Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №5»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №5»)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(Теоретическое занятие №24)
«Иммунопрофилактика инфекционных болезней»
ПМ.02 Лечебная деятельность, МДК.02.04 Лечение пациентов детского возраста
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация: фельдшер
Курс 5 Семестр 5
Москва
2022
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК _______________________________ Протокол № ____ от «___» _________20__г. Председатель ЦМК Профессиональных модулей «Лечебное дело» ________________/___________________ ФИО Подпись
СОГЛАСОВАНО Заведующий ОП… ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ______________/____________________ ФИО Подпись
|
Материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело
|
Автор:
Куликова А.Г. – преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК №5», высшая квалификационная категория
1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ»
1. Цель: на основании общих сведений об инфекционных болезнях, особенностях иммунитета и инфекционного процесса, научить принципам профилактики инфекционных болезней
2. Учебные вопросы
- Понятие об иммунитете. Активный и пассивный иммунитет. Факторы и механизмы наследственного и приобретенного иммунитете.
- Становление иммунитете в возрастном аспекте. Понятие о трансплантационном иммунитете
- Понятие об управляемых и неуправляемых инфекциях. Национальный календарь прививок, принятый в России.
- Показания и противопоказания к прививкам. Характеристика вакцинальных препаратов.
Вопросы и задания для самоконтроля
По базисным знаниям:
1. Принципы классификации клинических форм инфекционных болезней у детей.
2. Основные периоды инфекционного заболевания, их инфекционно-патогенетические особенности.
3. Организация противоэпидемического режима в детской поликлинике. Работа бокса-фильтра. Организация профилактически-оздоровительных мероприятий в поликлинике и дошкольных учреждениях в борьбе с инфекционными заболеваниями.
4. Понятие о трех звеньях эпидемической цепи.
5. Понятие об антропонозах. Классификация антропонозных инфекций по механизму передачи и локализации возбудителя в организме человека.
6. Общая характеристика зоонозных инфекций, их место в структуре инфекционной заболеваемости, классификация по механизму передачи и локализации возбудителя в организме человека.
7. Обязанности медика учреждений первичного звена здравоохранения при установлении диагноза острого инфекционного заболевания. Показания к госпитализации. Принципы госпитализации.
По материалам темы:
1. Понятие об иммунитете.
2. Активный и пассивный иммунитет.
3. Факторы и механизмы наследственного и приобретенного иммунитета.
4. Становление иммунитета в возрастном аспекте.
5. Понятие о трансплацентарном иммунитете.
6. Понятие об управляемых и неуправляемых инфекциях.
7. Активная иммунизация.
8. Национальный календарь прививок, принятый в России.
9. Показания и противопоказания к прививкам.
10. Характеристика вакцинальных препаратов.
Аннотация теоретического материала
Иммунопрофилактика (ИП) инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения
профилактических прививок (ФЗ-157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»)
Иммунопрофилактика – это метод индивидуальной или массовой защиты
населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления иммунитета.
Специфическая |
Неспецифическая |
действие направлено на создание искусственного иммунитета к конкретному инфекционному агенту |
действие направлено на повышение активности иммунной системы организма, стимуляцию защитных функций (фитотерапия, закаливание и др.) |
СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА
Активная |
Пассивная |
Возникает после введения в организм вакцины или анатоксина. Иммунитет образуется через 1–2 недели после введения антигена и сохраняется годами и десятками лет (при кори - пожизненно). Действие активной иммунизации профилактическое |
Возникает после введения в организм иммуноглобулинов и сывороток, содержащих готовые антитела против соответствующих микробов или токсинов, вырабатываемых возбудителями инфекций. Действие пассивной иммунизации экстренное профилактическое и лечебное |
Вакцинация - это создание в организме человека защиты от возбудителя инфекции, т.е. невосприимчивости к инфекционным заболеваниям путем введения в организм иммунобиологических препаратов, содержащих антигены.
На эффективность вакцинации влияют следующие факторы:
1) свойства вакцин
- чистота препаратов; вводимая доза; время существования антигена,
- кратность введения препарата,
2) свойства человеческого организма
- возраст; состояние иммунной системы индивидуума; генетические
особенности,
3) внешние факторы
- особенности питания, - условия жизни, - климат
Иммунный ответ.
Особенности иммунного ответа на проникновение антигена в человеческий организм определяет главная система гистосовместимости. Она локализована в VI хромосоме и обозначается HLA - это антигены, имеющиеся на лейкоцитах периферической крови. От них зависит высота иммунного ответа и уровень образования антител.
