие детали, которые важны  для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 1. Любит писать рассказы или статьи. 7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 15 V. Артистическая сфера 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 4. Понимает   конфликтную имеет возможность разыграть какую­либо драматическую сцену. изображает ситуацию, и         когда 5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится эмоциональные вызывать     людей, когда о чем­либо с увлечением рассказывают.   реакции   у 7. С   большой   легкостью   драматизирует,   передает     других чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже  всегда   проверяет   возникшую   идею   и   только   после испытанных   вариантов, «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. VI.Музыкальная сфера 1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит   музыкальные   занятия.   Стремится   пойти   на   концерт   или   туда,   где   можно слушать музыку. 5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком­нибудь инструменте. Техническая сфера VII. 1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. 1. В мир его увлечений  входит  конструирование  машин,  приборов, моделей  поездов, радиоприемников. 3. Может легко чинить испорченные приборы, использовать  старые детали для создания новых поделок, игрушек. 4. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 5. Любит рисовать чертежи механизмов. 6. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. Двигательная сфера VIII. 1. Тонкость и точность моторики. 2. Развитая двигательно­моторная координация. 3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 1. Постоянно преуспевает в каком­нибудь виде спортивной игры. 5. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). IX.Сфера художественных достижений 1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 4. Серьезно   относится   к   произведениям   искусства.   Становится   вдумчивым   и   очень 16 серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении,  описании какого­либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). 6. Всегда   готов   использовать   какой­либо   новый   материал  для   изготовления   игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 7. Когда   имеет   свободное   время,   охотно   рисует,   лепит,   создает   композиции,   имеющие   д.). художественное   назначение   Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение, (украшение   для   дома,   одежды   и   т. 9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 10. Интересуется   произведениями   искусства,   созданными  другими   людьми.   Может   дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.X. Общение и лидерство 1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 3. Высокая общительность с окружающими. 4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за советом. МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно  самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и  дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:  (++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в  проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;  (­) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположенное  оцениваемому. Если вы затрудняетесь дать оценку какому­то качеству, потому что у вас нет для этого  сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой. Лист вопросов: 1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения. 3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». 4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много  разных предметов, людей, ситуаций. 5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. 6. Любит сочинять рассказы или стихи. 7. Легко входит в роль какого­либо персонажа: человека, животного или других. 8. Интересуется механизмами и машинами. 9. Инициативен в общении со сверстниками. 10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. 11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. 17 12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею. 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит  много времени на то, чтобы запомнить. 14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. 15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. 16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого­ либо конфликта. 17. Интересуется актерской игрой. 18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания  новых поделок, игрушек. 19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях. 21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. 22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в  играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи). 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют. 24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,  открыток и т.д. 25. Хорошо поет. 26. Рассказывая о чем­то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет  основную мысль.  27. Меняет  тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и  вопросы на «поиск». 29. Легко общается с детьми и взрослыми. 30. Часто выигрывает  в разных спортивных играх у сверстников. 31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и  следствием. 32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие. 33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы  учится в более старшем классе, чем учиться сейчас. 34. Любит использовать какой­либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,  рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств. 36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все  несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает  недосказанное. 40. Бегает быстрее всех в классе. 41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия. 42. Способен по разному подойти к одной и  той же проблеме.  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение  (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать  музыку. 18 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные  состояния главных героев, их переживания, чувства. 47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. 48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,  механизмов. 49. Часто руководит играми и занятиями других детей. 50. Движется  легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи. 53. Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих сверстников на  год  или два. 54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения. 55. Хорошо играет на каком­нибудь инструменте. 56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что  обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии  событий, о которых рассказывает. 57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда  о чем­ то с  увлечением рассказывает. 58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его  возраста. 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные  варианты.  63. Умеет делать выводы и обобщения. 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и  клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение. 66. Склонен фантазировать, старается добавить что­то новое и необычное, когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем.  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния. 68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов  (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли) 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх. 71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях  предметов. 72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых  разнообразных идей и решений. 73. В свободное время любит читать научно­популярные издания (детские энциклопедии и  справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки,  детективы и т.д.) 74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается  воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии. 76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,  настроения. 77. Любит игры­ драматизации. 19 78. Быстро и легко осваивает компьютер. 