Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром.(вторая младшая группа)

  • Игры
  • docx
  • 12.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. 1.1 «Укладывание в колыбель». 1.2 «Что это? Кто это?». Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет. Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.) Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» - «Что это?». Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно подвели детей к понятиям «живой - неживой». 1.3 «Что изменилось.» Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить словарный запас. Развивать память и внимание, что помогает сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать их после игры. Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок, зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного цвета и формы. Возраст: 3–4 года. Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо увидеть и сказать, какого предмета не хватает. Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в определенном порядке. Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них. Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7-10 минут. Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее количество правильных ответов. 1.4 «Предметные фризы» 1.5 «Времена года». Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года. Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками. Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). 1.6 «Что нам осень принесла?». Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем несложные фразы. Описание игры. Воспитатель сообщает детям , что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их», - говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор, капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там, где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей. 1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?». Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Описание игры. «Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?» По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: «Сладкая репка! Сладкая!») «Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень-очень вкусная репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.) Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка, сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.) Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»; «Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра». 1.8 «Чудесный мешочек». Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. 1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату» Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. Описание игры. Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол. Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.) «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет"» Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.) Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья нужны», – обязательно скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели. 1.10 «Оденем куклу на прогулку». Цели и задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. 2. Развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенного мышления. 3. Учить детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках, последовательно одевать куклу. Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша, Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание", рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над последовательностью одевания. 1.11 «Научим куклу раздеваться». 1.12 «Купание куклы». Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой. Описание игры. Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку «Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и сажает в ванночку. Кому-нибудь из детей он предлагает принести мыло (все необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для мыла». Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле голову, педагог взбивает пену и приговаривает: Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется. (Повторяет 2–3 раза.) Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода. (Спрашивает у двоих-троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем – холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу, проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»: Теплую водичку Льем на нашу птичку. Эти строчки повторяют и дети. Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу, которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, – говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить». Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик-теремок, в нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку. 1.13 «Укладывание куклы спать». Цель: 1.14 Дидактическая игра «Живые картинки». Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание. Описание игры. «Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки). Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так далее. ( Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.) 1.15 «Будем заваривать чай». Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть предметы чайной посуды. Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем , высыпает его на поднос, дети рассматривают , определяют его запах , цвет. Показ предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном чацнике, объясняет , что чай должен настояться , затем предлагает детям попробовать чай, добавив молоко . 2. Знание о себе и своей семье 2.1. «Я есть» . Цель: Ознакомление детей со строением человека , формирование представления о принадлежности пола. Материал: картинки с изображением мальчика и девочки , карточки –накладки. Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки. 2.2 «Мое настроение» Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети угадывают настроение по мимике , жестам. 2.3 « Я и моя семья». Цель. Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья. Дидактический материал. Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами. Игровые правила. Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения. Ход игры. Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье. Вопросы – помощники: — Он (она, они) какой (какая, какие)? — Кто самый младший (старший) в твоей семье? — Что вы делаете все вместе? — Как ласково называет тебя мама? И т.д. 2.4 «Я сам». Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за собой, соблюдать опрятность , побуждать детей обращать внимание на внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе. Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они самостоятельно умеют делать. 2.5 «Кто веселый грустный сердитый?» Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица. Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей , у которых разное настроение, дети различают по мимике лица, веселый , грустный, сердитый. 2.6 «Узнай своих родственников». Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп, папа пылесосит, дедушка читает газету.) Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о своей семье, отражая сюжеты из жизни. 2.7 «За что бы я себя похвалил?». Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу. Ход игры: Воспитатель показывает картинки , дети по ним составляют рассказы. 2.8 «Как мы помогаем маме». Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе , заботливое отношение к своим родителям. Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам рассказы.1. 1.1 «Укладывание в колыбель». 1.2 «Что это? Кто это?». Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет. Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.) Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» - «Что это?». Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно подвели детей к понятиям «живой - неживой». 1.3 «Что изменилось.» Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить словарный запас. Развивать память и внимание, что помогает сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать их после игры. Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок, зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного цвета и формы. Возраст: 3–4 года. Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо увидеть и сказать, какого предмета не хватает. Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в определенном порядке. Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них. Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7-10 минут. Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее количество правильных ответов. 1.4 «Предметные фризы» 1.5 «Времена года». Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года. Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками. Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). 1.6 «Что нам осень принесла?». Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем несложные фразы. Описание игры. Воспитатель сообщает детям , что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их», - говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор, капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там, где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей. 1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?». Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Описание игры. «Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?» По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: «Сладкая репка! Сладкая!») «Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень-очень вкусная репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.) Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка, сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.) Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»; «Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра». 1.8 «Чудесный мешочек». Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. 1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату» Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. Описание игры. Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол. Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.) «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет"» Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.) Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья нужны», – обязательно скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели. 1.10 «Оденем куклу на прогулку». Цели и задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. 2. Развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенного мышления. 3. Учить детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках, последовательно одевать куклу. Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша, Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание", рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над последовательностью одевания. 1.11 «Научим куклу раздеваться». 1.12 «Купание куклы». Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой. Описание игры. Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку «Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и сажает в ванночку. Кому-нибудь из детей он предлагает принести мыло (все необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для мыла». Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле голову, педагог взбивает пену и приговаривает: Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется. (Повторяет 2–3 раза.) Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода. (Спрашивает у двоих-троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем – холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу, проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»: Теплую водичку Льем на нашу птичку. Эти строчки повторяют и дети. Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу, которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, – говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить». Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик-теремок, в нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку. 1.13 «Укладывание куклы спать». Цель: 1.14 Дидактическая игра «Живые картинки». Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание. Описание игры. «Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки). Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так далее. ( Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.) 1.15 «Будем заваривать чай». Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть предметы чайной посуды. Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем , высыпает его на поднос, дети рассматривают , определяют его запах , цвет. Показ предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном чацнике, объясняет , что чай должен настояться , затем предлагает детям попробовать чай, добавив молоко . 2. Знание о себе и своей семье 2.1. «Я есть» . Цель: Ознакомление детей со строением человека , формирование представления о принадлежности пола. Материал: картинки с изображением мальчика и девочки , карточки –накладки. Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки. 2.2 «Мое настроение» Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети угадывают настроение по мимике , жестам. 2.3 « Я и моя семья». Цель. Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья. Дидактический материал. Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами. Игровые правила. Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения. Ход игры. Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье. Вопросы – помощники: — Он (она, они) какой (какая, какие)? — Кто самый младший (старший) в твоей семье? — Что вы делаете все вместе? — Как ласково называет тебя мама? И т.д. 2.4 «Я сам». Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за собой, соблюдать опрятность , побуждать детей обращать внимание на внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе. Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они самостоятельно умеют делать. 2.5 «Кто веселый грустный сердитый?» Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица. Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей , у которых разное настроение, дети различают по мимике лица, веселый , грустный, сердитый. 2.6 «Узнай своих родственников». Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп, папа пылесосит, дедушка читает газету.) Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о своей семье, отражая сюжеты из жизни. 2.7 «За что бы я себя похвалил?». Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу. Ход игры: Воспитатель показывает картинки , дети по ним составляют рассказы. 2.8 «Как мы помогаем маме». Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе , заботливое отношение к своим родителям. Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам рассказы.
