Дидактический материал
для отработки вычислительных навыков
у учащихся первых классов
Данный ресурс представляет собой подбор различных упражнений для устного счёта на уроках математики.
Дидактический материал можно использовать на уроках математики в 1 классе. Данный ресурс предназначен для проведения устного счёта по разделу «Числа от 1 до 20. Сложение, вычитание» по любому УМК.
Подбор материала состоит из 60 блоков. Каждый блок включает в себя:
1) задачи в стихах
2) математический диктант
3) графический диктант
4) упражнение на внимание
Цели дидактического материала:
ü отрабатывать навыки счета;
ü развивать мышление, внимание;
ü развивать пространственное мышление, наблюдательность;
ü развивать интерес к изучению математики.
1 блок
1.Задачи в стихах.
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (Один.)
Потеряла Золушка башмачок,
Прибежала с праздника – и молчок.
Стали ей потерянный примерять.
Сколько же у Золушки их опять? (Два.)
2. Запишите только ответы.
1 + 2 3 – 1 4 + 1
2 + 2 3 – 3 2 + 0
3. Графический диктант.
Три клетки вправо; одну вниз; одну влево; две вниз; одну влево; две вверх; одну влево; одну вверх.
2 блок
1. Задачи в стихах.
Три яблока из сада ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке? (Два.)
На качели, на качели в зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда солнцу улыбаются
И со старым добрым львом весело катаются.
Сосчитайте поскорей, сколько здесь всего зверей? (Трое.)
2. Запишите только ответы.
2 – 2 3 – 2 3 + 1
4 – 1 4 – 3 3 + 2
3. Задание на внимание. Найдите 10 отличий.
3 блок
1. Задачи в стихах.
У меня есть братик Миша
И сестреночка Ириша.
Сосчитайте поскорей,
Сколько же в семье детей? (1+1+1=3.)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (2+2=4.)
2. Запишите только ответы.
3 – 2 1 + 0 2 – 2
3 – 2 1 + 1 3 - 1
3. Графический диктант.
4 блок
I. Задачи в стихах.
Белка деткам помогала:
Под кустом грибы искала.
Раз грибок, еще грибок –
Полный будет кузовок. (Два.)
Два петуха на жердь взлетели,
Ударив крыльями, запели:
– Кукареку, кукареку!
Потом еще один взлетел
И тоже радостно запел:
– Кукареку, кукареку!
Теперь, дружочек мой, давай-ка,
Всех петухов пересчитай-ка! (Три.)
2. Запишите только ответ.
2 + 0 1 + 2 1 – 1
4 – 3 3 – 2 2 + 2
3. Реши ребус.
5 блок
.1. Задачи в стихах.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала,
Две Аринки на перинке,
Две Матрешки – на окошке,
Две Феклушки – на подушке,
Сколько всех? Не перечесть. (Шесть.)
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку еще ей купить,
Сколько их будет?
Ты сможешь сложить? (Две.)
2. Запишите только ответы.
4 – 3 3 + 2 2 + 2
4 – 4 5 – 4 4 + 1
3. Задание на внимание.
– Соедините стрелками фигуры одинаковой формы.
6 блок
1. Задачи в стихах.
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (Четыре.)
Три цыпленка стоят, на скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поверней, отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (Пять.)
2. Запишите только ответы.
5 – 1 5 – 3 2 + 3
2 + 1 4 – 2 5 - 5
3. Разложите фигуры по группам.
а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.
7 блок
1. Задача в стихах.
Четверо ребят
В одной шубе сидят.
А пятый в шубенке
Стоит в сторонке.
– Сколько всего ребят? (Пять.)
2. Запишите только ответы.
5 – 1 2 + 3 4 + 1
1 + 4 4 – 2 5 - 4
3. Разложите листья на группы:
а) по форме;
б) размеру;
в) цвету.
8 блок
1. Задачи в стихах.
Пять щенят. Плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка! (Шесть.)
Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
– На скольких ножках ползет теперь жучок? (На пяти.)
2. Запишите только ответы.
4 – 3 3 + 2 5 – 1
5 – 3 3 + 2 5 – 2
3. Графический диктант.
9 блок
1. Задачи в стихах.
