Дидактические приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории в 8 классе
Формирование функциональной грамотности на уроках истории играет важную роль в развитии учебных навыков учащихся. Для этого можно использовать разнообразные дидактические приемы, которые способствуют развитию навыков анализа, интерпретации, аргументации и понимания исторических текстов. Я применяю следующие медовы
Анализ и интерпретация исторических источников: После каждого параграфа есть рубрика с текстом исторического источника по теме урока. Такие задания использую как для работы на уроке в ходе изучения новой темы, так и для закрепления ранее изученного. Ребята могут их получать также в качестве домашнего задания. При этом выполнение такого задания обязательно проверяется на следующем уроке. Задания на анализ источников (текстов, изображений, документов) позволяют учащимся разбираться в содержании исторических материалов, выявлять основные идеи, аргументы и точки зрения авторов.
Сравнение и сопоставление: Прием заключается в анализе сходств и различий между историческими событиями, явлениями или процессами. Учащиеся могут сравнивать разные эпохи, культуры, общества и выявлять паттерны и закономерности. Например, при изучении народных волнений 18 века можно предложить ребятам сделать сравнительную таблицу по событиям первой четверти 18 века или сравнить выступления Степана Разина и Емельяна Пугачёва.
Формулирование аргументов: Ещё в 8 классе мы знакомились с разными точками зрения на события Смуты (7-8 точек зрения приводит соответствующая рубрика в учебнике («Историки спорят»)). Именно тогда мы учились точно и ёмко выражать своё мнение о событии научным языком. Задания на формулирование аргументов и письменное выражение своей точки зрения помогают развивать навыки аргументированной рефлексии и высказывания мнения на основе исторических фактов. Без этого не обойтись, например, при оценивании влияния личности Петра Первого на судьбу России.
Работа с историческими текстами: Задания на анализ текстов и документов разных эпох и жанров позволяют учащимся развивать навыки понимания контекста, извлечения ключевой информации и интерпретации текста. Здесь интересны, например, «прелестные письма»).
Ролевые игры и дебаты: Организация ролевых игр и дебатов позволяет учащимся вжиться в роли исторических персонажей, а также аргументировать свои позиции и вырабатывать навыки публичной речи.
Создание исторических рассказов и эссе: Задания на написание рассказов, эссе или статьей по определенной исторической теме способствуют развитию навыков структурирования информации, аргументации и логического анализа. Они же готовят школьников к написанию развернутого ответа на ОГЭ или ЕГЭ.
Работа с историческими картами и диаграммами: Задания на анализ исторических карт, диаграмм и схем позволяют развивать визуальное восприятие информации, умение читать и интерпретировать графические данные. В 18 классе мы работаем с вопросами расширения границ страны, включением новых народов в состав России.
Проектная деятельность: Задания на создание исторических проектов, исследований или презентаций требуют учащимся организовать, систематизировать и представить информацию, развивая навыки самостоятельного исследования.
Обсуждение исторических дилемм: Предложение учащимся обсудить сложные исторические дилеммы, моральные и этические вопросы, позволяет развивать способность видеть события с разных точек зрения. Это особенно важно в 15-летнем возрасте, когда активно проявляется юношеский максимализм.
Комбинирование данных приемов позволяет формировать функциональную грамотность учащихся и развивать их навыки работы с различными историческими источниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.