При ознакомлении дошкольников с предложением необходимо проводить работу по анализу и синтезу его словесного состава. Сначала мы используем полоски-домики ( на начальном этапе), затем делаем зарисовки в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре «Живые предложения», придумывая предложения с помощью кубика, на гранях которого указывается количество слов в предложении. Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов. На каждом из этих этапов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения.
Кто это? Что это?
Цель: Закреплять представления детей о родовидовых отношениях (работа с
обобщающими понятиями).
Подготовительная работа. Подготовить мяч, список с родовыми и видовыми
понятиями.
Краткое описание:
Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых
понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия
могут повторяться. Например:
рыба — карась, рыба — сом, рыба — щука и т. п.
одежда — куртка, одежда — пальто, одежда — брюки и т. п.
птица — галка, птица — ворона, птица — воробей и т.п.
мебель — кровать, мебель — диван, мебель — стул и т. п.
зверь — хорек, зверь — медведь, зверь — собака и т. п.
посуда — кастрюля, посуда — чашка, посуда — тарелка и т. п.
цветок — гвоздика, цветок — роза, цветок — ромашка и т. п.
Методические указания. Можно предлагать названия деревьев, овощей, ягод,
фруктов, животных и др.