Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
экология
Детсад
23.09.2019
Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Обострение неблагоприятной экологической ситуации диктует необходимость воспитательной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Ведь всё чаще мы сталкиваемся с проблемой такого плана, что наши дети экологически не воспитаны, то есть не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, а отсюда и потребительское отношение к ней. В связи с этим возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения к окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе. Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детстве отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным. Возможность «слить» агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься. Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы. Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами.
Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.docx
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ­ новое направление педагогики, складывающееся   в   последние   годы   и   сменившее   традиционно   представленное   в   программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла,   в   первую   очередь,   в   связи   с   внимательным   исследованием   современными   учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей ­ целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Дошкольное детство – это период формирования первоосновы экологического мышления, сознания,   экологической   культуры.   На   этом   этапе   развития   детей   закладываются   основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Это период   выработки   новых   понятий:   «экологическое   сознание»,   «экологическое   мышление», «экологическая   культура»,   «непрерывное   экологическое   образование»,   «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников". Обострение   неблагоприятной   экологической   ситуации   диктует   необходимость воспитательной   работы   по   формированию   у   детей   экологического   сознания,   культуры природопользования. Ведь всё чаще мы сталкиваемся с проблемой такого плана, что наши дети экологически не воспитаны, то есть не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, а отсюда и потребительское отношение к ней. В   связи   с   этим   возникает   необходимость   максимального   использования   дошкольного детства,   как   периода   времени   для   развития   ценностного   отношения   к   окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе. Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детстве отличались агрессивным поведением   по  отношению   к  домашним   питомцам,   насекомым   и   просто  бродячим   животным. Возможность   «слить»   агрессию   на   беззащитных   существах   взращивает   в   личности   идею   о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься. Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы. Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами. Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные  виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд, а также игру.  Одним   из   эффективных   и   наиболее   интересных   для   детей   средством   экологического воспитания   является   дидактические   игры   с   природным   материалом.   Игры   доставляют   детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем   мире,   воспитываются   познавательные   интересы,   любовь   к   природе,   бережное   и заботливое   отношение   к   ней,   а   так   же   эколого­целесообразное   поведение   в   природе.   Они расширяют   кругозор   детей,   создает   благоприятные   условия   для   решения   задач   сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста  Экологическое   воспитание —   это   формирование   у человека   способности   и желания поступать в соответствии с законами экологии. Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Целью экологического воспитания дошкольников является – формирование у ребенка начал экологической   культуры   –   базисных   компонентов   личности,   позволяющих   в   дальнейшем,   в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный   опыт   взаимодействия   ребенка   с   природой,   который   обеспечит   его   выживание   и развитие. Задачи экологического воспитания: ­ создание и реализация воспитательно­образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста; ­создание   в   педагогическом   коллективе   атмосферы   значимости   экологических   проблем   и приоритетности экологического воспитания; ­создание   в   дошкольном   образовательном   учреждении   условий,   обеспечивающих,   реализацию экологического воспитания детей дошкольного возраста; ­систематическое   повышение   квалификации   педагогического   персонала:   овладение   новыми методами   экологического   воспитания,   совершенствование   экологической   пропаганды   среди родителей; ­   осуществление   систематической   работы   с   детьми   в   рамках   той   или   другой   технологии, постоянное ее совершенствование; ­   выявление   у   детей   дошкольного   возраста   уровня   экологической   культуры   –   реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с окружающим миром.  Необходимо отметить, что именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания детей. Воспитатель   –   главная   фигура   педагогического   процесса   и   решающий   фактор   в экологическом воспитании.  По   мнению Н. А. Рыжовой,   экологическая   культура   детей   дошкольного   возраста характеризуется   «определенным   уровнем   восприятия   ребенком   природы,   окружающего   мира и оценки своего положения по отношению к природе и окружающему миру». Усвоение ребенком дошкольного   возраста   нравственно­экологических   норм   и правил   поведения   в природе способствует   установлению   экологически   правильных   и безопасных   взаимоотношений   ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».   Второе   направление   экологического   воспитания   дошкольников —   формирование экологических знаний и представлений детей на основе отбора содержания образования. В том случае,   когда   «экологические   знания   становятся   основой   экологического   воспитания и экологической   культуры   детей   дошкольного   возраста,   у ребенка   формируется   определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния». Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). При экологическом воспитании детей дошкольного возраста в основном акцент делается на воспитание бережного отношения   к природе,   выработке   трудовых   навыков   в природных   условиях,   воспитанию эмоционально­нравственного  отношения   детей  к объектам  природы,  знакомство  детей  с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений у детей дошкольного возраста об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Следует также отметить и то, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам   неживой   природы.   Вместе   с тем   известно,   что   у детей   велик   интерес   и к   объектам неживой   природы,   и при   правильной   организации   работы   (проведении   опытов,   наблюдений) ребенок   легко   усваивает   знания   о неживой   природе   и ее   связи   с живой   природы.   В   ходе экологического   воспитания   дошкольников   обязательные   встречи   с природой   расширяют представления детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Экологическое воспитание дошкольников сегодня ­ это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает   становление   и развитие   у личности   ответственного   отношения   к природе   как к универсальной ценности. Главной   задачей   экологического   воспитания   детей   дошкольного   возраста  является воспитание   экологической   культуры,   в рамках   которого   происходит   формирование   у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе,   развитие   восприятия   природы   как   ценности,   создание   устойчивой   мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности. Формирование основ экологической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения   необходимо   осуществлять   через   интеграцию   экологии   во   всех   образовательных областях   и   через   различные   формы   работы   с   детьми   дошкольного   возраста.   В   дошкольных образовательных   учреждениях   необходимо   создать   целостную   систему   экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:  развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм и правил поведения в природе и в обществе.  воспитание   у   детей   дошкольного   возраста   этических   и   эстетических   чувств,   развитие эмоций средствами природы.  формирование   познавательных,   практических   и   творческих   умений   экологического характера у детей дошкольного возраста. Для   успешного   решения   задач   экологического   воспитания,   необходима   реализация   в дошкольных образовательных учреждениях воспитательно­образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегрированного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста  Согласно   Федеральным   государственным   образовательным   стандартам   дошкольного образования  основным   содержанием   экологического   воспитания   является   формирование   у дошкольников   осознанно­правильного   отношения   к  природным   явления   и   объектам,   которые окружают   ребенка,   с   которыми   он   знакомится   в  дошкольном   детстве,   и   непосредственно контактирует. Образовательная область познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности   и   познавательной   мотивации;   формирование   познавательных   действий, становление сознания; формирования первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, причинах и следствиях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы. В   Стандарте   определены   требования   к   результату   дошкольного   образования,   которые выражены   в   целевых   ориентирах.   Это   такие   качества   ребёнка   как   любознательность,   умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, познавательный интерес, склонность к наблюдениям и экспериментированию.   Ребёнок   должен   владеть   обладать элементарными представлениями из области живой природы.  начальными   знаниями   о   природном   мире, Содержание   экологического   образования   дошкольников   должно   определяться   с   учетом возраста   детей,   развития   основных   видов   деятельности,   всестороннего   воспитания  на   лучших национальных традициях и региональных особенностях. Экологическое воспитание дошкольников должно отражать актуальные экологические проблемы и пути их решения, расширять и углублять экологические   знания,   формировать   новое   отношение   к   окружающему   миру,   реализовывать возможности сохранения и приумножения природных богатств. В   настоящее   время   существует   множество   программ,   раскрывающих   различные теоретические подходы к содержанию экологического воспитания и образования детей. Данное направление воспитания рассматривается как в комплексных программах, так и парциальных. К числу   комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский   сад   —   дом   радости»,   «Кроха».   Наряду   с   комплексными   программами   создано значительное   количество   парциальных   программ   с   экологической   направленностью.   К   ним относятся экологические программы  «Наш дом — природа», «Юный эколог», «Мы ­ земляне» и другие.  Программа «Детство» педагогического коллектива авторов в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы»  обстоятельно знакомит детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных и их сообществ. Данная программа является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников – в ней очевидна экологическая содержательность и системный   подход   к   вопросу.   Дошкольники   при   реализации   этой   программы   могут   обрести начальное, но очень обстоятельное видение и понимание закономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе. Программа   «От   рождения   до   школы»   под   редакцией   Н.Е.   Вераксы   имеет   программные разработки, представленные комплексно­тематическим планированием образовательных областей для всех возрастов (экологическое воспитание входит в образовательную область «Познание»). Экологическое воспитание в данной программе представлено:  ­  познавательно – исследовательской деятельностью в режиме дня;  ­  работой в уголке природы;  ­  наблюдением на участке.  «Истоки»  – это еще одна комплексная  программа, созданная психолого–педагогическим коллективом   исследователей   Центра   «Дошкольное   детство»   им.   А.В.   Запорожца.   Авторы рассматривают ее как базисную программу, которая  нацелена на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей до уровня   возрастных   возможностей   и   требований   современного   общества.   Основное   внимание сосредоточено   на   развитии   познавательного   интереса   к   явлениям   природы.   В   программе содержатся сведения о связях живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект).  Из числа парциальных программ подробнее остановимся на   программе «Юный эколог» С.