Виды торговли. Виды розничной торговли
Особенности современной торговли заключаются в довольно сложном подходе к организации процесса. Это уже далеко не тот простой обмен товарами, каким он был в древние времена. Сегодня торговые отношения базируются на целой системе факторов и маркетинговых стратегий, хотя теория остается незыблемой с момента зарождения подобной деятельности людей.
Традиционно к видам торговли относят опт и розницу.
Опт – это продажи/закупки больших партий товаров с целью дальнейшей их переработки или использования для розничной торговли.
Розница – это продажа товаров непосредственно потребителю.
Очевидно, что каждый вид предполагает разный подход к организации хозяйственной и технологической деятельности, а также к ведению маркетинга и продвижению товаров.
Оптовые продажи предполагают предоставление продукции посредникам или переработчикам, которые будут использовать товар в своей дальнейшей деятельности с коммерческой целью. Соответственно, целевая аудитория представляет собой в основном юридические лица. Кроме того, для организации такого вида торговли нет необходимости организовывать торговые площади – для презентации продукции производитель или поставщик использует презентационные каталоги, при необходимости выставочные залы, а также интернет-сайты. Товар хранится на просторных складах, откуда и производится отправка.
Розничные продажи предполагают совершенно иной подход: как правило, это организация магазинной торговли или с помощью сложных маркетинговых систем. Сегодня методы розничной торговли представляют собой более широкий диапазон решений. Происходит это за счет развития удаленных продаж и обширной системы служб доставок.
Розничная торговля является одним из наиболее перспективных видов бизнеса, позволяющих быстро получить высокую прибыль. Наиболее распространенным видам магазинов розничной торговли и их специфике в зависимости от ассортимента посвящена эта статья.
Классификация
В основе классификации магазинов, занимающихся розничной коммерцией, лежат следующие признаки:
· тип ассортимента;
· уровень цен;
· форма обслуживания потребителей;
· местонахождение.
1. Типы магазинов по виду реализуемого ассортимента
2. Типы магазинов по форме торгового обслуживания
Особенности розничной торговли
Рассматривая виды розничной торговли, их можно объединить в три обширных группы:
ü стационарная;
ü разносная;
ü удаленная.
Первые две предполагают непосредственный контакт покупателя с продавцом, третий же – это обслуживание с помощью интернет-продаж или почты. Удаленные способы торговли не требуют организации торговых пространств, предоставляя всю информацию в каталогах и на страницах сайтов. Это удобно для потребителя и экономно для продавца. Тем не менее далеко не все товары комфортно приобретать именно так, а ряд клиентов просто не любит покупать что-либо, не «пощупав».
Каждый из них оказывает существенное влияние на прибыль бизнеса, но в зависимости, например, от региона, экономической ситуации в данный период времени и прочих субъективных факторов, содержит те или иные риски.
По этому критерию различают следующие коммерческие предприятия:
· специализированные;
· универсальные;
· с комбинированной номенклатурой;
· со смешанным ассортиментом.
Торговые точки первой категории предлагают потребителям обширный выбор разнообразных изделий в рамках узкого спектра: одежда, аксессуары, спортивное снаряжение, мебель, цветы (комнатные растения), книги. В свою очередь они классифицируются по широте номенклатуры в рамках конкретной товарной линии. Так:
· магазин одежды относят к категории специализированных;
· торговые точки, в ассортименте которых представлены только предметы женского гардероба, считаются узкоспециализированным;
· торговые точки, в который покупательницам предлагают только женские пальто, относят к суперспециализированным.
Специалисты рекомендуют бизнесу обратить особое внимание на варианты последней категории, так как ожидается, что в будущем именно они будут обеспечивать быструю прибыль.
Коммерческие предприятия со смешанной номенклатурой предлагают промышленные товары и продукты питания. Их популярность связана со стремлением потребителей закупаться в одном месте, снижая тем самым свои транспортные и временные затраты.
Универмаги — коммерческие предприятия с довольно большим или со средним товарооборотом, которые предлагают ограниченную товарную номенклатуру (одежда, украшения, обувь, мебель и пр.). Каждый вид товара реализуется в своем отделе, управляемом специалистами по общению с покупателями, либо мерчендайзерами. Наряду с индивидуальным обслуживанием, в некоторых коммерческих предприятиях торговля организуется на принципах самообслуживания. Возможно использование и других форм: обслуживание по образцам или по каталогам.
Под таким названием понимают сравнительно большие заведения розничной торговли, работающие по низким наценкам. Их главной задачей является удовлетворение основных потребностей населения в продовольствии, в конкретных видах промышленной продукции и в услугах для дома. В качестве формы коммерции в супермаркетах используется самообслуживание, от чего не в последнюю очередь зависит их популярность среди населения.
Для таких коммерческих предприятий характерна широкая выкладка расфасованных товаров, минимизирующая необходимость в персонале. В крупных супермаркетах покупателям предлагают 4–6 тысяч номенклатурных наименований, из которых 1,5-2,5 тысячи относятся к продовольственным, а 2–3,5 тысячи составляют продукты промышленной группы. Супермаркеты закупаются у дистрибьюторов, а самые престижные из них импортируют составляющие своего ассортимента из-за рубежа.
