Дидактический материал к урокам русского языка
Оценка 4.7

Дидактический материал к урокам русского языка

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
18.11.2018
Дидактический материал к урокам русского языка
Дидактический материал к обобщающим урокам русского языка поможет учителям разнообразить урок ,вызвать интерес к предмету ,привить любовь к русскому языку, задания можно также использовать для внеклассных мероприятий по русскому языку.Задания даны с ответами.Задания даны по всем разделам русского языка: фонетика,орфография,лексика,морфемика,морфология,синтаксис.
КАЗАРИНА.docx
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1.Прочитайте текст и ответьте, о чем в нем рассказывается.  Выбери  подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи, заметки;  рассказывает нам о том…         В  тексте (статье, заметке, рассматривается  (что?);  говорится (о чем?)… дается  оценка,   анализ (чего?); обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?); в (статье, тексте, заметке)  говорится, рассказывается) о том… из (статьи, текста, заметки) стало известно…         …У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар  природы ­ морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих  верность, преданность. Рачки  эти заползают в корзиночку­губку в детском возрасте, растут в ней и  остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой  свадебный подарок называется корзинкой Венеры. Ответ: Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодоженам морскую  корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность. 2.Прочитайте стихотворение и определите его тему. Выберите подходящее начало из  предложенных речевых образцов:  Тема стихотворения, статьи, рассказа… Это стихотворение, статья, рассказ на тему… Стихотворение, статья, рассказывает… Статья посвящена теме, проблеме, вопросу… День сегодня ярче и светлей, Потому что все мы поздравляем Наших дорогих учителей. Счастья и здоровья им желаем. Ответ    : Тема стихотворения – поздравления и пожелания учителям в праздник. 3.По заголовкам определите примерную тему статей. а) Здоровье нации – дело каждого и всех. б) Человек и компьютер. в) Наш сад. г) История государства Российского.  д) Беречь землю. е) По страницам истории шахмат. ж) Из жизни лингвистических терминов. з) Чтобы море оставалось чистым.  : а) – о здоровом образе жизни; о новых направлениях в области профилактики здоровья; о  Ответ   негативных последствиях вредных привычек; б) – роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности  компьютера и человека; в) – о садоводстве; г) – вопросы исторического развития России; хроника Российской истории; д) – экологические проблемы земли; конкретного государства; е) – об истории развития шахмат; знаменитые шахматисты и их роль; ж) – популярное изложение научных понятий лингвистики; з) – проблемы экологии моря. 4.Скажите, по каким из предложенных заголовков: а) Можно предположить тему статьи; б) какие ее не отражают? Заметки о современной науке и технике. Сибирский талант. Маленькие хитрости. П. М. Третьяков.  Академик Л. Д. Ландау. Интервью с космонавтом Леоновым. Перспективы изучения Венеры.  Химия наших дней. Ответ: а) Заметки о современной науке и технике                 П. М. Третьяков                Академик Л. Д. Ландау                Интервью с космонавтом Леоновым                Перспективы изучения Венеры             б) Сибирский талант                  Маленькие хитрости                   Химия наших дней 5.Прочитайте небольшое ученическое сочинение и определите, на какую тему оно  написано. К какому стилю речи вы его отнесете?          Не люблю собирать грибы. Идешь, идешь, ковыряешь эти опавшие листья, ворошишь  сухую траву, то и дело спотыкаешься о корни деревьев, ветки за одежду цепляются, да и  наклоняться нужно до самой земли. Не знаю, как эти грибы моя бабушка находит. А  говорит как вкусно! Пальчики оближешь. Ответ: Тема сочинения­ а) « Люблю кататься, но не люблю саночки возить»; ( иносказательно) б) « Люблю вкусно поесть, особенно когда приготовят другие» в) « Обожаю грибы, но только собранные и приготовленные бабушкой». 6.Скажите, удачно ли озаглавлен этот рассказ? Если нет, то предложите свое заглавие.  При ответе используйте следующие речевые образцы: рассказ озаглавлен, носит заглавие,  называется.                                                                          Танцуют гости      Двухэтажный танец – непременная часть свадебного ритуала в одном из штатов центральной  Индии. Его исполняют гости, Приглашенные на свадьбу. Танцуют двенадцать мужчин и, как  правило, всю ночь. Шестеро забираются на плечи партнеров, затем оба «этажа», взявшись за руки,  начинают водить хоровод. Время от времени танцоры меняются «этажами». Существует поверье,  что каждый час такого танца обеспечивает десять лет счастливой супружеской жизни молодой  четы. Ответ: Рассказ называется «Танцуют гости», но название не отражает сути содержания. Главное не  то, что они танцуют, а как именно. Поэтому рассказ нужно было озаглавить «Двухэтажный танец»  или «Двухэтажный свадебный танец». 7.Запишите несколько заголовков (выбранных из учебников, периодической печати), по  которым можно «угадать» тему текста. Ответ: Стили речи. Обобщение изученного. Кисловодский фарфор приносит в дом красоту. Как побороть сколиоз. Наши читатели: каким они хотят видеть журнал. Лето – время отпусков 8.Приведите примеры таких заголовков, которые прямо не отражают тему статьи,  рассказа. Ответ    : Драгоценности на колесах        (о дорогих машинах)               Звезды и миражи                      (об известных хоккеистах)              Стратегия страуса                     (о вопросах юношеской сексуальности)              Кукольное дело                         (об интригующей истории куклы из фильма «Три толстяка»)              Осень Кондрашина                  (о работе тренера)             Капитаны­мечтатели верят      (о детском творчестве) 9.Прочитайте данные предложения и скажите, можно ли их назвать тестом. Ответ обоснуйте.             Сырые дрова в костре не загорались. Урожай в этом году начали убирать поздно. Вечер.  Самолет – прекрасное изобретение человечества. Позвони мне, когда вернешься из  командировки. Ответ: Нет, поскольку отсутствует единая тема; не прослеживается грамматическая связь  предложений; невозможно сформулировать общую, основную мысль для всех (или большинства)  данных предложений. 10.