«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление Иванова клуб.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Лебёдушка» городского округа Стрежевой Томской области Семинар­практикум  для родителей воспитанников I младших групп по теме:  «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель I младшей группы № 2 «Малышок»  Иванова Екатерина Павловна 2016 г.Тема: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Цель:  обогащение   родительских   представлений   об   умственном развитии   детей   раннего   возраста   посредством   самодельных   дидактических игр. Задачи:  познакомить   родителей   с   особенностями   сенсорного   и познавательного развития детей раннего возраста;  познакомить   родителей   с   различными   видами   дидактических   игр, которые необходимы для обогащения развивающей среды и занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;  познакомить   родителей   с   основными   этапами   изготовления настольных   дидактических   игр   для   детей   раннего   и   младшего дошкольного возраста;  обогатить педагогический опыт и повысить уровень педагогической грамотности у родителей воспитанников I младших групп;  показать   на   практическом   примере   простоту   и   доступность изготовления   дидактических   игр   для   детей   и   показать   основные приемы   их   использования   для   организации   детской   игровой деятельности. Участники:  родители   воспитанников  I  младших   групп,   воспитатель, педагог­психолог. Место проведения: музыкальный зал. Подготовительная работа:  создание презентации для семинара­практикума;  подборка   и   оформление   рекомендаций   и   раздаточного   материала (буклет, памятка) по теме семинара­практикума;  оформление   консультации   для   педагогов   и   родителей   по   теме семинара­практикума;  изготовление   необходимых   пособий   для   практической   части семинара­практикума;  подготовка   необходимых   материалов   для   практической   части семинара­практикума (приложение 1). Значимость:  материал   будет   полезен  родителям воспитанников  I младших   групп  для   обогащения   знаний   в   вопросах   организации   поисково­ исследовательской   деятельности   с  детьми   в  совместной   деятельности,  для организации досугов детей в летний период и в домашних условиях, а также для   обогащения   и   развития   сенсорного   восприятия   у   детей   раннего   и младшего дошкольного возраста. 2СЛАЙД № 1 – СЛАЙД СКРЫТЬ Добрый   вечер,   уважаемые   родители!   Я   очень   рада   вас   сегодня   всех видеть! Мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о дидактических играх и их значении в жизни ребенка. СЛАЙД № 2 Но   начнем   мы   с   вами   вот   с   такого   задания:   дайте   определения (расшифруйте слова) по первым буквам, но так, чтобы получилась полная фраза, по смыслу относящаяся к теме нашей встречи.  Раздача бланков с заданием, время выполнения – 1 мин. Закончили?   Кто   хочет   нам   озвучить   результаты   своей   творческой литературной деятельности? (Ответы желающих) СЛАЙД № 3 А у меня получилась вот такая картина – взгляните на слайд.  Обсуждение   –   совпали   ли   определения   родителей   с   темой   и   с определениями воспитателя. СЛАЙД № 4 А   теперь,   предлагаю   вам   решить   проблемную   ситуацию:   «узнать   на ощупь, что находится в «Чудесном мешочке» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте) Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда   встречаешься   с   неизвестным   предметом.   Так   и   ребенок   с   рождения окружает   огромное   количество   предметов   и   явлений,   которые   обладают самыми разнообразными свойствами и качествами.  Для   того,   чтобы   облегчить   и   ускорить   процесс   формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным. Сегодня   я   предлагаю   пройти   путь,   который   проходит   ребенок   при столкновении   с   неизвестным,   познакомимся   с   содержанием   и   приемами организации дидактических игр с детьми раннего возраста, и в итоге узнаем, что находится в «мешочке». СЛАЙД № 5 Но …. немного теории. Одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего возраста является образовательная область «Социализация». Основная задача, которой заключается в развитии игровой деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом 3обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью   протекания   его   психических   процессов:   мышления,   речи, внимания, памяти.  Если   в   игре   ребенок,   действуя   предметами,   активно   манипулирует пальцами,   то   мыслительные   процессы   активизируются,   и   наоборот,   их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют,   разъединяют   детали   и   т.п.   С   помощью   таких   игрушек   и   игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность. Одним  из  видов  игровой  деятельности   является  дидактическая  игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной   и   активной   практической   деятельности,   нравственных   и эстетических переживаний.  Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и   обеспечивает познавательная   дидактическая   игра   в   особенности, благоприятные   условия   для   решения   педагогических   задач   с   учётом возможностей   детей   дошкольного   возраста.   В   работе   с   детьми   раннего возраста   дидактическая   игра   является   наиболее   подходящей   формой обогащения чувственного опыта малышей. СЛАЙД № 6 Дидактическая игра­игра познавательная, направленная на расширение, углубление,   систематизацию   представлений   детей   об   окружающем, воспитание   познавательных   интересов,   развитие   познавательных способностей.  