Н.Николаевой, которая включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей – по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2–7 лет в любых образовательных учреждениях.   воспитателей   дошкольных образовательных   организаций,   педагогов   дополнительного   образования   с   целью   повышения квалификации педагогов.   Другая   предназначена   для   взрослых,   т.е. В программе представлено шесть разделов: первый раздел–это элементарные сведения о мироздании,   неживой   природе   Земли   и   ее   значении   в   жизни   живых   существ;   следующие   два посвящены   раскрытию   взаимосвязи   растений   и   животных   со   средой   обитания;   четвертый прослеживает   роль   взаимосвязей   в   процессе   онтогенеза   –   роста   и   развития   отдельных   видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Автор программы выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических   знаний   и   их   трансформацию   в   отношение.   С.Н.Николаева   подчёркивает,   что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество   живых   организмов   и   среда,   человек   и   среда».   Программа   представляет   собой целостный   курс   экологического   воспитания   для   детей   дошкольного   возраста.   Она   включает изучение следующих больших тем: – неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года); – многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке детского сада и комнатные растения); – многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётные и зимующие); – рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания; – сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема); – человек и природа во взаимодействии (использование и охрана). Основной   целью   экологического   воспитания   автор   считает   формирование   у   ребенка осознанно­правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Среди знаний, необходимых для дошкольников, отмечаются знания особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов,   приспособительных   зависимостей   существования   живых   организмов   от   факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Критерием уровня экологической воспитанности ребенка автор считает определенные формы его поведения. В программе намеренно не дается распределение материала по возрастам, что позволяет начать   ее   реализацию   в   любой   группе   детского   сада.   Отсутствие   жесткой   регламентации позволяет педагогу  осуществлять индивидуальный  подход, что не противоречит  Стандарту, к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленно темпе.  Концептуальными в программе стали следующие положения:  – старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы   (взаимосвязь   животных   и   растений   со   средой   их   обитания,   связь   компонентов   в сообществе живых организмов);  – морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;  – при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети   начинают   понимать   специфику   живого   организма,   его   отличие   от   предмета   (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;  –   средние   и   старшие   дошкольники   усваивают   различные   сложные   представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (рост, развитие растений и животных). Ещё одна парциальная программа по экологии – «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой. Цель программы   ­   воспитание   с   первых   лет   жизни  гуманной,   социально   ­   активной   и   творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережное отношение к природе. Отбор содержания программы производился на основе следующих принципов: научности и   регионализма,   системности,   целостности,   интеграции, доступности,   конструктивизма, гуманистичности, деятельности, преемственности. Программа   включает   комплекс   блоков,   последовательность   которых   отражает   логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более   сложным   (расширение   и   усложнение   знаний).   Все   блоки   связаны   между   собой   и предусматривают повторность содержания на разных уровнях. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами   окружающей   среды.   Последующие   блоки   дают   дополнительную   информацию   о каждом   компоненте   («Воздух»,   «Вода»   и   др.).   Затем   они   рассматриваются   во   взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Блоковая структура программы позволяет реализовать проблемный подход: каждый блок отражает определенную проблему, которая рассматривается с разных точек зрения, в частности, с позиции   всех   трёх   направлений   экологии.   С   другой   стороны,   каждая   проблема   позволяет раскрыть   экологические   проблемы   с   позиции   обучения,   воспитания   и   развития   ребенка­ дошкольника. «Наш   дом   —   природа»   —   программа,   ориентирующая   педагога   на   передачу   детям минимума   экологических   знаний,   которые   помогут   им   понять   необходимость   вести   себя   в природе   экологически   грамотно,   отмечая   важность   эмоционального   отношения   к   ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка. Ещё   одна   программа   по   экологическому   воспитанию   старших   дошкольников   «Мы   – земляне» А. Вересова, которая является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии. Экологическое воспитание в свете данного подхода понимается как процесс целостного приобщения растущей личности к культуре – не столько к материальной, сколько к ценностно­смысловой, духовно­нравственной. По мнению автора,   мир культуры отличается от мира природы тем, что содержит в себе систему   выработанных   человечеством   и   закрепленных   в   особых   символических   формах отношений. Любовь к природе, отношение к ней как к ценности есть проявление культуры. Задача педагога заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослых, постепенно становились его собственными, «врастали» в структуру его личности, в систему его личностных смыслов. Для этого необходимы, по мнению автора, специальные психологические условия   и   средства,   особая   педагогическая   технология.   Это   требует   также   и   определенным образом организованного учебного содержания. Поэтому программа является образовательной системой,   в   которой   представлены   два   неразрывно   связанных   компонента:   содержательный   и технологический. Основная   цель   программы   –   создание   условий   для   становления   основ   экологического сознания   у   старших   дошкольников.   