Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, а, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться писать и читать, ребёнку необходимо сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Но чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки недостаточно одной речевой практики.
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка
умения повышать и понижать тон голоса.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе
картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также
игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе
соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, ктото
тоненько пищит: «пипи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом).
Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка
принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пипипи».) В это время птичка прилетела,
дала птенчику червяка и запищала: «пипипи» (произносит звукоподражание более
низким голосом). Как мамаптичка пищала? («Пипипи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, ктото у забора тоненько кричит: «мяу
мяумяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на
дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он
мамукошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяумяумяу» (говорит «мяумяу» более низким голосом). Как кошка мяукала?
(«Мяумяумяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку,
показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети,
понижая голос, говорят: «мяумяумяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно,
повышая и понижая голос в доступных для них пределах.