Дидактические и занимательные упражнения по русскому языку для начальной школы по теме «Лексика»
Оценка 4.7

Дидактические и занимательные упражнения по русскому языку для начальной школы по теме «Лексика»

Оценка 4.7
Игры
docx
русский язык
1 кл—4 кл
21.03.2023
Дидактические и занимательные упражнения по русскому языку для начальной школы по теме «Лексика»
В представленной разработке охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
Дидактические и занимательные упражнения для начальной школы по теме «Лексика».docx

1.     Упражнение «Антонимы в пословицах».

Цель: формирование умения подбирать антонимы к словам, по смыслу.

Ход:  объяснить ребёнку, что антонимы – это слова с противоположным смысловым значением.

Например,  ум – глупость, день – ночь, холодный – горячий, добрый – злой, старый – новый.

На первоначальном этапе работы с пословицами и поговорками можно использовать следующее задание.

Вставьте пропущенные слова антонимы в пословицы.

•Больше думай,.... говори.(меньше)

•Большому уму и в.....голове не тесно. (маленькой)

•Будет день - будет и .... (ночь)

•Будет зима - будет и .... (лето)

•В мороз заснуть легко, проснуться-.... (тяжело)

•Век долог, да час.... (короток)

•Говорит ...., делает черно. (бело)

•Горькая правда лучше .... лжи. (сладкой)

•Добро помни, а зло ....(забывай)

•Дождик вымочит, а красное солнышко-... (высушит)

•Новых друзей наживай, а .... не теряй. (старых)

 

     2. Игра «Забытые слова»

Цель: формирование умения правильно подбирать историзмы и современные слова, знать значения историзмов.

Ход:-Поиграем в игру и ещё раз вспомним устаревшие слова и объясним их значение.

(На столе карточки перевернутые со словами, ученики берут и объясняют их значение)

Например: витязь- храбрый воин, богатырь,  длань – ладонь, ланита – щёки.

Соедини слова стрелкой

очи                                        губы

уста                                       глаза

перст                                     лоб      

брадобрей                            палец

чело                                      парикмахер

изгородь                               неряха

изба                                       забор

рать                                       войско          

замарашка                            дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Игра «Различай на слух!»

Цель: объяснение правописания омофонов.

Ход: В слух читается четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омофоны), и объяснить их правописание проверочными словами.

Например: пруд — прут; труд — трут; изморось — изморозь; груздь — грусть;

1  Мама простыни стирала

 И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

2 Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

 А на крыше мой флажок

 Развевает ветерок.

3 К старости наш дедушка

 Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

 

4.      Упражнение «подбери и запиши к словам синонимы».

Цель: формирования умения подбирать синонимы к словам.

Например: пурга – буран, бой – битва, весёлый– радостный, бежать – мчаться.

отец___________________________            

чародей________________________

торжество______________________    

везение________________________

дорога_________________________            

метель_________________________

стужа__________________________  

лентяй_________________________

 

5.      Игра «Отгадай слово».

Цель: умение находить общий признак у предметов, объяснение многозначных слов.

Например: рука (часть тела — левая рука; почерк, творческая манера — рука мастера), крем (косметическое средство — крем для рук, кондитерское изделие — торт с шоколадным кремом).

                        

   Раскраска Кактус В ГоршкеКак нарисовать ежика карандашом или красками поэтапно для начинающих легко Шприц с вакциной векторы, картинки, клипарт Шприц с вакциной | скачать на  Depositphotos Игла. Картинка для детей — скачать и распечатать. Дом, предметы быта —  Одежда, обувь. «МААМ—картинки» - Для воспитателей детских садов… |  Картинки, Для детей, Обувь      Раскраска Ель

ОТВЕТ (ИГОЛКА)

 

 

6.      Упражнение «Прямые и переносные слова».

Цель: формирование умения находить и различать  в тексте слова с переносным и прямым  значением, употребление в своей речи слов в прямом и переносном значении.

Ход: Разделите словосочетания на две группы: прямое или переносное значение слов.

Например: «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».

«каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.

Задание: Стеклянный взгляд,

крылья самолета,

стеклянная банка,

летит ворона,

воет ветер,

воет собака,

время летит,

подошва горы,

крылья бабочки,

подошва ботинка,

кислая улыбка

море огней

золотая монета

бабушкин самовар

кнопка звонка

гребень горы.