Автор   считает,   что   в   основе   сознания   лежит   ценностное отношение личностных смыслов. Экос – дом, логос – наука, смысл. Отношение к дому, как к безусловной ценности и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за него ­ именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Задачи программы: 1)обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых – позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома – Земли; 2) творческое самовыражение ребенка и педагога. Культура накопила не только систему ценностей – смыслов, но и средства их выражения. На занятиях ребенок и взрослый открывают и поэтапно   осваивают   эти   средства   (через   игру,   сказки,   живопись,   фольклор)   и   начинают   их использовать, создавая маленькие шедевры (загадки, стихи, рисунки и т.д.);  3) развитие способностей ребенка. Эта задача решается через использование в программе идей формирования понятий на основе содержательных обобщений (В.В. Давыдов); 4) обогащение детей знаниями из разных областей науки, техники, литературы и искусства.  Содержание программы имеет ряд особенностей: – игровой характер. Он заключается в том, что занятия проводятся не в форме игры, но являются спонтанной и свободной игрой для ребенка и воспитателя. Она создается совместно, не всегда по заранее намеченному плану или сценарию. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования – в этом особая роль педагога;  –   открытость.   Дети   и   педагоги   не   могут   не   изменять   ее   содержания   в   соответствии   с частными уровнями. Невозможно любить и беречь абстракции;  – вариативность.  Методы и формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Особенностью   образовательного   процесса   в   соответствии   с   ФГОС   является   то,   что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.  Один   из   путей   повышения   эффективности   экологического   развития   состоит   в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.  Основные формы экологического воспитания:  Организованно образовательная деятельность  Занятия   являются   ведущей   формой   организации   работы   по   ознакомлению   детей   с природой.   Они   позволяют   педагогу   формировать   знания   о   природе   в   системе   и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Можно выделить несколько типов занятий:  ­Первично­ознакомительный   тип   занятий.   Чаще   всего   эти   занятия   посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным   компонентом   таких   занятий   становятся   различные   демонстрационные   и   учебные пособия,   т.е.   наглядность,   позволяющая   формировать   у   детей   отчетливые   и   правильные представления.  ­   Обобщающий   тип   занятий   позволяет   в   старшем   дошкольном   возрасте   сформировать обобщенные представления об объектах и явлениях природы, выделить ряд значимых признаков для   группы   знакомых   объектов,   сравнивать,   сопоставлять,   анализировать,   делать   выводы, развивают абстрактное мышление.  ­   Углубленно­познавательный   тип   занятия.   Это   занятия,   которые   строятся   на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни   за   объектами   природы   из   непосредственного   окружения,   и   на   которых   воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их.  Экскурсии  Экскурсии   ­   один   из   основных   видов   занятий   и   особая   форма   организации   работы   по ознакомлению   детей   с   природой.   Преимущество   экскурсий   в   том,   что   они   позволяют   в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии как форма   занятий   проводятся,   начиная   со   средней   группы.   Природоведческие   экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные   изменения   в   природе.   Намечает   воспитатель   экскурсию   исходя   из   требований программы и особенностей окружающей местности.  Экологические праздники и досуги  Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный   эмоциональный   отклик   на   их   «природное»   содержание.   В   сценариях   этих мероприятий   используется   материал,   который   детям   хорошо   знаком.   Чаще,   чем   праздники, проводятся досуги на самые разные темы ­ их организует воспитатель.  Ознакомление детей с природой в повседневной жизни  Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом­ песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. В группе необходимо создать соответствующую познавательно­предметную   среду,   которая   предусматривает   построение   вариативного развивающего   пространства,   ориентированного   на   возможность   свободного   выбора   детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования  с различными материалами, наблюдения  за природными явлениями и объектами неживой природы.  Труд  Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян  и   урожая   и   т.  д.).   Эта   работа  оказывает  большое   влияние   на   воспитание   трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация   дежурств   по   участку   весной   и   летом   или   закрепление   групп   детей   за   грядкой, клумбой. Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста).  Организация выставок и конкурсов творческих работ  Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах  Методы экологического воспитания.  В   педагогическом   процессе   используются   различные   методы   обучения:   наглядные, практические,   словесные.   При   ознакомлении   детей   с   природой   широко   используются   все указанные методы.  К   наглядным   методам   относятся   наблюдение,   рассматривание   картин,   демонстрация моделей,   кинофильмов,   видеофильмов,   презентаций.   Практические   методы   ­   это   игра, элементарные опыты и моделирование. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение   художественных   произведений   о   природе,   беседы.   В   работе  по   ознакомлению   детей   с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.  Наглядные методы  Наблюдение Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее   длительное   и   планомерное,   активное   восприятие   детьми   объектов   и   явлений   природы. Целью   наблюдения   может   быть   усвоение   разных   знаний   –   установление   свойств   и   качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3­6 человек), так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим,   длительным   и   итоговым   (обобщающим).         Использование   иллюстративно­ наглядного   материала   в   работе   с   детьми   Знакомя   детей   с   природой,   педагог   использует разнообразный   иллюстративно­наглядный   материал:   дидактические   картины,   репродукции   с художественных картин, фотографии, слайды, модели, кино­ и видеофильмы. Иллюстративно­ наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).  