По лесу охотник шел,
В чащу леса он зашел,
Повстречались ему здесь:
Заяц, волк, лиса, медведь.
Звери все до одного
Убежали от него.
Сосчитайте всех зверей
И как можно побыстрей. (Четыре.)
2. Запишите только ответы.
1 + 3 2 + 2 5 - 4
5 – 3 4 – 2 3 + 2
3. Задачи на смекалку.
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село? (1 машина – такси).
На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша? (Масса одного яблока равна равна массе одной груши. К этому выводу можно прийти, если с каждой чаши весов убрать по 4 яблока и 3 груши).
10 блок
1. Задачи в стихах.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (Три.)
2. Запишите только ответы.
5 – 2 3 – 2 3 + 2
5 – 4 5 – 2 1 + 4
3. Графический диктант.
11 блок
1. Задачи в стихах.
Все мы знаем сказку «Репка»,
Все умеем мы считать.
Мы попробуем, ребята,
Всех героев вам назвать:
Внучка, Жучка, кошка, мышка,
Дед и бабушка при нем,
Ну, попробуйте, ребята,
Всех назвать одним числом. (Шесть.)
Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой,
А навстречу три тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей:
Сколько встретилось зверей? (Семь.)
2. Запишите только ответы.
5 – 2 5 – 1 2 – 1
4 – 3 3 + 2 4 – 2
3. Задание на внимание.Найдите 11 отличий
12 блок
1. Задачи в стихах.
Посадил я пять хороших
Белых бусинок – горошин,
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло,
Сколько их не проросло? (Две.)
В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами,
Сколько их? Считайте сами. (Четыре.)
2. Запишите только ответы.
2 + 3 4 – 3 3 – 3
3 – 1 5 – 4 4 - 2
3. Игра на развитие внимания.
– Разделите воздушные шарики на группы:
а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.
13 блок
1. Задача в стихах.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (Четыре.)
2. Запишите только ответы.
1 + 2 5 – 4 4 – 1
3 – 2 1 + 4 4 - 2
3. Задание на внимание.
– Сколько треугольников на чертеже?
– Сколько квадратов на чертеже?
14 блок
1. Задача.
На передачу «Спокойной ночи, малыши» Хрюша пришел раньше, чем Каркуша, но позже, чем Степашка. Кто пришел первым?
2. Запишите только ответы.
2 + 3 4 – 3 5 – 1
3 + 2 5 – 4 5 - 2
3. Назовите геометрические фигуры.
Буратино и Пьеро начертили по одной фигуре каждый. Все эти фигуры были разными.
Буратино не стал чертить. Пьеро не стал чертить и . Кто какую фигуру начертил?
15 блок
1. Задачи в стихах.
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5.)
Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (6.)
2. Запишите только ответы.
4 + 1 5 – 3 5 – 4
3 + 1 3 – 2 2 + 3
3. Графический диктант.
16 блок
1. Задачи в стихах.
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились? (2.)
Девять воробушков на веточке рядком
Весело чирикали – каждый о своем.
Трактор вдруг проехал, разлетелись все;
Шесть летят к деревне, а сколько их в траве? (3.)
2. Запишите только ответы.
1 + 2 3 – 1 2 + 2
2 + 1 2 – 2 3 + 2
Задание на внимание.Найдите 11 отличий
17 блок
1. Задачи в стихах.
Раз пошли ребята к речке,
Два весла несли в руках.
Им навстречу – три овечки
И четыре индюка.
Испугались, разбежались,
Весла бросили в кусты,
А найти их должен ты.
Сколько всего было животных? (7.)
2. Запишите только ответы.
5 – 4 4 – 3 3 + 1
3 – 3 4 + 1 3 – 2
3. Графический диктант.
18 блок
1. Задачи в стихах.
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу – двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – двенадцать котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?» (Нисколько.)
2. Запишите только ответы.
1 + 2 3 – 1 4 – 1
1 + 0 2 – 1 2 + 0
3. Задачи на смекалку.
На столе лежали три конфеты. Две матери,
две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой
кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты? (Три человека)
Рыболов за три минуты поймал 6 рыбок. Сколько таких же рыбок он поймает за 5
минут? (На вопрос ответить нельзя)
19 блок
1. Задачи в стихах.
