В работе представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.
Работа содержит следующие игры, каждая игра содержит свои дидактические задачи и игровые задачи.
1. Игры на обогащение словаря новыми словами.
2. Игры на активизацию словаря.
3. Игры на закрепление и уточнение словаря.
4.Игры на обогащение словаря новыми словами
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного
возраста
Составила: М.В.Титаренко
г.Новочеркасск2019г
В работе представлены игры на обогащение словаря новыми словами,
активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.
Содержание
1. Игры на обогащение словаря новыми словами.
2. Игры на активизацию словаря.
3. Игры на закрепление и уточнение словаря.
4.Игры на обогащение словаря новыми словами
Д/и «Кто как голос подает?»
Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.
Игровая задача: развивать память и речь детей.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц,
игрушка медвежонок.
Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости
мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами
птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с
птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как
разговаривает его птица.
Слова для обогащения словаря:
воробей – чирикает
ворона – каркает
голубь – воркует
синица – свистит
утка – крякает
соловей поет
кукушка – кукует
петух – кукарекает.
Д/и «Овощи»
Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными
множественного числа по теме «Овощи».
Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.
Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару
к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих
овощей, назвать изображения.Игровой материал: кукла Маша.
Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше
подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с
одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».
Слова для обогащения словаря:
Лук – много лука;
Картошка – много картошки;
Свекла – много свеклы;
Капуста – много капусты;
Тыква – много тыквы;
Кабачок – кабачки – много кабачков;
Морковка – морковки – много морковок;
Помидор – помидоры – много помидоров.
Д/и «Угадай игрушку»
Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь
прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.
Игровая задача: узнать по описанию игрушку.
Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.
Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как
называется.
Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками,
показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке,
называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик
короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично
описываются другие игрушки, дети называют их.
Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Д/и «Кто, что делает?»
Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой
профессии.
Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию,
ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.
Слова для обогащения словаря:
Врач — лечит. Учитель — учит.
Продавец — продает. Маляр — красит.
Портной — шьет. Дворник — подметает.
Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.
Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.
Тема: «Осень»
Игры на активизацию словаря
Д/и «Скажи одним словом»
Дидактическая задача: активизировать словарь по теме,
учить детей определять и называть обобщенное слово.
Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к
сверстникам.
Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы
одним словом (обобщающим, вернуть мяч).
Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку.
Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч.
Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех
названных слов назвать лишнее и объяснить почему.
Слова для активизации словаря:
Волк, заяц, корова.Воробей, курица, соловей.
Курица, орел, гусь.
Олень, слон, белка.
Индюк, утка, голубь.
Собака, ворона, сорока.
Д/и «Скажи ласково»
Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительноласкательную
форму существительных.
Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.
Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец,
капуста, морковь).
Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно
ласкательную форму.
Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит:
«Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем
назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я
собрала?»
Слова для активизации словаря:
Огурец – огурчик;
Помидор – помидорчик;
Картошка – картошечка;
Тыква – тыковка;
Перец – перчик;
Капуста – капустка;
Морковь – морковка.
Д/и «Скажи какой»Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных.
Игровая задача: развивать уважительное отношение.
Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы,
резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.
Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана,
сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка
пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот,
у кого больше фишек.
Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного
магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка?
Если игрушка сделана из дерева, она какая? … (деревянная).
Слова для активизации словаря:
Из пластмассы … (пластмассовая);
Из резины … (резиновая);
Из плюша … (плюшевая);
Из металла … (металлическая);
Из глины … (глиняная);
Из стекла … (стеклянная);
Из бумаги (бумажная);
Из картона … (картонная);
Из кожи (кожаная).
Д/и «Закончи предложение»
Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях,
активизировать предметный словарь по теме «Профессии».
Игровая задача: помощь закончить предложения.
Игровой материал: картинки на тему «Профессии».
Игровые правила: послушать и закончить предложение.Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную
галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть
картину, послушать начало предложения и закончить его».
Слова для активизации словаря:
Повар чистит ножом ….
Столяр строгает рубанком ….
Маляр красит кистью ….
Фермер косит косой ….
Парикмахер укладывает феном ….
Портной кроит ножницами ….
Лесоруб рубит топором … .
Д/и «Осенние слова»
Дидактическая задача: расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
Игровая задача: помощь узнать слова осени.
Игровой материал: красные и желтые листья
Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек,
фишки получают правильно поднявшие листья.
Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в
игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если
услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.
Слова для активизации словаря: опадают, поспевают, расцветают, хмурая,
зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит,
улетают, пасмурная, ветреная, холодная.
Игры на закрепление и уточнение словаря
Д/и «Вершки и корешки»
Дидактическая задача: закреплять и уточнять словарь детей на
тему: «Овощи», развивать умение классифицировать овощи (по принципу: что
у них съедобно – корень или плоды на стебле).Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на
стебле.
Игровой материал: картинки с овощами и фанты.
Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и
ответить «вершки» это или «корешки».
Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут
называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы
будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками».
Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах
съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по
очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит
фант, который в конце игры выкупается.
Слова для закрепления и уточнения словаря: свекла, морковь, репа, горох,
бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок.
Д/и «Зачем нужны игрушки»
Дидактическая задача: закреплять словарь детей
в употреблении в речи глаголов, сочетать их с
существительными.
Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и
взрослым.
Игровой материал: игрушки.
Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно
делать с этим предметом.
Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы
знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете,
зачем она нужна».
Слова для закрепления и уточнения словаря:
Воспитатель Дети
Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики,
кукол…;Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;
Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в
футбол…;
Пирамидка Собирать, разбирать;
Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон;
Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в
коляске, в саночках…