Практические методы  Моделирование  Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.   Решить   успешно   эти   задачи   помогает   воспитателю   моделирование   как   метод ознакомления   детей   с   природой.   Оно   основано   на   принципе   замещения   реальных   объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.  Несложные опыты и экспериментирование  Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.   Опыты   способствуют   формированию   у   детей   познавательного   интереса   к   природе, развивают   наблюдательность,   мыслительную   деятельность.   В   каждом   опыте   раскрывается причина   наблюдаемого   явления,   дети   подводятся   к   суждениям,   умозаключениям.   Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся   представлений,   которые   дети   получили   в   процессе   наблюдений   и   труда. Дошкольникам   должны   быть   ясны   его   задача   и   цель.   Проводя   опыт,   воспитатель   не   должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Ознакомление детей с природой в играх  В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры.  В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр: Дидактические игры­ игры с правилами, имеющие готовое содержание.  В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.  Подвижные   игры   природоведческого   характера   связаны   с   подражанием   повадкам животных,   их   образу   жизни.   Подражая   действиям,   имитируя   звуки,   дети   закрепляют   знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.  Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать») В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры ­ путешествия.  Словесные методы  Рассказ   воспитателя   о   предметах   и   явлениях   природы   На   занятиях,   экскурсиях   и прогулках,   в   повседневном   общении   с   детьми   воспитатель   использует   рассказы   о   природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Тема рассказа выбирается воспитателем с   учетом   содержания   знаний,   определенного   программой   детского   сада.   Составляя   рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.  Использование   художественной   природоведческой   литературы   Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают   ход   событий,   мысленно   действуют   в   воображаемой   ситуации.   Это   помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных   групп   требование   к   методике   использования   книг   –   сочетание   чтения   с непосредственным   наблюдениям   в   природе.   После   чтения   художественных   произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.  Беседа как метод ознакомления детей с природой  В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.  Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.  Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.  Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д. Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.  Проектный метод  Метод   проектов   даёт   возможность   детям   накапливать   опыт   самостоятельно.   Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой   по­настоящему   интересуют   ребёнка.   Проектная   деятельность   делает   дошкольников активными   участниками   воспитательного   процесса,   помогает   самостоятельно   осваивать окружающую   действительность.   Участвуя   в   проектах,   ребенок   развивается,   учится   находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.  Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:  ­экологические марафоны, викторины, КВН;  ­экологические акции, особенно совместно с родителями;  ­составление экологических карт и планов экологических троп;  ­экологические выставки и экспозиции;  ­создание экологических музеев;  ­экологические тренинги;  ­создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»;  ­ коллекционирование объектов природы;  ­ инсценировки и театрализации на экологические темы;  ­встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;  ­посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);  ­участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.  Формы   работы   с   родителями   по   экологическому   воспитанию   дошкольников   Немалое значение   в   воспитании   детей   имеет   пример   родителей.   Если   родители   будут   заниматься вопросами   экологического   воспитания,   то   и   у   детей   будет   воспитываться   интерес,   любовь   к природе   и   бережное   отношение   к   ней.   Поэтому   экологическое   воспитание   детей   должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.  В   работе   с   родителями   по   экологическому   воспитанию   детей   используются   как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:  ­Анкетирование, проведение опросов  ­ Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток­шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),  ­Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.  ­ Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.  ­ Участие в выставках, смотрах­конкурсах.  ­ Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.  ­ Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок­ передвижек.  Таким образом, перечисленные методы и формы организации экологического воспитания позволяют целенаправленно формировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой. Место игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста В   жизни   детей   дошкольного   возраста   игра   является   ведущей   деятельностью.   «Она обогащает   и   развивает   личность,   поэтому   она   должна   быть   так   же   широко   использована   в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения».  Экологическая игра способствует: –  развитию   познавательных   способностей;   получению   новых   знаний,   их   обобщению   и закреплению;   в   процессе   игры   усваивают   общественно   выработанные   средства   и   способы умственной деятельности; в процессе экологических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются.  Некоторые  игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют,   расширяют   имеющиеся   у   них   представления   о   предметах   и   явлениях   природы, растениях,   животных.   