«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
Оценка 5
Документация +1
docx
химия
8 кл
18.02.2019
Дидактические игры в методике преподавания химии применяются с дореволюционных времен. Так, азбука Верховского использовалась учителями химии с 1910 г. С конца 20-х – начала 30-х гг. в практике обучения химии получили распространение викторины, развивающие кругозор учащихся. Наряду с викторинами появляются первые настольные игры: химическое лото и химическая линейка, которые позволили активизировать интерес учащихся и обеспечить усвоение химической символики. В 40-е гг. создаются первые драматические игры, или инсценировки, рассчитанные на привлечение большого количества учащихся к массовой внеклассной работе. В 50-60-е гг. остро встал вопрос о разнообразии средств организации внеклассной работы. В этот период появляются химические игры в слова, опыты-загадки, химические сказки, рассказы-задачи и т.п. С изменением целей обучения закономерно изменились и виды дидактических игр, используемых на уроках и внеклассных занятиях. В начале 70-80-х гг. модернизация химического образования, необходимость овладения учащимися прочными знаниями теоретических вопросов курса химии потребовали не только увеличения числа игр, но и их качественного изменения. Появляются первые устные тренинговые игры, направленные на закрепление полученных знаний, а также соревновательные игры, направленные на организацию активного общения учащихся, например химические турниры. В это время основой для создания новых типов дидактических игр стали детские спортивные, телевизионные игры. Так появились лото, домино, химические шашки, эстафеты, «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Значительный вклад в разработку таких игр внесли методисты-химики Е.Н. Кузнецова, Б.П. Болотинская, А.А. Тыльдсепп, Е.Г. Огородник.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 77
г. Сочи
«Дидактические игры
в учебно познавательной деятельности на уроках химии»
Автор: Суслова Ирина Викторовна,
учитель химии МОБУ СОШ № 77
г. Сочи
Сочи
2019 СОДЕРЖАНИЕ
1. Литературный обзор состояния вопроса темы педагогического опыта в педагогике..
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и
муниципальном образовании.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
2. Педагогический опыт.
2.1. Описание основных методов и методик, используемых в
представляемом педагогическом опыте.
2.2. Актуальность педагогического опыта.
2.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
2.4. Результативность педагогического опыта.
2.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
2.6. Технологичность.
2.7.Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта.
3. Выводы.
4. Список литературы. 1.Литературный обзор состояния вопроса
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная
на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях,
навыках, умениях, эмоциональнооценочной деятельности.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра
многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает
отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Не вызывает сомнения, что
игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма
обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью
их освоения.
С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек,
развития способностей.
Ещё в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) дети, подростки, юноши постоянно
состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и
оттачивая свои лучшие качества. Величайшие умы человечества – от Платона до Шиллера,
от Коменского до Руссо – утверждали, что игра для детей – лучший способ познания.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном
образовательном учреждении
Дидактические игры в методике преподавания химии применяются с дореволюционных
времен. Так, азбука Верховского использовалась учителями химии с 1910 г. С конца 20х –
начала 30х гг. в практике обучения химии получили распространение викторины,
развивающие кругозор учащихся. Наряду с викторинами появляются первые настольные
игры: химическое лото и химическая линейка, которые позволили активизировать
интерес учащихся и обеспечить усвоение химической символики. В 40е гг. создаются
первые драматические игры, или инсценировки, рассчитанные на привлечение большого
количества учащихся к массовой внеклассной работе. В 5060е гг. остро встал вопрос о
разнообразии средств организации внеклассной работы. В этот период появляются
химические игры в слова, опытызагадки, химические сказки, рассказызадачи и т.п.
С изменением целей обучения закономерно изменились и виды дидактических игр,
используемых на уроках и внеклассных занятиях. В начале 7080х гг. модернизация
химического образования, необходимость овладения учащимися прочными знаниями
теоретических вопросов курса химии потребовали не только увеличения числа игр, но и их качественного изменения. Появляются первые устные тренинговые игры, направленные
на закрепление полученных знаний, а также соревновательные игры, направленные на
организацию активного общения учащихся, например химические турниры. В это время
основой для создания новых типов дидактических игр стали детские спортивные,
телевизионные игры. Так появились лото, домино, химические шашки, эстафеты, «Поле
чудес», «Брейнринг», «Что? Где? Когда?». Значительный вклад в разработку таких игр
внесли методистыхимики Е.Н. Кузнецова, Б.П. Болотинская, А.А. Тыльдсепп, Е.Г.