Торговые точки этого типа расположены непосредственно в жилых кварталах и предлагают небольшой ассортимент предметов и пищевых продуктов первой необходимости. Они работают до глубокой ночи и в любой день недели. Из-за ограниченной номенклатуры владельцы таких коммерческих предприятий вынуждены применять повышенную наценку. Основной их задачей является не увеличение среднего чека, а рост числа постоянных покупателей. Популярность этого вида розничной торговли объясняется тем, что потребители стремятся тратить как можно меньше времени на покупку предметов и продуктов повседневного спроса, и выбирают торговые точки, расположенные вдоль их пути с работы домой.
Подобные коммерческие точки устанавливают более низкие цены, чем у большинства. Потребителей привлекает обширный и регулярно обновляемый ассортимент продукции высокого качества, закупаемой по сниженным ценам у других розничных продавцов или у компаний-производителей. Условно такие предприятия принято подразделять на 3 группы:
· Фирменные, принадлежащие компании-производителю предлагаемых товаров. Обычно через них реализуется избыточная либо невостребованная продукция и нестандартные продукты. Торговые заведения этого типа часто объединяются в ТЦ и предлагают товары по ценам чуть ли не вдвое дешевле, чем в обычных коммерческих заведениях.
· Независимые, принадлежащие одному владельцу.
· Складские оптовые клубы. Такие коммерческие предприятия реализуют со существенными скидками ограниченную номенклатуру брендовой одежды, продуктов питания, бытовой техники и прочей продукции только своим членам, выплачивающим каждый год небольшой взнос.
Сравнительно недавно в нашей стране стали появляться гигантские специализированные коммерческие предприятия, предназначенные для обслуживания рядовых потребителей. Эта категория включает относительно большие заведения торговли площадью 3000-5000 кв. м, которые предназначены для удовлетворения потребностей населения в регулярных покупках продовольственных и других товаров. Наряду с этим, супермагазины нередко предлагают различные бытовые услуги (химчистка, ремонт обуви, стирка белья). Принято различать две категории супермагазинов:
· Комбинированные. Такие заведения с площадью 60-70 тысяч кв. м осуществляют торговлю лекарственными препаратами и продовольствием.
· Гипермаркеты. Эти коммерческие предприятия занимают 10000 - 25000. кв. м. Вид деятельности гипермаркетов — комбинация принципов функционирования супермаркетов, оптовых и магазинов сниженных цен. Номенклатура товаров, реализуемых такими учреждениями торговли — это не только продукты питания и предметы первой необходимости, но и мебель, электроника, посуда, предметы гардероба, детский ассортимент и другие.
Такая разновидность деятельности магазина направлена на обеспечение больших объемов продаж, достигаемого установлением низких цен и путем сокращения затрат.
Выставки предлагают обширный ассортимент брендовых товаров, пользующихся высоким и устойчивым спросом, таких как драгоценности, электроинструменты, фотоаппараты, спортивное снаряжение и прочие.
Посетителям таких торговых заведений предлагается познакомиться с их свойствами по выставленным образцам или изучить их по фото и другой информации из каталогов, и сделать заказ.
Это сравнительно малораспространенный в РФ способ организации коммерции. Подобные заведения — это гигантские складские помещения. Там предлагают узкую товарную номенклатуру с низкими накладными расходами, по причине их оптовой закупки на торгах и минимизацией расходов на зарплату персонала, в роли которого выступают складские рабочие.
Так называют тип магазинов розничной торговли, реализующих стандартный набор продуктов и промышленных изделий по сниженным ценам, так как большой оборот, дает возможность осуществлять предпринимательскую деятельность с небольшой наценкой. К этой категории относятся только торговые заведения, постоянно реализующие товары по сниженным ценам. Принято отличать магазины-дискаунтеры со специализированной или широкой номенклатурой предлагаемого продовольствия или промышленных изделий.
Представленные выше типы магазинов относятся к наиболее распространенным. Наряду с ними встречаются и другие торговые заведения, в том числе осуществляющие виды деятельности необычные для нашей страны. Это:
Комиссионный магазин. Такие коммерческие точки, занимаются продажей товаров, которые приняты от организаций либо от частных лиц на комиссионных началах, как правило, на основе индивидуального обслуживания персоналом.
· Бутик. Такое заведение розничной торговли занимается продажей особо модных (предметы женского или мужского гардероба, обувь, аксессуары) или уникальных товаров по очень высоким ценам.
· Секонд хэнд. Торговая точка, реализующая дешевую, подержанную, либо не реализованную в “обычных” магазинах одежду, обувь или оборудование.
· Кауфхалле — заведение площадью 200–300 кв. м. Такое заведение, действующее по принципу самообслуживания, в основном занимается продажей продовольствия и небольшого ассортимента промышленных товаров, составляющих в товарообороте лишь 10%. Как правило, кауфхалле занимает отдельно стоящие сооружения. В основном такие предприятия торговли распространены в Германии.
· Супероптер. Розничное торговое заведение, которое находится вне городской черты и занимается реализацией скоропортящихся товаров.
· Суперстор. Своеобразный гипермаркет, где не продаются продовольственные товары.
Теперь вы знаете основные принципы организации коммерческого бизнеса (розница) и сможете выбрать максимально подходящий вам вариант.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.