Прочитайте предложения. Какие из них могут войти в связанный текст? Составьте  его.  Л. Н. Толстой любил рисовать. Сегодня многие предпочитают пользоваться фломастерами вместо  карандашей. Карандаш появился очень давно. Известно, что писатель иллюстрировал произведение  Жюля Верна «Путешествие вокруг света за 80 дней». Ответ: Лев Толстой любил рисовать. Известно, что писатель иллюстрировал произведение Жюля  Верна «Путешествие вокруг света за 80 дней». 11.Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к теме заметки.            Автор балета «Спящая красавица» ­ Петр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на  сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное произведение. Ответ:  Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала  Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное  произведение. 12.Прочитайте первое предложение и скажите, о чем может идти речь в  предполагаемой статье.           Имя замечательной шведской писательницы Астрид Линдгрен всем знакомо, но, наверно,  мало кто знает, что она родилась в первом десятилетии нашего века, точнее в 1907 году, в простой  крестьянской семье.  : Статья предположительно будет рассказывать о жизни и творчестве писательницы Астрид  Ответ   Линдгрен. 13.Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль.           Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет на  зрение. Лучше, если во время телевизионной передачи комната немного освещена, так как не  всегда телевизор бывает идеально отрегулирован, а дополнительное искусственное освещение  смягчает резкость изображения.  :  Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет  Ответ   на зрение. 14.Прочитайте текст, укажите предложение, которое содержит главную мысль;  есть оно в тексте или вам пришлось его формулировать?              Косвенная речь – особая синтаксическая конструкция, которая передает чужую речь. По  форме она представляет собой сложноподчиненное предложение с изъяснительной придаточной  частью. Главная часть содержит описание речевой ситуации, придаточная или передает дословно  чужую речь, или излагает ее содержание приблизительно. Ответ:  Данный текст раскрывает понятие косвенной речи; он не несет избыточной информации;  все его содержание суть основная мысль. 15.Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несет главную смысловую  нагрузку.                                                      Берегите книги           Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щеткой или тряпкой. Пыль и сырость – враги книг. Если в книжных шкафах появилась сырость, книги следует потереть сухой  тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветрились. Ответ    :  Пыль и сырость – враги книг. 16.Докажите, что данное утверждение верно. Приведите свои примеры. Предложение, которое несет основную смысловую нагрузку может стоять в любом месте  текста, чаще всего оно находится в его начале или конце; но обычно основную мысль нужно  сформулировать самостоятельно. Ответ    :  а) Предложение, которое несет основную смысловую нагрузку стоит в начале текста.                 Впервые за полвека в небе столицы появятся Дирижабли.             Первый за последние  55 лет дирижабль начнет бороздить московское небо во время  празднования   850­летия столицы.            б)  Как стало известно «МК», мэр Москвы  Юрий Лужков подписал распоряжение об  использовании дирижаблей в юбилейных мероприятиях. Над городом станут летать относительно  небольшие дирижабли длиной 35 метров и диаметром 9 метров. Один летательный аппарат будет  рассчитан на экипаж из двух человек. Кстати, последний раз дирижабли появлялись в московском  небе во время Великой Отечественной войны – они использовались для перевозки газа.               Во время празднования юбилея необычные летательные аппараты станут выполнять в  основном рекламные функции: на них будут размещать свои логотипы различные фирмы.           Если же эксперимент окажется удачным, то дирижабли начнут использовать и для чисто  городских целей. На них предполагается устанавливать оборудование по наблюдению за пробками  на дорогах, радиоретрансляторы и экологические приборы.                                                                                                      газета: «Московский комсомолец»  в) Предложение, несущее основную смысловую нагрузку, завершает текст.       Вряд ли существуют точные рецепты рисования иллюстраций, но говорить о различных  подходах к этой работе можно. Допустим, перед нами произведение, в котором действуют  несколько персонажей, автор раскрывает их различные характеры. Одним из художественных  решений здесь может быть серия портретов. Если мы обратимся к сборнику лирических  стихотворений, здесь могут быть уместны поэтические символы, выраженные в легких  ненавязчивых рисунках… Художник может прибегнуть к самым неожиданным решениям,  важно, чтобы они были убедительны и остроумны.                                                                                                О. Верейский, народный художник  РСФСР г) Предложение, несущее основную смысловую нагрузку, находится внутри текста.               В январе 1764 года студент взял в библиотеке Гарвардского университета (США) третий  том «Полной истории Англии», изданной  в 1706 году, и позабыл его вернуть. Тогда же, в январе,  вспыхнул пожар, в огне которого погибла почти вся библиотека, за исключением четырех сотен  книг. И вот теперь книгу, ставшую редкой и ценной, вернули прежним хозяевам. Недавно она  попала к книготорговцу, который связался с одним из гарвардских профессоров и предложил  вернуть издание в университетскую библиотеку. Стоимость книги букинисту возместил анонимный  благотворитель.                                                                                                                  ж. «Отдохни» д) Предложение, несущее основную смысловую нагрузку не содержится в тексте «напрямую» , оно  сформулировано на основе содержания и выражает то, ради чего написан текст (чему посвящен,  чему учит или призывает – в зависимости от направленности).                                    Ядовитый паук помогает ученым            Черный, крупный – до четырех сантиметров в длину – паук, который плетет воронкообразную паутину для своих жертв, пользуется в Австралии дурной репутацией. Его «клыки» наполнены  смертоносным ядом, он очень агрессивен и нападает даже на посмевших потревожить его людей.       