Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе
Оценка 4.6
doc
03.04.2020
Дидактические игры по развитию речи.doc
Кто летает
Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет
правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову
что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки
вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игр
Воробей. - Ворона.
- Пчела. - Стрекоза.
-
Божья коровка. - Собака.
- Слон. - Кошка.
-
- Ракета. - Стол.
-
Змея. - Облака.
-
Орел. И т. д.
Дай определение словам
Цель:активизация словаря, развитие связной речи, внимания,
мышления
Ход игры:я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный
Дай действия словам
Цель:активизация словаря,
развитие связной речи, внимания
Ход игры:я начну говорить, а
ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник
(сто делает?) – наступает, приходит, радует
Наоборот
Цель: формировать умение подбирать
противоположные по смыслу слова
Ход игры:воспитатель
передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол,
прячет за шкаф, за диван.
Дети
объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.
Четвертый лишний
Цель: развивать внимание,
сообразительность, речь доказательную
Ход игры:послушайте и
скажите, какое слово лишнее и почему:
-
тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка,
стакан, тарелка, кружка
С мишкой
Цель:учить
использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении
Наглядный
материал: медвежонок, кровать
Ход игры:
В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот.
Надо попросить его об этом.
Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ
Усложняя
задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой
Разговор по телефону
Цель: развивать пространственные представления. Побуждать
использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.
Ход игры:в одном городе на одной площадке стояли два больших
дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В
другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот
Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям.
Угадайте, кто кому звонил?
Кто у кого?
Цель:практическое усвоение
сложносочиненного предложения с противительным союзом А
Наглядный
материал:
предметные картинки с животными и их детенышами
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У
коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют
сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у
козы козленок»
Назови одним словом
Цель:учить обогащать предметы одним словом, обогащать
словарный запас.
Материал:картинки с избражением пианино, скрипки, барабана,
пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.
Ход игры:сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом?
Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное
обозначение.
Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель:закрепить у детей умение пользоваться простым
распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного
падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры:животные и птицы
пришли к человеку и сказали:
- Дай
нам работу
- А что
вы умеете делать?
Лошадь
сказала: «Я буду возить грузы»
Овца
сказала: «Я буду давать шерсть»
Собака –
охранять дом
Курицы –
нести яйца
Петушок
– рано утром всех будить.
Отгадай предмет по названиям его
частей
Цель:активизация словаря,
закрепление названий знакомых предметов.
Ход игры:
- дно,
стенки, крышка, ручки (кастрюля)
-
голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Игра в слова
Цель:учить синтезировать и группировать слова по признаку.
Развитие внимания.
Ход игры:В: сейчас я назову несколько слов, а
вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь,
волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить
эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.
В:
называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите
слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с
буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые
начинаются с этой буквы.
Узнай по описанию
Цель:продолжать учить составлять описательные рассказы,
узнавать предмет по описанию
Материал:изображения предметов с незначительными отличиями во
внешнем виде
Ход игры:у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель
описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении
идет речь и показывать его.
Усложнение:
1.дети объясняют свой выбор
2.роль водящего выполняет ребенок
Угадай звук
1.поднимите
правую руку, если услышите в словах звук [c]:
слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…
2.хлопните
в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если
услышите звук [c].
Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.
Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя
Пес тоскует на цепи
А попробуй отцепи;
В небе коршун кружится
Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
Что из чего сделано?
Цель: активизировать произношение
прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и
числе
Ход игры:
Стакан
из стекла – стеклянный
Нож из
железа – железный
Чашка из
фарфора – фарфоровая
Ваза из
хрусталя – хрустальная
Ложка из
дерева - …
Сковорода
из чугуна - …
Ласковые слова
Цель: активизация ласкательных существительных
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в
ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок
И т.д.
Я начну, а ты закончи
Цель: активизировать в речи предлога У
Ход игры:
- Красивое
платье у кого?
- У
Зины
- Синий
флажок у кого?
- У
Саши
- И
т.д.
Кто как кричит
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: предметные картинки с
изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход
игры:
-Вспомните,
как подает голос поросенок
-Хрю – хрю
-Что он
делает?
-Хрюкает
-Как подает
голос котенок?
-Мяукает?
Можно
использовать стихотворение Чуковского «Путаница»
Один и много
Материал:
Картинки
по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов
Ход игры: воспитатель раздает картинки.
Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня
окно
- У меня
окна
Затем
составляют пары картинок по принципу: один – много.
Магазин
Практическое
усвоение множественного числа, составление предложений с союзом А
Ход игры: на игровом поле расположены 3-4
куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном
числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня
мяч, а в магазине мячи
Угадай дерево по листу
Материал:карточки с листьями
знакомых деревьев
Ход игры:воспитатель показывает карточки одну задругой и спрашивает, какому дереву этот лист
принадлежит. Дает образец ответа:
- Этот
лист березы
- Этот
лист клена
Кто с кем?
Наглядный
материал:
предметные картинки – взрослые животные и их детеныши
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает
ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха
с зайчонком)
Где мишка искала свой мяч?
Цель: привлечь внимание детей к
различным вариантом пространственных отношений между предметами,
активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять
падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.
Ход игры:воспитатель спрашивает, дети отвечают
-Что делает
мишка? (спит)
-Где спит
мишка? (на кровати)
-Что сейчас
делает мишка? (встал)
-Он проснулся.
А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
-Где он сидит?
(на кровати)
-Поиск мяча
для мишки (за диваном, за столом…)
Скачано с www.znanio.ru
Кто летает Дети становятся в одну линию
Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Где Петрушка? Наглядный материал : кукольная мебель, игрушечный
С мишкой Цель: учить использовать глагол
Кто у кого? Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом
Драматизация сказки «Человек и животные»
Игра в слова Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку
Угадай звук 1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [ c ]: слоненок,
Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных
Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов
Магазин Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом
Кто с кем? Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши
Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.