Огородник.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком –
наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического
результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются
учебнопознавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов
игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации
педагогических игр.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
различают игры с предметами и без предметов, настольные, компьютерные и с ТСО.
Результативность дидактических игр зависит, вопервых, от систематического их
использования, вовторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего
собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии,
появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую
деятельность.
Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей.
Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое настроение,
удовлетворение от удачного ответа. Важно, чтобы цель игры была достижимой, а
оформление по возможности красочным и разнообразным.
Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора,
которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику удовольствие и радость.
Деятельность, организованная на таких переживаниях, мобилизует познавательные
возможности учащихся и помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно
появилась их самостоятельность.
Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и
эмоциональной деятельности происходит непроизвольное запоминание. Игры также дают
возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции
анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.
В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению
самоконтроля учащихся, их активации, четкому соблюдению установленных правил. В
таких играх им важны победа или выигрыш, которые представляют собой достаточно
сильный мотив, побуждающий к деятельности и дальнейшему участию в игре.
В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся, которых увлекает
сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала
победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а
положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают качество
обучения.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоению нового,
закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных
умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций.
Таким образом, психологические особенности дидактических игр указывают на
необходимость их использования в учебном процессе.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и
муниципальном образовании
С 2011 г. в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности по химии, в
зависимости от цели деятельности, тематики занятий использую игровую технологию
целостно или ее элементы. Считаю, что применение данной технологии способствует
развитию активности школьников в процессе обучения и самообучения.
Апробирую разные формы внеклассной работы и внеурочной деятельности: творческие
конкурсы, ассоциация «Веселые химики», КВН в рамках предметных недель,
занимательных уроков, дистанционных конкурсов. Провожу открытые мероприятия (мастерклассы, общешкольные мероприятия по
воспитательной работе, по внеурочной деятельности учащихся) для общественности и
педагогического сообщества.
1.3Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Игровая технология это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением
Игровое обучение это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная
на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях,
навыках, умениях, эмоциональнооценочной деятельности.
Дидактические игры игры, предназначенные для реализации целей обучения.
Мотивация учения четко поставленная цель, направленная на получение достойного
образования.
Интерактивность специально организованная познавательная деятельность, носящая
ярко выраженную социальную направленность.
Компетенции это способности и умения позволяющие действовать эффективно.
ИКТ информационнокоммуникационные технологии это всевозможные способы и
методы обмена знаниями, фактами, правилами
(в том числе и компьютерные методы).
Предметные результаты – это приобретенные учащимся конкретные элементы опыта в
рамках отдельного учебного предмета.
Метапредметные результаты – это универсальные способы деятельности учащихся.
Личностные результаты – это превращение знаний и способов деятельности в
сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы,
которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений
личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и
обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом
педагогическом опыте.
1. Формирование умения видеть и понимать ценность самообразования;
2. Формирование представления роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;
3. Формирование умений принимать решения, обрабатывать информацию, анализировать,
делать выводы;
4. Создание условий для приобретения обучающимися опыта разнообразной
деятельности, имеющей универсальное значение, в том числе безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни.
Дети играют с удовольствием в любом возрасте. Учащихся необходимо заинтересовать
новым предметом – химия. В связи с этим на уроках использую игровую технологию, много
наглядного материала, занимательных заданий, ярких и активных форм обучения для более
эффективного усвоения учебного материала. Это позволяет учащимся использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни,
критически оценивать информацию о веществах, используемых в быту.
Система использования игровой технологии
Использование игровой технологии учитывает:
1. Возрастные особенности школьников.
2. Место данной технологии в системе уроков.
3. Место данной технологии в системе внеурочной деятельности.
4. Специфику применения технологии: возможные ошибки педагога, «+» и «–» (как
не «перегнуть» палку).
5. Развитие самостоятельности и активности. Сочетаемость с иными технологиями,
формами, методами.
6. Использование принципа разноуровневого обучения, индивидуального подхода в
процессе применения данной технологии.
7. Возможности использования данной технологии в условиях перехода на новые
образовательные стандарты.
