Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»
Оценка 4.8

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Оценка 4.8
Памятки
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
09.04.2018
Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД» подготовлен для педагогов, работающих с обучающимися младшего-среднего школьного возраста и может быть полезен как в системе дополнительного образования, так и на классных часах, уроках ОБЖ в общеобразовательной школе. Материал содержит памятки, беседы, игровой практикум, игровой диспут и др. формы работы с детьми.
Безопасность круглый год.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко города Сальска ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»                                                                                        Подготовил: Артюшина Наталья                                             Николаевна, методист дополнительного                                             образования МБУ ДО ДПШ им. Н.И.                                             Филоненко г. Сальска Сальск 2017  ПЛАН воспитательной работы  по охране жизни и здоровья   на __________учебный год № Мероприятие 1. 1.1 1.2 Как не стать жертвой преступления ( основные правила поведения в  Терроризм – угроза обществу, проблема мирового масштаба. Беседы по антитеррору  чрезвычайных ситуациях ) 1.3 Что надо делать, обнаружив подозрительный предмет ( алгоритм безопасных действий) 1.4 Действия населения при угрозе террористических акциях (поведение  заложников ) 1.5 Аварийные химически опасные вещества (АХОВ): средства индивидуальной  защиты и необходимые действия. 2. 2.1 Учебно­тренировочная эвакуация из здания при возникновении  Практические занятия с обучающимися чрезвычайной ситуации. 2.2. Оказание первой доврачебной помощи. 2.3 Контрольная эвакуация из здания при возникновении чрезвычайной  ситуации. Беседы по правилам пожарной безопасности 3. 3.1 3.2 Сроки проведения 1 раз в мес. сентябрь октябрь ноябрь январь апрель Сентябрь Декабрь март февраль май 1 раз в четверть октябрь декабрь март май  Бытовой пожар, причины  его  возникновения. Основные требования  пожарной безопасности. Как избежать массовой паники. «Осторожно, новогодний  праздник!» ( соблюдение правил противопожарной безопасности при организации новогодних праздников).  Действия до и во время ЧС при бытовом пожаре. Эвакуация из помещений. 3.3 3.4 Оказание  первой помощи пострадавшим при пожаре, при отравлении  угарным газом. Признаки отравления. 4. 4.1 Беседы по правилам дорожного движения «Правила движения важно знать и соблюдать.» ( причины высокого уровня  детского дорожно­транспортного травматизма). 4.2 Практическое занятие по разработке  индивидуального безопасного  маршрута    «Дом ­ Школа ­ ДПШ».Порядок использования маршрута. «Шагая осторожно, за улицей следи» ( опасные участки дороги, факторы и   предметы, мешающие своевременно увидеть опасность на дороге). «Основные правила пользования общественным  транспортом». «Осторожно, скользкая дорога!»( о предупреждении детского  травматизма  в период зимних   каникул). «Учимся предвидеть и оценивать скрытую опасность». «ЮИД – помощники в борьбе за безопасное движение». 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 1 раз в мес. сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март 4.8 4.9 «Весна – велосипедная пора». «Светофорные науки» ( практикум на знание знаков дорожного движения и  правил перехода улицы со светофором). апрель май  Беседа­дискуссия  СЕНТЯБРЬ                                                                                                                                       ТЕМА: Ситуации ­ «ловушки» закрытого обзора   Автомобиль,   который   стоит,   мешает   вовремя   заметить   движущийся ЧТО ТАКОЕ ЗАКРЫТЫЙ  ОБЗОР?   Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами,  деревьями, стоящими или движущимися машинами, другими пешеходами.   ???     Чем опасен стоящий на улице автомобиль?   транспорт. ???       Какое из стоящих транспортных средств опаснее других?   То, которое выше и длиннее: автобус, грузовик­фургон, трактор, бульдозер, автомобильный   кран   –   они   больше   всего   мешают   заметить   движущийся транспорт. ???         Чем могут быть опасны кусты, заборы, деревья возле дороги?       Пешеход может решить, что вполне успеет перейти  ­ и начать перебегать дорогу.   Но   за   ним   или   в   соседнем   ряду   может   быть   скрыто   другое транспортное   средство!   Оно   может   обгонять   ту   автомашину,   которая движется медленно. ???        Чем опасен только что проехавший автомобиль?       В   первые     секунды   он   может   скрывать   от   пешехода   встречный!   Надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше. ОТВЛЕЧЕНИЕ   ВНИМАНИЯ   ТОЖЕ   СОЗДАЕТ   СИТУАЦИИ   – «ЛОВУШКИ» Что   же   такое   дорожные   «ловушки»   отвлечения   внимания?   