Национальный календарь прививок состоит из двух разделов:
- базовый Национальный календарь – ПРИКАЗ от 6 декабря 2021 г. N 1122н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК, КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК
- календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Плановые прививки в соответствии с Национальным календарем проводятся:
- детскому населению против следующих заболеваний: туберкулеза, коклюша, дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, столбняка, вирусного гепатита В, краснухи, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции, гриппа.
- взрослому населению - против дифтерии, столбняка, кори (18-35 лет все население + группы риска в возрасте 36-55 лет (работники медицинских и образовательных организаций, предприятий торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом), краснухи (девушки 18-25 лет), гепатита В (до 55 лет), гриппа (отдельные категории населения).
Прививки по эпидемическим показаниям (угроза распространения заболеваний на конкретной территории, либо профессиональные группы риска, предстоящая поездка в неблагополучный район):против туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лихорадки Ку, лептоспироза, бешенства, клещевого энцефалита, желтой лихорадки, вирусного гепатита А, менингококковой инфекции, ветряной оспы, брюшного тифа, ротавирусной инфекции, шигеллеза Зонне, пневмококковой инфекции (взрослые из групп риска).
Также, проводится экстренная вакцинопрофилактика контактным лицам, в очагах следующих инфекционных заболеваний:корь, эпидемический паротит, дифтерия, менингококковая инфекция, полиомиелит, столбняк.
Вакцины – иммунобиологические препараты, содержащие взвесь живых или убитых возбудителей инфекционных заболеваний или продуты их
жизнедеятельности и используемые для создания активного искусственного иммунитета.
ВАКЦИНЫ
Моновакцины Ассоциированные вакцины
Инфанрикс - (АаКДС)
Инфанрикс-пента - (АаКДС/ИПВ/ВГВ),
Пентаксим-пятикомпонентная вакцина содержит всего два основных коклюшных антигена и позволяет защитить ребенка сразу от 5 инфекций: коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и гемофильной инфекции типа Ь.
Гексавак - (АаКДС/ИПВ/ВГВ/Хиб).
Бубо-Кок-четырех компонентная вакцина позволяет защитить ребенка от коклюша, дифтерии, столбняка и гепатита В (АКДС/ВГВ)
Тетра-Кок (Тетраксим) - для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита
(инактивированными вирусами).
MMR II, Приорикс, Тримовакс - корь/краснуха/паротит.
Транспортировка и хранение вакцин. Оптимальная температура хранения вакцин +2+8 *С
Поэтому правильное хранение и транспортировка вакцин жизненно важны для сохранения ее активности вплоть до введения в организм.
Все иммунобиологические препараты чувствительны к высокой температуре: их хранить при высокой температуре нельзя!
Наиболее чувствительны:
- полиомиелитная, коревая, коклюшная (бесклеточная), паротитная, АКДС, АДС, АДС-М, БЦЖ, вакцина против гепатита В.
Низкая температура (ниже +2 *С) также может оказывать негативное действие на препараты. Так при замораживании разрушаются АКДС, АДС, АДС-М, АС, вакцина против гепатита В - их замораживать нельзя!
"Холодовая цепь" – это постоянно функционирующая система организационных и практических мероприятий, обеспечивающая оптимальный температурный режим хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов на всех этапах пути их следования от предприятия - изготовителя до вакцинируемого.
Система "Холодовой цепи" включает:
1) специально обученный персонал, обеспечивающий эксплуатацию холодильного оборудования, правильное хранение и транспортировку вакцин;
2) холодильное оборудование, предназначенное для хранения и транспортировки вакцин в оптимальных температурных условиях (холодильники и морозильники, термоконтейнеры, сумки-холодильники, хладоэлементы).
3) механизм контроля над соблюдением требуемых температурных условий на всех этапах хранения и транспортировки вакцин.
Запомните! Вакцины должны находиться в холоде все время на пути от производителя до момента вакцинации!
Правила хранения вакцин в холодильнике:
- вакцины хранятся в промышленной упаковке и с обеспечением доступа охлажденного воздуха к каждой упаковке. Расстояние между упаковками, а так же между упаковкой и стенкой холодильника не менее 1 см.