Однако именно составом его яда заинтересовались специалисты, которые пытаются разработать  новый эффективный инсектицид – все старые успели зарекомендовать себя не с лучшей стороны.  Дело в том, что паучий яд мгновенно выводит из строя нервную систему попавшего с тенета  насекомого. Парализованная жертва теряет способность двигаться и очень скоро гибнет.          После двух с половиной лет исследований австралийским химикам удалось получить состав,  сходный с паучьим ядом и столь же убийственный для разного рода ползучей и летающей нечести,  включая тараканов и долгоносиков. Эти последние наносят огромный вред австралийским посевам  хлопчатника.      Для людей и прочих млекопитающих новый инсектицид совершенно безвреден                                                                                                                        ж. «Одохни»              Новый инсектицид, убийственный для тараканов и прочей нечисти, но безвредный для людей  и прочих млекопитающих, разработан на основе яда австралийского паука. 17. В данной статье найдите предложения существенные и несущественные для  подтверждения главной мысли. Разделите статью на абзацы.           При кровотечении из носа многие спешат лечь. Это неправильно. Надо сесть, но слегка  откинуть голову назад, расстегнуть воротник. На переносицу и на лоб положить кусок льда или  холодную примочку. Ноздри следует заткнуть тугими ватными тампонами, смоченными  перекисью водорода. Не надо втягивать носом воздух, иначе усилится кровотечение. Если нет  под рукой ваты, надо плотно зажать ноздри пальцами на одну­две минуты. При длительных и  частых кровотечениях необходимо обратиться к врачу. Ответ:  а) Деление текста на абзацы          При кровотечении из носа многие спешат лечь. Это неправильно. Надо сесть, но слегка  откинуть голову назад, расстегнуть воротник.           На переносицу или на лоб положить кусок льда или холодную примочку. Ноздри следует  заткнуть тугими ватными тампонами, смоченными перекисью водорода. Не надо втягивать  носом воздух, иначе усилится кровотечение. Если нет под рукой ваты, надо плотнее зажать  ноздри  пальцами на одну­две минуты.           При длительных и частых кровотечениях необходимо обратиться к врачу. б) Предложения, существенные для подтверждения главной мысли, подчеркнуты. 18. Используя положения о ведущих стилеобразующих элементах научного стиля,  докажите, что статья задания № 17 написана именно в этом стиле. Ответ    : а) Наличие терминов: кровотечение; ватные тампоны; примочка; б) Отсутствие образно­экспрессивных средств; в) Беспристрастное изложение материала, констатация фактов, инструктивность. г) Лексика, употребленная в прямом значении; повелительные формы глагола; безличные  конструкции. 19. Прочитайте текст. Определите, какие предложения нужно использовать для  выражения главной мысли.          В  1770 году  в России был утвержден орден  Св. Георгия. Он вручался за воинские подвиги и  имел девиз: «За службу и храбрость». Вряд ли его учредители могли предвидеть, какая великая  судьба ожидает их детище. Орден тесно связан со всей последующей историей России. Эта награда  стала символом русской славы. Ответ:  В 1770 году в России был утвержден орден св. Георгия. Он вручался только за воинские  подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Эта награда стала символом русской славы.  20. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные части предложений. Они  несут основную информацию и называются информативными центрами предложений.  На основании выделенных информативных центров сделайте вывод об их обычном  расположении в письменной речи.            Московский университет основан по инициативе М. В. Ломоносова – великого русского  ученого. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете учились  знаменитые русские писатели и поэты, передовые общественные деятели. В нем работали  выдающиеся русские ученые.             В настоящее время в Московском университете имеется  17 факультетов. В систему  учреждений МГУ входят четыре научно­исследовательских института, учебно­научные  станции, астрономические обсерватории, Ботанический сад, издательство и типография. Ответ: Информативные центры предложений обычно располагаются в конце. 21.Прочитайте статью, скажите, согласны ли вы с тем, что подчеркнутые части  предложений являются их информативными центрами. В тексте всегда есть главная мысль.  Но живет она там не одна. Если бы в книге была только  главная мысль, то, наверное, они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине главная деталь – мотор. Но если не будет остального (колес, руля,  тормозов), машины все­таки не будет. Так же и в тексте, кроме главной, есть еще и другие  важные мысли, проблемы, «подтемы». Если  их найти и пересказать, то получится краткий  пересказ, а если записать – конспект. Ответ: Подчеркнутые части предложений являются их информативными центрами. 22.В предложенном тексте: а) найдите информативные центры предложений; б) его  «подтемы»; в) определите главную мысль текста.    Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц  назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.       Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по­настоящему выручали, о  них надо заботиться: тренировать и развивать.  Ответ:  а) Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели  месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.        Людям всегда помогают разные виды памяти. Но чтобы они по­настоящему выручали, о  них надо заботиться: тренировать и развивать.  б) Подтемы текста: а)  память бывает разная; б) людям во всем помогают разные виды памяти. в) Главная мысль текста – Любой вид памяти надо тренировать и развивать. 23.Прочитайте текст, а затем его основную мысль, данную ниже. Скажите, согласны ли  вы с тем, что она и есть главная?       Писатель­фантаст Жюль Верн много часов в день тратил на изучение научной литературы,  чем и объясняется «удивляющая» читателей осведомленность романиста в самых  разнообразных областях науки и техники. Жюль Верн как бы представлял собой институт  научной  информации современных ему знаний. Составленной им картотеке из 20 тысяч  карточек, могло бы позавидовать и ученое общество.  Глубокое и всестороннее изучение  научной литературы сыграло огромную роль в творчестве писателя­фантаста Жюля Верна. Ответ    :  Да. 24.Прочитайте текст и, (данную ниже) его главную мысль. Дополните ее необходимыми  словами.         