Дидактический и раздаточный материал по русскому языку
Сахарова Наталия Евгеньевна
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя школа № 27 города Мариуполя»
Тема «Текст.Типы текстов. Тема. Основная мысль текста. Зачин. Основная часть. Заключение. Абзац»
1.Сравним следующие высказывания.
а) С утра начал накрапыватьнеспешныйдождик. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Как раз в дождливую погоду, когдапчелы не так активны, можноразведать, естьли там мёд.
б) С утра начал накрапыватьнеспешныйдождик. ДедТрофим, покормив скотину, вышелводвор и свистнул Жуку. Верный пёс побежал за дедом в лес. Ведьеще на прошлойнеделеТрофимприметил в дереве дупло, в котороебеспрестанносновалидикиепчелы. Как раз в дождливую погоду, когдапчелы не так активны, можноразведать, естьли там мёд.
-Чем отличаются высказывания?
-Прочитайте разъяснение термина и определите, какое из высказываний можно назвать текстом.
Слово текст в переводе с латинскогоязыкаозначает «ткань, сплетение, соединение». Текст-этосвязанные по смыслупредложения. Каждоепредложениетекстадополняет, разъясняетсмыслпредыдущего.
|
Какиебываюттексты?
Типытекстов |
||
Повествование |
идётрассказ о чём-то, ком-то, о каких-тособытиях |
кто? что? чтослучилось? чтопроисходит? когдапроизошло? |
Описание |
происходитописание кого-то иличего-то (людей, растений, животных, разныхпредметов и явлений природы) |
какой? какая? какое? каквыглядит? |
Рассуждение |
объясняет, доказывает причину какого-тоявленияилисобытия |
почему? чтоизэтогоследует? |
Алгоритм определения типа текста
1.Прочитай текст.
2.Определи на какой вопрос дается ответ в тексте .
3.По вопросу и содержанию определи тип текста.
Тема текста-это о чёмили о ком говорится в тексте Основнаямысльтекста- то, главное, чтохотелсказать автор своимчитателям. |
Практическаячасть.
1.Прочитайте тексты. Определить тип каждого текста, тему и основную мысль.
а)Волчьелыкоцветётраннейвесной. На тонких голых прутиках появляютсянебольшиерозовыецветки, напоминающиецветки сирени. Располагаютсяони на веткахнебольшимиплотными кучками. Нежныерозовыецветкиимеютприятныйострый аромат. Плоды красные, сочные.
б)Кволкамэтотневысокийкустарник не имеетникакогоотношения: волки, как и все другиедикие и домашниеживотные, обходятегостороной, так каквсе части растения содержат ядовитый сок. За это и названиетакое получило. А лыкоизкорыэтогокустарникадействительнопрочное и гибкое, изнегораньше в деревнях плели лапти.
в) Волчье лыкостановится всё болеередкимкустарником. В этомповинныслишкомусердныесборщикивесеннихцветов. Увидят в лесу цветущийкустик — обязательнонадосорвать. Атак какотдельнуюветкуотломить трудно, выдёргиваютрастениецеликом, ведьононебольшое.
Волчьелыко-ядовитыйневысокийкустарник с ярко-красными ягодами.
Лыкоизкоры- внутренняя частькорымолодыхлиственныхдеревьев (преимущественнолипы), а также кусок, полоса такойкоры (используется для изготовленияверевок, корзин и т. п.)
Лапти-низкаяобувь, распространённая в старину, и бывшая в широкомупотреблении в сельскойместности, сплетённаяиздревесноголыка.