- препараты одного наименования при хранении должны располагаться по сериям, с учетом срока годности;
- использовать в первую очередь вакцины, полученные раньше;
- вакцины разных наименований, хранящихся в одном холодильнике, располагать на разных маркированных полках:
- растворитель для вакцины должен храниться в холодильнике при температуре 2-8 град. С, замораживание растворителя не допускается;
- в морозильной камере холодильника должен быть достаточный запас
хладоэлементов для одномоментной загрузки всех имеющихся в лечебно-профилактической организации термоконтейнеров;
- не хранить вакцины на дверной панели холодильника, что является грубым нарушением (там не достаточно низкая температура);
- осуществлять контроль за температурным режимом хранения вакцин в
холодильнике (с помощью термометров) 2 раза в день с занесением показания термометра должностным лицом в журнал регистрации температурного режима холодильника
Пути введения вакцин
Перорально |
Парентеральный путь |
Оральная полиомиелитная вакцины – ОПВ |
Внутрикожно (БЦЖ) – граница между верхней и средней третью наружной поверхности плеча. Подкожно (вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи) – средняя треть наружной поверхности плеча, средняя треть передней поверхности бедра, подлопаточная область. Внутримышечно (АКДС, АДС, вакцина против гепатита В, ИПВ, против ХИБ) – детям до 3 лет передне-латеральная поверхность бедра, детям старше 3 лет и взрослым дельтовидная мышца. |
Вакцинальные реакции - клинические и лабораторные изменения,
развивающиеся после введения той или иной вакцины, отражающие процесс формирования поствакцинального иммунитета и не влияющие на состояние здоровья привитого человека.
ВАКЦИНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Местные |
Общие |
возникающие в месте инъекции: гиперемия, болезненность, уплотнение, отек. Они классифицируются по диаметру инфильтрата или гиперемии: слабая реакция – 2 – 5 см. средняя реакция – 5 – 8 см. сильная реакция – 8 см и более или наличие лимфангита с лимфаденитом. |
затрагивают весь организм в целом: повышение температуры тела, недомогание, беспокойство, сыпь, нарушения сна и аппетита, головную боль, головокружение, цианоз, похолодание конечностей. длительный необычный плач. Они могут быть: Слабые – повышение температуры 37,5 – 37,9*С при отсутствии симптомов интоксикации, Средние – повышение температуры до 38,0 – 39,9*С с симптомами умеренно выраженной интоксикации; Сильные – лихорадка выше 40*С, выраженные симптомы интоксикации. |
Поствакцинальные осложнения – клинические проявления патологических изменений в организме привитого, возникающие вследствие проведения прививки и не свойственные обычному течению вакцинального процесса (по отношению к конкретному виду иммунизации), и имеющие с последней очевидную причинную связь:
- аллергические реакции (от сыпи до развития анафилактического шока как проявления немедленной аллергической реакции на какой-либо компонент вакцины);
- энцефалитические реакции судороги, неврологические нарушения;
- воспалительные процессы во внутренних органах (кардиты, нефриты, артриты и т.д.)
Противопоказания к вакцинации
-Сильная реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение
-Вес ребенка при рождении менее 2000 г
- Келоидный рубец, в т.ч. после предыдущей дозы
- Тяжелые формы аллергических реакций на аминогликозиды
- Анафилактические реакции на яичный белок (кроме краснушной вакцины)
Медицинская документация прививочного кабинета
1) Журнал учёта профпрививок
2) Журнал поступления и расходования медицинских
иммунобиологических препаратов.
3) Журналы контроля температурного режима работы
холодильников для хранения вакцины.
4) Журнал учёта выданных сертификатов проф. прививок.
5) Журнал регистрации и учёта сильных (необычных) реакций на
прививки и поствакцинальных осложнений Ф. 058.