Есть ли у кошки усы? Настоящих, оказывается, нет. Их роль играют вибриссы – длинные  жесткие чувствительные волосы. На усы они похожи, но выполняют другие задачи: кошка  воспринимает ими информацию об окружающем. Есть вибриссы и на боках у кошки. Они  похожи на остальные шерстинки и почти не заметны. Вибриссы у кошки похожи на усы.   Ответ:  Вибриссы, которыми кошка воспринимает информацию об окружающем, похожи на  усы, но не являются ими. 25.Запишите рядом слова, синонимичные данным словосочетаниям. Скажите, какие  более характерны для научного стиля. совершать колебания –  прийти в соприкосновение –  испытать отклонение – сделать отступление –  иметь отличие –  подвергнуться распаду –  иметь сходство –  выпасть в осадок –  дать подтверждение –  привести доказательство –  Ответ:  совершать колебания – колебаться прийти в соприкосновении – соприкасаться испытать отклонение – отклониться сделать отступление – отступить иметь отличие – отличаться подвергнуться распаду – распасться иметь сходство – походить выпасть в осадок – осесть дать подтверждение – подтвердить привести доказательство – доказать  Более характерны для научного стиля словосочетания, данные в левой колонке. 26.Подберите из учебников по физике, химии, математике несколько небольших текстов  (фрагментов) и найдите в них следующие лексико­грамматические особенности научного  стиля: а) обратный порядок слов: например, «движением называется изменение положения тела относительно других тел»; б) преобладание номинативных (названых) конструкций над глагольными: например, «реакция раствора, движение тела, преодоление трения»; в) частное использование глагольно­именных сочетаний: например, «делать вращательные движения» вместо «вращаться». Ответ:  Привести примеры по аналогии с образцами. 27.Прочитайте текст. Основную его мысль запишите. До самой далекой планеты       Наша Галактика примерно на 30% меньше, чем думали до сих пор, а Солнце соответственно  ближе к ее центру. Так утверждает группа астрономов из Швеции, Франции и США. Основываясь  на данных измерений радиоизлучения от области молодых звезд от нас до центра не 10, а 7 тысяч  парсек (космическая мера расстояния), а диаметр диска Галактики не 30, а 21 тысяча парсек. Если  расчеты этих астрономов верны, видимо, придется пересмотреть и расстояния до других галактик,  и вообще наши представления о размерах Вселенной.  : Если расчеты астрономов верны, то придется пересмотреть размеры Вселенной и  Ответ   расстояния до других планет. 28.Прочитайте текст. Дополните (приведенную ниже) его главную мысль необходимыми словами. Скажите, совпадает ли название в целом с главной мыслью текста.                              Легенда североамериканских индейцев               Сахарный сок у клена впервые обнаружили ленивые женщины… Так гласит старая  легенда североамериканских индейцев ирокезов. Такие хозяйки, чтобы не идти к отдаленному  роднику за чистой водой, надрезали кору ближайшего рослого клена и набирали полные горшки сока. Эти женщины совершенно неожиданно прославились как искусные поварихи:            все их кушанья были вкусными и сладкими.              Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют «сахарным  деревом». Содержание сахара в соке такого клена достигает 3%.    Лень помогла сделать открытие. Ответ: а) Лень помогла сделать открытие – обнаружить в сахарном клене сахар, пригодный для  пищи. б) Не совпадает. 29.Определите, в каком месте текста «Легенда североамериканских индейцев»  содержится аргументация главной мысли. Ответ:  Аргументация главной мысли в тексте « Легенда североамериканских индейцев»  содержится в предложениях «Такие хозяйки, чтобы не идти к отдаленному роднику за чистой  водой, надрезали кору ближайшего рослого клена и набирали полные горшки сока. Эти  женщины совершенно неожиданно прославились как искусные поварихи: их кушанья были  вкусными и сладкими». 30.Прочитайте текст и его главную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если  нет, то исправьте (дополните).      Трудно предположить, что такая простая и необходимая каждому процедура, как умывание  лица, имеет свою курьезную историю. В XVIII веке, например, необходимо было специальное  предписание врача, чтобы заставить французского короля Людовика XVумыться. Во Франции в те времена считалось, что после умывания водой лицо становится чувствительным к холоду,  грубеет и летом сильно загорает. Ответ:  Нет. В XVIII  веке принудить умыться короля мог только врач. 31.Найдите предложение, которое в данном тексте должно быть первым. Перескажите  текст в исправленном варианте.        Этот зверек с гладким серовато­бурым мехом весит… 5 граммов.  И тем не менее это такое же млекопитающее, как, предположим, слон. Самое маленькое на земле животное обнаружили в Казахстане, Белозубка­малютка – так назвали лилипута – питается насекомыми, на более  крупную добычу не покушается.  Ответ: Самое маленькое не земле животное обнаружили в Казахстане. Этот зверек с гладким  серовато­бурым мехом весит… 5 граммов. И тем не менее это такое же млекопитающее, как,  предположим, слон. Белозубка­малютка – так назвали лилипута – питается насекомыми, не  более крупную добычу не покушается.      32.В тексте задания № 31 найдите неопределенно­личные предложения. Скажите,  почему такой тип предложений характерен для научного стиля. Какие еще типы  предложений преобладают в научной литературе? Ответ:  Первое. В последнем – вводное  « так назвали лилипута». Такой тип предложений  характерен для научной речи, так как предполагает большую степень абстрактности суждений,  авторскую «отстраненность» от передаваемой информации, акцент на содержание  информационного материала. В научной речи используются безличные, обобщенно­личные  предложения; сложноподчиненные с придаточными цели, условия, причины. 33.Определите, к какому типу предложений относятся данные ниже. Закон инерции называют также первым законом Ньютона. Жидкость нагревают до определенной температуры. Амебу считают одним из простейших. Примем точку A за начало отрезка. Обозначим этот отрезок буквами BC. Также найдем второй радиус. Предположим, что скорость равно 60 км/час. Ответ:  Все предложения – обобщенно­личные. 34.Спишите текст. Определите информативный центр предложений. Используя их,  составьте вопросы к каждому предложению.         Изучение древней косметики и лечебных мазей – занятие итальянских химиков и  парфюмеров. Их цель – воссоздание и использование старинных рецептов. Все началось 15 лет  назад, когда в одном из погребений были найдены сосуды с мазями.  