Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке
Оценка 4.9

Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке

Оценка 4.9
docx
23.11.2022
Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке
Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке.docx

Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке

 

"Жизнь по природе своей диалогична.

Жить - значит участвовать в диалоге:

вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.

 В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью:

глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками.

 Он вкладывает всего себя в слово» (Бахтин М.М.)

                

             Диалог – это форма общения, состоящая из регулярного обмена высказываниями. «Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке». (Руководство для учителя, стр. 144)

            На уроке методики литературы на тему «Работа над образом героя эпического произведения» по произведению А.П.Чехова «Ионыч» я применила метод диалогического обучения, так как именно в процессе диалога друг с другом, в процессе обсуждения теоретического и практического материала студенты смогли обсудить теоретический и практический материал урока, лучше понять изучаемую тему урока.

            Цель моего занятия заключалась в формировании умения проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения путём  выработки коммуникативных навыков в обсуждении проблемных вопросов урока; развитии диалогической речи, устной связной монологической речи, умении выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста.

           Для реализации данной цели мною были выбраны следующие методы: эвристический, проблемный, лингвистический анализ текста, беседа, работа в парах и группах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

           В ходе урока диалогическое обучение было построено на  следующих линиях:

 Преподаватель – студент

 Студент – преподаватель  

 Студент – студент  

 Студент  – группа

 Студент   – компьютер

            Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он выделил три типа беседы: беседа-дебаты, кумулятивная беседа и исследовательская беседа. Наиболее продуктивным является исследовательский тип беседы (Руководство, стр. 145-146). Это диалог студент – студент, где студенты являются равноправными партнерами.

           Исследовательский тип беседы я применила в следующем задании «Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений».  Я думаю, что на эффективности данной беседы сказалось то, что студенты работали в группах. Они обговаривали план своих действий, советовались друг с другом, находили верное решение, затем в соответствии со своим решением заполняли таблицу  «Каким предстает герой в каждой из этих глав?»: 1 группа –1-2 глава, 2 группа – 3-4 глава, 3 группа  – 5 глава.

              В ходе диалога студенты следили за ходом размышлений друг друга, сверяли свои знания, дополняли друг друга, при необходимости указывали на ошибку.

           Во время практических занятий в колледже я сделала вывод о том, что диалог – это вид работы, который следует тщательно подготовить. Студенты, хоть и взрослые люди, но нуждаются в смене видов деятельности. Они быстро утомляются, теряют интерес к непродуктивной беседе. Кроме того, среди студентов немало таких, которые в силу своего слабого словарного запаса не всегда могут правильно выразить свои мысли. Немало и таких, которые любят сами вступать в диалог, но не могут слушать других студентов.

          Чтобы диалог был результативным, в начале своего урока я описывала проблемную ситуацию с последующим побуждающим диалогом. Например, герой Чехова Ионыч – яркий представитель современности. Чтобы вовлечь студентов в диалог о характере героя, я брала житейские эпизоды, которые были близки и понятны студентам. Они живо откликались на проблемные ситуации, а затем уже было легче работать с ними по тексту произведения.

           Дело в том, что основная задача современного урока на сегодняшний день состоит не в сообщении учащимся готовой информации, а в обучении их свободно уметь применять полученные знания на уроке, на практике. Студенты всегда живо принимают участие в диалоге, когда происходит сопоставление с жизнью, связь теории с практикой. Такие диалоги помогают лучше узнать студентов, их отношение к изучаемому вопросу. 

              Тем не менее, я уверена, что на всех уроках должна прослеживаться направляющая роль преподавателя, так как именно преподаватель должен правильно организовать процесс, помогать при выполнении заданий и возникновении проблемных вопросов.

          По моему мнению, использование диалога развивает у студентов способность к самостоятельному обучению, воспитывает любознательность и наблюдательность. Средой, в которой студенты смогут почувствовать себя комфортно и свободно, должен стать диалог. В доброжелательной и комфортной обстановке студенты делились друг с другом своими мыслями, идеями, раскрывали свой творческий потенциал. Шло успешное усвоение темы урока.

          Работая в малых группах, участники диалога решали общую жизненную проблему, а это значит, что создалось совместное понимание темы урока, шёл обмен идеями и мнениями, обсуждение и оценивание идей друг друга, раскрытие темы и идеи произведения.

      Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются, когда есть возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. (Руководство, стр.144)

       Особенно интересными и содержательными  для студентов с этой точки зрения были творческие задания. Например, раскрытие цветовой детали в рассказе А. Чехова «Ионыч». Студентам были заданы такие вопросы:

1.     Какие краски сопровождают образ Старцева?

2.     Расцвечиваются ли действительность когда Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну?

3.     Какие другие краски есть в рассказе? Кого они сопровождают?

4.     Какую роль играет цветовая деталь в рассказе?

5.     Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

             Внимательная работа с текстом и диалог друг с другом помогли студентам раскрыть духовную деградацию человека в рассказе Чехова. Они убедились в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека.

            Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Студенты сделали вывод: если в человеке гаснет способность к сопротивлению обстоятельствам, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого вначале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

                  Подведение итога данного урока я провела в форме беседы:

1.     На какие жизненно важные вопросы получили мы сегодня ответы?

2.     К чему может привести каждого из нас бездуховная и бесцельная жизнь?

3.     Какую оценку вы можете дать своей работе?

Я думаю, что диалог – это наиболее эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке, который следует применять и тщательно к нему готовиться.

 


 

Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке "

Диалог как эффективный и продуктивный вид деятельности на уроке "

Каким предстает герой в каждой из этих глав?»: 1 группа –1-2 глава, 2 группа – 3-4 глава, 3 группа – 5 глава

Каким предстает герой в каждой из этих глав?»: 1 группа –1-2 глава, 2 группа – 3-4 глава, 3 группа – 5 глава

Особенно интересными и содержательными для студентов с этой точки зрения были творческие задания

Особенно интересными и содержательными для студентов с этой точки зрения были творческие задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.