Дефектологическое сотрудничество учителя – дефектолога и родителей "Мы в ответе за своих детей"
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и
детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой
родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность,
увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей
«группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями.
Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя.
Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы,
наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная
общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно
необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей,
определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель : Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества учителя – дефектолога и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи :
Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Реализация программы проходит по трем направлениям:
1 Направление -Диагностическое.
Основная цель: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.
2 Направление -Профилактическое
Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
« Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д.
Круглый стол: «Психическое здоровье детей»
3 Направление - Заключительное (Реабилитационное с «проблемными» детьми)
Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей»
Программно-методическое обеспечение пед. процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
Желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
Формы работы с семьей
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
Открытые занятия с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу родителя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Учитель – дефектолог заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
.Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами коррекционной программы детей в условиях детского сада и семьи.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме учитель – дефектолог и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области познавательного развития детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами
Наглядная пропаганда
В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.
С целью побывать в дошкольном учреждении проводятся дежурства. Проблемных родителей привлекать к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению привлекать «проблемных» родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Направления и содержание работы с «проблемными» семьями
«Детско-родительские отношения»
№ |
Направления работы, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
Наглядно-информационный блок Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. |
||
1. |
Выпуск семейной стенгазеты примерной тематики «В такие игры мы играем дома», «Не ругай себя мама напрасно», |
|
|
2. |
Организация выставок: «Моя семья» «Здравствуй, Новый Год!» |
|
|
3. |
Персональная выставка детских работ |
|
|
4. |
Выпуск буклетов памяток разной тематики |
|
|
5. |
Ярмарка семейных идей |
|
|
|
Обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
||
|
Круглый стол: «Уроки вежливости и красоты». |
|
|
|
Практикум для родителей: «Нестандартные игры для детей и взрослых»: - «Взрослые глазами детей». - «Как родители и дети не слышат друг друга» - «Родители горячие, холодные, никакие…» - «Сколько лишнего мы говорим и делаем» - «Почему правильное воспитание дает неправильные результаты» - «Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось?» - «Как бьют по ребенку войны родителей» - «Как наказывать с пользой» |
|
|
|
Устный журнал: «Ребёнок в детском саду, дома, на улице», «Научи меня мама» |
|
|
|
Семейные чтения «Воспитывать ребенка. Как?» |
|
|
|
КВН |
|
|
|
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
||
|
Совместное проведение праздников: · «Мамочка любимая» · «Папа, мама, я – спортивная семья» · Здравствуй, здравствуй Новый год, приходи к нам ёлка» и т.д |
|
|
|
Совместное празднование дня рождения ребёнка. |
|
|
|
Фестиваль семейного счастья: «Бабушкины руки не знают скуки» «Мастерим вместе с папой» «Разумные советы моей мамы» |
|
|
№ |
Направления работы, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
Наглядно-информационный блок |
||
1. |
Киновидеотренинг «О вреде американских мультиков» «Мама, не покупай мне это» |
|
|
2. |
«Шпаргалки для взрослых»
|
|
|
3. |
Информационные памятки и проспекты для родителей. |
|
|
|
Обучающий блок |
||
|
Дискуссионный клуб: «Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин» «Воспитываем девочку. Как?» |
|
|
|
Круглый стол «Единственный ребёнок в семье» и «Проблема рождения второго ребёнка» |
|
|
|
Дискуссионный клуб: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (работа с «группой риска») |
|
|
|
Клуб «Семейный очаг» |
|
|
|
За чашкой чая |
|
|
|
Тренинг «Эффективный родитель и эффективный педагог» |
|
|
|
Педагогическая гостиная «Досуг в семье. Как его проводить», «Семейные традиции» |
|
|
№ |
Направления работы, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
Познавательно-обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
||
|
Цикл познавательных занятий: « Давайте вместе изучать мир» |
|
|
|
Цикл познавательных занятий(например): « Мои права» |
|
|
|
Игры и упражнения на развитие комуникативности родителей и детей |
|
|
|
Семинар – практикум: «Эмоциональный мир ребёнка» |
|
|
|
: «Современным детям нужны современные родители» |
|
|
|
Экскурсии
|
|
|
|
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. |
||
|
Конкурс рисунков Досуги |
|
|
|
Театральные представления |
|
|
|
Праздники |
|
|
|
Кружковая работа |
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ |
Формы и методы работы |
Направление, тематика, содержание деятельности |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Ознакомительные беседы |
Установление доверительных отношений между семьей создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей. |
Дефектолог |
По мере поступления детей |
2. |
Индивидуальные беседы |
Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку. |
Дефектолог |
В течение года (по мере необходимости) |
3. |
Родительские собрания. |
«Давайте познакомимся». Специфика работы и т.п. Организация собраний |
Дефектолог |
Сентябрь
В течение года |
4. |
Открытые занятия. |
Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики. Подбор познавательных занятий |
Дефектолог
|
В течение года
|
5. |
Родительские пятиминутки. |
Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. |
Дефектолог |
Еженедельно (вторая половина дня) |
6. |
Анкеты. |
Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребенка в группе с задержкой психического разития.