Игра может быть использована в качестве урока (занятия) или его части (введения,
объяснения, закрепления, упражнения, контроля) при изучении классов органических и
неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по химии.
При любых формах работы (работа в парах, группах, индивидуальная) игра предполагает
интерактивный метод обучения.
В системе внеурочной деятельности основная функция игры — развлечь, доставить
удовольствие от процесса и достижения цели, воодушевить, пробудить интерес.
В школе № 77 внеурочные занятия, проводятся в форме заседаний с последующей
совместной проектной деятельностью учащихся и учителя: 1. Выбор темы. Организация творческих групп.
2. Поиск информации. Обзор информации, корректировка.
3. Подготовка презентаций.
4. Подведение итогов, анализ деятельности, самооценка.
Главный итог работы ассоциации – мероприятие – КВН.
Проводились КВНы с тематикой:
«Вода – начало всех начал»
«А соль вся в химии»
«Не все то золото, что блестит»
«Не все, что льется вода»
«Химические профессии на стройках Олимпиады»
«Химия на Олимпийских объектах»
Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования
педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии
становятся пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги
называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос — новый
материал — закрепление — домашнее задание».
Игра — живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое
наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься
игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
Игра — это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо
учитывать возможные опасности и ограничения игры.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Актуальность данного педагогического опыта непосредственно связана с переходом на
ФГОС второго поколения. Особенностью реализации игровых технологий является тот
факт, что игра опосредованно связана со Стандартами общего образования второго
поколения, так как предполагает активное развитие личностных и метапредметных
результатов.
Знания и умения, а тем более взгляды и убеждения нельзя передать в готовом виде. Они
формируются у учащихся в процессе их самостоятельной деятельности.
Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительной
мотивации к учению:
развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,
активизирует познавательную деятельность,
способствует закреплению и углублению знаний,
развивает логическое мышление,
объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами,
формирует профессиональный интерес,
облегчает сознательный выбор будущей профессии.
3.2.Научность в представляемом педагогическом опыте
Применяемая методика обучения основана на разработках методистовхимиков Е.Н.
Кузнецовой, Б.П. Болотинской, А.А. Тыльдсеппа, Е.Г. Огородник, которые предложили
следующую гипотезу, подтверждаемую сегодня на практике: если использовать игры в
некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в школе, то это позволит
повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения
химии.Использование игровой технологии целостно или ее элементы при обучении химии
формируют ряд очень важных компетенций:
социальные, предполагающие умение брать на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решений, сотрудничать и работать в группе.
коммуникативные, формирующие культуру речи (грамотность, эмоциональность, умение
подбирать темп и громкость сообразной речевой ситуации).
компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.
3.3. Результативность педагогического опыта
О результативности применения игровых технологий при обучении химии
свидетельствует сравнительный анализ количественных и качественных показателей.
Благодаря использованию методики создаются условия, направленные на повышение
уровня мотивации учащихся в изучении химии, активизации мыслительной деятельности.
Данная деятельность подтверждается положительной динамикой участия школьников в
конкурсах предметной направленности (международный дистанционный конкурс
естественнонаучной направленности «Колосок», научнопрактическая конференция
«Первые шаги в науку», предметные олимпиады).
Сформирован электронный банк методических и дидактических материалов,
отобранных с точки зрения эффективности их использования в образовательном процессе
при изучении химии. Введены новые формы промежуточной аттестации учащихся (защита проектных работ с
использованием мультимедийных презентаций).Наблюдается положительная динамика
среднего балла ЕГЭ по химии с 2012 г. :
1. Показатели по школе выше среднегородского показателя.
2. Ежегодный показатель балла ЕГЭ по химии выше показателя предыдущего года.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
ИКТ с широким внедрением в образовательный процесс используются сравнительно
недавно, в течение нескольких лет. Информационные технологии возможно применять на
занятиях с учащимися любого возраста. Однако, основываясь на опыте, можно утверждать,
что наиболее эффективным методом на начальном этапе изучения химии является
применение ИКТ в сочетании с игровыми технологиями. Эффективность использования
ИКТ связана и с экономией времени и места оформления во время занятия (особенно на
уроке). Для работы используются готовые и авторские мультимедийные презентации,
разработанные как для обеспечения наглядности, так и для организации интерактивной
деятельности, создания мотивационного поля. Качество электронных уроков «Школа
Кирилла и Мефодия» позволяет использовать этот ресурс достаточно часто. На отдельных
этапах обучения используется воспроизведение химического опыта на экранном пособии.