Это моменты   в   обстановке   на   дороге,   когда   пешеход   не   замечает опасность,   потому   что   его   взгляд   прикован,   направлен   на интересующие   его   предметы:   автобус   на   другой   стороне     дороги, приятелей, родных, мяч, собаку… ???         В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу? СВЯЗАННЫЕ   С   ПОНИЖЕНИЕМ    Пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг и часто не замечает приближающийся сбоку автомобиль. ???         В чем опасность для пешехода­школьника, который заметил на другой стороне улицы родных или приятелей, и они зовут его к себе?      Дети видят только друг друга и плохо наблюдают по сторонам, могут не заметить движущийся транспорт. ???       В чем особенность детей, перебегающих через дорогу?      Глаза детей при этом направлены на тех ( на то), вслед за кем ( чем) они бегут, и можно не заметить движущийся транспорт справа или слева. ЕСТЬ   «   ЛОВУШКИ», ВНИМАНИЯ  ИЛИ СИТУАЦИЕЙ «ПУСТЫННАЯ  УЛИЦА» ???   Что это такое?       Это моменты, когда дети попадают на улицу, где низкая интенсивность движения,   на   улицу   с   большим   количеством   кустов   и   деревьев.   На   таких улицах   дети,   считая,   что   «машин   нет»,   могут   выходить   или   выбегать   на проезжую часть, не осмотрев ее – выход не глядя. Учитесь осматривать улицу всегда     внимательно   и   с  поворотом   головы,    прислушиваясь   при   этом   На пустынных   улицах   будьте   не   менее   внимательными,   чем   на   улицах   с оживленным дорожным движением. В   НЕПРИЯТНУЮ   СИТУАЦИЮ   МОЖНО   ПОПАСТЬ   И   СТОЯ   НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЦЫ! ???       Как надо наблюдать, стоя на середине проезжей части?      Обычно дети смотрят только вправо – какие машины надо пропустить. Этого мало! Надо посматривать и влево – назад, чтобы знать, есть ли машины, проезжающие за спиной. Смотреть надо в обе стороны. Если этого не делать, дети могут, испугавшись машины, отступить, сделать шаг назад не глядя   ­ прямо под колеса автомобиля. ???             Что мешает видеть движущийся транспорт, когда стоишь на середине улицы?       Мешают   наблюдать   стоящие   рядом   пешеходы.   Отвлекает   внимание   и подъезжающий к остановке автобус на другой стороне улицы, особенно если это тот самый автобус, на который хотелось бы успеть. ???          Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы?       На   предельную   внимательность.   Вы   оказались   между   двумя   потоками машин – движущимися слева и справа. Никаких разговоров с приятелями! Ни одного случайного движения, не осмотревшись, особенно назад! Наблюдать с поворотом головы, быть внимательным! ОСОБОГО   ВНИМАНИЯ   ТРЕБУЮТ   ОСТАНОВКИ   АВТОБУСА   И ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ???    Какое   место   опаснее   для   пешехода,   переходящего   через   дорогу: перекресток или остановка?     Опасно и там, и там, но на остановке опаснее! Почему? На остановке самая большая помехе обзору – стоящий автобус. ???    На каких улицах остановки опасны больше всего?     Узкие улицы, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, видя, что до противоположного тротуара близко, «рукой подать», чаще выбегает из ­ за автобуса. СИТУАЦИИ  НА  ПЕШЕХОДНОМ   ПЕРЕХОДЕ ???            Какие   ситуации­«ловушки»   могут   подстерегать   пешехода   на пешеходном переходе?     Таких «ловушек» три: ­ когда приближаются какие­либо транспортные средства, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытое за ними другое транспортное средство. Часто эти скрытые машины или мотоциклы едут быстрее! ­ когда автомобиль проехал через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать переход и не заметить машину справа, которая в этот момент скрыта за проехавшей машиной; ­   когда   у   пешеходного   перехода   остановилось   какое­либо   транспортное средство ( например, для поворота или разворота, или просто затор, пробка, или сломалось) – оно мешает обзору. ???                  Какую   ошибку   чаще   всего   делает   водитель   при   проезде пешеходного перехода?       Едет   на   повышенной   скорости,   не   снижает   скорость.   Пешеходу   нельзя просто так надеяться на то, что водитель не ошибается. Надо переходить через дорогу, продолжая внимательно наблюдать. КАК   НИ   СТРАННО,   НО   ОПАСНОСТЬ   МОЖЕТ   БЫТЬ   И   НА ПЕРЕХОДЕ, ОБОРУДОВАННОМ СВЕТОФОРОМ! ???              Какие ситуации – «ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора?   ­   когда   пешеход   заканчивает   переход   перед   стоящим   у   светофора транспортными средствами уже при красном сигнале. Пешеход уверен, что водители трогающихся автомобилей его пропустят и не понимают, что не все машины стояли, из­за  стоящих и трогающихся может выехать другая! ­ когда пешеход переходит на «зеленый», сразу же, как только он загорелся! Надо всегда наблюдать: все ли машины закончили движение; ­ когда в одном ряду транспортные средства уже стоят, а в другом еще едут. Пешеход,   видя,   что   автомобили   стоят,   может   начать   переход,   не   видя   за стоящими машинами другие, проезжающие; Нельзя   забывать,   что   на   дороге   могут   возникнуть   самые   различные обстоятельства, например, автомобили могут делать поворот или на красный сигнал   могут   поехать   спецмашины   (   скорая   помощь,   милиция,   пожарная, горгаз), но они подают при этом звуковой или световой спецсигнал. ???              