Иконка файла материала Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.docx
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 1. 1.1 «Укладывание в колыбель». 1.2 «Что это? Кто это?». живой или неживой предмет. Цель   игры:  познакомить   детей   с   понятием   «слово»,   обозначающее Оборудование.   Одушевленные   и   неодушевленные   предметы   (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.) Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что это?». Далее   спрашивали:   «А   сейчас   я   вас   спрошу   иначе.   Кто   это?»   и показывали   на   одушевленные   предметы:   птичку,   рыбку,   няню   и   т.д.   и спрашивали   у   детей:  «Как   можно   спросить?  (Кто   это?)»  Называли   разные предметы,   а   дети   ставили   вопрос   «Кто?».   Таким   образом,   мы   постепенно подвели детей к понятиям «живой ­ неживой». 1.3 «Что изменилось.»  Цель   игры: научить   детей   правильно   называть   предметы,   обогатить словарный   запас.   что   помогает сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать их после игры.   Развивать   память   и   внимание, Оборудование: игрушки   разного   размера   и   цвета:   медвежонок, зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного цвета и формы. Возраст: 3–4 года. Ход   игры: воспитатель   предлагает   ребятам   поиграть   вместе   и определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо увидеть и сказать, какого предмета не хватает. Проводить   занятие   можно   сразу   со   всей   группой   ребят   и индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать в   круг,   в   центр   которого   кладет   несколько   подготовленных   игрушек   в определенном порядке.Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно посмотреть   на   предметы   и   запомнить,  в  каком   порядке   они   лежат.  После этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них. Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут. Победителем   игры   становится   тот   ребенок,   который   дал   наибольшее количество правильных ответов. 1.4 «Предметные фризы» 1.5 «Времена года».  Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению  растений и животных, а также жизни людей в разное время года. Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие  времени года. Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе  помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями  и пользоваться их подсказками. Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей  разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года  (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или  оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На  каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей  тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на  земле, развлекающиеся дети). 1.6 «Что нам осень принесла?». Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять  инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем  несложные фразы.Описание игры. Воспитатель сообщает детям , что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи.  «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы   их»,   ­   говорит   педагог   и   достает   морковь,   лук,   картошку,   помидор, капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там, где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей. 1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?». Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Описание игры. «Посадил   дед   репку,   –   рассказывает   воспитатель,   –   выросла   репка… (большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?» По   окончании   сказки   воспитатель   спрашивает,   что   дед   и   баба   сделали   с репкой.   (Домой   отвезли,   вымыли,   очистили   и   стали   есть   и   нахваливать: «Сладкая репка! Сладкая!») «Дед,   бабка   и   внучка,   –   говорит   воспитатель   и   ставит   фигурки   людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.) Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду   приготовила.   Кошке   –   молочка   и   кусочек   колбаски:   «Лакай,   киска, молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка, сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.) Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и внучка   едят   сладкую   репку»;   «Кошка   ест   колбаску   и   лакает   молоко»; «Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра». 1.8 «Чудесный мешочек».  Цель: Формировать,   закреплять   знания   детей   о   разных   природных объектах   (животные,   овощи,   фрукты   и   т.д.).   Развивать   мелкую   моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво   оформленный   мешочек,   разные   игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий   держит   мешочек   с   предметами,   предлагает   детям   по   одному подойти   и   определить   на   ощупь   предмет,   не   вытаскивая   его,   и   назоветхарактерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам. 1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату» Цель.  Упражнять   детей  в правильном   назывании  предметов  мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. Описание игры. Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол. Воспитатель   вносит   куклу.   «Здесь   будет,   –   педагог   обводит   рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится   твоя   комната?»   (С   этими   словами   к   кукле   обращаются   и   дети.) «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет"» Воспитатель   ставит   кровать.   Спрашивает   у   детей:   «Что   это?   Зачем   Кате кровать?»   Предлагает   кукле   лечь   в   кровать.   «Ложись.   Ляг,   Катенька!»   – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.) Катя   ложится.   Дети   поют   колыбельную:   «Баю­бай,   баю­бай,   поскорее засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей   в   комнату   мебель   поставим.   Стол   поставим.   Нужен   стол?»   «И   стулья нужны»,   –   обязательно   скажет   кто­нибудь   из   детей.   «Зачем   стулья?»   – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели. 1.10  «Оденем куклу на прогулку». Цели и задачи: 1. Воспитывать   бережное   отношение   к   вещам,   оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. 2. Развивать   мелкую   моторику   рук,   наглядно­действенного мышления. 3. Учить детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках,  последовательно одевать куклу. Оборудование: дидактическая   игра   «Одень   куклу»,   кукла   Гоша, Маша, одежда для кукол,   иллюстрации с одеждой и обувьюПредварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание", рассматривание   картинок   "Одежда",   "Обувь",   работа   с   детьми   над последовательностью одевания.  1.11 «Научим куклу раздеваться». 1.12 «Купание куклы».  Цель.   Помочь   детям   запомнить   и   научить   употреблять   в   речи   названия предметов,   действий,   качеств:   ванночка,   мыло,   мыльница,   полотенце, намыливать,   смывать   мыло,   вытирать,   горячая,   холодная,   теплая   вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой. Описание игры. Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку «Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем купать.   А   в   какой   водичке?»(В   теплой.)   Педагог   приглашает   детей определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для мыла». Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле голову, педагог взбивает пену и приговаривает: Будет мыло пениться, И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.) Затем   воспитатель   говорит:   «У   меня   в   желтом   ведерке   горячая   вода. (Спрашивает   у   двоих­троих   детей,   какая   вода   в   ведерке.)   А   в   синем   – холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой теплой   водичкой   я   смою   с   Катеньки   остатки   мыла».   Моет   куклу, проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»: Теплую водичку Льем на нашу птичку. Эти строчки повторяют и дети. Ребенок   приносит   полотенце,   объясняет   его   назначение.   Держит   куклу, которую   вытирает   воспитатель.   «Вода   в   ванночке   грязная   и   мыльная,   – говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить». Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.1.13 «Укладывание куклы спать». Цель:  1.14  Дидактическая игра «Живые картинки». Цель.  Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание. Описание игры. «Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки). Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так далее. ( Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.) 1.15 «Будем заваривать чай».  Цель:  Учить детей последовательно заваривать чай, различать   и называть предметы чайной посуды. Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем , высыпает его на   поднос,   дети   рассматривают   ,   определяют   его   запах   ,   цвет.   Показ предметов чайной посуды,  показ  заваривания чая  кипятком    в заварочном чацнике, объясняет , что чай должен настояться , затем предлагает детям попробовать чай, добавив молоко . 2. Знание о себе и своей семье 2.1. «Я есть» .Цель: Ознакомление детей со строением человека , формирование  представления о принадлежности пола. Материал: картинки с изображением мальчика  и девочки , карточки – накладки. Ход игры: воспитатель  называет какую – либо часть тела, ребенок находит  ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки. 2.2 «Мое настроение»  Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать  умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать  повышению психоэмоциональной устойчивости. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети  угадывают настроение по мимике , жестам. 2.3 « Я и моя семья». Цель. Закреплять   у   дошкольников   представления   о   семье   и   своём   месте   в   ней; умение   понимать   роль   взрослых   и   детей   в   семье.   Развивать   речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья. Дидактический материал. Семейные   фотографии   воспитанников,   большие   карточки   с   изображением членов   семьи,   схематичное   изображение   людей   (дедушка,   бабушка,   мама, папа,   брат,   сестра),   карточка   со   списком   родственников,   плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами. Игровые правила. Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения. Ход игры. Воспитатель   показывает   фотографию   и   спрашивает:   «Чья   это   семья?». Ребёнок,  который  определил   свою  семью,  выходит  и  с  помощью   вопросов взрослого, рассказывает о своей семье. Вопросы – помощники: — Он (она, они) какой (какая, какие)? — Кто самый младший (старший) в твоей семье? — Что вы делаете все вместе? — Как ласково называет тебя мама? И т.д.2.4 «Я сам».  Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за  собой, соблюдать опрятность , побуждать детей обращать внимание на  внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе. Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно  одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они  самостоятельно умеют делать. 2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»  Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица. Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей , у которых разное  настроение, дети различают по мимике лица, веселый , грустный, сердитый. 2.6 «Узнай своих родственников». Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с  изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,  папа пылесосит, дедушка читает газету.) Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о  своей семье, отражая сюжеты из жизни. 2.7 «За что бы я себя похвалил?». Цель: Учить  детей выделять добрые поступки по отношению друг другу. Ход игры: Воспитатель показывает картинки , дети по ним составляют  рассказы. 2.8 «Как мы помогаем маме».Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе , заботливое отношение к  своим родителям. Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам  рассказы. 2.9 «Как мы играем».