|
Дефектолог |
По мере необходимости |
7. |
Бюллетени |
Объявления, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы.
|
Дефектолог |
По мере необходимости |
8. |
Педагогическая библиотечка. |
Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам воспитания и обучения детей. |
Дефектолог |
По запросу родителей в течение года |
9. |
Консультации, беседы |
1. «Тревожат ли вас проблемы ребенка?» 2. «Пальцы помогают говорить». 3. «Подарите ребенку праздник!» 4. «Учимся говорить выразительно». 5. «Как снизить агрессивность детей?» 6. «Что бы не было ребенку скучно!» и т.д.
|
Дефектолог
|
Весь год |
10. |
Информация о прошедшей недели
|
«Что мы нового узнали» |
Воспитатели
Родители |
Еженедельно
|
11 |
Заседание клуба «Семейный очаг» |
Подбор консультаций, бесед |
Воспитатели родители |
Раз в квартал |
12
|
Праздники, досуги |
|
Учитель - дефектолог |
В течении года |
14 |
Оформление папок-передвижек, информац.стендов |
Подбор консультаций. Вопрос - ответ |
Учитель - дефектолог |
Весь год |
Показатели результативности проведенной работы:
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
Примеры пословиц и поговорок, отражающих воспитательное влияние
старшего поколения на детей:
Молодость плечами крепка, старость – головою.
Стар, да дюж.
И стар, да удал – за двоих стал.
Стар, да умен – два угодья в нем.
Не красна старость годами, а красна летами.
Старик, да лучше семерых молодых.
Чем старее, тем правее.
Без старых не проживешь.
У кого есть дед. У того и обед.
Бала б моя бабуся – никого не боюся, бабушка – щиток, кулак – молоток.
Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.
Бабушке один только дедушка не внук.
Корми деда на печи – и сам будешь там.
Нет милее дружка, чем родная бабушка.
Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди.
При солнышке тепло, а при бабушке добро.
Примеры потешек, прибауток, дразнилок, загадок, колыбельных, считалок:
Свинка сыну говорила: - Я тебя хрю – хрю, мой милый! Ну, а ты меня, сыночек? Слышишь, что я говорю? Отвечал сыночек: - Очень, очень я тебя хрю – хрю! |
Заленился папа что – то… - Поиграем? – Неохота… С таким ленивым папой Соскучишься совсем… - Я мишка косолапый! Сейчас тебя я съем! |
Котя, котенька, коток, Котя, серенький хвосток, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать! Уж как я, тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога, Да кувшин молока. |
Наша Катя заскучала, Дверь открыла, закричала: - Вы, родные, приходите, В нашем доме посидите! Есть блины и драники, А потом еще для вас Будет вкусный, сладкий квас! |
Чики – чики – чикалочки, Сделаю коня из палочки, Из лозы сплету корзину, Посажу сестренку Зину И на маленьком возу Покататься повезу. |
Байки – побайки, Прискакали зайки. Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Наш малыш стал засыпать. |
Бежала лесочком Лиса с кузовочком. - А что в кузовочке? - Лесные грибочки, Грибочки – груздочки. Для сына и дочки.
|
Раз, два, три, четыре, Пахнет елкою в квартире, Три, четыре, пять, шесть, Не заставят кашу есть! Пять, шесть, семь, восемь, На пирог сегодня просим, Потому что девять, десять, Мама с папой тесто месят! |
Была курочка рябенька, Снесла яичко беленько. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, Только мышка – покатаюшка Ударила хвостиком и разбила. Дед плачет, баба плачет. Курочка кудкудахчет, А мышка – покатаюшка Шмыг в норку – И ушла, ушла, ушла. |
Из – за леса, из – за гор едет дедушка Егор. На лошадке он сидит, с удивлением глядит. Едет бабка на корове, на телятах – сыновья, А внучата – на козлятах, едет вся его семья, - Вы куда? – он стал кричать. - Как куда? Тебя встречать. |
Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда, Ну а драться? Никогда! |
Курочка кудахчет, Дочку носом тычет: Ай, куда, куда, куда, Ай, подай ее сюда! |
Гуси ходят по двору, Беспокоятся, кричат, Не сочтут никак гусят Га – га – га. |
Вышла курица – хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курица: ко – ко, Не ходите далеко. |
Ай, качи, качи, качи, Будут в доме калачи! Для мамы и бабушки Испечем оладушки, А для Маши – пирожок, Ну – ка, съешь его, дружок! |
- Ежик! Выбирай сапожки! Милой женушке на ножки. Еж сказал: - Благодарю! Я ей туфли подарю.
