Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе
Оценка 4.6

Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе

Оценка 4.6
doc
03.04.2020
Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе
Дидактические игры по развитию речи.doc

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игр

                           Воробей.                           - Ворона.

                         - Пчела.                               - Стрекоза.

-                         Божья коровка.                - Собака.

                        - Слон.                                - Кошка.

-                        - Ракета.                              - Стол.

- Змея.              - Облака.

- Орел.               И т. д.

 
1232812045_backgrounds_005-kopija-kopija.jpg

 

Дай определение словам

 

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

 

 
 


1232812045_backgrounds_005-kopija-kopija.jpg

 

 

 

Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

 

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

Наоборот

 

Цель: формировать умение подбирать противоположные  по смыслу слова

 Ход игры: я начну, а вы продолжите:

 Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

Где Петрушка?

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

 

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

Четвертый лишний

 

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

 

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

 

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

 

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

 

 
 


       Отгадай предмет по названиям его частей

 

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

 

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

 

 
Detskaya-29_jpg.jpgНадпись:

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания.

Ход игры:В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

 

 
Надпись:

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

1.  дети объясняют свой выбор

2.  роль водящего выполняет ребенок

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 


Угадай звук

1.      поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

2.      хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

 

 
Надпись:

 

 


 

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

 

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

 

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

                                  Шуба – шубка

   Шапка – шапочка

                                  Снег – снежок

                                  И т.д.

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

Я начну, а ты закончи

              Цель: активизировать в речи предлога У

 

                         Ход игры:

-                    Красивое платье у кого?

-                    У Зины

-                   Синий флажок у кого?

-                    У Саши

-                      И т.д.

 

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

Кто как кричит

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

-        Вспомните, как подает голос поросенок

-        Хрю – хрю

-        Что он делает?

-        Хрюкает

-        Как подает голос котенок?

-        Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

Один и много

Материал:

Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

 

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно

- У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

 

 

Магазин

Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом А

Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 

Угадай дерево по листу

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

 

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

Кто с кем?

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

 

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

 

 
Надпись:

 

 


Где мишка искала свой мяч?

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

-  Что делает мишка? (спит)

-  Где спит мишка? (на кровати)

-  Что сейчас делает мишка? (встал)

-  Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

-  Где он сидит? (на кровати)

-  Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

 

 
Detskaya-29_jpg.jpg

 


Надпись:


Скачано с www.znanio.ru

Кто летает Дети становятся в одну линию

Кто летает Дети становятся в одну линию

Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Где Петрушка? Наглядный материал : кукольная мебель, игрушечный

Где Петрушка? Наглядный материал : кукольная мебель, игрушечный

С мишкой Цель: учить использовать глагол

С мишкой Цель: учить использовать глагол

Кто у кого? Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом

Кто у кого? Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом

Драматизация сказки «Человек и животные»

Драматизация сказки «Человек и животные»

Игра в слова Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку

Игра в слова Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку

Угадай звук 1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [ c ]: слоненок,

Угадай звук 1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [ c ]: слоненок,

Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных

Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных

Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов

Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов

Магазин Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом

Магазин Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом

Кто с кем? Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

Кто с кем? Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе

Дидактические игры по развитию речи в разновозрастной группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020