Дидактические материалы по биологии
для учащихся 6 класса
Методические материалы подготовила:
Беляева Елена Алексеевна,
учитель биологии
Данные дидактические материалы предназначены для изучения курса «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс. Задания представлены главным образом в виде рисунков, таблиц, схем. Задания сгруппированы по темам, поэтому могут использоваться при изучении биологии по разным учебникам.
Данные дидактические материалы могут быть использованы на любом этапе урока: контроль знаний, изучение нового материала, закрепление пройденного материала, проверка домашнего задания, обобщение изучаемого на уроке и т.д.
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Подпишите вместо цифр органы растения
Какие органы вегетативные, а какие генеративные?
Многообразие жизненных форм растений.
Задание 1.
Задание 2.
Определите жизненные формы растений.
1 2 3 4 5 6
Ткани растений. Виды тканей растений.
Напишите задание к кроссворду.
Задание 3.
Задание 4.
Впишите в кроссворд, что обозначено цифрами 1 – 4.
Задание 4.
Впишите в кроссворд, что обозначено цифрами 1 – 6.
Стебель, его строение и значение.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 5.
Заполните таблицу.
Сочные |
Сухие |
||
Односемянные |
Многосемянные |
Односемянные |
Многосемянные |
|
|
|
|
Боб гороха, ягода смородины, яблоко груши, зерновка пшеницы, померанец апельсина, жёлудь дуба, крылатка клёна, стручок капусты, семянка одуванчика, костянка вишни, многокостянка малины, тыквина дыни, орех лещины, коробочка мака, многолистовка пиона,
Задание 6.
Дайте характеристику растению по плану: сухой или сочный, односемянный или многосемянный, вскрывающийся или невскрывающийся.
Коробочка тюльпана
Ягода крыжовника
Костянка персика
Клубень картофеля
Боб фасоли
Стручок редьки
Корнеплод моркови
Тыквина кабачка
Семянка подсолнечника
Минеральное питание растений и значение воды.
Задание 1.
Пользуясь текстом §13 и опорными словами, напиши рассказ на тему «Почвенное питание растений»
Корень
Корневые волоски
Минеральные вещества
Корневое, почвенное, минеральное питание
Удобрения
Задание 2.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запищите в текст цифры, выбранных ответов.
Из почвы корень всасывает … с растворенными в ней … . Воду с минеральными веществами всасывают … . Корень … растение в почве. В корне откладываются … .
Перечень терминов:
1) запасные питательные вещества
2) минеральные вещества
3) укрепляет
4) вода
5) корневые волоски
Воздушное питание растений – фотосинтез.
Задание 1.
1) Выпишите в тетрадь определение «фотосинтез».
2) Перечислите условия, необходимые для протекания фотосинтеза.
Задание 2.
Зарисуйте рисунок в тетрадь, сделайте соответствующие подписи.
Задание 3.
Вставьте в текст пропущенные слова.
· В листьях есть органы для дыхания и газообмена – это…
· Через устьица поступает в лист…
· От корневой системы поступает…
· Солнечный свет попадает на зеленые пластиды…
· В хлоропластах образуется…
· Из листьев в окружающую среду выделяется…
Дыхание и обмен веществ.
Отгадайте кроссворд
Размножение и оплодотворение у растений.
Задание 1.
Что на рисунке обозначено цифрами 1 – 10?
Задание 2.
Запишите схему двойного оплодотворения в тетрадь.
Задание 3.
Ответьте на вопросы:
Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?
Охарактеризуйте главную особенность полового размножения.
Вегетативное размножение растений.
Задание 1.
Запишите схему в тетрадь, приведите примеры растений, которые размножаются данными способами.
Задание 2.
Ответьте на вопрос:
Почему растениеводы часто используют вегетативное размножение растений?
Рост и развитие растений.
Задание 1.
Ответьте на вопрос:
При каких условиях происходит нормальный рост растений?
Задание 2.
Заполните в тетради схему.
Влияние экологических факторов на растения
Абиотические |
Биотические |
Антропогенные |
|
|
|
|
|
|
Задание 3.
Пользуясь схемой расскажите как происходит развитие растения из семени.
Систематика растений, её значение для ботаники.
Задание 1.
Рассмотрите предложенную схему, запишите её в тетрадь.
Задание 2.
Сформулируйте важнейшие понятия и термины:
систематика, вид, двойные (бинарные) названия.
Семейства однодольных и двудольных растений.
Заполните в таблице пустые ячейки.
Название семейства, |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Особенности строения вегетативных органов |
Представители и их практическое применение |
Класс Двудольные |
|||||
Крестоцветные (капустные), 3 тыс |
Ч2+2Л2+2 Т2+4П1 |
Стебли часто укороченные, видоизменения корней – корнеплоды (редис, редька) |
|
||
Розоцветные (розовые), 3 тыс. |
Кисть, простой зонтик, щиток |
Стебли часто с шипами, листья простые и сложные с прилистниками |
|||
Бобовые, 18 тыс. |
Кисть, головка |
Боб |
|||
Паслёновые, 2,5 тыс. |
Ягода, коробочка |
||||
Сложноцветные |
Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые и сложные |
Масличные и овощные: подсолнечник, топинамбур. Лекарственные: пижма, тысячелистник, календула, череда, ромашка |
|||
Класс Однодольные |
|||||
Злаковые (мятликовые), 10 тыс. |
О2+(2)Т3П1 |
. |
|||
Лилейные1, 3 тыс. |
Коробочка, ягода |
Овощные: лук, чеснок, спаржа. Лекарственные: ландыш, купена, чемерица, алоэ. Декоративные: лилия, тюльпан |
Природные сообщества.
Задание 1.
Сформулируйте важнейшие понятия и термины:
Природное сообщество, экологическая система, ярусное строение природного сообщества, агроценоз.
Задание 2.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня.
… – это совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов и условий окружающей среды на определенной территории. Растительные сообщества с большим количеством … называется дубравой. Природные сообщества с преобладанием травянистых растений называются …. В условиях избыточного увлажнения в лесах, на лугах создается особый фитоценоз – …..
Перечень терминов:
1) луг
2) болото
3) биогеоценоз
4) дуб
Задание 3.
1.Используя схему ярусности напишите какие жизненные формы растений растут в этих ярусах.
2.Используя рисунок опишите ярусность растительного сообщества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.