Тип текста |
|
Вопрос |
|
1 |
|
Сообщается о чём-либо. |
Чтопроизошло? |
2 |
|
Описывается предмет, явление. |
Какой? |
3 |
|
Объясняется, доказывается. |
Почему? Зачем? |
Части текста
Начало, вводнаячасть, зачин |
называет тему высказывания |
кто? что? где? когда? |
Основнаячасть |
раскрываетсодержаниетекста |
как? почему? зачем? |
Заключение (концовка) |
завершает текст, содержитвывод |
чтоизэтогоследует? |
Запомни! Каждаячастьтекста — это абзац, в нёмвыражаетсяноваязаконченнаямысль. Абзац пишем с новой строки, отступивнемного вправо.
|
К тексту можноподобрать заголовок. Заголовок — этоназвание текста. По заголовку можнообъяснить, о ком или о чёмговоритсяв тексте, то естьтему текста. Иногда заголовок выражает главнуюмысль текста, то, что автор хотелсказатьсвоимчитателям.
|
3.Определи тип текста. В текстевыдели зачин, основнуючасть, концовку.
Запиши текст, раскрывая скобки и соблюдаяабзацы. Объясниорфограммы в словах с пропущенными буквами. Подбери заголовок к тексту.
Многоразныхптицж..вёт в наших л…сах. Иволга — одна изсамыхкрасивыхптиц. И п…ётона чудес(?)но, словнокто-то на флейтеиграет. Ноувидетьэтого «музыканта» не так-то просто. Птицапугливая и ост…рожная, всё времяпрячется в кронах д…рев…ев. Поэтому и пр…л…таетона с юга вовторойполовинемая, когда на д...рев…ях уже вовсюшумит л…ства. А ул…тает в серединеавгуста, пока (не) начался …сеннийлистопа… .Пр…л…тай к нам снова, иволга! Ждёмтвоихпесен.
Самостоятельная работа. Проверьсебя!
Тест
1.Несколькопредложений, объединённых по смыслуназываются___________
2.Выбери группы предложений, которые можно назвать текстом:
а) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром.
Весеннеесолнце светит ярко.
б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями
потянулись на ягоды спелой рябины.
в) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро
настанет холодная зима.
3.Каждый текст можноразделить на три основные части:
1 — ________________________
2 — ________________________
3—_________________________
4.Типытекстов: __________________ ______ _________ ________________
Вопрос:
___________________ ________________ ____________________
5.Определите тип данноготекста.
Вывалилась на берег большаямедведица. За нейвыскочили два медвежонка. Медведица взяла одного за шиворот. Онаокунулаего в воду. Медвежоноквизжал и барахтался. Другоймедвежонокиспугалсяхолоднойванны. Он пустилсянаутёк в лес. Мать догнала его – и в воду.
а) текст – повествование;б) текст - описание; в) текст – рассуждение.
6.К тексту можноподобрать ______________________________________
7.Выберите заголовок к данному тексту.
На лугах завялитравы. С деревьевопадаютлистья и мягкимковромложатся у корнейдеревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицысобираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.
а) Пришла осень. б) Осенний день. в) Золотаяосень.
8.Основная( главная) мысль текста - это:
а) то, что смог пересказать ученик;
б) то, чтохотелсказать автор;
в )то, чтоговоритглавный герой в тексте.
9.Определитеглавнуюмысльтекста.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажаляблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долгождать с этихяблонь плода. И ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другиесъедят, мне спасибоскажут»
а) Доброта старика; б) забота старика о других людях; в) желание старика прославиться.
10.Тема текста:
а) краткоеназваниетекста;
б) это то, о чёмговорится в тексте;
в) это то главное, чтохотелсказать автор.
11. Прочитай. Определи тему текста.
Стоит на леснойопушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзыдырочку. Он напилсясока и улетел. Побежалблестящийручеёк по дереву. Чистыекаплисока упали на землю.
Прилетелисиницы и зяблики. Они напились живительнойвлаги. Закружились у берёзыбабочки. На запах сладкогоугощенияприлетели мошки и комары.
Я посмотрел на землю, на леснойпирсобралисьрыжиемуравьи. Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
Тема текста:__________________________________________
12.Составьизсловкаждой строчки предложения. Озаглавь и запиши текст.
ü осень, лес, в, пришла
ü яркие, в, листья, цвета, раскрасила, она;
ü сердитые, потом, ветры, подули;
ü срывали, они, красивые, листья;
ü разноцветным, земля, ковром, покрывалась;
ü глаз, красота, радует, человека, природы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.