Применяя ИКТ на уроках, транслируем этот опыт на выполнение домашнего задания в
альтернативных формах: решая занимательные задачи, создавая проекты, школьники
работают в поисковых системах Интернета, создают свои презентации, игры.
3.6. Технологичность
Предлагаемый опыт нацелен на создание условий для успешной социализации ученика.
Программа построена с учетом информационной нагрузки школьника, дает возможность
ребенку почувствовать радость самопознания, помогает ему задуматься о своем будущем.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного
предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии
(лекционносеминарская зачетная система);
в качестве одной из нескольких сочетаемых технологий (ИКТ и игровые
технологии)
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Требования к игре:
Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих, должен
быть риск неудачи.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано
с определенными сложностями.
С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому
необходимо, вопервых, учитывать уровень участников игры; и, вовторых, задания
подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых
требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути
достижения цели.
Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
При любых формах работы (работа в парах, группах, индивидуальная) игра предполагает
интерактивный метод обучения.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Содержание:
1.Игра в учебном процессе при изучении химии
Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на
уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления в окружающей жизни.
Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения.
Игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры», писал
А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения:
обучающую, воспитывающую и развивающую.
Идеи, лежащие в основе отдельных игр («Химическое домино», «Семерочка»,
«Химическая азбука»), представлены в описании общих дидактических игр (см. список
использованных источников). В данной работе они представляют более развитую структуру с учетом предметной принадлежности. Дидактическое (в большей части – содержательное)
наполнение данных игр – авторское. Такие варианты игр, как «Самый наблюдательный»,
«Третий лишний», «Найди меня», были разработаны и используются автором в течение
многих лет.
Данная разработка представляет собой готовый к использованию на уроках материал.
Структура разработки с пояснениями позволяет определить место конкретной
дидактической игры в разделе, теме и в рамках урока. Возможно использование данных
материалов во внеурочной деятельности по химии.
Методические разработки учебных игр (с указанием рекомендуемых тем уроков).
1. Игра
« Самое длинное слово».
Побеждает тот, кто составит самое длинное слово.
А
Д
Ь
Л
С
Ф
К
И
О
Т
Ответ: оксид, соль, кислота.
2.Игра
« Самый наблюдательный».
Игра может быть использована при изучении и повторении темы «Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева» (811 кл.).
Игра основана на принципе интеграции предметов: русский язык и химия.
Правила игры:
Время выполнения работы – 1 минута.
Используя Периодическую систему химических элементов, найти:
1. Названия элементов, в которых 3 буквы О.
(золото, олово, водород).
2. Названия элементов оканчивающихся на второй
корень РОД (водород, углерод, кислород).
3. 3.1. Названия элементов оканчивающихся на ОН
(неон, аргон, криптон, ксенон, радон).
3.2. Названия элементов оканчивающихся на АН
(титан, лантан, уран).
3.3. Названия элементов оканчивающихся на ЕН
(селен, молибден).
4. Названия элементов оканчивающихся на букву О
(золото, олово, серебро, железо).
5..Игра
«Химическое домино»
( интерактивная игра
с возможностью перемещения объектов)
Играя в «Химическое домино», учащиеся знакомятся с химическими соединениями :
оксидами, кислотами, основаниями, солями, учатся составлять химические уравнения,
закрепляют понятие «степень окисления».
Игра построена по принципу обычного домино.
Заранее заготавливаются карточки или мультимедийные презентации с
возможностью перемещения объектов для составления формулы из отдельных
объектов (ионов).
Предлагается сыграть в домино, но карточками будут не обычные костяшки, а
знаки химических элементов на экране, из которых учащиеся составляют формулы,
например, оксидов, опираясь на степень окисления элементов (работа в группах).
Мультимедийная презентация позволяет создать условия наглядности учебного
процесса, активно включить ребят в ход урока. Применяется частично поисковый
демонстрационный метод работы с экранными пособиями: учащиеся моделируют, работая
в группах или индивидуально. Таким образом, достигается интерактивность в
деятельности школьников.
Третий лишний
1. Игра «
»
2. Игра может быть использована при изучении классов органических и
неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по
химии. 3. При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с
использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по
которому анимирует его).
Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.
