Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме " Имя существительное"
Оценка 4.8

Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме " Имя существительное"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русский язык
4 кл
07.12.2022
Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме " Имя существительное"
Дидактический материал поможет учителям начальных классов повысить познавательный интерес к изучению русского языка , развивать внимание , сообразительность , интеллект , способность формировать навычки творчески применять имеющие знания по теме " Имя существительное"
Русский язык 4 класс дидакт.материал.docx

Мордовцева Татьяна Владимировна - учитель начальных классов Песковской средней школы с. Пески , Новопсковского района

Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме «Имя существительное»

Дидактический материал поможет учителю повысить познавательный интерес у учащихся  к изучению русского языка ; прививать любовь к русскому языку  ; развивать  сообразительность, интеллектуальные способ-ности ,внимание ; формировать навыки  творчески применять имеющие знания по теме «Имя существительное».

1.     « Единственное- множественное»

- К словам единственного числа допишите слова во множественном числе  и наоборот.

Ведро -                              Ножницы-

Метро -                              Концы-

Пень -                                 Кони-

Сахар-                                Очки-

Лень-                                 Щипцы-

- Что заметили?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Некоторые  имена существительные имеют только одно число : или единственное , или множественное.

2. Запомни!

Имена существительные, имеющие только множественное число .

Брюки, весы, деньги, ножницы  , дети , очки , ворота , люди , сани.

Имена существительные ,имеющие только  единственное число .

Масло, небо, крапива , мясо , молоко , одежда , обувь , посуда , пение, поэзия , творчество , лирика , юмор , погода , кукуруза , крыжовник , морковь, здоровье , верность, любовь.

3.Определяем род имён существительных

Женский род запомню я

И скажу :» Она моя».

И запомню род мужской

И опять скажу «Он мой».

Средний род – «Оно моё!»

Это правило твоё!

Вечер- /м.р./ , беседа-…   горизонт- …   озеро - … костёр- … свобода - … шоссе - …. экскурсия - …   аллея - … завтрак - …    земляника - … 

яблоко - …  лестница - …   помидор - …   решение - …

4.     Игра « Узнай род имён существительных»

Учитель называет имена существительные , учащиеся показывают соответствующую сигнальную карточку.

Фамилия , имя , картофель , вагон , портфель , морковь , овощ , семья , пальто , туфли , шампунь , ботинки , города , сёла, посёлки , расстояние.

5.     Определяем род имён существительных

Отгадайте загадки и определите род имён существительных.

- Прыгает ловко, любит морковку. / Заяц/

- Если ей работу дашь – зря трудился карандаш./ Резинка/

- Межи деревянные, а поля стеклянные. / Окно/

- Над домом, над дорожкой висит пол – лепёшки. / Месяц/

- Без рук, без топорёнка построена избёнка./ Гнездо/

- Где упрётся хвостом, станет дырка потом./Шило/

-Дождь от солнышка привёз малым детям калачи,

И остались от колёс семицветные лучи. /Радуга/

6.     Составь «кластер» «Род имён существительных» и распредели слова по родам.

Чемодан, почта, масса, дно, облако , век , огурец, очарование , вишня , повесть , изложение , ласточка , повидло.

В каждую группу допиши по два новых слова.

7.     Определяем падеж имён существительных

- Укажите падеж выделенных имён существительных.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Дыма без огня не бывает.

Зайца ноги носят , волка зубы кормят. Живём , хлеб жуём. По работе и мастера знать. От добра добра не ищут.

8.     Определяем предложный падеж имён существительных.

- Подчеркните имена существительные в предложном падеже.

С давних времён люди мечтали о  полётах в космос. В сказках ,в песнях, в мечтах  человек давно побывал и на Луне, и на Солнце , и на далёких звёздах. И вот в 1961 году Юрий Гагарин на корабле « Восток» впервые побывал в космосе.

9.     Определяем склонение имён существительных

- Отгадайте загадки и определите склонение имён существительных.

- Ходит вдоль каравая , его разрезая. /Нож/

- Утка в море, хвост – на заборе. /Ковш/

- Зимой дрова ест , а летом спит. /Печь/

- Мала , а никому не мила. /Мышь/

- По небу лебедь чёрный рассыпал чудо – зёрна. /Ночь/

- Хвост пушистый, мех золотистый , в лесу живёт , кур крадёт. /Лиса/

- Быстрый прыжок , тёплый пушок , ясный глазок. /Заяц/

- Сама пёстрая, ест зелёное , даёт белое./Корова/

- Берега зелёные , вода красная , рыбки чёрные./ Арбуз/

- Зимой – белый , весной – чёрный , летом – зелёный , осенью – жёлтый. /Лес/

- Красная корова всю солому поела. /Огонь/

10. Определяем склонение имён существительных

Замените высказывание одним словом – именем существительным и определите склонение.

