Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

  • Игры
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наиболее трудным для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова
Иконка файла материала Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.docx
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова Нестерович Александра Валентиновна, учитель­ логопед МБДОУ ДС №15»Алёнка», г.Николаевск­на­ Амуре Хабаровский край      Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье. Для   воспитания   полноценной   личности   нужно   устранить   всё,   что   мешает   свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью,   говорили   правильно,   чётко,   выразительно.   Особенно   необходимым   для   ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.   Практика   логопедической   работы   показывает,   что   часто   на   первый   план   в дошкольном   возрасте   выдвигается   коррекция   звукопроизношения   и   недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных   для   коррекции   является   такое   особое   проявление   речевой   патологии,   как нарушение   слоговой   структуры   слов.   Этот   дефект   речевого   развития   характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в   слове,   пропуски   либо   добавление   новых   слогов   или   звуков).   Нарушение   слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием   речи.   Как   правило,   диапазон   данных   нарушений   варьируется:   от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух­ и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом: 1. Нарушение количества слогов: – сокращение слога; – опускание слогообразующей гласной; – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных. 2. Нарушение последовательности слогов в слове: – перестановка слогов; – перестановка звуков соседних слогов. 3. Искажение структуры отдельного слога: – сокращение стечений согласных; – вставки согласных в слог.  4. Уподобление слогов. 5. Персеверации (циклическое повторение). 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими). 7. Контаминации (смешение элементов слова).Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко­слоговой и морфологической структурой слова [4]. Выбору   методов   и   приёмов   коррекционной   работы   по   устранению   данного   нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения. В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода   в коррекции речевых нарушений   и   классификация   А.К.Марковой   [10],   которая   выделяет   14   типов   слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности: 1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети). 2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина). 3. Односложные слова (дом, сок). 4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель). 5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот). 7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон). 8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки). 9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник). 10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка). 11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф). 12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка). 14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино). Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из   развития   речеслухового   восприятия   и   речедвигательных   навыков.   Свою   работу   я строила в два этапа: слов       родного – подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры языка; –   коррекционный;   цель   этого   этапа   –   непосредственная   коррекция   дефектов   слоговой структуры слов у конкретного ребёнка. На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. Упражнение «Повтори так же» Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки. Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить  так же. Упражнение «Сосчитай правильно» Цель: учить считать звуки. Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с  точками. Ход упражнения:  Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точеквыпало на кубике. Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с  соответствующей цифрой. Упражнение «Выбери схему» Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Материал: карточки со схемами ритмических рисунков. Ход упражнения:  Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую  схему на карточке. Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме. Упражнение «Длинное – короткое» Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки. Ход упражнения: Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую  полоску. Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к  длинной полоске и к короткой. На   коррекционном   этапе работа   проводилась   на   вербальном   уровне   с   обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Упражнения на уровне звуков: 1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько  раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» 2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной  артикуляции, произнесение с голосом. 3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков). Упражнения на уровне слогов: – Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку  (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок). – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый  слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов. Упражнения на уровне слова: Игра с мячом Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова. Игра «Телеграф»Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки. Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок. Игра «Сосчитай, не ошибись» Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки. Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца  пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее. Игра с мячом «Передай дальше» Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч. Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова. Игра «Назови правильное слово» Цель: учить различать правильно звучащие слова. Материал: картинки. Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если  ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки). Упражнение «Что изменилось?» Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище. Упражнение «Найди самое длинное слово» Цель: закреплять умение делить слова на слоги. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено  самое длинное слово. Упражнение «Сосчитай, не ошибись» Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги. Материал: картинки, карточки с цифрами.  Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру,  соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного  слога). Упражнение «Какое слово отличается» Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой. Материал: картинки. Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово  (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт. Упражнение «Назови одинаковый слог»Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое). Игра «Конец слова за тобой» Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог  ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми… Игра «Какое слово получилось?» Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая  мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью. Ребёнок:                           Логопед:                                Ребёнок: кет                                    букет фет                                    буфет Бу                                      тон                                          бутон бен                                    бубен Упражнение «Назови ласково» Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6­го типа при образовании имён  существительных. Материал: мяч. Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик. Упражнение «Назови слово правильно» Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7­го типа, развивать слуховое  внимание и память. Материал: предметные картинки. Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок  поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его. Логопед:                             Ребёнок: Мосалёт                              Ломасёт                             самолёт Самолёт Игра «Слоговые кубики»Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов. Материал: кубики с картинками и буквами. Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей. Игра «Цепочка слов» Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух­ трёхсложные слова. Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами. Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино. Игра «Логокуб» Цель: упражнять в слоговом анализе одно­ двух­ и трёхсложных слов. Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами. Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба. Игра «Поезд»Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры  слов. Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с  количеством слогов. Игра «Пирамида» Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова. Материал: набор предметных картинок. Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно  вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с  трёхсложными словами. Упражнение «Собери слово» Цель: учить синтезировать двух­ трёхсложные слова. Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге. Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются  набором карточек и игра продолжается. Упражнение «Подбери слово»Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов. Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со  словами (для читающих детей). Ход упражнения:  Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам. Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам. Игра «Наведём порядок» Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез. Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге. Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке. Игра «Кто больше»Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета. Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов  слов. Литература: 1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой  структуры слов у детей. СПб: Детство­Пресс, 2000. 2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.  Москва: Сфера, 2007. 3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996. 4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7  лет. Москва: Гном и Д, 2006. 5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова.  Москва: Сфера, 2007. 6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у  дошкольников. СПб: Союз,1999. 7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996. 8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д,  2001. 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991. 10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.