Диалог и диалогичность
Оценка 4.8

Диалог и диалогичность

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.01.2018
Диалог и диалогичность
В статье представлено описание подхода М. М, Бахтина в определении роли диалога и его значимости для определения путей познания личности. Введение Бахтиным в методологию гуманитарных наук понятия диалогизма, играет ведущую роль в определении диалога, как принципа раскрывающего внутреннюю сущность понимания.Научно-публицистическая статья
Статья Диалог и диалогичность..docx
Диалог и Диалогичность.                                                                                            Педагог­психолог ГБОУ Школы №1558                                                                                г. Москвы                                                                                                         Прудкова Ю. В.                                                     «Мое слово останется в продолжающемся диалоге,                                                    где оно будет отвечено, услышано и переосмыслено» М.М. Бахтин          Диалогичность как свойство гуманитарного познания была впервые выявлена  Ф. Шлейермахером, а в методологию гуманитарных наук введена M.M. Бахтиным.  Намечая подход к методологии гуманитарных наук, M.M. Бахтин выделяет объект исследования в гуманитарном познании, которым является, по его мнению,  социальный человек, и предмет исследования ­ текст. Текст является той  специфической особенностью, которая выделяет человека как объект  гуманитарного познания. Диалогическая природа гуманитарного познания, диалог  как принцип, раскрывающий внутреннюю сущность понимания, диалогический  характер интерпретации текстов ­ актуальнейшие проблемы методологии  гуманитарных наук, по мнению М.М. Бахтина, в настоящее время недостаточно  разработаны: «Мы подходим здесь к переднему краю философии языка и вообще  гуманитарного мышления, к целине».          Созданная М.М. Бахтиным философия диалогизма строилась на  интерпретации творчества Достоевского. "Диалог" в мире Достоевского, по его  мнению, происходит не только между автором и героями, его герои ведут диалог и между собой. Мировоззренческий, "идейный" диалог предстает в форме  разговоров героев о "последних" проблемах бытия. М.М. Бахтин нашел в  сочинениях Достоевского наиболее подходящие модели для философского  осмысления феномена диалога, он характеризует творчество Достоевского словом  «диалоговедение».          М.М. Бахтин, занимаясь вопросами сознания, выдвинул важнейший принцип  диалогизма, который имеет непосредственное отношение к проблеме «Я». Исходя  из того, что «образ Я» — интериоризированное общение, он должен отражать  специфику общения — диалогичность. Интериоризируясь, общение во внутреннем  развитии личности способствует выработке отношения к самому себе, дает  возможность переоценивать и видоизменять собственный опыт, глядя на себя  «глазами других».             «...мы на каждом шагу оцениваем себя с точки зрения других... Одним  словом, мы постоянно и напряженно подстерегаем, ловим отражения нашей жизни  в плане сознания других людей».  «Эти могущие нас завершить в сознании другого  моменты, предвосхищаясь в нашем собственном сознании, теряют свою  завершающую силу, только расширяя его в его собственном направлении...  Взглянув на себя глазами другого, мы в жизни снова всегда возвращаемся в себя  самих, и последнее, как бы резюмирующее, событие совершается в нас в  категориях собственной жизни»           Таким образом, мы можем сказать, что наше сознание существует во  внутреннем диалоге: мы осознаем себя личностью, вырабатываем отношение к себе опосредованно, формируем и отстаиваем личные позиции, но это происходит  тогда, когда мы наблюдаем за собой, наблюдаем за другими и представляем себя,  свой образ в «глазах других». И именно диалогичность сознания имеет большое  значение в создании нашего образа « Я»  как ядра индивидуального сознания  личности. М. М. Бахтин утверждает: "Быть – значит общаться диалогически. Когда  диалог кончается, все кончается.  Два голоса – минимум жизни, минимум бытия".  Феномену диалога Бахтин придает универсальное значение. Диалогические  отношения людей – не просто "одно из" проявлений их бытия, а явление,  пронизывающее всю человеческую речь и  его сознание, все отношения и  проявления человеческой жизни, всё, что имеет смысл и значение. Бахтин называет  диалог –  путем познания личности и выражения ее внутреннего  мира, ее установок и идей, условием самого существования идей у личностей.  "Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, – оставаясь  только в нем, она вырождается и умирает. Идея начинает жить, то есть  формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение,  порождать новые идеи,  вступая в существенные диалогические отношения с  другими чужими идеями". "Идея – как ее видел  Достоевский – это не  субъективное индивидуально – психологическое образование с "постоянным  местопребыванием" в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и  интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое  общение между сознаниями. Идея – это живое событие, разыгрывающееся в точке  диалогической встречи двух или нескольких сознаний". Говоря о диалогическом  способе существования идеи, Бахтин полемизирует с монологической  "идеологией" Нового времени. Не может быть идеи, которая существовала бы и  развивалась "сама по себе" и была бы истинной "сама по себе", вне конкретного  бытия индивида, живущего среди других конкретных индивидов, иначе говоря, не  может быть идей вне события человеческих индивидов.        Микродиалог – это внутренний диалог человека, при котором его внутренний  голос "звучит" в соотнесении с другими голосами (своими или усвоенными  чужими), перебивается ими, соглашается или борется с ними. Бахтин  рассматривает это явление на примере внутренних диалогов Раскольникова, Голядкина и других героев Достоевского. Тут внутренний монолог героя  диалогизируется, диалог проникает внутрь каждого слова.        Термином "большой диалог" Бахтин называет полифоническое целое романа  Достоевского. В большом диалоге герои романа (индивиды) существуют как  равноправные носители своих "правд"" тут нет единственной "правды". Сознание  каждого существует не само по себе, а на фоне чужих сознаний. В словах  микродиалогов звучат отголоски большого диалога.        Понятие "большого диалога" Бахтин непосредственно относил к романам  Достоевского. Термин "большой диалог" местами трансформируется в "русский и  мировой диалог".            М.М.Бахтин философски осмыслил и представил новую – полифоническую  – картину мира, которая  адекватна мировоззрению XX века. Он отмечал:  Полифоническому мышлению "доступны такие стороны человека, и прежде всего  мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия, которые не  поддаются художественному освоению с монологических позиций". Решающую  роль в создании новой художественной модели мира он отводил Достоевскому и  полагал, что философско – художественные открытия этого выдающегося  писателя – мыслителя все еще, весьма недостаточно осознаны и оценены: "Научное сознание современного человека научилось ориентироваться в сложных условиях  "вероятностной вселенной", не смущается никакими "неопределенностями", а  умеет их учитывать и рассчитывать. Но в области художественного познания  продолжают иногда требовать самой грубой, самой примитивной определенности,  которая заведомо не может быть истинной".    Список литературы: 1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. С. 462, 464.  2. Бонецкая Н.К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина // Вопросы  философии. ­ 1996. ­ № 10. ­ С. 94­112. 3. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина // Вестник  Московского университета. Серия 7. Философия. ­ 1996. ­ № 4. ­ С. 28­40.

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность

Диалог и диалогичность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2018