Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Оценка 5
Игры
docx
воспитательная работа +1
Детсад
16.07.2019
В работе представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.
Работа содержит следующие игры, каждая игра содержит свои дидактические задачи и игровые задачи.
1. Игры на обогащение словаря новыми словами.
2. Игры на активизацию словаря.
3. Игры на закрепление и уточнение словаря.
4.Игры на обогащение словаря новыми словами
дидактические игры.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного
возраста
Составила: М.В.Титаренко
г.Новочеркасск 2019г
В работе представлены игры на обогащение словаря новыми словами,
активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.
Содержание
1. Игры на обогащение словаря новыми словами.
2. Игры на активизацию словаря.
3. Игры на закрепление и уточнение словаря.
4.Игры на обогащение словаря новыми словами
Д/и «Кто как голос подает?»
Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.
Игровая задача: развивать память и речь детей.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц,
игрушка медвежонок.
Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости
мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами
птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с
птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как
разговаривает его птица.
Слова для обогащения словаря:
воробей – чирикает
ворона – каркает
голубь – воркует
синица – свистит
утка – крякает
соловей поет
кукушка – кукует
петух – кукарекает.
Д/и «Овощи»
Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными
множественного числа по теме «Овощи».
Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.
Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару
к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих
овощей, назвать изображения. Игровой материал: кукла Маша.
Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше
подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с
одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».
Слова для обогащения словаря:
Лук – много лука;
Картошка – много картошки;
Свекла – много свеклы;
Капуста – много капусты;
Тыква – много тыквы;
Кабачок – кабачки – много кабачков;
Морковка – морковки – много морковок;
Помидор – помидоры – много помидоров.
Д/и «Угадай игрушку»
Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь
прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.
Игровая задача: узнать по описанию игрушку.
Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.
Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как
называется.
Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками,
показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке,
называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик
короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично
описываются другие игрушки, дети называют их.
Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Д/и «Кто, что делает?»
Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей. Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой
профессии.
Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию,
ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.
Слова для обогащения словаря:
Врач — лечит. Учитель — учит.
Продавец — продает. Маляр — красит.
Портной — шьет. Дворник — подметает.
Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.
Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.
Тема: «Осень»
Игры на активизацию словаря
Д/и «Скажи одним словом»
Дидактическая задача: активизировать словарь по теме,
учить детей определять и называть обобщенное слово.
Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к
сверстникам.
Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы
одним словом (обобщающим, вернуть мяч).
Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку.
Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч.
Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех
названных слов назвать лишнее и объяснить почему.
Слова для активизации словаря:
Волк, заяц, корова. Воробей, курица, соловей.
Курица, орел, гусь.
Олень, слон, белка.
Индюк, утка, голубь.
Собака, ворона, сорока.
Д/и «Скажи ласково»
Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительноласкательную
форму существительных.
Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.
Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец,
капуста, морковь).
Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно
ласкательную форму.
Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит:
«Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем
назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я
собрала?»
Слова для активизации словаря:
Огурец – огурчик;
Помидор – помидорчик;
Картошка – картошечка;
Тыква – тыковка;
Перец – перчик;
Капуста – капустка;
Морковь – морковка.
Д/и «Скажи какой» Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных.
Игровая задача: развивать уважительное отношение.
Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы,
резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.
Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана,
сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка
пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот,
у кого больше фишек.
Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного
магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка?
Если игрушка сделана из дерева, она какая? … (деревянная).
Слова для активизации словаря:
Из пластмассы … (пластмассовая);
Из резины … (резиновая);
Из плюша … (плюшевая);
Из металла … (металлическая);
Из глины … (глиняная);
Из стекла … (стеклянная);
Из бумаги (бумажная);
Из картона … (картонная);
Из кожи (кожаная).
Д/и «Закончи предложение»
Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях,
активизировать предметный словарь по теме «Профессии».
Игровая задача: помощь закончить предложения.
Игровой материал: картинки на тему «Профессии».
Игровые правила: послушать и закончить предложение. Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную
галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть
картину, послушать начало предложения и закончить его».
Слова для активизации словаря:
Повар чистит ножом ….
Столяр строгает рубанком ….
Маляр красит кистью ….
Фермер косит косой ….
Парикмахер укладывает феном ….
Портной кроит ножницами ….
Лесоруб рубит топором … .
Д/и «Осенние слова»
Дидактическая задача: расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
Игровая задача: помощь узнать слова осени.
Игровой материал: красные и желтые листья
Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек,
фишки получают правильно поднявшие листья.
Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в
игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если
услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.
Слова для активизации словаря: опадают, поспевают, расцветают, хмурая,
зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит,
улетают, пасмурная, ветреная, холодная.
Игры на закрепление и уточнение словаря
Д/и «Вершки и корешки»
Дидактическая задача: закреплять и уточнять словарь детей на
тему: «Овощи», развивать умение классифицировать овощи (по принципу: что
у них съедобно – корень или плоды на стебле). Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на
стебле.
Игровой материал: картинки с овощами и фанты.
Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и
ответить «вершки» это или «корешки».
Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут
называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы
будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками».
Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах
съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по
очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит
фант, который в конце игры выкупается.
Слова для закрепления и уточнения словаря: свекла, морковь, репа, горох,
бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок.
Д/и «Зачем нужны игрушки»
Дидактическая задача: закреплять словарь детей
в употреблении в речи глаголов, сочетать их с
существительными.
Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и
взрослым.
Игровой материал: игрушки.
Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно
делать с этим предметом.
Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы
знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете,
зачем она нужна».
Слова для закрепления и уточнения словаря:
Воспитатель Дети
Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики,
кукол…; Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;
Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в
футбол…;
Пирамидка Собирать, разбирать;
Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон;
Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в
коляске, в саночках…
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.