79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников. Обработка результатов 1 11 21 31 41 51 61 71 2 12 22 32 42 52 62 72 3 13 23 33 43 53 63 73 6 16 26 36 46 56 66 76 4 14 24 34 44 54 64 74 5 15 25 35 45 55 65 75 7 17 27 37 47 57 67 77 8 18 28 38 48 58 68 78 9 19 29 39 49 59 69 79 10 20 30 40 50 60 70 80 Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно  сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные  баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: 20 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Интеллектуальная; Творческая;  Академическая;  Художественно­изобразительная; Музыкальная; Литературная; Артистическая; Техническая; Лидерская;  Спортивная. 21 ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ПО ОЦЕНКЕ КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА) РЕБЕНКА Инструкция. Способ проведения Шкала   Вильямса   —   опросник   для   родителей   и   учителей   по  оценке   креативности (творческого начала) ребенка — проводится индивидуально, время не ограничено. Раздается учителями в школе на дом для родителей тех детей, которых тестировали по одной или двум предыдущим методикам.  Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения  более объективной оценки мы считаем целесообразным, чтобы шкалу заполняли два­три педагога (если это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов. Эта шкала состоит из восьми подразделов — показателей, характеризующих поведение творческих   детей.   По   каждому   показателю  приводится   шесть   утверждений,   по   которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком X ответ, наиболее верно характеризующий  тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце Шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить, для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения Шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов. Лист ответов Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка ФИО ребенка _________________________________________ Дата опроса: «_»_____________________________года Класс _________ школа____________ возраст___________________ ФИО заполняющего опросник______________________________ Кем является заполняющий опросник по отношению к ребенку________________ Как давно заполняющий знает ребенка________________________ Инструкция по заполнению опросника: Обведите   одну   из   букв   на   листе   ответов   справа   от   номера   соответствующего утверждения.   Значение   выбранной   буквы   должно   лучше   всего   описывать   поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения: Ч — часто       И — иногда       Р — редко Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на данном  листе ответов. Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка. 22 Раздел I. БЕГЛОСТЬ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем­то вместо одной. Ребенок задает много вопросов. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли. Ребенок работает быстро и продуктивно. Раздел II. ГИБКОСТЬ Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета,  1. отличающихся от обычного способа. 2. 3.Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект. 4. другой. 5.Ребенок выдвигает множество идей и исследует их. 6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный  Раздел III. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в  1. центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения. 2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие  возможные ответы. 3. 4. и ему не нравятся обычные способы. 5. придумывать необычные решения. 6. проблемы. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно). Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего­либо, Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает  Раздел IV. РАЗРАБОТАННОСТЬ 1.Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок. 2.Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и  предлагает наиболее глубокое значение. 3.Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким­либо образом. 4. Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей. 5.Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы  усовершенствовать их. 6. Ребенок изменяет правила игры. Раздел V. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Ребенок спрашивает всех и обо всем. 1. 2.Ребенку нравится изучать устройство механических вещей. 3.Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления. 4. 5. 6.Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи. Ребенок ищет разные возможности решения задачи. Раздел VI. ВООБРАЖЕНИЕ 23 Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он  1. 2. решает сам. 3.Ребенок мечтает о различных местах и вещах. 4. 5. как другие. 6.Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так,  Раздел VII. СЛОЖНОСТЬ Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи. Ребенок любит изучать что­то без посторонней помощи. 1. 2. 3. 4. 5.Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели. 6.Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется  необходимым. Ребенку нравятся сложные задания. Раздел VIII. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их  1.Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других. 2. осуществить. 3.Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов. 4.Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию. 5.Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему  свое неодобрение. 6. Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. Следующие   четыре   вопроса   дадут   Вам   возможность   выразить  свое   мнение   о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко. 1. Вы считаете, что ребенок одаренный или сможет им стать? ДА     НЕТ Объясните почему­ ___________________________________________________________ 2. Вам кажется, что ребенок творческий или он сможет стать творческим? ДА     НЕТ Если «Да» ­ сообщите кратко,  в чем проявляется его творческость,  если «Нет» ­ почему? _____________________________________________________________________________ __ 3. Что Вы ожидаете от школьной программы для творческих детей? _____________________ _____________________________________________________________________________ __ 4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе  для творческих детей? _________________________________________________________________ 24 Обработка данных Все   восемь   факторов   —   дивергентного   мышления   (4)   и   личностных   творческих характеристик   (4)   модели   Вильямса   включены   в   эту  шкалу   для   оценки   родителями   и учителями. Для каждого фактора  представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко». 1. После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страница с открытыми вопросами, которая заполняется родителями и / или учителями. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте количество  ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый. 2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы  получат по одному (1) баллу каждый. 3. Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль (0)  баллов каждый. 4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному (1) баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями. Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может   помочь   тем,   кто   составляет   программы   для   творчески   одаренных   учащихся,   с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например,   если   наибольшее   количество   экспертов   дают   такой   комментарий:   «ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) — будет иметь высший ранг для данной группы детей. Подобные   ранги   по   ряду   творческих   проявлений   личности  будут   характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей. Число ответов в колонке «часто» х 2 =  Число ответов в колонке «иногда» х 1 =  Число ответов в колонке «редко» х 0 =  Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «да» и комментариями х 1 = Число ответов в «открытых» ответах, с ответом «нет» х 0 = Суммарный балл = сумме баллов в вышестоящих строках. Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, т. к. 100 баллов — это максимально возможный суммарный сырой балл. 25 26

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Диагностика одаренности  как основа работы педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018