Дружно принялись за дело,
И работа закипела.
Побежали за лозой
Суслик с рыжею лисой,
Мячиком катился ежик,
Белка с лаской мчались тоже,
Даже мишка-хвастунишка
Следом кинулся вприпрыжку.
– Сколько здесь зверят трудилось?
Что в ответе получилось? (6.)
2. Запишите только ответы.
1 – 1 3 – 3 1 + 3
4 – 2 5 + 0 5 – 4
3. Графический диктант.
20 блок
1. Задачи в стихах.
На коньках катались дети,
Всех их вместе было десять.
Семь мальчишек среди них.
А девчонок? Сколько их? (10 – 7 = 3 д.)
2. Запишите только ответы.
3 + 2 2 + 2 2 – 1
2 – 0 5 + 0 5 - 4
3. Задание на внимание. Найдите 11 отличий.
21 блок
1. Задачи в стихах.
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов? (7 – 5 = 2.)
В сад я к бабушке пошел
И копеечку нашел.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, гайку, лейку –
Все купил я за копейку.
2. Запишите только ответы.
5 – 0 1 + 1 1 + 3
1 – 1 2 + 3 3 – 1
3. Графический диктант
22 блок
1. Задачи в стихах.
Посадил я пять хороших
Белых бусинок-горошин,
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло,
Сколько их не проросло? (5 – 3 = 2.)
Мы ходили на базар,
Выбирали там товар.
Три морковки, две петрушки,
Тыква, свекла, сельдерей.
Сколько будет овощей? (3 + 2 + 1 + 1 + 1 = 8.)
2. Запишите только ответы.
2 + 2 2 – 1 1 + 3
3 – 2 5 – 4 5 – 2
3. Задачи на смекалку.
Петя
с Мишей по дороге из школы нашли 10 рублей. А сколько рублей нашёл бы Миша,
если бы шёл из школы один? (10 рублей)
Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3кг. Сколько будет весить
цапля, если встанет на две ноги? (3 кг)
23 блок
1. Задачи в стихах.
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
– Это на зиму вам, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте.
Сколько всех, пересчитайте! (6.)
У Сашки в кармашке конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Свете и Пете,
Ирине, Галине, Марине и Нине,
И сам съел конфету. А больше нету.
– Сколько было конфет? (7.)
2. Запишите только ответы.
5 – 1 3 + 2 2 + 1
5 – 2 1 + 3 1 + 2
3. Графический диктант.
24 блок
1. Задачи в стихах.
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Два – в раскрытое окно.
Сколько было их всего? (3 + 1 + 2 = 6.)
2. Запишите только ответы.
1 + 4 1 + 3 1 + 2
1 + 1 2 – 1 3 – 1
3. Задание на внимание. Найдите 11 отличий
25 блок
1. Задачи в стихах.
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (3 + 2 = 5.)
Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду,
Сосчитать я не могу. (6 + 2 = 8.)
2. Запишите только ответы.
5 – 5 5 + 0 2 – 1
4 – 3 3 + 2 3 + 1
3.Графический диктант.
26 блок
1. Задачи в стихах.
В кузове моем лежат
Два опенка, пять маслят,
Пара рыжиков румяных.
Сколько всех грибов, ребята? (2 + 5 + 2 = 9.)
2. Запишите только ответы.
3 – 3 3 – 2 1 + 1
1 + 2 2 – 1 5 + 0
3. Реши ребус.
27 блок
1. Задача в стихах.
К нам весна давно пришла.
Всем зверькам вставать пора.
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись
Три пушистых медвежонка,
Два малюсеньких ежонка,
Толстячок бурундучок
И веселый барсучок.
Посчитайте всех зверей,
Да при этом поскорей. (3 + 2 + 1 + 1 = 7.)
2. Запишите только ответы.
5 – 1 3 + 2 3 – 1
3 + 1 1 – 1 2 + 2
3.Графический диктант.
28 блок
1. Задачи в стихах.
Девять кроликов в саду
Ели травку-лебеду:
«Очень вкусно! Вкуснота!
Надо пригласить крота».
– Сколько всего зверят изображено на картинке?
Ответ: 9 + 1 = 10.
Птички учатся считать:
Сколько будет пять плюс пять?