6) Индивидуальные формы:
Ф.063/у (Карта профпрививок), прививочный сертификат (дубликат,
хранящийся на руках) и ф. 112/у или 026/у
Тема «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний»
Тесты для входного контроля (выберите один или несколько* правильных ответов)
1. Активный естественный иммунитет можно приобрести
а) с молоком матери
б) после иммунизации инактивированной вакциной
в) после иммунизации анатоксином
г) после введения иммуноглобулина
д) после перенесенного инфекционного заболевания
2. Активная иммунизация против кори проводится
а) АКДС-вакциной
б) гамма-глобулином
в) анатоксином
г) живой вирусной вакциной
д) инактивированной вирусной вакциной
3. Абсолютным противопоказанием к введению любого вакцинного препарата (кроме антирабической вакцины) является
а) анафилактический шок
б) местная реакция на первичное введение вакцинного препарата в виде отека и гиперемии размером 4 см
в) дисбактериоз
4. АКТИВНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПРИ:
а) перенесении заболевания
б) введении сыворотки
в) применении бактериофага
г) введении вакцин и анатоксинов
5. Вакцинопрофилактика какого вирусного гепатита в настоящее время не проводится
а) ВГА
б) ВГВ
в) ВГС
6. НОВОРОЖДЕННЫМ, РОДИВШИМСЯ ОТ МАТЕРЕЙ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИЕЙ НА НАЛИЧИЕ HBsAg, НЕОБХОДИМО:
а) введение вакцины против ВГВ
б) введение донорского иммуноглобулина и вакцины против ВГВ
в) проведение химиопрофилактики
г) повышение резистентности закаливанием
7. Для создания активного иммунитета используют
а) гомологичный иммуноглобулин
б) гетерологичный иммуноглобулин
в) лечебная сыворотка
г) вакцина
д) бактериофаг
8. Живые вакцины хранят
а) на складе при комнатной температуре
б) в термостате
в) в холодильнике
г) в барокамере
д) в вакууме
9. УКАЖИТЕ СРОКИ ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ КРАСНУХИ
а) 0 мес., 1 мес., 6 мес.
б) 3-7 дней
в) 12 мес., 6 лет
г) вакцины нет в национальном календаре
10. ПО МЕТОДУ БЕЗРЕДКИ ВВОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ
а) анатоксин
б) лактоглобулин
в) гомологичный иммуноглобулин
г) гетерологичный иммуноглобулин (сыворотку)
д) бактериофаг
11. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ ХРАНЕНИЯ ВАКЦИН
а) 2˚С - +8˚С
б) 0˚С - +8˚С
в) 2˚С - +6˚С
г) -2˚С - 0˚С
12. ДЛЯ АКТИВНОЙ ИММУНИЗАЦИИ ПРОТИВ ГЕПАТИТА В, ПРИМЕНЯЕТСЯ
а) живая вакцина
б) анатоксин
в) рекомбинантная дрожжевая вакцина
13. Экстренное извещение заполняет врач
а) заподозривший инфекционную болезнь
б) подтвердивший диагноз инфекционной болезни
в) установивший границы эпидемического очага
14. Эпидемиологическую эффективность иммунизации оценивают прежде всего по
а) тенденции динамики заболеваемости
б) изменению параметров сезонности
в) снижению заболеваемости иммунизированных по сравнению с неиммунизированными
г) изменению возрастной структуры заболеваемости
8. Тотальная иммунизация всех здоровых детей в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (2021 г.) предусматривает защиту от инфекций
а) туберкулеза, полиомиелита, кори, коклюша, столбняка, дифтерии, эпидемического паротита, краснухи, гемофильной инфекции
б) туберкулеза, полиомиелита, кори, коклюша, столбняка, дифтерии, эпидемического паротита, краснухи, гепатита А, гриппа
в) туберкулеза, полиомиелита, кори, коклюша, столбняка, дифтерии, эпидемического паротита, краснухи, гепатита В, пневмококковой инфекции, гриппа
г) туберкулеза, полиомиелита, кори, коклюша, столбняка, дифтерии, эпидемического паротита, краснухи, гепатита В, гемофильной, пневмококковой инфекции
16. Медсестре, обнаружившей трещину на ампуле с вакциной, следует
а) считать вакцину непригодной
б) считать вакцину пригодной
в) считать вакцину условно пригодной
17. В течение 1 сут. прививочные препараты находились при температуре 25 С. можно использовать
а) вакцину БЦЖ
б) АДС-М вакцину
в) живую полиомиелитную вакцину
г) ни один из перечисленных препаратов
18. Наиболее длительную защиту от болезни обеспечивает
а) инактивированная вакцина
б) живая вакцина
в) химическая вакцина
г) лечебная сыворотка
д) иммуноглобулин
19. При расчете дозы антитоксической сыворотки, вводимой больному дифтерией, учитывают
а) массу ребенка
б) клиническую форму болезни
*20. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДСТВИЕМ
а) нарушения условий хранения вакцины
б) нарушения процедуры иммунизации
в) неправильного отбора лиц на иммунизацию
г) индивидуальной реактивности организма
д) перенесенного ранее заболевания, против которого проводится прививка
21. КАКОЙ МИНИМАЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ МОЖЕТ БЫТЬ МЕЖДУ ВВЕДЕНИЕМ РАЗНЫХ ВАКЦИН?
