«…Ученье, лишенное всякого интереса и …
Взятое только силой принуждения…
Убивает в ученике охоту к учению,
Без которого он далеко не уйдет»
К. Д. Ушинский
Обучение математике невозможно без широкого применения игровых ситуаций на уроке. Их использование помогает добиваться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и может стать отправной точкой для возникновения и развития у детей любознательности и познавательного интереса. Именно в подростковом возрасте посредством игровых ситуаций учитель может раскрыть притягательные стороны математики.
На протяжении многих лет я использую в 5 и 6 классах самостоятельные работы с самопроверкой. Тематика их различна, например, «Животные», «Птицы», «Растения». Структура таких самостоятельных такова: фабула – интересная информация, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое ученик получает набор чисел. Каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора. В завершении из букв получается слово, которое и является ответом на вопрос. Такие самостоятельные работы не только вносят «новизну» в процессе обучения, но и расширяют кругозор учащихся. И, наконец, позволяют продолжить работу над математическими умениями и навыками, и развивать логическое мышление.
5 класс
Натуральные числа.
1) После африканского страуса – это самая тяжёлая из ныне существующих на Земле птиц. Эта птица – превосходный бегун и свой талант использует в случае какой-либо опасности или просто для того, чтобы уйти от нежелательной встречи. Она очень пуглива, поэтому её очень трудно обнаружить. И самое примечательное: на голове у этой птицы красуется роговой нарост похожий на шлем. О какой птице идёт речь?
45034:89*73-50700:650*92+362
506 – К, 780 – Н, 36938 – А, 7176 – У, 6497 – Е, 78 – З, 29762 – А, 7538 – О, 30124 – Р.
(Казуар)
2) Птица, которая своим названием обязана огромному хвосту самца. Другой удивительной особенностью этой птицы является её умение подражать самым разнообразным звукам, причём делает это с поразительной точностью. Во время брачного сезона можно услышать, как эта птица воспроизводит мелодичные звуки, собачий лай, крики других лесных животных. О какой птице идёт речь?
(614802:57- 18690:89)*405-170*3+16*5
5519 – Т, 10786 – Л, 510 – В, 4283280 – О, 10576 – Р, 210 – И, 5949 – Х, 5935 – Н, 80 – О, 5439 – С, 4283208 – А, 5941 – Б.
(Лирохвост)
3) Это животное имеет характерные отметины, цвет которых у каждого животного строго свой. Хорошо лазает по деревьям. У него особое строение пальцев с крепкими ногтями и сильным гибким хвостом, с помощью которого оно раскачивается на ветках. Это животное нередко называют «сумчатой обезьяной», потому как природа наделила его сумкой на животе. О каком животном идёт речь?
(48645:69-53820:78+78*309):3
705 – К, 690 – У, 6810 – И, 24102 – С, 15 – К, 24104 – Н, 24117 – У, 839 – Р, 8039 – С.
(Кускус)
4) Совершенно удивительное животное. Это млекопитающее, но в тоже время оно откладывает яйца. Тело его покрыто густой шерстью, хвост как у бобра, одним словом, это настоящее чудо. О каком животном идёт речь?
50848:56-67940:79+605*73-320*68
908– У, 408 – М, 860 – Т, 44165 – К, 21760 – О, 86 – Р, 48 – Н, 44213 – О, 43165 – А, 22453 – С.
(Утконос)
5) Птица, которая относится к роду лесных голубей. Она селится в любых лесах: хвойных, смешанных. Любимая пища – семена елей и сосен. Птица очень быстрая и подвижная. Голова этой птицы, затылок и горло тёмного сизого цвета, верхняя часть спины тёмного серовато-синего цвета. Длина этой птицы около 43 см. Что это за птица?
а) 85*137-75*137;
б) 78*241-78*204;
в) 65*21+21*35;
г) 13*201+99*13+85;
д) 15+15*7;
е) 0:164*7.
1370 – В, 780 – Я, 210 – Н, 2100 – Х, 475 – А, 120 – Р, 0 – Ь, 3985 – И.
(Вяхирь)
6) Птица – представитель рода попугаев. Из всего этого рода она наиболее способная к обучению. Эта птица окрашена в два цвета: хвост у неё алый, все остальные перья пепельно–серые со светлыми каёмками. Эта птица одна из любимых комнатных птиц, она отличается удивительной кротостью. Именно эта птица привязывается сильно к своим хозяевам. О какой птице идёт речь?
а) 8060*45-45150:75*105;
б) (2254175+94447):414-1329;
в) 76*(3569+2795)-(24078+30785);
г) (43512-43006)*805-(48987+297305).
61038 – О, 428801 – К, 299490 – Ж, 32190 – Е, 4344 – А, 62608 – С, 37770 – Н.
(Жако)
Обыкновенные дроби.
1) Самое маленькое и самое дружелюбное сумчатое животное. На первый взгляд очень похоже на европейского сурка. Напоминает этот зверёк сурка и своей манерой рыть норы. Когда- то аборигены - коренные жители Австралии – приручали их и они служили им как собаки. Как зовут этих животных?
(13:3-4)*((4-1):5)*20
4 - В, - О, 0,5 - И, 3 – М, 5 – К, 0,06 – С, 0,6 – Б, 0,2 – А, 4 – Т, 1,5 – Е.
(Вомбат)
2) Животное, напоминающее кролика, но у него другая форма носа, а уши более заострены. У этого животного хорошо развиты лапы. Ими он роет глубокие норы, где проводит большую часть дня и прячется в случае опасности. У него необычно острое зрение в ночной период, днём же они не могут различать окружающие предметы. Как зовут это животное?
*0,5-*0,4+6,8*0,25+3,2*1:0,8
0,425 – Б, 7,885 – Т, 1,7 – Н, 0,24 – А, 6 – И, 4,8 – Д, 1 - У, - К.
(Бандикут)
3) Животное издалека похожее на дикобраза, но при ближайшем рассмотрении в нём обнаруживается масса скрытых сюрпризов. Нос у него конусообразный, рот очень маленький. У этого животного нет зубов. Зубы заменяет ряд коротких шипов на нёбе, с помощью которых оно измельчает куски пищи, прежде чем проглотить. Относится это животное к млекопитающим. Как зовут это животное?
(13:13-12:3)*(3*-1)
- У, 1 - О, 4 – Е, 2,1 – Д, - И, - А, - Н, 1 - Т, 3,2 – Х.
(Ехидна)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.