«Пять плюс пять, конечно, два», –
Подсказала им сова.
– Верно ли подсказала сова? Запишите пример и решите его.
2. Запишите только ответы.
1 + 5 6 – 2 5 + 1
6 – 3 6 – 4 6 – 1
3.Задание на внимание. Найдите 11 отличий.
29 блок
1. Задачи в стихах.
Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей:
Сколько у ежа друзей? (2 + 3 + 5 = 10.)
Под гармошку пляшут польку
Два волчонка, три лисы.
А всего танцоров сколько
На поляне у сосны? (2 + 3 = 5.)
2. Запишите только ответы.
6 – 4 3 + 3 2 + 4
6 – 5 4 + 2 6 - 1
3.Графический диктант.
30 блок
1. Задачи в стихах.
На тарелке восемь слив,
Рядом с ними груша.
Сколько фруктов, сосчитай,
Съест сейчас Андрюша? (8 + 1 = 9.)
Мама яблоки купила,
На тарелку положила.
Их нетрудно сосчитать:
Красных три и желтых пять.
Сколько яблок купила мама? (3 + 5 = 8.)
2. Запишите только ответы.
К 7 прибавьте 2.
5 увеличьте на 3.
Найдите сумму чисел 4 и 2.
6 плюс 3.
Сложите числа 9 и 1.
Уменьшите 9 на 4.
3. Задачи на смекалку.
Назови пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?(3 птицы)
31 блок
1. Задачи в стихах.
Пять грибочков под осинкой,
И под елкой тоже пять.
Помогите-ка Иринке
Все грибочки сосчитать! (5 + 5 = 10.)
Мишка Винни рано встал,
Бочки с медом сосчитал.
Оказалось десять их,
Только что ж смотреть на них?
Три бочонка с медом съел,
Прогуляться захотел,
В полдень мишка наш пришел,
Сколько бочек он нашел? (10 – 3 = 7.)
2. Запишите только ответы.
6 уменьшите на 2.
4 минус 3.
Найдите разность 5 и 1.
Из 10 отнимите 1.
К 5 прибавьте 3.
6 увеличьте на 4.
3.Графический диктант.
32 блок
1. Задачи в стихах.
Пять грибочков под осинкой,
И под елкой тоже пять.
Помогите-ка Иринке
Все грибочки сосчитать! (5 + 5 = 10.)
Мишка Винни рано встал,
Бочки с медом сосчитал.
Оказалось десять их,
Только что ж смотреть на них?
Три бочонка с медом съел,
Прогуляться захотел,
В полдень мишка наш пришел,
Сколько бочек он нашел? (10 – 3 = 7.)
2. Запишите только ответы.
Найдите сумму чисел 3 и 4.
7 плюс 2.
Сложите числа 8 и 2.
Уменьшите 8 на 1.
10 уменьшите на 1.
4 минус 2.
3. Задачи на смекалку.
Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
В соревнованиях по бегу Ваня, Гриша, Дима заняли первые три места. Какое
место занял каждый, если Гриша занял не второе и не третье, а Дима не третье? Гриша
– 1-е, Дима – 2-е, Ваня – 3-е)
33 блок
1. Задачи в стихах.
Три кричалки, две сопелки,
Три пыхтелки, две шумелки
Мишка Винни сочинил,
Только восемь подзабыл.
И поэтому Сове
Он исполнил только … (Две.)
2. Запишите только ответы.
Найдите разность 7 и 1.
Из 9 отнимите 3.
Увеличьте 6 на 1.
Уменьшите 6 на 3.
Сложите 2 и 4.
1 надо вычесть из 6.
3.Графический диктант.
34 блок
1. Задача в стихах.
Пятнадцать попугаев на дереве сидят.
Пятнадцать попугаев о разном говорят.
Пятнадцать попугаев спросили у ребят:
– Сколько нас останется, коль восемь улетят? (7.)
2. Запишите только ответы.
Найдите сумму чисел 4 и 5.
Найдите разность чисел 8 и 2.
7 плюс 3.
10 минус 1.
Увеличьте 4 на 4.
Уменьшите 10 на 5.
3. Задачи на смекалку.
У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок? (3 яблока)
Сколько концов у двух с половиной палок (6 концов)
35 блок
1. Задачи в стихах.
