Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Лебёдушка» городского округа Стрежевой Томской области
Семинарпрактикум
для родителей воспитанников I младших групп
по теме:
«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного
возраста»
Подготовила:
воспитатель I младшей группы № 2 «Малышок»
Иванова Екатерина Павловна
2016 г.Тема: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного
возраста»
Цель:
обогащение родительских представлений об умственном
развитии детей раннего возраста посредством самодельных дидактических
игр.
Задачи:
познакомить родителей с особенностями сенсорного и
познавательного развития детей раннего возраста;
познакомить родителей с различными видами дидактических игр,
которые необходимы для обогащения развивающей среды и занятий
с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
познакомить родителей с основными этапами изготовления
настольных дидактических игр для детей раннего и младшего
дошкольного возраста;
обогатить педагогический опыт и повысить уровень педагогической
грамотности у родителей воспитанников I младших групп;
показать на практическом примере простоту и доступность
изготовления дидактических игр для детей и показать основные
приемы их использования для организации детской игровой
деятельности.
Участники: родители воспитанников I младших групп, воспитатель,
педагогпсихолог.
Место проведения: музыкальный зал.
Подготовительная работа:
создание презентации для семинарапрактикума;
подборка и оформление рекомендаций и раздаточного материала
(буклет, памятка) по теме семинарапрактикума;
оформление консультации для педагогов и родителей по теме
семинарапрактикума;
изготовление необходимых пособий для практической части
семинарапрактикума;
подготовка необходимых материалов для практической части
семинарапрактикума (приложение 1).
Значимость: материал будет полезен родителям воспитанников I
младших групп для обогащения знаний в вопросах организации поисково
исследовательской деятельности с детьми в совместной деятельности, для
организации досугов детей в летний период и в домашних условиях, а также
для обогащения и развития сенсорного восприятия у детей раннего и
младшего дошкольного возраста.
2СЛАЙД № 1 – СЛАЙД СКРЫТЬ
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас сегодня всех
видеть! Мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о дидактических
играх и их значении в жизни ребенка.
СЛАЙД № 2
Но начнем мы с вами вот с такого задания: дайте определения
(расшифруйте слова) по первым буквам, но так, чтобы получилась полная
фраза, по смыслу относящаяся к теме нашей встречи.
Раздача бланков с заданием, время выполнения – 1 мин.
Закончили? Кто хочет нам озвучить результаты своей творческой
литературной деятельности? (Ответы желающих)
СЛАЙД № 3
А у меня получилась вот такая картина – взгляните на слайд.
Обсуждение – совпали ли определения родителей с темой и с
определениями воспитателя.
СЛАЙД № 4
А теперь, предлагаю вам решить проблемную ситуацию: «узнать на
ощупь, что находится в «Чудесном мешочке» (предлагается ощупать предмет
и высказать свое предположение об объекте)
Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто,
когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения
окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают
самыми разнообразными свойствами и качествами.
Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования
представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным
умственным действиям. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко
оказывается поверхностным.
Сегодня я предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при
столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами
организации дидактических игр с детьми раннего возраста, и в итоге узнаем,
что находится в «мешочке».
СЛАЙД № 5
Но …. немного теории.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего возраста
является образовательная область «Социализация». Основная задача, которой
заключается в развитии игровой деятельности детей.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и
духовному здоровью, является источником обширной информации, методом
3обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития
творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и
интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи,
внимания, памяти.
Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует
пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их
интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно
полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют,
соединяют, разъединяют детали и т.п. С помощью таких игрушек и игр
воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов,
при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость,
смекалка, выдержка, организованность.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра,
позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах
интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и
эстетических переживаний.
Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и
обеспечивает
познавательная дидактическая игра в особенности,
благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом
возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего
возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой
обогащения чувственного опыта малышей.
СЛАЙД № 6
Дидактическая играигра познавательная, направленная на расширение,
углубление, систематизацию представлений детей об окружающем,
воспитание познавательных интересов,
развитие познавательных
способностей.
Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и
средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь
деятельности и интересного усвоения знаний.
Функции дидактической игры – это:
Игровой метод обучения дидактическая игра используется при
решении задач образовательных областей «Познание»,
«Труд»,
«Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.
Как форма обучения детей содержит два начала: образовательная
деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).
4Мы, воспитатели, одновременно являемся и учителями, и участниками
игры. Мы учим и играем, а дети, играя, учатся.
Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности
процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том
случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если
эти правила ими усвоены.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно
играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они
сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками,
но и справедливыми судьями.
Еще одна функция дидактической игры – это средство всестороннего
воспитания личности.
СЛАЙД № 7
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в
которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности
человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда,
и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр:
познавательные,
интеллектуальные,
строительные,
игратруд,
играобщение,
музыкальные игры,
художественные,
игрыдраматизации,
подвижные,
спортивные...
Принято различать два основных типа игр:
игры с фиксированными, открытыми правилами,
и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических,
познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие
интеллектуальные, музыкальные, игрызабавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетноролевые. Правила в них
существуют неявно.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,
организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
5Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее
выступают одни, в других — иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая
классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с
содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно
представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольнопечатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение,
познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере
основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей,
игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей,
руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр,
сгруппированных по виду деятельностивоспитанников:
Игрыпутешествия.
Игрыпоручения.
Игрыпредположения.
Игрызагадки.
Игрыбеседы (игрыдиалоги).
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая
определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие
дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий
характер игры, направленность обучающего содержания на процессы
познавательной деятельности детей.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду,
какие знания: представления детей о природе, об окружающих предметах, о
социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие
умственные операции в связи с этим должны развиваться.
Какие качества личности детей можно формировать средствами данной
игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении
поставленной цели, активность, самостоятельность)?
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает
одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать
повторений в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание,
6память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в
одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в
других внимания, в третьих мышления.
СЛАЙД № 8
7Используемые источники и литература:
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в
детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. – М.:
Просвещение, 1991.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение,
1991.
3. Бондаренко. А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.:
Просвещение, 1991.
4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика
Синтез, 2009.
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй
младшей группе детского сада. – М.: МозаикаСинтез, 2009.
6. http://www.volgasadik.ru /Дидактические игры как средство развития
познавательных способностей детей дошкольного возраста.
7. http://dohcolonoc.ru/conspect/1212konspektneposredstvennoj
obrazovatelnojdeyatelnostivformedidakticheskojigryselementamifemp
matreshkirroshki.html
8. http://www.razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html
9. http://dohcolonoc.ru/cons/1396konsultatsiyadlyavospitatelej
obrazovatelnayaoblastsotsializatsiyadidakticheskayaigrakaksredstvo
razvitiyadetejmladshegovozrasta.html
10.
8