Ученым удалось  расшифровать их состав. Такие мази применялись еще во времена Нерона. Недавно при раскопках на побережье Мертвого моря были обнаружены мази и духи,  которыми могла пользоваться царица Клеопатра. Специалисты исследовали их и теперь  наладили массовый выпуск «духов Клеопатры». Ответ: Изучение древней косметики и лечебных мазей – занятие итальянских химиков и  парфюмеров. Их цель – воссоздание и использование старинных рецептов. Все началось 15  лет назад, когда в одном из погребений были найдены сосуды с мазями. Ученым удалось  расшифровать их состав. Такие мази применялись еще во времена Нерона. Недавно при  раскопках на побережье Мертвого моря были обнаружены мази и духи, которыми могла  пользоваться царица Клеопатра. Специалисты исследовали их и теперь наладили массовый  выпуск «духов Клеопатры». 1 – Кто занимается изучением древней косметики и лечебных мазей? 2 – Какова цель итальянских химиков и парфюмеров? 3 – Когда возникла проблема и в связи с чем? 4 – Что расшифровали ученые? 5 – К какому времени относят эти мази? 6 – Кто мог пользоваться мазями и духами, найденными на побережье Мертвого моря? – Как называется марка новых духов? 7 35.Используя текст из задания № 34, привлекая самостоятельно подобранные статьи  научного плана, докажите, что в них преобладают особые синтаксические  конструкции – предложения, в которых действующее лицо совсем отсутствует, либо  мыслится обобщенно, и все внимание сосредоточивается на действии, на его  обстоятельствах.36.Прочитайте предложения и вопросы к ним. Обратите внимание  на формулировку вопросов такого типа.        Метафора – перенос названия с одного предмета (явления, действия, признака) на другой на  основе их сходства.        Что такое метафора?         Научная лексика – слова, характерные для научного стиля (термины, слова, называющие  отвлеченные понятия).        Что такое научная лексика?       Омонимы – одинаковые по звучанию и (или)  написанию  слова, но не связанные по значению.       Что такое омонимы? 37.Подберите самостоятельно определения к следующим понятиям. Поставьте к ним  правильные вопросы. Антонимы –                                            Синонимы –          Морфология –                                       Синтаксис – Ответ: Антонимы – противоположные по значению слова. Что такое антонимы? Синонимы – сходные по значению слова. Что такое синонимы? Морфология – раздел грамматики – наука о частях речи, о категориях и формах слов. Что такое морфология? Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий законы соединения слов и строения предложений. Что такое синтаксис?  38.Прочитайте текст и дайте ответ на поставленный в заглавии вопрос.                             Как разрезать оргстекло по методу А. Лобача?        Есть много способов разрезать оргстекло, но почти все они рассчитаны на использование  каких­либо инструментов. Воспользуемся методом петербуржца А. Лобача. Он предлагает  применить прочную нить, которой из оргстекла нетрудно вырезать фигуры практически любой  конфигурации.  Ответ:  Оргстекло по методу А. Лобача можно разрезать при помощи прочной нити. 39.Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы, которые вынесены в заглавие  текста.                                       Хочешь похудеть? А зачем?                 По данной Американской  ассоциации диетологов среди девочек школьного возраста в США распространен необоснованный страх за свою фигуру. Сказывается подхваченная  рекламой мода на диеты. Из опрошенных 500 школьниц Сан­Франциско 58 процентов полагали,  что слишком много весят, хотя на самом деле избыточный вес найден лишь у 17 процентов. 89  процентов семнадцатилетних школьниц сидят на диете, и даже из девятилетних девочек почти  половина ограничивает себя в еде, «чтобы не потолстеть». Врачи подчеркивают, что  ограничительная диета опасна в возрасте, когда человек должен расти и набираться сил. 40.Прочитайте текст и к каждому предложению составьте вопросы.         Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту. Ответ:      Где находятся старейшие действующие часы? Что у них отсутствует? Как осуществляется сигнал о ходе времени? Когда часы созданы? Когда их ремонтировали капитально? 41.Прочитайте текст и письменно составьте вопросы к каждому предложению, которое  выделено в тексте.         Самый оригинальный памятник в мире находится близ города Оттавы (Канада). Памятник  представляет собой гигантский шар диаметром 9 метров. Он посвящен… сыру.         История этого необычайного памятника такова. В 1890 году в Чикаго открылась  международная выставка пищевых продуктов. Сыровары Оттавы отправили на выставку  «головку» сыра диаметром 9 метров, которая весила 9 тонн. На изготовление сыра потребовалось почти сто тысяч литров молока. В честь этого события и был воздвигнут необычный монумент, представляющий собой точную копию сыра­чемпиона. Ответ: Что представляет собой памятник? Чему он посвящен? Какое событие произошло в Чикаго в 1890 году? Чем удивили выставку сыровары Оттавы? Почему был воздвигнут необычайный монумент? 42.Прочитайте текст. Найдите в нем ответы на вопросы, данные ниже.          Самым молодым главнокомандующим, который когда­либо водил армию в сражение, был  трехмесячный герцог Годвард III Брабантский (Бельгия). Ему было всего 90 дней, когда он  унаследовал от отца престол и стал главнокомандующим армией.          Началась война. Герцог должен был вести армию в сражение. Его положили в колыбель,  привязанную к двум деревьям, невдалеке от места сражения. Таким образом, герцог лично  присутствовал на поле боя, и победа, одержанная в тот день, была приписана ему.           На протяжении 48 лет царствования он носил звание «Храброго». Правда, сохранились  свидетельства, что иногда современники называли его менее почтительно – «герцогом из  колыбели». а) Как звали самого молодого главнокомандующего? б) В каком возрасте он унаследовал престол? в) Откуда герцог «руководил» сражением? г) Какое звание он носил после победы? д) Как еще иногда называли его современники? Ответ: а) Годвард III Брабантский б) В три месяца в) Из колыбели г) «Храбрый» д) «Герцог из колыбели» 43.Озаглавьте текст из задания № 42, скажите, сколько в нем абзацев. Как вы  считает, есть ли каждом абзаце «лишняя» информация, которую можно сократить  без ущерба для смысла текста? Ответ аргументируйте. Ответ: Трехмесячный главнокомандующий 3 абзаца. В тексте нет избыточный информации, которую можно было бы сократить без ущерба для  понимания смысла. 