Восемь воробышков зерна клюют,
Два осторожно на ветках снуют:
Вдруг кошка придет
И начнет куролесить.
Сколько воробышков было?
Их ... (десять).
Четырнадцать зернышек мышка нашла.
Пять зернышек мышка кроту отдала.
А те, что остались, в чулане закрыла,
И трогать мышатам она запретила.
Мышата лишь в щелочку смотрят на них,
Считают и спорят: ну, сколько же их? (9.)
2. Запишите только ответы.
Сложите 3 и 6.
2 надо вычесть из 5.
Увеличьте 7 на 3.
Уменьшите 8 на 7.
Найдите сумму чисел 4 и 6.
Найдите разность чисел 8 и 4.
3.Графический диктант.
36 блок
1. Задачи в стихах.
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натащили из реки? (9.)
2. Запишите только ответы.
3 плюс 3.
6 минус 1.
Уменьшите9 на 1.
Увеличьте 5 на 5.
Первое слагаемое 5, второе 3. Найдите сумму.
3. Реши ребус.
37 блок
1. Задачи в стихах.
Собирала Анечка на лугу ромашки.
Семь подарит маме, пять – сестренке Даше.
Жаль, считает Аня лишь до десяти.
Сосчитать цветочки Ане помоги. (7 + 5 = 12.)
В снег упал Сережа, Зина и Антоша,
А за ними Лена, Катенька и Гена,
А потом еще Игнат.
2. Запишите только ответы.
Найдите разность чисел 9 и 3.
На сколько 5 меньше 8?
На сколько 9 больше 4?
Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найдите разность.
Увеличьте 5 на 2.
Первое слагаемое 3, второе 6. Найдите сумму.
Увеличьте число 5 на 2.
3. Задачи на смекалку.
У пчёлки глаз столько, сколько у тебя, да ещё полстолько. Сколько же у неё глаз? (5 глаз)
Горели 6 свечей. Треть из них погасла. Сколько свечей осталось?(6 свечей)
38 блок
1. Задачи в стихах.
Четырнадцать зернышек мышка нашла.
Пять зернышек мышка кроту отдала.
А те, что остались, в чулане закрыла,
И трогать мышатам она запретила.
Мышата лишь в щелочку смотрят на них,
Считают и спорят: ну, сколько же их? (9.)
2. Запишите только ответы.
Уменьшите 8 на 1.
Увеличьте 6 на 2.
Какое число называют при счете после числа 9?
Какое число называют при счете перед числом 6?
Какое число находится между числами 5 и 4?
Уменьшите 6 на 3.
3. Игра «Называй – не зевай».
На доске:
– Запишите эти числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.
39 блок
1. Задачи в стихах.
Три гуся летят над нами,
Три других под облаками.
Два спустились на ручей,
Сколько было всех гусей? (Восемь.)
2. Запишите только ответы.
Уменьшите 8 на 3.
Вычислите сумму чисел 3 и 4.
Уменьшаемое 10, вычитаемое 4. Найдите разность.
Вычислите разность чисел 6 и 4.
Первое слагаемое 4, второе слагаемое такое же. Найдите сумму.
На сколько 10 больше 6.
3. Задачи на смекалку.
На ветке сидело 5 птиц. 2 птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве? (5.)
Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?(Разрезали 3 листа бумаги).
4.Графический диктант.
40 блок
1. Задачи в стихах.
Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей,
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться.
Сколько же осталось птицы? (Нисколько.)
Три мартышки – три соседки –
С ветки прыгали на ветку.
Расшумелись, раскричались.
Дождь пошел – все разбежались.
– Сколько мартышек на ветке осталось? (0.)
– Сколько мартышек домой разбежалось? (3.)
2. Запишите только ответы.
Какое число при счёте следует за числом 8?
Какое число больше на 1, чем 8?
Какое число меньше на 1, чем 4?
Увеличьте 6 на 1 и еще раз на 1.
Увеличьте 8 на 1.
Уменьшите 7 на 1.
Уменьшите 9 на 1 и еще раз на 1.
3. Реши ребус.
41 блок
1. Задачи в стихах.
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов? (7 – 2 = 5.)
2. Запишите только ответы.