При   этом   игры   способствуют   развитию   памяти,   внимания, наблюдательности;   дают   возможность   детям   оперировать   самими   предметами   природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков; –  обогащению   чувственного   опыта   ребенка,   вызывают   определенное   эмоциональное отношение   к   природе,   развивая   при   этом   его   умственные   способности   (умения   сравнивать, обогащать,   вычленять   отдельные   признаки   предметов,   явлений,   сравнивать   их,   группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать выводы); – развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; –  социально­нравственному   развитию   ребенка­дошкольника:   в   такой   игре   происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать, сопереживать и т.д.; – художественно­эстетическому воспитанию – происходит развитие творческой фантазии под воздействием полученных впечатлений. Следовательно,   игра   занимает   важную   роль   в   экологическом   воспитании   детей.   С   ее помощью   у   дошкольников   формируются   системы   основных   экологических   понятий   и воспитывается осознанно­правильное отношение к объектам и явлениям природы.  Таким   образом,   можно   сказать,   что   игра   представляет   собой   многоплановое   сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры. Виды дидактических игр экологического содержания Одним   из   эффективных   и   наиболее   интересных   для   детей   средством   экологического воспитания   является   дидактические   игры   с   природным   материалом.   Игры   доставляют   детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем   мире,   воспитываются   познавательные   интересы,   любовь   к   природе,   бережное   и заботливое   отношение   к   ней,   а   так   же   эколого­целесообразное   поведение   в   природе.   Они расширяют   кругозор   детей,   создает   благоприятные   условия   для   решения   задач   сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают   у   них   интерес   к   объектам   природы.   В   дидактических   играх   развиваются интеллектуальные   умения:   планировать   действия,   распределять   их   по   времени   и   между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры ­ наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе   развития   дошкольного   образования.   В   педагогике   существует   несколько   видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида: ­ игры с предметами (игрушками, природным материалом); ­ настольные печатные игры; ­ словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают   возможность   решать   различные   воспитательно­образовательные   задачи:   расширять   и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их   качества,   назначение;   описывать   предметы,   составлять   и   отгадывать   загадки,   правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно­дидактические игры и игры­ инсценировки. В сюжетно­дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры­инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях   природы,   объектах   живой   и   неживой   природы   («Устроим   кукле   комнату»),   о литературных   произведениях   («Путешествие   в   страну   природоведческих   сказок   и   сказок   о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»). Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям   5­7   лет   предназначены   игры   с   бирюльками,   кеглями,   бильбоке,   настольным бильярдом.   Особенно   велика   роль   таких   игр   на   границе   перехода   к   школьному   обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль   за   этими   движениями   ­   важные   предпосылки   для   подготовки   ребенка   к   овладению письмом.   В   таких   играх   воспитывается   сообразительность,   умение   ориентироваться   в пространстве, настойчивость и терпение. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. В   дидактических   играх   широко   используются   разнообразные   игрушки.   В   них   ярко выражены   цвет,   форма,   назначение,   величина,   материал,   из   которого   они   сделаны.   В   играх совершенствуются   знания   о   материале,   из   которого   сделаны   игрушки,   об   их   характерных свойствах и признаках. Настольно­печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они   помогают   уточнять   и   расширять   представление   детей   об   окружающем   мире, систематизировать   знания,   развивать   мыслительные   процессы.   Настольно­печатные   игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность   картинок,   подбираемых   по   сходству.   Сначала   детям   предлагают   игры,   в   которых требуется подобрать  из   множества  картинок пары  совершенно одинаковых  (две  варежки,  два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины  одна ­  легковая, другая  ­  грузовая).  Наконец, старшим  дошкольникам  целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В   подборе   картинок   по   общему   признаку   (классификация)   требуется   некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают   картинки   с   соответствующими   изображениями   растений,   соотносят   с   местом   их произрастания,   объединяют   по   этому   признаку   картинки.   Также   ещё   проводятся   игры   на запоминание   состава,   количества   и   расположения   картинок.   (Проводятся   так   же,   как   и   с предметами) Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании (Латий Е.). В   лото   ребенок   должен   к   картинке   на   большой   карте   подобрать   тождественные изображения   на   маленьких   карточках.   Тематика   лото   разнообразна:   «Зоологическое   лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов о животных». В   играх   типа   «Лабиринт»   предназначенных   для   детей   старшего   дошкольного   возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой­либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому   полю,   бросая   по   очереди   кубик   и   передвигая   фишки.   Эти   игры   развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий. Распространенные настольно­печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти   игры   способствуют   развитию   логического   мышления,   сосредоточенности,   внимания.   Для дошкольников   складывание   целого   из   частей   ­   сложный   процесс   осмысления,   работы воображения.  В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на   несколько   частей   и   имеют   различное   содержание   (изображение   сценок   из   мультфильмов, животных, фруктов и овощей). Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно   словесные   игры   проводят   с   детьми   старшего   возраста.   