В статье представлено описание подхода М. М, Бахтина в определении роли диалога и его значимости для определения путей познания личности. Введение Бахтиным в методологию гуманитарных наук понятия диалогизма, играет ведущую роль в определении диалога, как принципа раскрывающего внутреннюю сущность понимания.Научно-публицистическая статья
Статья Диалог и диалогичность..docx
Диалог и Диалогичность.
Педагогпсихолог
ГБОУ Школы №1558
г. Москвы
Прудкова Ю. В.
«Мое слово останется в продолжающемся диалоге,
где оно будет отвечено, услышано и переосмыслено»
М.М. Бахтин
Диалогичность как свойство гуманитарного познания была впервые выявлена
Ф. Шлейермахером, а в методологию гуманитарных наук введена M.M. Бахтиным.
Намечая подход к методологии гуманитарных наук, M.M. Бахтин выделяет объект
исследования в гуманитарном познании, которым является, по его мнению,
социальный человек, и предмет исследования текст. Текст является той
специфической особенностью, которая выделяет человека как объект
гуманитарного познания. Диалогическая природа гуманитарного познания, диалог
как принцип, раскрывающий внутреннюю сущность понимания, диалогический
характер интерпретации текстов актуальнейшие проблемы методологии
гуманитарных наук, по мнению М.М. Бахтина, в настоящее время недостаточно
разработаны: «Мы подходим здесь к переднему краю философии языка и вообще
гуманитарного мышления, к целине».
Созданная М.М. Бахтиным философия диалогизма строилась на
интерпретации творчества Достоевского. "Диалог" в мире Достоевского, по его
мнению, происходит не только между автором и героями, его герои ведут диалог и между собой. Мировоззренческий, "идейный" диалог предстает в форме
разговоров героев о "последних" проблемах бытия. М.М. Бахтин нашел в
сочинениях Достоевского наиболее подходящие модели для философского
осмысления феномена диалога, он характеризует творчество Достоевского словом
«диалоговедение».
М.М. Бахтин, занимаясь вопросами сознания, выдвинул важнейший принцип
диалогизма, который имеет непосредственное отношение к проблеме «Я». Исходя
из того, что «образ Я» — интериоризированное общение, он должен отражать
специфику общения — диалогичность. Интериоризируясь, общение во внутреннем
развитии личности способствует выработке отношения к самому себе, дает
возможность переоценивать и видоизменять собственный опыт, глядя на себя
«глазами других».
«...мы на каждом шагу оцениваем себя с точки зрения других... Одним
словом, мы постоянно и напряженно подстерегаем, ловим отражения нашей жизни
в плане сознания других людей». «Эти могущие нас завершить в сознании другого
моменты, предвосхищаясь в нашем собственном сознании, теряют свою
завершающую силу, только расширяя его в его собственном направлении...
Взглянув на себя глазами другого, мы в жизни снова всегда возвращаемся в себя
самих, и последнее, как бы резюмирующее, событие совершается в нас в
категориях собственной жизни»
Таким образом, мы можем сказать, что наше сознание существует во
внутреннем диалоге: мы осознаем себя личностью, вырабатываем отношение к себе
опосредованно, формируем и отстаиваем личные позиции, но это происходит
тогда, когда мы наблюдаем за собой, наблюдаем за другими и представляем себя,
свой образ в «глазах других». И именно диалогичность сознания имеет большое
значение в создании нашего образа « Я» как ядра индивидуального сознания
личности. М. М. Бахтин утверждает: "Быть – значит общаться диалогически. Когда
диалог кончается, все кончается. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия".
Феномену диалога Бахтин придает универсальное значение. Диалогические
отношения людей – не просто "одно из" проявлений их бытия, а явление,
пронизывающее всю человеческую речь и его сознание, все отношения и
проявления человеческой жизни, всё, что имеет смысл и значение.
Бахтин называет диалог – путем познания личности и выражения ее внутреннего
мира, ее установок и идей, условием самого существования идей у личностей.
"Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, – оставаясь
только в нем, она вырождается и умирает. Идея начинает жить, то есть
формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение,
порождать новые идеи, вступая в существенные диалогические отношения с
другими чужими идеями". "Идея – как ее видел Достоевский – это не
субъективное индивидуально – психологическое образование с "постоянным
местопребыванием" в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и
интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое
общение между сознаниями. Идея – это живое событие, разыгрывающееся в точке
диалогической встречи двух или нескольких сознаний". Говоря о диалогическом
способе существования идеи, Бахтин полемизирует с монологической
"идеологией" Нового времени. Не может быть идеи, которая существовала бы и
развивалась "сама по себе" и была бы истинной "сама по себе", вне конкретного
бытия индивида, живущего среди других конкретных индивидов, иначе говоря, не
может быть идей вне события человеческих индивидов.
Микродиалог – это внутренний диалог человека, при котором его внутренний
голос "звучит" в соотнесении с другими голосами (своими или усвоенными
чужими), перебивается ими, соглашается или борется с ними. Бахтин
рассматривает это явление на примере внутренних диалогов Раскольникова, Голядкина и других героев Достоевского. Тут внутренний монолог героя
диалогизируется, диалог проникает внутрь каждого слова.
Термином "большой диалог" Бахтин называет полифоническое целое романа
Достоевского. В большом диалоге герои романа (индивиды) существуют как
равноправные носители своих "правд"" тут нет единственной "правды". Сознание
каждого существует не само по себе, а на фоне чужих сознаний. В словах
микродиалогов звучат отголоски большого диалога.
Понятие "большого диалога" Бахтин непосредственно относил к романам
Достоевского. Термин "большой диалог" местами трансформируется в "русский и
мировой диалог".
М.М.Бахтин философски осмыслил и представил новую – полифоническую
– картину мира, которая адекватна мировоззрению XX века. Он отмечал:
Полифоническому мышлению "доступны такие стороны человека, и прежде всего
мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия, которые не
поддаются художественному освоению с монологических позиций". Решающую
роль в создании новой художественной модели мира он отводил Достоевскому и
полагал, что философско – художественные открытия этого выдающегося
писателя – мыслителя все еще, весьма недостаточно осознаны и оценены: "Научное
сознание современного человека научилось ориентироваться в сложных условиях
"вероятностной вселенной", не смущается никакими "неопределенностями", а
умеет их учитывать и рассчитывать. Но в области художественного познания
продолжают иногда требовать самой грубой, самой примитивной определенности,
которая заведомо не может быть истинной".
Список литературы: 1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. С. 462, 464.
2. Бонецкая Н.К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина // Вопросы
философии. 1996. № 10. С. 94112.
3. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина // Вестник
Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 4. С. 2840.
Диалог и диалогичность
Диалог и диалогичность
Диалог и диалогичность
Диалог и диалогичность
Диалог и диалогичность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.