Запишите числа по порядку от 8 до 2.
10 минус 3;
Увеличьте 2 на 3;
Уменьшите 7 на 2;
На сколько 5 меньше 3;
На сколько 8 больше 6.
3. Игра «Будьте внимательны!».
Вот жаворонок с нивушки взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело он песенку запел?
Две лодочки по озеру широкому плывут,
Гребцы сидят на лавочках и весело гребут,
Три зайца от охотника прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики, в лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади, во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам подковы их стучат.
– Сколько было жаворонков на нивушке?
– Сколько лодочек плыло по озеру?
– Сколько зайцев спряталось от охотника?
– Сколько скакало лошадей?
42 блок
1. Задачи в стихах.
Пять малышек-медвежат
По кроваточкам лежат.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? (5 – 1 = 4.)
2. Запишите только ответы.
Назови число, следующее за 2.
Какое число меньше на 1, чем 5?
Увеличь 7 на 1 и еще раз на 1.
Увеличь 6 на 1.
Увеличь 9 на 1.
Уменьши 8 на 1, на 9, на 1 и еще раз на 1.
3.Графический диктант.
43 блок
1. Задачи в стихах.
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница,
Рыжая лисица,
Еж и шестеро зайчат –
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.
(1 + 1 + 1 + 1 + 6 = 10.)
2. Запишите только ответы.
На сколько 3 меньше 5?
Увеличьте 4 на 6.
Уменьшите 7 на 3.
Первое слагаемое 6, второе 2. Найдите сумму.
Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Найдите разность.
Вычислите сумму чисел 3 и 5.
3. Задачи на смекалку.
На двух тарелках было всего 10 яблок. Когда с одной тарелки переложили на другую 2 яблока, на обеих тарелках их стало поровну. Сколько яблок было на каждой тарелке?
У Пети, Саши и Вовы два ранца и один портфель. У кого из мальчиков был портфель, если известно, что у Пети и Саши были одинаковые предметы? (У Пети и Саши – ранцы, у Вовы – портфель)
44 блок
1. Задачи в стихах.
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход…
Сколько вместе? Как узнать?
Помогите сосчитать! (8.)
2. Запишите только ответы.
Найти сумму 5 и 4.
Из 7 вычесть 5.
Найти разность 5 и 3.
6 плюс 4.
9 минус 6.
6 уменьшить на 2.
3.Графический диктант.
45 блок
1. Задача в стихах.
По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
– Сколько всего подосиновиков нашел зайчик? (Два.)
2. Запишите только ответы.
Найдите разность чисел 7 и 5.
Первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же. Найдите сумму.
На сколько 6 меньше 10?
На сколько 7 больше 4?
Найдите сумму чисел 8 и 2.
Увеличьте 5 на 4.
3. Реши ребус.
46 блок
1. Задачи в стихах.
В класс вошла Маринка,
А за ней – Аринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько было всех ребят? (3.)
К
медвежонку в день рожденья
Собрался народ лесной:
Ёжик, волк, енот, барсук,
Заяц, лось, лисенок-друг.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех гостей. (7.)
2. Запишите только ответы.
Уменьшите 7 на 2.
1 надо вычесть из 6.
8 минус 5.
6 плюс 3.
Какое число больше 15 на 1?
Найдите разность чисел 16 и 2.
3.Графический диктант.
47 блок
1.Задачи в стихах.
.
Ветер дунул, лист сорвал,
И еще один упал,
А потом упало 5.
Кто их может сосчитать? (7.)
2. Запишите только ответы.
8 минус 2;
К 5 прибавить 1;
4 уменьшить на 1;
7 увеличить на 2;
Найти разность чисел 9 и 1, 5 и 2, 4 и 2;
Найти сумму чисел 9 и 1, 5 и 2, 4 и 2.
3. Задание на внимание.
– Из каких геометрических фигур составлено изображение утенка?
– Каких геометрических фигур больше всего? (Треугольников.)
– Сколько треугольников на рисунке? (8.)
48 блок
1.Задачи в стихах.
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов? (5.)
Сбежала от Федоры посуда:
Три стакана, три чашки, три блюда.
Кто сосчитать готов?
Сколько всего беглецов? (9.)
