Дидактические материалы

  • docx
  • 29.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дидактические материалы конкурс.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «№13»

 

 

 

 

 «Дидактические материалы»

 

                                 

 

 

 

 Разработала воспитатель:

Шашкова Юлия Александровна

                                                   

                          

 

 

 

Нижегородская область

г. Лысково

2018

 

Дидактические пособия

в уголке экологии

 

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

 

     Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой»,  в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни,  отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.

     Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой,   человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.

      Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к  значительному истощению некоторых  из них  и обширному загрязнению всей окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.

   Главным принципом при ознакомлении дошкольников с природой является принцип наглядности. При помощи наглядных пособий и происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям.

    С этой целью мною было изготовлено несколько дидактических пособий для уголка экологии: « Земля -  наш общий дом!», сезонное дерево, макет дикие и домашние животные.  Которые позволяют доступно организовать образовательную деятельность, поддержать естественный, познавательный интерес у детей, позволяя демонстрировать существующие экологические связи в природе.  Кроме того, они являются декоративно-эстетическим оформлением группы.

20180716_124216.jpg

 

Пособие « Земля – наш общий дом!»20180628_145528.jpg

    Пособие изготовлено в виде солнца с лучами. Основой послужила виниловая пластинка и CD диски соединённые между собой тонкими рейками. На каждом диске пластиковый прозрачный кармашек куда вставляется картинка по определённой теме.  Пособие декорировано цветной самоклеящейся бумагой. На пластинке размещена планета земля ( при нажатии планета светится). На лучиках – картинки-знаки с правилами поведения в природе. Информация в кармашках может меняться, в зависимости от экологической  темы ( все живое на планете, круговорот воды в природе, сезонные изменения и т.д.). 20180325_203455.jpg

 

 

20180325_203526.jpg

 Цель изготовления пособия: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культурыэкологически грамотного поведения в природе гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи: развивать познавательную активность,

- расширять знания детей о живой и неживой природе края,

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.       

 

 

 

 

 

 

 

Пособие « Сезонное дерево»

20180406_151046.jpg

Макет дерева расположен на стене в уголке экологии, так, чтобы  детям  было удобно подходить при рассматривании в повседневной жизни и на занятиях. Работа выполнена на плоскости, легко трансформируется в соответствии с изменением времени года. Пособие представляет собой дерево с рамками для фото. Оно может обновляться новыми фотографиями детей в разное время года,  изображениями животных, птиц, насекомых, растений, природных  явлений (дождь, снег, листопад, отлёт птиц в тёплые края и др.). Листья на дереве легко меняются  на снежинки ( в зависимости от времени года).

        Для его изготовления мне понадобилось: ствол дерева ( наклейка) без листьев, фетр ( для изготовления листочков), плотный картон для рамок, лента липучка ( для соединения листочков на ветках деревьев).

  

 Цель изготовления данного макета:

знакомить детей с характерными явлениями, происходящими в живой и неживой природе, закреплять знания и представления детей об особенностях каждого времени года.

 Задачи:

- формирование представлений детей о чередовании времён года и их характерных особенностях по совокупности признаков и примет;

- учить детей наблюдать за сезонными явлениями в живой и неживой природе, сравнивать и обобщать полученную информацию в ходе проводимых наблюдений, бесед, образовательной деятельности;

- расширять и обогащать словарный запас детей по теме «Времена года»;

- развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, память, кругозор;

- формировать желание отражать красоту природы в художественно – творческой деятельности;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение замечать красоту в окружающей нас природе.

      Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

                                                                             Антуан де Сент-Экзюпери



 

Используемая литература

·               Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцева М.М., Методика ознакомления с природой в детском саду. – М.:Просвещение, 1991

·               Лыкова И.А., Н.А.Рыжова. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Учебно – методическое пособие.– М.: Изд.дом «Цветной мир», 2012

·               Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1984

·               Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях./ авт.-сост. Горбатенко О.Ф. – изд. Учитель, 2007

·               Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2015