а) 2 недели
б) 1 месяц
в) 2 месяца
г) 6 месяцев
22. МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЗАЩИТНОГО ПРОТИВОДИФТЕРИЙНОГО АНТИТОКСИНА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СОСТАВЛЯЕТ
а) 0,01 МЕ/мл
б) 0,03 МЕ/мл
в) 0,1 МЕ/мл
г) 0,3 МЕ/мл
23. СРОК МЕЖДУ ПРОВЕДЕНИЕМ МАНТУ И РЕВАКЦИНАЦИЕЙ БЦЖ ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ
а) 3-14 дней
б) 2-10 дней
в) 3-21 день
24. ОТ КАКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУДИТЕЛЯ) ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВАКЦИНИРУЮТ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
а. инфекций дыхательных путей (аспирационный)
б. кровяных (трансмиссивный)
в. кишечных (фекально-оральный)
г. инфекций наружных кожных покровов (контактный)
25. ПО КАКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ КОНТРОЛИРУЮТ КАЧЕСТВО ВАКЦИН?
а) иммуногенность
б) безопасность
в) реактогенность
г) стабильность, стерильность
д) форма выпуска
26. АНАТОКСИН-ЭТО:
а) обезвреженных эндотоксин
б) обезвреженный экзотоксин
в) инактивированная микробная масса
27. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ БЦЖ И БЦЖ-М ВАКЦИН
а) гемолитическая болезнь
б) масса тела новорожденного 2500г
в) реакция Манту с 2ТЕ положительная
г) аллергия к яичному белку
д) беременность
28. ИНФЕКЦИИ, УПРАВЛЯЕМЫЕ В ОСНОВНОМ СРЕДСТВАМИ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
а) антропонозы с аэрозольным механизмом передачи
б) антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи
в) антропонозы с трансмиссивным механизмом передачи
29. ПАССИВНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ СОЗДАЕТ
а) гомологичный иммуноглобулин
б) живая вакцина
в) инактивированная вакцина
г) анатоксин
30. ПЛАНОВЫЕ ПРИВИВКИ ПРОВОДЯТ ПРОТИВ ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ИНФЕКЦИЙ
а) кори
б) эпидемического паротита
в) полиомиелита
г) дифтерии
д) дизентерии
«Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний»
Эталоны ответов
№вопроса |
Ответ |
1 |
д |
2 |
г |
3 |
а |
4 |
г |
5 |
в |
6 |
б |
7 |
г |
8 |
в |
9 |
в |
10 |
г |
11 |
а |
12 |
в |
13 |
а |
14 |
а |
15 |
в |
16 |
а |
17 |
г |
18 |
б |
19 |
б |
20 |
а,б,в,г |
21 |
б |
22 |
а |
23 |
а |
24 |
а |
25 |
а,б,в,г |
26 |
б |
27 |
б |
28 |
а |
29 |
а |
30 |
а, б, в, г |
Задачи по теме Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний
Задача 1
Группа работников должна отбыть в долгосрочную командировку в район, неблагополучный по заболеваемости туляремией и брюшным тифом. До отъезда осталось 2 недели. Отбывающие не привиты. Какой порядок иммунизации?
Задача 2
Среди 200 детей, привитых вакциной против гемофильной инфекции, выявлено 1 лицо с повышением температуры выше 39˚С и 3 – до 37,5˚С. Каковы последующие действия медицинских работников, которые проводят прививку?
Задача 3
В семье есть больной туберкулезом. Когда может вернуться домой новорожденный ребенок, привитый в роддоме против туберкулеза?
Задача 4
В группе детского садика зарегистрирован случай кори. Все дети, за исключением двух, которые часто болеют, вакцинированы против кори. Нужно ли проводить специфическую иммунопрофилактику контактным детям? Какой препарат целесообразно использовать?
Задача 5
Ребенок родился от матери, инфицированной вирусом гепатита В, противопоказаний к прививкам не имеет. Нужно ли иммунизировать ребенка против вирусного гепатита В? Как?
Задача 6
Ребенок родился от матери, инфицированной вирусом иммунодефицита человека. Противопоказаний к прививкам не имеет. Как нужно иммунизировать ребенка по календарю?