44.Прочитайте текст. а) Найдите в тексте предложения, сигнализирующие о начале  новой темы. б) Определите, сколько основных тем развивается в данном тексте,  назовите их.         Опыт космических исследований с околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен  километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдениям и материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению  глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные  детали земной  поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину  строения Земли, на которой иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако, как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные  объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали.           Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные  события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает все мелкое, второстепенное,  отбирая для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины  веков во времени, так же, как и с большого расстояния в пространстве, из рассеянного (размытого)  для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и  личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества.           Рассеяние света в морской воде, облачно покрове, межпланетной и межзвездной среде,  рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом  обществе – эти , казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих  явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые  отчетливо проявляется на значительном пространственно­временном интервале.  Ответ:  а) Не так ли в истории человечества? Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвездной среде, рассеяние  вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе – эти,  казалось бы, такие различные явления имеют и общие черты. б) Две основные взаимосвязанные темы: 1 – описание и анализ опытов фотографирования из  космоса. 2 – экстраполяция = перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека. 45. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С. А. Есенина может  стать главной мыслью статьи из задания № 44. Ответ:  «Большое видится на расстоянии». 46.По тексту задания № 44 СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ТЕЗИСЫ: а)  раскрывающие главную тему; б)  раскрывающие подтемы текста. Ответ:   а) Во многих явлениях, как­то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове;  распространение информации в человеческом обществе и т.д. проявляются общие черты. Их  объединяет такое понятие, как «рассеяние», участвующее в формировании крупномасшабных, но  размытых картин, которые отчетливо проявляются на значительном пространственно­временном  интервале. б) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности  объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли. Время отсеивает все мелкое, поэтому из глубины веков до современников из рассеянного потока  информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности. 47.Прочитайте предложения и вопросы к ним. Исправьте те вопросы, которые не  полностью или неверно отражают суть предложения. а) Вода в морях и океанах не мешает наблюдению рельефа дна. Кто набирает рельеф дна? б) В природе имеются твердые, жидкие и газообразные вещества. Что имеется в природе? в) Из космоса невозможно различить небольшие детали на поверхности Земли. Почему невозможно различить из космоса небольшие детали? г) Время отсеивает все мелкое, второстепенное. Что отсеивает время? д) Спелеолог – специалист по изучению пещер. Кто такое спелеолог? е) Из глубины веков выступают наиболее выдающиеся творения и личности. Какие выдающиеся личности вам известны? Ответ: а) Что не мешает наблюдению рельефа дна? б) В каком состоянии находятся в природе вещества? в) Откуда невозможно различить небольшие детали на поверхности Земли? г) Вопрос верный. д) Вопрос верный. е) Что выступает из глубины веков? 48.Прочитайте последний абзац текста из задания № 44 и скажите, можно ли его  опустить. Если нет, то объясните почему. Ответ: Нет. Поскольку содержит общий вывод по теме. 49.Передайте содержание статьи, предложенной ниже, по следующей схеме: а)  постановка проблемы и оценка ее влажности; б) пути (методы) решения проблемы; в)  Результаты (достижения, успехи) в решении проблемы. Наряду с уже известными  из предыдущих заданий речевыми клише используйте  следующие: Это очень  важная, центральная, ведущая проблема в … Эта проблема является (считается) очень важной, ведущей, центральной … Эта проблема представляет большую важность, значительный интерес для … Эта проблема стала одной из центральных, ведущих, главных … Важность этой проблемы состоит в том, заключается в том … Существуют (используются) различные пути, методы, способы решения …                                                            Дом после землетрясения           Горестную картину представляют собой искореженные, рухнувшие здания, треснувшие  тротуары, поваленные телеграфные столбы, обвалившиеся дома. Землетрясение. Страшное  стихийное бедствие.           Но среди хаоса и разрушений почти всегда можно заметить уцелевшие, хотя и поврежденные  строения. До недавшего времени эти дома подлежали сносу, даже те из них, которые выглядели не  слишком пострадавшими, ибо кто мог знать, какие скрытые дефекты вызвала в конструкциях  стихия. Ученые предложили весьма эффективный метод восстановления подобных строений.  Вроде бы идея не слишком нова: многим приходилось заделывать трещины с помощью эпоксидного клея или шпаклевки. В сущности, с поврежденной стеной дома поступают точно также: заполняют  трещины под  давлением клеящим полимерным составом, иными словами, производят  инъецирование трещин.           Но какими должны быть компоненты такого состава? Ведь стена из бетона или кирпича и  пластмасса – далеко не родственные материалы, у них различные физические и химические  свойства. На стыках рано или поздно могут возникнуть опасные деформации, которые могут  привести к образованию трещин и пустот.           Оптимальный инъкционный состав был найден.  Наиболее эффективными оказались составы  на основе эпоксидных смол. Последовательность обработки трещин такова. Через определенные расстояния в  зависимости от ширины трещин высверливают отверстия, в которые вставляют штуцеры – стальные трубки для инъецирования. Затем с помощью полимерраствора в трещинах создают замкнутое  пространство. Через штуцеры под давлением подают синтетический клей или полимерраствор с  различными наполнителями. Причем трещины начинают заполнять снизу, постепенно поднимаясь.           