Она   представляет   собой   многоплановое,   сложное   педагогическое явление.   Она   является   и   игровым   методом   обучения   детей   дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.  Основу   дидактической   игры   составляет   органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Функции дидактической игры – это: Игровой   метод   обучения  дидактическая   игра   используется   при решении   задач   образовательных   областей   «Познание»,   «Труд», «Безопасность»,   «Коммуникация»,   «Чтение   художественной   литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников. Как  форма   обучения   детей  содержит   два   начала:   образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).  4Мы, воспитатели, одновременно являемся и учителями, и участниками игры. Мы учим и играем, а дети, играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.  Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Еще одна функция дидактической игры – это средство всестороннего воспитания личности. СЛАЙД № 7 Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой   личность   не   преследует   никаких   других   целей,   кроме   получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.  Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому   они   имеют   генетическую   связь   со   всеми   видами   деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр:   познавательные,   интеллектуальные,   строительные,   игра­труд,   игра­общение,   музыкальные игры,   художественные,   игры­драматизации,   подвижные,   спортивные... Принято различать два основных типа игр:   игры с фиксированными, открытыми правилами,   и игры со скрытыми правилами.  Примером   игр   первого   типа   является   большинство   дидактических, познавательных   и   подвижных   игр,   сюда   относят   также   развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры­забавы, аттракционы. Ко   второму   типу   относят   игры   сюжетно­ролевые.   Правила   в   них существуют неявно.  Дидактические   игры  различаются   по   обучающему   содержанию, познавательной   деятельности   детей,   игровым   действиям   и   правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.  5Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.  В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация   игр   по   видам   отсутствует.   Часто   игры   соотносятся   с содержанием   обучения   и   воспитания.   В   этой   классификации   можно представить следующие типы игр:  игры по сенсорному воспитанию,  словесные игры,  игры по ознакомлению с природой,  по формированию математических представлений и др.  Иногда игры соотносятся с материалом:  игры с дидактическими игрушками,  настольно­печатные игры,  словесные игры,  псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную   деятельность   детей,  но   не  раскрывает  в  достаточной   мере основы   дидактической   игры   —   особенностей   игровой   деятельности   детей, игровых   задач,   игровых   действий   и   правил,   организацию   жизни   детей, руководство воспитателя.  Условно   можно   выделить   несколько   типов   дидактических   игр, сгруппированных по виду деятельностивоспитанников:  Игры­путешествия.  Игры­поручения.  Игры­предположения.  Игры­загадки.  Игры­беседы (игры­диалоги). Один из основных элементов игры –  дидактическая задача, которая определяется   целью   обучающего   и   воспитательного   воздействия.   Наличие дидактической   задачи   или   нескольких   задач   подчёркивает   обучающий характер   игры,   направленность   обучающего   содержания   на   процессы познавательной деятельности детей. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания: представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных   явлениях   должны   усваиваться,   закрепляться   детьми,   какие умственные операции в связи с этим должны развиваться.  Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность)? В   каждой   дидактической   игре   своя   обучающая   задача,   что   отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений   в   её   содержании,   трафаретных   фраз   («воспитывать   внимание, 6память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других ­ внимания, в третьих ­ мышления. СЛАЙД № 8   7Используемые источники и литература: 1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском   саду.   –   В   кн.:   Умственное   воспитание   дошкольника.   –   М.: Просвещение, 1991. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991. 3. Бондаренко.   А.К.   «Дидактические   игры   в   детском   саду».   –   М.: Просвещение, 1991. 4. Губанова   Н.Ф.   Игровая   деятельность   в   детском   саду.   –   М.:   Мозаика­ Синтез, 2009. 5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика­Синтез, 2009. 6. http://www.volgasadik.ru  /Дидактические   игры   как   средство   развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.  7. http://dohcolonoc.ru/conspect/1212­konspekt­neposredstvennoj­ obrazovatelnoj­deyatelnosti­v­forme­didakticheskoj­igry­s­elementami­femp­ matreshki­rroshki.html 8. http://www.razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html 9. http://dohcolonoc.ru/cons/1396­konsultatsiya­dlya­vospitatelej­ obrazovatelnaya­oblast­sotsializatsiya­didakticheskaya­igra­kak­sredstvo­ razvitiya­detej­mladshego­vozrasta.html  10. 8