2. Запишите только ответы.
От 16 отнимите 4.
14 да ещё 6.
Запишите число, в котором 9 единиц и 1 десяток.
Сколько десятков в числе 16?
Запишите число, следующее за числом 19.
К числу 11 прибавили ещё одно число и получили 17. Какое число прибавили?
3.Графический диктант.
49 блок
1.Задачи в стихах
В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал.
Две играли на песке,
Три уселись на доске.
А четыре спинки грели.
Сосчитать вы их успели? (2 + 3 + 4 = 9.)
2. Запишите только ответы.
Сколько нужно вычесть из 10, чтобы осталось 4?
На сколько 9 больше 8?
Найдите сумму чисел 6 и 2.
К какому числу надо прибавить 7, чтобы получилось 17?
Первое слагаемое 5, сумма 8. Чему равно второе слагаемое?
Запишите число, которое больше 2 на 3.
3. Задачи на смекалку.
Вася, Петя и Саша играли в шашки. Каждый сыграл по 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (3 партии)
На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три стакана)
50 блок
1.Задачи в стихах
Три цыпленка стоят, на скорлупку глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Ты умеешь считать? Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5.)
2. Запишите только ответы.
Найдите сумму, если слагаемые 6 и 3.
Уменьшите 10 на 3.
Увеличьте 7 на 2.
Вычислите разность чисел 8 и 5.
На сколько 9 больше 6?
На сколько 4 меньше 7?
3. Реши ребус.
51 блок
1.Задачи в стихах.
Бегали по лесу восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых? (3.)
2. Запишите только ответы.
Первое слагаемое 4, второе такое же. Найдите сумму.
Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найдите разность.
Найдите сумму двух одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 3.
Вычислите разность чисел, каждое из которых равно 4.
Увеличьте 4 на 5.
Уменьшите 7 на 3.
3. Графический диктант.
52 блок
1.Задачи в стихах.
Три гуся летят над нами,
Три других под облаками.
Два спустились на ручей,
Сколько было всех гусей? (Восемь.)
2. Запишите только ответы.
Вычислите сумму чисел 4 и 5.
Вычислите разность чисел 9 и 5.
Найдите сумму чисел 3 и 7.
Вычислите разность чисел 8 и 2.
Увеличьте 6 на 4.
Уменьшите 9 на 7.
3. Задачи на смекалку.
Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов)
Шесть картофелин сварились в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (за 30 минут)
53 блок
1.Задачи в стихах.
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (10 – 8 = 2.)
2. Запишите только ответы.
2 надо вычесть из 5.
6 минус 4.
4 плюс 5.
Какое число больше 6 на 3?
Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 8?
Из 8 надо вычесть 2.
3. Задачи на смекалку.
Ребятам надо посадить один ряд яблонь. Длина этого ряда 30 м, расстояние между яблонями 3м. Сколько надо заготовить саженцев для посадки? (11 саженцев)
В колесе 12 спиц. Сколько промежутков между спицами? (12 промежутков)
54 блок
1.Задачи в стихах.
Пять лодок было у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала? (2.)
2. Запишите только ответы.
9 - это 4 и сколько?
К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 10?
К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 6?
Сколько надо вычесть из 10, чтобы получить 3?
9 - это 7 и сколько?
Сколько надо прибавить к 2, чтобы получить 8?
3. Графический диктант.
55 блок
1.Задачи в стихах.
Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве.
Шестеро под кочкой.
Сколько лягушат всего?
Только быстро, точно. (6 + 2 = 8.)
2. Запишите только ответы.
Увеличьте 4 на 9.
Увеличьте 8 на 5.
Из 9 вычтите 5.
К 6 прибавьте 4.
Найдите разность чисел 9 и 3.
Найдите сумму чисел 4 и 8.
3. Задание на смекалку.
– Какая фигура следующая?
56 блок
1.Задачи в стихах.
Восемь шариков у Коли,
А у Оли только пять.
Чтобы было, как у Коли,
Сколько Оле надо взять? (8 – 5 = 3.)
2. Запишите только ответы.
Найдите сумму чисел 9 и8.
На сколько 12 больше 8?
Найдите разность чисел 17 и 9
Уменьшите 14 на 6.
