Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

  • Игры
  • docx
  • 16.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря. Работа содержит следующие игры, каждая игра содержит свои дидактические задачи и игровые задачи. 1. Игры на обогащение словаря новыми словами. 2. Игры на активизацию словаря. 3. Игры на закрепление и уточнение словаря. 4.Игры на обогащение словаря новыми словами
Иконка файла материала дидактические игры.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного  возраста                                                                                                                                                                     Составила: М.В.Титаренко                                                                                 г.Новочеркасск2019г В работе представлены игры на обогащение словаря новыми словами,  активизация словаря, закрепление и уточнение словаря. Содержание 1. Игры на обогащение словаря новыми словами. 2. Игры на активизацию словаря. 3. Игры на закрепление и уточнение словаря. 4.Игры на обогащение словаря новыми словами Д/и «Кто как голос подает?» Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме. Игровая задача: развивать память и речь детей. Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц,  игрушка медвежонок. Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости  мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами  птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с  птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как  разговаривает его птица. Слова для обогащения словаря: воробей – чирикает ворона – каркает голубь – воркует синица – свистит утка – крякает соловей ­ поет кукушка – кукует петух – кукарекает. Д/и «Овощи» Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными  множественного числа по теме «Овощи». Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много. Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих  овощей, назвать изображения.Игровой материал: кукла Маша. Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше  подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с  одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука». Слова для обогащения словаря: Лук – много лука; Картошка – много картошки; Свекла – много свеклы; Капуста – много капусты; Тыква – много тыквы; Кабачок – кабачки – много кабачков; Морковка – морковки – много морковок; Помидор – помидоры – много помидоров. Д/и «Угадай игрушку» Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь  прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия. Игровая задача: узнать по описанию игрушку. Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок. Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как  называется. Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками,  показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке,  называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик  короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично  описываются другие игрушки, дети называют их. Предложить ребенку описать одну из игрушек. Д/и «Кто, что делает?» Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.Игровой материал: мяч. Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой  профессии. Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию,  ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии. Слова для обогащения словаря: Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит. Портной — шьет. Дворник — подметает. Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает. Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует. Тема: «Осень» Игры на активизацию словаря Д/и «Скажи одним словом» Дидактическая задача: активизировать словарь по теме,  учить детей определять и называть обобщенное слово. Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к  сверстникам. Игровой материал: мяч. Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы  одним словом (обобщающим, вернуть мяч). Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку.  Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч.  Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех  названных слов назвать лишнее и объяснить почему. Слова для активизации словаря: Волк, заяц, корова.Воробей, курица, соловей. Курица, орел, гусь. Олень, слон, белка. Индюк, утка, голубь. Собака, ворона, сорока. Д/и «Скажи ласково» Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно­ласкательную  форму существительных. Игровая задача: внимательное отношение друг к другу. Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец,  капуста, морковь). Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно­ ласкательную форму. Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит:  «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я  собрала?» Слова для активизации словаря: Огурец – огурчик; Помидор – помидорчик; Картошка – картошечка; Тыква – тыковка; Перец – перчик; Капуста – капустка; Морковь – морковка. Д/и «Скажи какой»Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных. Игровая задача: развивать уважительное отношение. Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы,  резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи. Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана,  сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка  пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного  магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка?  Если игрушка сделана из дерева, она какая? ­ … (деревянная). Слова для активизации словаря: Из пластмассы ­ … (пластмассовая); Из резины ­ … (резиновая); Из плюша ­ … (плюшевая); Из металла ­ … (металлическая); Из глины ­ … (глиняная); Из стекла ­ … (стеклянная); Из бумаги ­ (бумажная); Из картона ­ … (картонная); Из кожи ­ (кожаная). Д/и «Закончи предложение» Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях,  активизировать предметный словарь по теме «Профессии». Игровая задача: помощь закончить предложения. Игровой материал: картинки на тему «Профессии». Игровые правила: послушать и закончить предложение.Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть  картину, послушать начало предложения и закончить его». Слова для активизации словаря: Повар чистит ножом …. Столяр строгает рубанком …. Маляр красит кистью …. Фермер косит косой …. Парикмахер укладывает феном …. Портной кроит ножницами …. Лесоруб рубит топором … . Д/и «Осенние слова» Дидактическая задача: расширять и активизировать словарь по теме «Осень». Игровая задача: помощь узнать слова осени. Игровой материал: красные и желтые листья Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек,  фишки получают правильно поднявшие листья. Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в  игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если  услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх. Слова для активизации словаря: опадают, поспевают, расцветают, хмурая,  зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит,  улетают, пасмурная, ветреная, холодная. Игры на закрепление и уточнение словаря Д/и «Вершки и корешки» Дидактическая задача: закреплять и уточнять словарь детей на  тему: «Овощи», развивать умение классифицировать овощи (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на  стебле. Игровой материал: картинки с овощами и фанты. Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и  ответить «вершки» это или «корешки». Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут  называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы  будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками».  Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах  съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по  очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит  фант, который в конце игры выкупается. Слова для закрепления и уточнения словаря: свекла, морковь, репа, горох,  бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок. Д/и «Зачем нужны игрушки» Дидактическая задача: закреплять словарь детей в употреблении в речи глаголов, сочетать их с существительными. Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и  взрослым. Игровой материал: игрушки. Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно  делать с этим предметом. Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы  знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете,  зачем она нужна». Слова для закрепления и уточнения словаря: Воспитатель Дети Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики,  кукол…;Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…; Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в футбол…; Пирамидка Собирать, разбирать; Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон; Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в  коляске, в саночках…