Картотека дидактических игр с камешками "Марблс"

  • Игры
  • pdf
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игры с шариками «Марблс» – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Иконка файла материала картотека д игр с камешками МАРБЛС.pdf

МАОУ города Новосибирска «Лицей № 159»

 

 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр  с камешками

«Марблс»

 

 

 

 

Подготовила: Учитель-логопед

Косенко Е. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.

 

                                                Без игры нет и не может быть полноценного умственного                                                        развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое

                                         в духовный мир ребенка вливается живительный

                                                       поток представлений, понятий. Игра – это искра,                                                 зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

 

И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек «Марблс». Что же такое «Марблс»?

«Марблс» - это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки «Марблс» могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.  Игры с шариками «Марблс» – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Шарики «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками «Марблс» – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Увеличение числа воспитанников с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях.

Использование шариков «Марблс» на практике решает следующие задачи:

1.       Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2.       Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

3.       Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4.       Развитие тактильных ощущений

5.       Развитие пространственных представлений

6.       Формирование представления о буквах и звуках

7.       Развитие лексико- грамматических понятий

8.       Развитие фонематического слуха и восприятия

9.       Развитие связной речи

10.   Формирование математических представлений и понятий

11.   Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

12.   Развитие фантазии ребёнка

 

Работа с камушками «Марблс» активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются камешки, карточки и т. Д

 

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – камешки «Марблс». Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

 

«Помоги ежику найти грибочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительнодвигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

 

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.

Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить камешками «Марблс» синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

 

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительнодвигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.

Задание: взять камешки «Марблс» и выложить цветные дорожки, разного цвета.

 

«Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание:

1)                предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.

2)                Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

 

«Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.

 

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу. Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

 

«Художник»

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

 

Игра «Камешки, дающие радость»

Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень «Марблс». Психолог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его.

 

Игра «Назови ласково»

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

 

Игра «Сухой бассейн»

Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы  в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету. 

 

Игра «Зеркало»

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.

 

Игра «Строители»

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.

 

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и словопризнак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек

- жёлтая репка, жёлтое солнце. 

 

Игра «Азбука настроения»

Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек это его самая лучшая на свете рыбка. Дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.

 

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится. 

 

Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр листа, синий камешек - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний угол; оранжевый камешек - в левый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.

 

Игра «Продолжи узор»

Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор.

Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы».

Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается.

Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров, считают и украшают гусениц. 

Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку…  Продолжение сказки придумывают дети.

Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается сказка.

 

Игры «Лабиринты»

Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание. 

Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.

 

 «Растереть орех»

 Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар. 

«Обезьяна хватает банан».

 Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони. 

«Уголёк на ладони». 

Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость). 

 

Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков»

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», 

«Рыбки в аквариуме». 

 

Игра «Заполни пустой кружок»

Цель: развитие пространственных представлений, внимания.  Использование камешков марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур.