Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний. Приобретая элементарные технические навыки чтения, ребенок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов.
Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного
«Волшебники»
анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением;
способность работать в команде.
Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда
будет выполнять отдельное задание.
В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников.
Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда
справится лучше».
1е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:
1й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;
2й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.
2е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
1й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук
(лук), белка (булка);
2й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют
(салат).
3е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это
за слова, расставив гласные правильно:
1й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);
2й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).
4е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:
1й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава
(акула);
2й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть –
колбаса (колокол).
За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде
дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде,
которая первой справится с заданием.