Дидактические и методические находки на уроках технологии по созданию успеха
Оценка 4.8

Дидактические и методические находки на уроках технологии по созданию успеха

Оценка 4.8
Лекции
doc
технология
7 кл—11 кл
20.03.2022
Дидактические и методические находки  на уроках технологии по созданию успеха
Дидактические и методические находки на уроках технологии по созданию успеха
Статья доклад.doc

Мельник Елена Владимировна,

 учитель технологии

Дидактические и методические находки

 на уроках технологии по созданию успеха

При подготовке к уроку каждый учитель пользуется достаточно обширной методической и научно-популярной литературой, отбирая наиболее интересный дополнительный материал, позволяющий сделать урок занимательнее, и используя приемы и дидактические находки других учителей. Мы ищем новые способы стимулирования учебного труда учащихся, в первую очередь, в диагностическом, технологическом, личностно ориентированном подходе. Широко разрабатываем и применяем авторские методические приемы.

Для создания успеха на занятиях технологии я использую следящие задания на уроке, что помогает сильнее заинтересовать учеников.

o  Задания исследовательского характера,

o  Задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,

o  Имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер.

o  К умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации помогают касаться разработки структуры технологического процесса.

 

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

o      Организационно - деятельностные игры.

                Использую на уроках - соревнования, конкурсы, викторины и т.п.

(например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

                Проверку знаний или средовые контрольные работы провожу в виде игры. Особенностью проверки знаний при помощи игры в пазлы является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.

Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума.

                Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.  В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.

Составление кроссворда

Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова, но дают правильное определение, характеристику того или иного понятия.

Сказки и поныне обладают огромным обаянием для всех нас, детей и взрослых.

            Учащимся 5-6 классов предлагается  придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроке технологии.

            Например, сложно запомнить правила безопасности –дети обычно не понимают важности их усвоения, но  если в сказке ее герой попадает в различные сложные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго запомнит их.

            Чтобы запомнить сложные названия инструментов таких как киянка, стамеска, зубило, резец, наперсток, болт, челнок, верстак, лобзик, рейсмус  и т. д.

Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге.

                         Познавательно-дидактические игры в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”,

“На балу у принцессы” и др.

                         Использование игровых методов на уроке технологии в неделимых 5-8 классах позволяет задействовать всех учеников класса, не зависимо от изучаемой темы урока.   Ученики как девочки так и мальчики смогут проявить себя, применить на практике смекалку, деловитость, активность.

Ролевые игры

Характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность.

В 10-11 классах использование ролевых игр позволило ученикам на практике  проявить себя в качестве руководителя, работодателя, соискателя. 

Использование ролевых игр таких как:

                         «Контракт»

                         «Выбери профессию»

                         «Я - руководитель»

                         «Текучка»

                         «Устройство на работу»

 

Использование информационных технологии на уроках технологии

Примеры :

o  - Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

o  - Работа с устными упражнениями.

o  - Использование презентации при повторении пройденного материала.

o  - Демонстрация условия и решения задачи.

o  - Демонстрация геометрических чертежей.

o  - Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

o  - Проведение тестов.

o  - Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Творческие проекты

o  Успех

-          самостоятельная деятельность ученика

-          Развитие творческих способностей

-          проявление интереса в конечном результате своей работы

-          стремление сделать что то новое придуманное самим


 

o  Неудача

- ученик не способен работать самостоятельно

-          быстро пропадает интерес в процессе работы над проектом

-          Нет творческих идей

-          Нет желания выполнить работу своими руками

-          Не хватает терпения доделать работу

 

Приему и методы повышающие активность трудовой деятельности учеников

 

o  Не большой объем работы

o  Предоставление банка идей возможных проектов

o  Коллективная работа над проектом- модульное выполнение работы

o  Самостоятельное проектирование

o  Лист критерии оценки творческого проекта

o  Поэтапная оценка работы

o  Сбор информации

o  Конкурс проектов

o  Визуальное представление о конечном результате работы


o 

Мельник Елена Владимировна, учитель технологии

Мельник Елена Владимировна, учитель технологии

Познавательно-дидактические игры в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст

Познавательно-дидактические игры в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст

Неудача - ученик не способен работать самостоятельно - быстро пропадает интерес в процессе работы над проектом -

Неудача - ученик не способен работать самостоятельно - быстро пропадает интерес в процессе работы над проектом -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022