Первое слагаемое 8, второе 7. Найдите сумму.
Уменьшаемое 13, вычитаемое 5. Найдите разность.
Задачи на смекалку.
Год назад Саше было 8 лет. Сколько лет ему будет через 4 года? (13 лет)
В соревновании по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли первые три места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Дима – не третье? (Гриша – первое, Дима – второе, Ваня – третье место)
57 блок
1.Задачи в стихах.
Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят,
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было там цыпляток? (7 + 3 = 10.)
2. Запишите только ответы.
Найдите сумму чисел 7 и8.
На сколько 11 больше 8?
Найдите разность чисел 16 и 7.
Уменьшите 12 на 6.
Первое слагаемое 8, второе 9. Найдите сумму.
Уменьшаемое 16, вычитаемое 8. Найдите разность.
3. Графический диктант.
58 блок
1.Задачи в стихах.
Две большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять лещей несла больших.
Рыбок засолили,
Сосчитать забыли.
Сколько рыбок галки
Принесли с рыбалки? (5 + 5 = 10 р.)
2. Запишите только ответы.
От числа 12 отняли число и получили 9. Какое число отняли?
15 уменьшите на 3.
Увеличьте 10 на5.
Одно число 8, другое на 4 больше. Чему равно второе число?
Какое число меньше 17 на 4?
От какого числа надо отнять 6, чтобы получить 9?
3. Задание на внимание. Найдите 11 отличий.
59 блок
1.Задачи в стихах.
Тюльпаны распустились
На клумбе возле дома.
Считали их, но сбились
Близняшки Рома, Тома.
А мне нетрудно сосчитать,
Ведь красных – восемь, желтых – пять!
– Сколько всего тюльпанов распустилось на клумбе? (13.)
2. Запишите только ответы.
Найдите разность чисел 14 и 8.
Найдите сумму чисел 6 и 7.
К какому числу надо прибавить 8, чтобы получить 18?
Какое число меньше 16 на 6?
Чему равна разность чисел 9 и 5?
На сколько надо увеличить 13, чтобы получить 14?
3. Задачи на смекалку.
В квартирах № 1, 2, 3 жили три котёнка: белый, чёрный и рыжий. В квартирах № 1, 2 жил не чёрный котёнок. Белый котёнок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котёнок? (Чёрный котёнок жил в квартире № 3, белый в квартире № 2, а рыжий квартире № 1)
У трёх сестёр по одному брату. Сколько всего детей в семье? (Четверо)
60 блок
1.Задачи в стихах.
Ветер дунул, лист сорвал.
И еще один упал,
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать? (1 + 1 + 5 = 7.)
2. Запишите только ответы.
К какому числу надо прибавить 5, чтобы получить 12?
6 увеличьте на 9.
Какое число меньше 13 на 7.
Уменьшаемое 19, вычитаемое 7. Найдите разность.
Уменьшите 12 на 5.
Увеличьте 6 на 6.
3. Графический диктант.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бененсон, Е. П. Математика [Текст]: тетрадь для 1 класса / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
3. Волкова, С. И. Альбом по математике и конструированию для 1 класса [Текст] / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. – М.: Просвещение, 1993.
4. Волкова, С. И. Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса [Текст] / С. И. Волкова, Н. Н. Столярова. – М.: Просвещение, 1995.
5. Жикалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса [Текст] / Т. К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1989.
6. Жикалкина, Т. К. Математика. 1 класс [Текст]: учебник-тетрадь / Т. К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1993.
7. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.
8. Истомина, Н. Б. Математика. 1 класс [Текст]: учебник / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000.
9. Моро, М. И. Карточки с математическими заданиями [Текст] / М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1982.
10. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст]: учебник: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2005.
11. Рудницкая, В. Н. Математика. 1 класс [Текст]: методическое пособие / В. Н. Рудницкая. –М. :Вентана-Граф, 2005.
12. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. –М.: Просвещение, 1990.
13. Серебрякова, М. Д. Математика [Текст]: тетрадь с печатной основой для учащихся 1 класса / М. Д. Серебрякова, О. Н. Привалова. – Саратов : Лицей, 2000.
14.Узорова О. В., Нефедова Е.А. Большой справочник по математике.- М.: «Издательство Астрель», 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.