 

 

 

 

7.      Игра «Конкурс загадок».

Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением.

Например: В какую среду надо выпустить льва? среда (обитания) — среда (день недели);

Какую сушку нельзя скушать? сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).

Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.

-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

 -Какую соль не кладут в суп?

-Из каких ноготков нельзя собрать букет?

 -Из какого крана не льется вода?

 -Какой лук не кладут в суп?

-Какой губкой нельзя мыться?

 -Какая гусеница не годится для танка?

 -Какой кистью не выкрасишь стену?

-Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.

 

8.      Игра «Подбери слово»

Цель: формирование умения подбирать антонимы к противоположным по смыслу словам.

Например: восход — закат;

добро — зло;

утро — вечер;

мир — война;

огонь — вода.

Ход: Подбери к подчеркнутым словам антонимы 

Будничный день

(выходной)

Веселая история

(грустная)

Интересный репертуар

(скучный)

Скрытный характер

(открытый)

Сказать правду

(ложь)

Большой оптимист

(пессимист)

Сильно любить

(ненавидеть)

Уехать на юг

(приехать)

Исчезнуть в волнах

(появиться)

В первую очередь

(в последнюю)

Заканчивать урок

(начинать)

Встретить карлика (великана)

9.      Игра «загадки и отгадки»

Цель: развитие познавательной деятельности и речевых умений обучающихся, умение отличать слова и правильно объяснять их значение.

Ход: разгадать загадки и составить предложения со словами.

Например: рыжие бе́лки ( Рыжие бЕлки прыгали по деревьям)  — белки́, углеводы и жиры ( Данная продукция содержала белкИ, углеводы и жиры);

ду́хи гор ( На кладбище жили дУхи умерших людей)— приятные духи́ (Мне подарили духИ с прекрасным ароматом).

Задание:

Я – сборник карт. От ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.

(Атлас – атлАс)

 

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис – ирИс)

 

Мы – для пильщика подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, -
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(кОзлы – козлЫ)

 

Если в салочках ты вода,

Это вовсе не беда, -

Хуже, если в непогоду

Сверху капает … .

(вОда – водА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  Игра « Подбери слово»

Цель:  формирования умения подбирать синонимы к словам.

Ход: подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово (синоним) так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА, ЛЕТО, МОРЕ.

Например: слово СТОЛ

Крепкий -        С…(сильный)

Мобильник -   Т…(телефон)

Жгучий -         О… (острый)

Бездельник -   Л…(лодырь)

 

Задание:

Работа -           З...(занятие)

Родник -          И... (источник)

Холод -           М... (мороз)

Деятельный -  А... (активный)

 

 

Слово ЛЕТО:

Неохота -         Л…(лень)

Ёлка -               Е…(ель)

Горячо -           Т…(тепло)

Потепление -   О…(оттепель)

 

            Слово МОРЕ:

Юноша -           М…(молодой)

Страшный -      О…(опасный)

Восторг -           Р…(радость)

Пища -               Е…(еда)

 

 

 11. Упражнение «Многозначные и однозначные слова»

Цель: формирование умения различать однозначные и       многозначные слова, объяснение лексического значения слов.

Ход: Раздели слова на 2 группы (многозначные и однозначные слова), и запиши в два столбика.

Например: мн.слова: побег — из тюрьмы, росток; язык — орган, международный; икра — рыбная/кабачковая, часть ноги

одноз.слова: число, хирург, тигр, Москва.

Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис,

грач, коса, гитара, колокольчик, каток,  парта, лук.


 

Упражнение «Антонимы в пословицах»

Упражнение «Антонимы в пословицах»

Игра «Различай на слух!» Цель: объяснение правописания омофонов

Игра «Различай на слух!» Цель: объяснение правописания омофонов

ОТВЕТ (ИГОЛКА) 3.

ОТВЕТ (ИГОЛКА) 3.

Игра «Конкурс загадок». Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением

Игра «Конкурс загадок». Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением

Встретить карлика (великана) 3

Встретить карлика (великана) 3

Игра « Подбери слово» Цель: формирования умения подбирать синонимы к словам

Игра « Подбери слово» Цель: формирования умения подбирать синонимы к словам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023