- Близкий приятель, друг. /Товарищ/

- Человек, лечащий больных. /Врач/

- Помещение для стоянки и ремонта автомобилей ./Гараж/

- Разменная мелкая монета. /Мелочь/

- Часть суток от вечера до утра./Ночь/

- Середина ночи , время , соответствующее 24 часам. /Полночь/

- Сила , могущество. /Мощь/

- Поддержка в трудные минуты. /Помощь/

- Молодые люди./ Молодёжь/

- Дождевик. /Плащ/

- Речь , способность говорить./Язык/

- Крупный населённый пункт . /Город/

- То, что одевают на тело./Одежда/

- Крупный оранжевый плод оранжевого цвета./Апельсин/

- Инструмент для вскапывания земли./Лопата/

- Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета./Морковь/

- Холод ,стужа./Мороз/

- Футляр для хранения ручек./ Пенал/

11. Определяем имена существительные первого склонения

- Учитель читает группы слов , близких по значению, учащиеся выписывают существительные первого склонения.

- Сторона , бок , поверхность.

- Осадок , гуща , муть.

-Печаль , тоска , горе.

- Ограда , забор , изгородь.

- Веселье , радость , потеха.

- Бой , сражение , баталия.

-Ошибка , недочёт , оплошность.

- Миг , секунда , мгновение.

- Встреча , приём , свидание.

- Отвага , храбрость , бесстрашие.

- Юноша , мальчик , парень.

12. Говорите правильно!

- Соедините пары. Определите ,  в каком падеже употреблены слова каждой пары.

 

лоб                рта

рот                 льда

пень               мха

лёд                 льна

мох                 пня

лён                 лба

И.п.                  Р.п.

13. Работаем над фразеологизмами

- Раскройте смысл фразеологизмов .Выделите окончания и укажите склонение имён существительных.

- Втирать очки - /обман/.

-Рука об руку -/ единство/.

-Общий язык -/согласие/.

-Длинный язык -/болтун/.

-Задирать нос -/хвастовство/.

- Плевать в потолок -/безделье/.

-Жить своим умом -/самостоятельность/.

- Ловить на лету -/ум/.

- В поте лица -/упорство/.

- Как две капли воды -/сходство/.

- Тьма тьмущая -/множество/.

- От слова до слова -/полностью/.

- Синяя птица -/мечта/.

- Час в час -/точно/.

14. Разбор имени существительного как часть речи

Он раскрашивает красивую картинку.

1.Имя существительное – / картинка/.

2. Собственное ,не собственное-/не собственное/.

3.Род- /ж.р./

4.Число- /ед./

5. Склонение- /1 скл./

6.Падеж- /В.п./

7. Каким членом в предложении является- /второст. чл. пр./

15. Составь «кластер» «Склонение имён существительных» и распредели слова по склонениям.

Вещь, огонь, счастье , Ваня , предмет , природа ,мышь , женщина ,

поле , мелочь , кирпич , Серёжа.

В каждую группу допиши по два своих слова.

16. Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна: по миру шествует весна.

Как будто расцветаем мы , почувствовав приход весны.

И захотелось выйти мне навстречу молодой весне.

В листве зелёной утону и в этом обвиню весну.

Природа дышит лишь одной неповторимою весной.

Скворец , присевший на сосне, горланит песни о весне.

Другим об этом расскажи и  повторишь ты падежи.

                                                       Н. Ключкина

- Какое слово изменяется в стихотворении? /Весна/

- Как изменяется слово весна ? / По падежам./

17. Определите падеж существительных

Определите падеж выделенных существительных и отметьте ответ в таблице.

1.     Разноцветное коромысло над рекой повисло.

2.     Длинной шеей я верчу , груз тяжёлый подхвачу.

3.     Над избушкой висит хлеба краюшка.

4.     Вьётся верёвка , на конце – головка.

5.     Бегут по дорожке доски да ножки.

6.     Чёрный конь скачет в огонь.

7.     На пяти проводах отдыхает стая птах.

8.     В тесной избушке ткут холсты старушки.

9.     В воде купался , а сух остался.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И.п.

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Р.п.

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Д.п.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

В.п.

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Т.п.

+

 

 

 

 

 

 

 

 

П.п.

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мордовцева Татьяна Владимировна - учитель начальных классов

Мордовцева Татьяна Владимировна - учитель начальных классов

Учитель называет имена существительные , учащиеся показывают соответствующую сигнальную карточку

Учитель называет имена существительные , учащиеся показывают соответствующую сигнальную карточку

Зимой – белый , весной – чёрный , летом – зелёный , осенью – жёлтый

Зимой – белый , весной – чёрный , летом – зелёный , осенью – жёлтый

И.п. Р.п. 13

И.п. Р.п. 13

В листве зелёной утону и в этом обвиню весну

В листве зелёной утону и в этом обвиню весну
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022