Задача 7
Ребенок 7 лет получил травму. Привит по возрасту. Нужно ли проводить экстренную иммунопрофилактику столбняка?
Задача 8
Чем иммунизировать ребенка 6 лет, который раньше не был привит?
Задача 9
Женщина 30 лет госпитализирована в тяжелом состоянии в хирургическое отделение по поводу численных укусов бродячей собакой. Имеет все возрастные прививки. Нужно ли проводить специфическую профилактику инфекционных заболеваний? Определить средство, дозу, срок введения.
Задача 10
У вас сломался холодильник, и в течение 3 дней вакцины лежали при комнатной температуре. Можно ли их использовать?
Задача 11
Вакцины доставили в поликлинику зимой с посыльным, который на морозе долго ждал транспорт. Жидкие вакцины замерзли. Какие вакцины можно использовать?
Задача 12
К вам на прививку пришел один ребенок, а прививочный материал расфасован по 10 доз. Станете ли вы для одного ребенка открывать ампулу?
ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ ПО ТЕМЕ ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Ответ. Задача 1
Необходимо провести одновременно вакцинами в разные участки тела.
Ответ. Задача 2
В случае сильной общей реакции направить экстренное извещение в территориальный Центр гигиены и иммунопрофилактики. Провести расследование причин возникновения реакции. Считать количество обычных поствакцинальных реакций допустимым, продолжать использование вакцины можно.
Ответ. Задача 3
Через 2 месяца, после формирования у ребенка иммунитета.
Ответ. Задача 4
Специфическую профилактику следует проводить лишь непривитым. Если от момента начала контакта не прошло 72 часа, вводят коревую вакцину, если больше – вводят специфический иммуноглобулин.
Ответ. Задача 5
Вакцинацию провести в первые 12 часов жизни. Вместе с вакциной в другой участок тела ввести специфический иммуноглобулин из расчета 40 МЕ/кг массы тела.
Ответ. Задача 6
Иммунизацию проводить по календарю, за исключением живых вакцин, которые вводить ребенку нельзя до уточнения ВИЧ-статуса.
Ответ. Задача 7
Не нужно.
Ответ. Задача 8
Вакцинацию проводить по календарю с соблюдением минимальных интервалов между прививками. Перед вакцинацией провести аллергическую пробу с туберкулином.
Ответ. Задача 9
Необходимо провести прививку против бешенства комбинированным курсом: антирабический иммуноглобулин + антирабическая вакцина в 1-й, 3-й, 7-й, 14-й, 30-й, 90-й дни. Ввиду тяжести состояния, прививку против столбняка следует провести не раньше 3-го и не позже 12-го дня после травмы. Вводят 0,5 мл столбнячного анатоксина.
Ответ. Задача 10
Убитые вакцины – да, живые – нет. Все вакцины должны храниться при температуре 2-8˚С. Убитые вакцины медленнее теряют свои свойства и три дня при комнатной температуре не снижает их качества. А живые вакцины необходимо изъять. ВОЗ разработала термоиндикатор, который меняет цвет, если вакцина «перебрала» тепло.
Ответ. Задача 11
Можно использовать живые вакцины, но не АДС и АКДС. Замораживание не убивает живые вакцины, тогда как адсорбированные анатоксины в убитых вакцинах при минусовых температурах десорбируются. Мороз может также повредить ампулы.
Ответ. Задача 12
Ампулу необходимо открыть. Стоимость вакцины не идет ни в какое сравнение с ценой прививки, поэтому прививать надо. По данным ВОЗ, «экономия» вакцины является причиной 1-26% всех пропущенных вакцинаций.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.Учайкин В.Ф. , Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей: учеб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.–800 с. (154 экз.).– Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431658.html
2.Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей [Электронный ресурс]: учеб. / В. Ф. Учайкин, О. В. Шамшева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 688 с. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=51789
Дополнительная литература
1. Инфекционные болезни у детей [Текст] : учеб. / под ред. В. Н. Тимченко. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2020. - 623 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
1. Всемирная организация здравоохранения – www.who.int/ru/
3. Министерство здравоохранения РФ – www.minzdravsoc.ru
4.Vaccine Adverse Event Reporting System (VAERS) - https://vaers.hhs.gov/index
Библиотеки:
1. Научная электронная библиотека (НЭБ) - http://elibrary.ru
Электронные версии журналов:
1. «Детские инфекции» - http://www.detinf.ru/
2. «Вопросы диагностики в педиатрии» - http://www.spr-journal.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.