|
Папа, папа наш большой, Нас он поднимает. Он подбросит нас легко, А потом поймает. С папой вместе потанцуем, Будем мы кружиться. Наша мама тоже хочет С нами веселиться. |
Тарарам, тарарам! Кто явился в гости к нам? Посмотри – ка поскорей На любимых на гостей: Дедушка, бабушка, Папа, мама, я – Вся моя семья!
|
Мама, мама, где же наша мама? Мама, мама, где же наша мама? А мы мамочку найдем, Маму любят детки, А мы мамочку погладим И обнимем крепко!
|
Как – то утром Крошка крот Шел на завтрак в огород. Так случилось: Он проснулся, К маме лапкой потянулся – Нету мамочки, ушла, У больших всегда дела! «Да, - подумал он со вздохом. – До чего ж без мамы плохо!» |
В большой семье У девочек и мальчиков Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам надеть? (Варежки) |
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, Он уже и стар, и сед Мой родной любимый… (Дед)
|
У моей бабули – Два стекла, оправа, дужки Зацепилися за ушки. На носу не новички – Хорошо сидят… (Очки) |
По водичке я плыву Кря – кря – кря – утят зову. (Утка)
|
Мудрость тысячелетий
Екатерина II Великая
Суворов А. В.
Фонвизин Д. И.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Новиков Н. И.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Радищев А. Н.
Сковорода Г. С.
Франклин Б.
Джефферсон Т.
Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.
Карамзин Н. М.
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Крылов И. А.
Пушкин А. С.
Белинский В. Г.
Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее.
Биант
Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности.
Демокрит
Великое искусство – уметь быть старым. Еще большее искусство – уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости.
Виктор Гюго
Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах.
Томас Манн
Не стоит бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости.
Бион Борисфенит
Совместное занятие родителей с детьми «Я и мое имя»
Введение
Воспитатель делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»:
«Однажды в магазин «Овощи и фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами.
Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой – то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула – на пол.
- Фу ты, чебурашка какой! – сказал продавец.
Зверек открыл глаза и огляделся.
- Ты кто? – спросил его продавец.
- Не знаю…
- А как тебя зовут?
- Не знаю…
- Может, ты медведь?
- Не знаю…
- Ну ладно! Тогда тебя буду звать Чебурашка.
Так у Чебурашки появилось имя».
- И у каждого человека есть свое имя.
Упражнение «Имена»
Воспитатель. Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут…. А как вас зовут?
Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!» - хором назовем каждый свое имя!
Дети выполняют задание. Затем по просьбе воспитателя каждый называет свое имя.
Игра с родителями «Давайте познакомимся»
Участники – родители по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на любую букву, или на все буквы. Например, Ольга – ослепительная улыбка, легка на подъем, голубоглазая…
Дискуссия
Дети отвечают на вопросы:
- Бывают ли люди, у которых нет имен?
- А для чего нужны имена?
- А кто еще имеет имена?
Упражнение «Зеркало»
Воспитатель просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь?», «А видишь ли ты свое имя?».
После ответа воспитатель делает вывод:
- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.
Упражнение «Ласковое имя»
Воспитатель просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.
Игра «Пожелания родителей»
Родители встают по кругу, обращаясь по именам к детям, произносят какую – либо фразу: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Будьте всегда здоровы» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
Конкурс «Добрый танец»
Под спокойную музыку родители с детьми парами свободно танцуют. По сигналу воспитателя (звук колокольчика) каждый родитель говорит что – то приятное своему ребенку, называя его по имени: «Сережа, как я рада тебя видеть», «Лена, какой замечательный сегодня день» и прочее.
Рисунок «Цветные облака»
Ребенок рисует облако, выбирая тот цвет краски, который ему нравится.
С помощью родителей дети пишут свое имя в центре рисунка.
Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры
1 |
«Дочки – матери» |
2 |
«Мой дом» |
3 |
«Мама ведёт детей в детский сад» |
4 |
«Папа играет с детьми» |
5 |
«Семья едет в отпуск» |
6 |
«Семья путешествует» |
7 |
«Мамины и папины помощники» |
8 |
«Мама, папа и я – дружная семья» |
9 |
«Еду с папой на машине» |
10 |
«В гости к бабушке» |
11 |
«Мастерим вместе с дедом» |
Примерные темы бесед с детьми
1 |
«Мои родные» |
2 |
«Любящие родители» |
3 |
«Моя семья» |
4 |
«Мамочка любимая моя» |
5 |
«Хорошо с мамой рядом» |
6 |
«Кому я благодарен» |
7 |
«Мой дом - моя крепость» |
8 |
«Я и моё имя» |
9 |
«Я - маленький и Я – взрослый» |
10 |
«Я и мои друзья» |
11 |
«Бабушка рядышком с дедушкой…» |
12 |
«Как на нашей улице…» |
13 |
«Как вы отдыхали летом» |
14 |
«Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы». |
15 |
«Что такое дружба?» |
16 |
«Чего я боюсь» |
17 |
«Хорошо дарить подарки!» |
18 |
«Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно» |
19 |
Беседы по сказкам: «Репка», «Курочка ряба», «Варежка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Три поросёнка», «Три медведя» (Л.Н.Толстой), «Мороз Иванович» (В.Ф.Одоевский), «Федорино горе» (К.Чуковский), «Как собака друга искала (С.Фетисов), «Разговор с внуком» (С.Маршак), «Золушка» (Ш.Перро), и м.д. |
Стихи к проекту
Сыро, хмуро за окном, Дождик моросит, Низко небо серое Над крышами висит. А в доме – чистота, уют, У нас своя погода тут. Улыбнется мама ясно и тепло – Вот уж вам и солнышко В комнате взошло! О. Дриз
|
Мама… Слов дороже нет на свете! По какой бы ты ни шел тропе, Мамина любовь над нею светит, Чтобы в трудный час помочь тебе. Мама озаряет сердцем нежным Дни, дороги и дела твои. Оправдай же мамины надежды, Повседневно лишь добро твори! А. Костецкий |
«Мамины помощники»
Будет мама рада очень, Если я смогу помочь ей! Пусть часок не поиграю, А белье перестираю. Чтобы в доме было чисто, Подмету метлой пушистой, Все соринки соберу И на полках пыль протру. Нужно вытряхнуть немножко Все ковровые дорожки – Наши ножки здесь прошли, Значит коврики в пыли. И про кухню не забуду – Перемою всю посуду И со сливками омлет Приготовлю на обед. Будет мама рада очень, Если я смогу помочь ей! С. Тетерин
|
«Любимые мамы»
Мамы есть у всех детишек, И у птичек, и у мышек, У енотов и бельчат, У слонят и у волчат. Барсучиха барсучонку Причесала утром челку. Барсучата разыгрались, Челки снова растрепались. У ежихи пять ежат, Как клубки они лежат. Те клубки не трогать лучше, Потому что еж колючий. Мама – козочка сказала: - Молочка хотите? Вот козленка покормлю, А потом берите. Надо белочке лесной Собрать шишек под сосной. Помогают ей бельчата – Очень шустрые ребята. У зайчихи дел немало – Надо вещи постирать, Вкусный ужин приготовить, И с зайчишкой поиграть. С. Михалков
|
«Бабушкины ладони»
А у бабушки ладони Все в морщинки собраны. А у бабушки ладони Добрые – предобрые. Все работали ладони Долгими годочками, Пахнут добрые ладони Супом с пирожочками. По кудрям тебя погладят Добрые ладони И с любой печалью сладят Теплые ладони. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Ладушки, да ладушки, Где были? У бабушки. Н. Голля
|
«Все она»
Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голубит И заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? «Мама дорогая». Колыбель кто вам качает, Кто вам песню напевает, Кто вам сказки говорит, И игрушки вам дарит? «Мама золотая». Если, дети, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Что бывает иногда, - Кто же слезы льет тогда? «Все она, родная». И. Косякова
|
Стихи из журнала «Кукумбер»:
№ 7/07 г. «Я – молодец!» Инна Гамазкова
Папу я нарисовал, Маму я нарисовал, Нашу бабушку и кошку, Всех я перерисовал. А потом – давай калякать! А потом – давай малякать! Палочки – черкалочки, Пере-за-черкалочки! Получилось – всё в тумане. Нету папы, нету мамы, виден только хвост от кошки, Только бабушки немножко… Взял я ластик, и один всю семью освободил! И кошку!
|
№ 10/07 г. «С мамой по городу» Светлана Пшеничных
Когда я по городу с мамой хожу, За руку маму Я крепко держу. Зачем ей Идти и бояться, Что может она Потеряться? |
№ 9/07 г. «Без папы» Анна Русс
У меня есть два килограмма конфет, Из фланели пижама, из твида жилет, Есть на лето панама, на осень – берет… У меня есть мама, а папы – нет.