Условно словесные игры делят на 4 группы. В   первую   из   них   входят   игры,   с   помощью   которых   формируют   умение   выделять существенные   (главные)   признаки   предметов,   явлений:   «Продуктовый   магазин»,   «Когда   это бывает?», «Где был Петя?»  Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять,   замечать   алогизмы,   делать   правильные   умозаключения:   «Похож   ­   не   похож», «Угадай, что где растет?»  Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным   признакам,   объединены   в   третью   группу   игр:   «Кому   что   нужно?»,   «Назови   три предмета», «Назови одним словом». В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает ­ не летает», «Белого и черного не называть». Особенности руководства дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных   случаях   требуется   наглядный   показ.   С   детьми   этого   возраста   проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с детьми этого возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.    В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и   труд   людей,   техника   в   городе   и   деревне).   Дети   классифицируют   предметы   по   материалу, назначению   (например,   игра   «Где   что   спрятано»).   Широко   используются   в   этом   возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.  У   детей   данного   возраста   в   дидактических   играх   больше   проявляется   произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.  Необходимо   и   в   этом   возрасте   сохранить   эмоциональный   настрой   детей,   переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.  Руководя   настольно­печатными   играми,   воспитатель   развивает   у   детей   способность различать,   узнавать,   припоминать.   Опираясь   на   возбуждение   и   торможение   нервной   системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные   образы   вызывают   у   детей   слуховые   и   словесные   образы.   Дети   упражняются   в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов. Дидактическая   игра   имеет   определенную   структуру,   характеризующую   ее   как   форму обучения   и   игровую   деятельность.   Выделяют   следующие   структурные   составляющие дидактической игры: 1)дидактические и игровые задачи; 2)игровые действия; 3) игровые правила; 4)результат. Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр: ­они являются чаще всего совместной деятельностью; ­имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер; ­действия участников игры реальны и однозначны; ­дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат; ­носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем); ­тип отношений играющих ­ состязательный, связанный с установлением первенства в чем­либо одного из играющих. Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ. Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части,   позволяя   повысить   интерес   детей   к   нему,   активизировать   их   деятельность.   А   может использоваться   и   как   самостоятельная   форма.   В   первом   случае   содержание   и   правила   игры подчинены   воспитательно­образовательным   задачам   и   программным   требованиям   к   тому   или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю. Вне занятий     дидактические игры проводятся утром до завтрака, на прогулке,   во второй половине дня, в группе или на участке. При отборе дидактической игры воспитатель должен  четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны: отражать реальную  картину  окружающего  мира  и  быть  доступными дошкольникам; обеспечивать   возможность   играть   как   отдельному  ребенку,  так  и   не  большой  группе позволять     ребенку      самостоятельно      контролировать      правильность   выполнения   детей;  задания;  материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам. Организация   дидактических   игр   педагогом   должна   осуществляться   в   трех   основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: ­выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; ­определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; ­установление образовательной работы; ­подготовка игрового оборудования;   взаимосвязи   и   взаимодействия   с   другими   формами   воспитательно­ ­определение времени игры в режиме дня. Проведение дидактических игр  включает: ­определение количества играющих; ­ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,   ­игровыми действиями, дидактическим материалом; ­выработка у детей игрового настроения, желания играть; ­показ игровых действий; ­руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; ­подведение итогов игры. Подведение итогов (анализ) направлено: ­на выявление приемов ее подготовки и проведения; ­на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей; ­усложнение игры и обогащение новым материалом. Руководство   дидактическими   играми   в старших   группах   требует   от   педагога   большой, продуманной   работы   в   процессе   их   подготовки   и   проведения:   обогащение   детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда    и изготовление   его вместе с воспитанниками, организация  обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал), определение своей роли в игре от ее начала и до конца. При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:   ­четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; ­занимать   в   игре   позицию   равноправного   партнера,   сопереживать   играющим, эмоционально  реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка; ­вводить   в   игру   элементы   соревнования,   веселой   состязательности   команд,   поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих; ­давать   возможность   каждому   ребенку   быть   в   роли   как   участника,   так   и   ведущего   игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей; ­варьировать   задания   и   правила   игры,   развивая   способность   произвольно   перестраивать   свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; ­осуществлять   индивидуально­дифференцированный   подход   к   детям   через   вариативность игровых заданий и правил; ­средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; ­используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.   живо   и Итак,   в   работе   со   старшими   дошкольниками   воспитатель   должен   активно   руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим. Таким   образом,   используя   огромный   воспитательно­образовательный   потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. ФГОС ДО предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного   процесса   детей   дошкольного   возраста.   