ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
Эти словесные игры не занимают дополнительного
времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке.
1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей
описывает, что их окружает.
2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя
как можно больше не повторяющихся слов.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые
разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан?
Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы
побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной
речи.
3. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только
предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него
есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что
есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."
4. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются
и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево,
человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть
выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река,
улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети
учатся сравнивать, обобщать.
5. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она
делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
6. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему -
существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок
перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется
предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый,
красно-синий, новый, большой…
7. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить
рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить
картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака,
елка.
8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет
слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой -
маленький».
9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка,
костыль, посох.
10. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание
действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и
окончание:
- Оля проснулась и... (стала умываться).
- Коля оделся и... (побежал гулять).
- он замерз и... (пошел домой).
11. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что
напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти
горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.