1.Кислоты
HCI HNO3 H2O
HBr HF H3PO4
H2SO3 H2О2 H2SO4
4. Правила игры
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 2. Оксиды
12. CuO FeO CO
13. CO2 As2O5 NO
14. N2O N2O5 NO
15.
16. 3. Соли
17. KCI HCI NaCI
18. NaBr NaNO3 NH4OH
19. K2SO4 BaS H2S
20.
21. 4. Углеводороды
22. метан пропан циклопропан
23. C2H6 C4H10 C6H12
24. бензол фенол толуол
25. 5. Кислородосодержащие органические вещества
26. этаналь этанол ацетоальдегид
27. глицин глицерин этиленгликоль
28. фенол толуол бутанол
Разгадай формулу
1. Игра «
»
2. Темы: «Простые и сложные вещества», « Металлы и неметаллы», « Периодическая
система химических элементов» (8 класс).
3. Под каждой буквой записывается название металла и неметалла (если
неметалл, начинающийся с этой буквы, отсутствует, то заменить его
названием тела).
4. Игра учитывает текущее повторение ранее изученных те
Вариант – 1 Вариант – 2
М
Медь
Е
Европий
Мышьяк
Ерш
Т
Тербий
Теллур
А
Н
Алюминий
Нобелий
Астат
Неон В
Вольфрам
Водород
О
Олово
Обруч
Д
Диспрозий
Радон
А
Азот
Актиний
Игра может быть использована при изучении любой темы, а также при обобщении и
систематизации знаний по теме.
Тема «Классификация химических реакций в органической и неорганической химии » (10
11 класс).
Под каждой буквой записывается названия реакций. Выигрывает тот, кто приведет
наибольшее число реакций.
Вариант – 1
В
Вюрца
Вагнера
О
Обмена
Д
А
Дегидрирования
Ароматизация
Отщепления
Дегидратации
Алкилирования
Вулканизация
Окисления
Димеризация
Омыления
Денатурация
Вариант – 2
Э
Ф
И
Р
Этерификации
Фторирования
Ионообмена
Разложения
Фриделя – Крафтса
Изонитрильная
Родионова
Тема «Обобщение и систематизация знаний» (11 класс)
Правила игры:
Под каждой буквой записываются: 1 название химического элемента,
2. название вещества,
3. химическое понятие,
4. название реакций,
Выигрывает тот, кто быстрее напишет все слова.
В
Элемент
Водород
Вещество
Ванилин
О
Осмий
Октан
Валентность
Орбиталь
Д
Дубний
Динамит
Димер
А
Азот
Алмаз
Атом
Понятие
Реакция
Вулканизация
Окисления
Денатурация
Ароматизация
4. Выводы
Игровые технологии позволяют организовать образовательный процесс,
обеспечивающий формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов:
1. Чувство гордости за российскую химическую науку.
2. Готовность к осознанному выбору профессии.
3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4. Использование различных видов познавательной деятельности;
5. Умение выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать,
выявлять причинноследственные связи;
6. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
7. Умение использования различных источников для получения химической
информации.
8. Предметные результаты в познавательной, ценностноориентационной, трудовой и
сфере безопасности жизнедеятельности. Это подтверждает актуальность использования данной технологии в условиях
перехода на новые образовательные стандарты.
5. Список литературы
1. Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии, М.: «Центрхимпресс»,
2004.
2.
БулановаТопоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В.
Педагогические технологии Издательство центр «МарТ» Москва – Ростовн/Д,
2006.
3. Зайковский И.И. Занимательная химия. М., 1958.
4. Калетина Н.И. и др. Игровой метод в обучении химии. – М.: Высшая школа, 1990.
5. Кузнецова Н.Е., Богомолов В.Ю. Из опыта проведения общественного смотра
знаний // Химия в школе. – 1990. №4. – с.40.
6. Левашов В.И. Занимательная химия. М., 1962.
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.,
1996.
8. Самоухина Н.В. Организационнообучающие игры в образовании. – М., 1996.
9. Сафронов С.В. Химическая игра «Шерлок – Химик» // Химия в школе. – 1989.
№6. – с.100.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное
образование, 1998.
11. Соломин Л.Е. Увлекательная химия. М: Просвещение, 1978.
12. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предматам.
Химия 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
«Дидактические игры в учебно- познавательной деятельности на уроках химии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.