Во многих сейсмоопасных зонах был опробован подобный метод восстановления  пострадавших зданий. Он показал, что отремонтированные дома стойко выдерживают новые толчки и серьезно не страдают. Наука и техника предложила надежный способ восстановления  поврежденных сооружений. Ответ:  а) Восстановление поврежденных домов после землетрясений при помощи эффективного  состава на основе эпоксидных смол. б) Дома можно восстанавливать, заделывая трещины специальным составом. Очень важны его  компоненты, так как строения состоят не из родственных материалов, по­разному реагирующих на  повреждения. Ученые разработали оптимальный состав для инъекцирования трещин в  поврежденных домах на основе эпоксидных смол. в) Во многих сейсмоопасных зонах этот метод опробован и показал свою жизнестойкость: дома  выдерживают новые толчки без дополнительных разрушений и трещин. 50. а) Укажите предложение (если оно есть), содержащее главную мысль каждого абзаца  текста «Дом после землетрясения» из задания № 49. б) Определите, в каком месте второго абзаца содержится аргументация главной  мысли. в) Прочитайте первый и последний абзацы, определите, содержат ли они наиболее  существенную информацию.  Ответ:  а) 1 абзац – конкретного предложения, содержащего главную мысль, в нем нет. Весь абзац  суть главная мысль.                    2 абзац – нет конкретного предложения, содержащего главную мысль; ее нужно  формулировать на основе всей информации абзаца;                    3 абзац – главную мысль нужно формулировать самостоятельно;                   4 абзац – наиболее эффективными оказались составы из эпоксидных смол;                   5 абзац – содержит «промежуточный» информативный материал;                   6 абзац – наука и техника предложили надежный способ восстановления поврежденных  сооружений.               б) В конце абзаца.               в) Первый – нет; последний – да. 51.Прочитайте предложения и вопросы к ним. Обратите внимание на формулировку  вопроса к предложениям такого типа. а) Цель работы – подтвердить лабораторными опытами теоретические предположения. Какова цель работы? б) Задача ученых – создать новое соединение с клеящим полимерным составом. Какова задача ученых? в) Оригинальность, простота в использовании, дешивизна – основные достоинства этого открытия. Каковы основные достоинства этого открытия? 52.По образцу упражнения № 51 составьте предложения на базе текста «Дом после  землетрясения» и аналогичные вопросы к ним. Ответ:  а) Заслуга ученых – создание эффективного метода восстановления разрушенных  землетрясением зданий.          В чем заслуга ученых?               б) Состав на основе эпоксидных смол которым заполняют трещины – самый  действенный способ защиты зданий от дальнейшего разрушения.         Что спасает здания от дальнейшего разрушения?               в) Опробованный и хорошо зарекомендовавший себя на практике метод – гарантия  долговечности отремонтированных зданий.         Что является гарантией для поврежденных зданий? 53.Прочитайте слова, которые используются для работы над конспектом, рефератом,  резбейте их на три группы: а) слова, употребляющиеся при начале рассуждения; б) слова, указывающие на одновременность, повторяемость, последовательность  действия; в) в слова, сигнализирующие о конце действия. Приведите собственные примеры и  продолжите ими списки.          Впоследствии, в заключении, далее, прежде всего, сначала, в первую очередь, в то же время,  позже, ниже, затем, ранее, еще, сейчас, теперь, предварительно, начиная, наряду с, параллельно с, в  дальнейшем, завершая, подытоживая, одновременно с, позднее, возвращаясь к, резюмируя. Ответ: а) Прежде всего; сначала; в первую очередь; предварительно; начиная; б) в то же время; далее, позже, ниже, затем, ранее, еще, сейчас, теперь, наряду с, параллельно с, в  дальнейшем, одновременно с, позднее, возвращаясь к; в) резюмируя, в заключении; завершая, подытоживая. 54.Выпишите из текста конструкции, аналогичные данным в задании № 53 Несмотря на большое различие в технологии приготовления плова, существуют общие правила и следующие основные условия: перекаливание масла, приготовление зирвака, закладка риса.      Сначала идет приготовление зирвака. В первую очередь жарится мясо, затем добавляются лук и  морковь, при этом необходимо, чтобы поджарились все продукты, и каждый из них сохранил  свойственный для него вид. В то же время нужно следить, чтобы продукты не прилипали к стенкам  и дну котла. Очень важно своевременно регулировать огонь.      Специи добавляют после поджаривания основных продуктов. Соль и воду в плов добавляют в  два приема. Содержимое котла должно кипеть на слабом огне. Убедившись, что зирвак готов и  соли в нем достаточно, закладывают рис.      Параллельно с этим увеличивают огонь. Затем рис разравнивают по поверхности и следят, чтобы он не смешивался с зирваком. Рис должен находиться на поверхности, образуя толстый слой. Вот  теперь нужно добавить воды и досолить.      Когда испаряется вода с поверхности, плов закрывают. Перед тем, как накрыть плов нужно  сделать несколько углублений и хорошо разровнять поверхность плова, что поможет рассосаться  капелькам воды. Завершая приготовление, нужно очень плотно закрыть казан крышкой на 15­20  минут до полной готовности плова. Ответ:  а) Сначала, в первую очередь; б) затем, в то же время, после, параллельно, теперь, перед тем; в) завершая. 55. Запишите самостоятельно рецепт приготовления вкусного блюда, соблюдая  последовательность описания при помощи слов из задания № 53. 56.Прочитайте текст из задания № 54 и составьте вопросы к каждому абзацу текста. Ответ: Каковы основные условия приготовления плова? Какова технология приготовления зирвака? Какие процедуры нужно выполнить перед закладкой риса? Как нужно закладывать рис? Что нужно сделать перед тем, как накрыть  плов? Через какое время плов будет готов? 57.Рассмотрите данную схему предложений.  Вспомните  из физики, как называется  такая связь.  В тексте  она называется цепной, то есть когда второе предложение  соединяется с первым, третье со вторым и т.д. 1 2 3 Ответ:  В физике эта связь тоже цепная. 58.Прочитайте текст. Обратите внимание на вид связи в предложениях, подумайте и  скажите, какую роль играют подчеркнутые слова. Усадьба Кусково окружена чудесным парком.  Парк  украшают изумительные мраморные  скульптуры.  