Экологическое   образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.  Экологически   направленную  деятельность  дошкольников  можно  определить  как   форму активности  личности,  обуславливающую  развитие   экологического   сознания,   проявляющуюся   в трех сферах:  а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе; б) эмоционально­мотивационной сфере в развитии комплекса эстетических потребностей, проявляющихся   в  готовности   и   стремлении   взаимодействовать   с   природой   на   эмоциональном уровне;  в)   практической   сфере   в   развитии   потребности   в   компетентности,   проявляющейся   в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.  Постоянно   использовать   наглядный   материал   в   дидактических   играх   со   старшими дошкольниками  (картинки,   игрушки,  природный  материал).   Привлекать   детей   к  изготовлению наглядного материала для игр. Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать  как  для  развития   экологического  сознания,  экодеятельности,  так и  для формирования личности ребенка­дошкольника в целом.  В   каждой   группе   воспитатель   намечает   последовательность   игр,   усложняющихся   по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры,   могут   быть   очень   интересными,   но,   используя   их   вне   системы,   нельзя   достигнуть обучающего   и   развивающего   результата.   Поэтому   следует   четко   определять   взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре. В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях также   связано   с   обучение   в   дидактических   играх.   Но   соотношение   их,   особенно   в подготовительной   группе,   изменяется,   главным   становится   обучение   на   занятиях,   где   дети овладевают систематизированными знаниями, элементарными формами учебной деятельности. Следует   учитывать,   что   в   дидактической   игре   необходимо   правильное   сочетание наглядности,   слова   воспитателя   и   действий   самих   детей   с   игрушками,   игровыми   пособиями, предметами, картинками и т.д. При   помощи   словесных   пояснений,   указаний   воспитатель   направляет   внимание   детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря   дошкольников,   овладению   разнообразными   формами   обучения,   способствует совершенствованию   игровых   действий.   Недопустимы   подробные   и   многословные   объяснения, частые замечания и указания и ошибки, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Такого   рода   объяснения   и   замечания   разрывают   живую   ткань   игровой   деятельности,   и   дети теряют интерес к ней. Руководя   играми,   воспитатель   использует   разнообразные   средства   воздействия   на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет   игру,   поддерживает   их   инициативу,   сопереживает   с   ними   радость   игры.   Иногда педагог   рассказывает   о   каком­либо   событии,   создает   соответствующее   игровое   настроение   и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер,   сохраняя   и   оберегая   ее   самостоятельный   характер,   руководит   развитием   игровых действий,   выполнением   правил   и   незаметно   для   детей   ведет   их   к  определенному   результату. Поддерживая   и   побуждая   детскую   деятельность,   педагог   делает   это   чаще   всего   не   прямо,   а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п. Руководя   дидактической   игрой,   педагог   использует   разнообразные   формы   организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в   круг   или   полукруг,   а   педагог   садится   в   центре.   В   дидактической   игре   всегда   имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени ­ большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач. Заканчивая   игру,   педагог   должен   вызвать   у   детей   интерес   к   ее   продолжению,   создать радостную перспективу. Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д.   Этим   обеспечивается   более   широкая   двигательная   активность   детей,   разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения. Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего   поколения   и   это   направление   в   образовании   не   выступало   как   часть   общего образования, но как показывает время, технический прогресс ­ это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии. В   работе   с   дошкольниками   по   их   экологическому   воспитанию   использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной   деятельности,   физической   культуры,   игры,   театральной   деятельности, литературы,   моделирования,   просмотра   телепередач,   экскурсий,   а   также   организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Понимание   целесообразности   использования   игры   в   обучении   детей   дошкольного   возраста поставило   перед   исследователями   проблему   разработки   дидактических   игр,   цель   которых   – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений.     Работа   с   детьми   предполагает   сотрудничество,   сотворчество   педагога   и   ребенка   и исключала   авторитарную   модель   обучения.   Занятия   должны   строиться   с   учетом   наглядно­ действенного   и   наглядно­образного   восприятия   ребенком   окружающего   мира   и   должны   быть направлены   на   формирование   экологических   знаний   (знания   о   мире   животных;   знания   о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года). Внесение   игровых   обучающих   ситуаций   в   процесс   экологического   воспитания   детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов. На   этапе   дошкольного   детства   складывается   начальное   ощущение   окружающего   мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие  ребенка,  сами  обладают  экологической  культурой:  понимают  общие  для  всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы,   помогают   маленькому   человеку   прекрасный   мир   природы,   помогают   наладить взаимоотношения с ним. Комплекс   мероприятий   по   повышению   уровня   экологической   воспитанности   старших дошкольников   на   занятиях   и   в   повседневной   жизни   показал   свою   эффективность:   уровень экологических знаний и экологически правильного отношения  к миру природы дошкольников оказался выше, чем у дошкольников старой системы образования. Сущность игры как ведущего вида   деятельности   заключается   в   том,   что   дети   отражают   в   ней   различные   стороны   жизни, особенности   взаимоотношений   взрослых,   уточняют   свои   знания   об   окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019