Эка невидаль – папа! Что с него взять? Не умеет ни шить, ни печь, ни вязать, Ни песенки спеть, ни компота сварить, Ни голосом кролика поговорить,
Ни наклеить пластырь, ни выстирать маечку, Всё, что он делал – «козу» да «саечку», К потолку поднимал, погремушкой гремел, А больше – вообще ничего не умел!
Вот честное слово - совсем ничего! И так даже лучше, что нет его. И я доволен, и мама рада. Не верите? Ну и не надо. |
№ 2/07 г. «Мама» Рина Левинзон
Её лицо – прекрасней нет! Прекрасней ничего не знала. Оно напоминать мне стало Забытый бабушкин портрет.
Уходит мама, за собой Глухие двери притворяя. И я неслышно повторяю: «Остановите шар земной…»
Остановите шар земной… Не надо ни огня, ни света – Оставьте маму! Только это! Оставьте навсегда со мной! |
Стихи из книги «Классики: Лучшие стихи современных детских писателей»
(М., Детская литература, 2003 г.)
«Мамы» Дарья Герасимова (отрывок)
Мамы любят есть варенье, В темноте на кухне сидя, Петь, танцуя, в воскресенье, Если их никто не видит. |
«Несъедобная считалка» Мих. Яснов
Суп из шишек – Для мальчишек. Из гребёнок – Для девчонок. Из репейника – Бульон. Кто не хочет- Выйди вон!
|
«Бабушка и внучка» Ирина Наумова
Бабочка – бабушка Бабочку – внучку Крепко держала За заднюю ручку (А может быть, это передняя ножка?) – Чтоб не шалила Усатая крошка. |
«Мы с дедушкой» Мих. Яснов
Сначала я обсупился, А дедушка – Насупился. Потом я обтворожился, А дедушка – Встревожился. А после я обчаялся, А дедушка - Отчаялся… Тут мы под кран наведались И тряпкою набегались. На самом деле, здорово Мы с дедом Наобедались!
|
«Паповоз» Андрей Усачев
Мы играли в парпвоз, в самый быстрый паповоз, В самый лучший паповоз: Езал я, а папа – вёз. Долго он не соглашался, Не хотел пыхтеть всерьёз, А потом как разошёлся – И поехал, и повёз! Сбили шкаф. Упало кресло. стало нам в квартире тесно. Отправляемся во двор И летим во весь опор1 Вот так папа! Ну и скорость! Обошли машину, поезд, Догоняем самолёт, Вырываемся вперёд! Паповоз как ветер мчится К государственной границе – Только пыль летит в глаза… Проскочили за границу – Надо ж было так случиться – Отказали тормоза! Даже вспомнить не возможно, Сколько видели мы стран… Вдруг навстречу – знак дорожный: ОСТОРОЖНО, ОКЕАН! Папа, не сбавляя ходу, Рассекает грудью воду И – подняв волну, плывёт – Настоящий папоход! Из тумана перед нами Айсберг вырос, как гора… Папоход взмахнул руками,
|
Паполёт летит – Ура! Пролетая над Китаем, Папа вспомнил вдруг: - Постой! Мы на ужин опаздаем, Возвращаемся домой! Мы летели как ракета. Мы домой спешили так – над вершинами Тибета У меня слетел башмак… Крикнул!.. Но уже полмира Пронеслось внизу в огнях. Вот наш город. Дом. Квартира. Маму встретили в дверях. -Где вы были? Что случилось? Паповоз встаёт с колёс: - Мы играли в ПАПОВОЗ! Побывали в разных странах, Посмотрели белый свет… - Хороши! – сказала мама. – Все в пыли. Ботинка нет. Разъезжают в странах разных, Приезжают в брюках грязных, Бросили меня одну… - В общем, так! – сказала мама, - В выходной, - сказала мама, - Вместе с вами на Луну!
|
Литература:
Работа детского сада с семьей. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.
Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова
Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. Антонова Т.
журнал «Кукумбер»
«Классики:Лучшие стихи современных детских писателей»(М.,Детская литература,2003 г.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.