Их  хрупкость и изящество как бы подчеркивается огромными деревьями. Эти  великаны «сторожат» покой усадьбы, делают ее ландшафт неповторимым м запоминающимся. Ответ:  Подчеркнутые слова выполняют роль «связных» от одного предложения к другому. 59.Прочитайте текст и укажите слова, при помощи которых сцепляются предложения.        При выборе очков необходимо учитывать форму лица. Если она овальная, то рамка должна  быть тонкой и закругленной.        К лицу с острым подбородком и широким лбом идет узкая оправа без острых углов. Она  зрительно уменьшает выпуклость щек (скул).        Узкое лицо можно расширить более толстой оправой. Верхняя линия ее должна быть прямой и  горизонтальной, а нижняя – слегка закругленной. Ответ: Она (во втором предложении). Она (в четвертом предложении). Верхняя линия ее (в шестом предложении). 60.Вместо точек вставьте сцепляющее слово в данные предложения. а) Маки были похожи на красные фонарики, зажженные в зеленой траве, … было много. б) В сырых впадинах синели незабудки.  … были такие яркие и такие синие, словно в них  отразилось весеннее небо. в) Вслед за цветами и травой потянулись с высохшей земли в горы и отары отец. … как белые  курчавые облака ползли по горным склонам. Ответ:  а) Их.   б) Они.   в) Они. 61.Вспомните, какие вводные слова входят в группу, указывающую на связь мыслей,  последовательность изложения информации, и назовите их. Ответ: Во первых, во­вторых, в­третьих, … наконец; итак, следовательно, значит, главное ,  напротив, с одной стороны, с другой стороны, далее, повторяю. 62.В данный текст  вставьте вводные слова, указывающие на порядок изложения  информации.       Если ужалила пчела (или оса), надо постараться удалить жало, обычно оставляемое пчелой (оса  жало не оставляет); смазать ранку йодом или смочить нашатырным спиртом. Если этих средств нет, можно применить холодные примочки. Некоторые (якобы по народному методу) прикладывают к  ранке комочек земли. Этот способ опасен: вместе с землей в ранку могут попасть вредоносные  микробы и вызвать такую болезнь, как столбняк. Ответ:  Если ужалила пчела или оса, надо, во­первых, постараться удалить жало, обычно  оставляемое пчелой, оса жало не оставляет; во­вторых, смазать ранку йодом или смочить  нашатырным спиртом. Если этих средств нет, можно, наконец, применить холодные примочки.  Некоторые, якобы по народному методу, прикладывают к ранке комочек земли. Этот способ  опасен: вместе с землей в ранку могут попасть вредоносные микробы и вызвать такую болезнь, как  столбняк. 63.Прочитайте несколько текстов из учебников физики, химии, биологии и пр. Скажите, в каких типах текстов чаще всего встречаются вводные слова, указывающие на порядок  изложения информации. Приведите примеры. Ответ:   В текстах, описывающих проведение экспериментов, опытов; доказательствах теорем. 64.Прочитайте несколько сообщений, данных ниже. Дайте им оценку с точки зрения  достоверности информации. Используйте для этого подходящие вводные слова и  конструкции. а) Самую долгую жизнь прожил англичанин Томас Карн. Согласно церковным книгам, он родился в  Лондоне и прожил 207 лет. б) Самым высоким человеком в Европе был австриец Виннимайер, его рост 273 см. в) Ни один орган человеческого тела не отличается таким трудолюбием, как сердце. г) Рост позвоночника заканчивается к 18­25 годам. Однако известны случаи, когда рост  продолжался до 30 лет. Этому способствуют занятия спортом, особенно плавание. Ответ:  а) Самую долгую жизнь, вероятно, прожил англичанин Томас Карн. Согласно церковным  книгам, он родился в Лондоне и прожил 207 лет. б) Самым высоким человеком в Европе, возможно, был австриец Виннимайер, его рост 273 см. в) Безусловно, ни один орган человеческого тела не отличается таким трудолюбием, как сердце. г) Рост позвоночника, как правило, заканчивается к 18­25 годам. Однако известны случаи, когда  рост продолжался до 30 лет. Этому, несомненно, способствуют занятия спортом, особенно  плавание. 65.Выпишите из периодической печати несколько сообщений со своей оценкой  достоверности информации. 66.Обменяйтесь сообщениями из периодической печати друг с другом. Выскажите свою  оценку достоверности информации, данную партнером. Запишите одно­два сообщения,  используя вводные слова: разумеется, конечно, безусловно, вероятно, в самом деле,  видимо, по всей вероятности. 67.Рассмотрите схему еще одного вида связи предложений в тексте. Он называется  параллельным. Вспомните определение аналогичного вида связи в физике, охарактеризуйте  его. 1 2 3 4 Ответ:  Данный вид связи в физике также называется параллельным. 68.Сравните описание параллельного сцепления в физике с данным (относящимся к  тексту) и скажите, что общего.        Все предложения при параллельной связи по смыслу или грамматически связаны с первым,  развертывают, конкретизируют его. Все предложения имеют одинаковый (сходный) порядок слов,  т.е. одинокое (сходное) синтаксическое строение. При этом связь между предложениями не  последовательная, а как бы централизованная: все предложения синтаксически параллельны и  одинаково относятся друг к другу и к первому, которое является как бы вершинным в  параллельной схеме. Предложения, соединенные параллельной связью, довольно самостоятельны.  Смысл их понятен и при отдельном употреблении. Ответ:  Общее – система связи. 69.Определите вид связи между предложениями в данном тексте.      В различных уголках земного шара в пищу нередко употребляют землю, точнее глину.  Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из  каолина (вид глины) и оленьего молока. На базарах наших южных соседей – иранцев – продают  съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. В свое время в Италии было очень  распространенно кушанье «алика» смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. Жители  Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину.  Характерно, что американские негры,  предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. И на новой родине они стараются отыскать подобные глины.  Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв.   Особенно распространенно «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии,  Венесуэле и Гвиане.  Ответ: Текст с параллельной связью. 70.Прочитайте текст из задания № 69 и скажите, может ли каждое его предложение  стать началом нового текста? Ответ обоснуйте. Ответ:  Да.  Каждое  предложение открывает новый слой информации, рассказывает о новой  стране.

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018