Как   перейти   через   дорогу   на   перекрестке   со   светофором, имеющим дополнительную секцию со стрелкой?     Нельзя начинать движение, если загорелся зеленый сигнал со стрелкой на дополнительной   секции   светофора,   так   как   это   сигнал   для   движения транспорта, который поворачивает направо или налево, в зависимости от того, какое направление указывает стрела. Пешеходы должны двигаться на зеленый сигнал, расположенный на пешеходном светофоре, а в случае его отсутствия – на основном светофоре. ???              Как   пользоваться   светофором   с   вызывным     устройством ( кнопкой)?    Нажав на кнопку, не начинайте движение сразу, подождите смены сигналов светофора, убедитесь, что все машины остановились. ???      В чем опасность, когда пешеход стоит на тротуаре на самом углу перекрестка?       Транспортные  средства  могут  делать  поворот. При  этом  задние  колеса оказываются очень близко к тротуару, иногда неопытный водитель   выезжает на «бровку» тротуара. Надо стоять подальше от края тротуара, быть всегда готовым отойти. ОКТЯБРЬ Тема:  Практическое занятие по разработке  индивидуального безопасного маршрута    «Дом ­ Школа ­ДПШ». Порядок использования маршрута. 1. Что собой представляет маршрут движения кружковца «Дом ­ Школа ­ ДПШ»?   Это лист – карта, в которой сочетается схема и описание рекомендуемого     пути   движения   ребенка   из   дома   в   школу,   на кружковое занятие  и обратно. 2. Этот   маршрут   разрабатывается   совместно   с   ребенком   на   занятии объединения   (   обговаривается   путь   движения   с   учетом   улиц, микрорайона, опасных мест, педагог дает рекомендации, как избежать опасностей,   предлагает   решить   1­2   практические   ситуации, преднамеренно обостряя их). Далее этот маршрут   согласовывается с родителями   дома,   после   чего   ребенок   должен   не   только   начертить ( нарисовать совместно с родителями) его на листе бумаги, но и уметь объяснить,   как   он   будет   идти   по   нему.   По   пути   следования   на маршруте   следует   обозначить   опасные   для   жизни   и   здоровья   места ( например, перекресток, дорогу, мусорные баки, заведения, в которых могут встретиться нетрезвые люди и т.д.)            При     выборе   безопасного варианта выбираются места перехода дороги,   наиболее   удобные   для   ребенка.   Пешеходный   переход   со светофором более безопасный, участки, где не затруднен осмотр проезжей части ( нет густых кустов, деревьев, построек, стоянок автомашин) – более безопасны и т.д.           В   случае,   если   в   маршрут   входит   поездка   ребенка   общественным транспортом, в схеме приводятся места посадки в него, места выхода из него и движения далее.          По пути следования на   маршруте следует обозначить опасные для жизни и здоровья места. Это, как правило:  ­ выход из дома и первый переход дороги; ­  переход дорог и  перекрестков; ­  посадка в общественный транспорт ( место остановки) и выхода из него;  ­ мусорные баки,  свалки; ­  заведения, в которых могут встретиться нетрезвые люди и т.д.) 3.   Обязательно   проводится   беседа   с   детьми   по   правилам   дорожного движения. 4. Цель маршрута: А)   Повысить   безопасность   движения     ребенка   в   школу,   на   занятие объединения СЮН и обратно; Б)     Обучить   ребенка   ориентироваться   в   дорожных   ситуациях,   уметь находить безопасный маршрут, анализировать опасности, встречающиеся на его пути; В) Обучить родителей, принимающих в составлении «маршрута» участие, ориентированию   в   дорожной   обстановке   и   предотвращению   типичных опасностей. Повысить контроль за безопасностью своего ребенка. 5.   Если   вы   работаете   с   детьми   1­2   класса   (   7­8   лет),   обратитесь   к встречающим их   после занятий родителям с просьбой пройти этот маршрут вместе и обговорить его. Особенно это касается детей со слабым зрением ( которые носят очки, т. к. у них ухудшается боковое зрение), слабым слухом, невнимательных и рассеянных. ПАМЯТКА НОЯБРЬ ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ПОЖАР      Давайте запомним последовательность самых неотложных и  обязательных действий:  Вызови пожарную охрану по телефону 01. При этом дежурный спросит  тебя, где и что горит, точный адрес и фамилию. Быстро и четко все  назови. Тебя могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в  нем подъездов.  Если телефона нет — зови соседей, гричи «ПОЖАР!», зови на помощь,  стучи в стены, по трубам, чтобы все услышали твой сигнал тревоги.  Покинь горящее помещение, предупреди соседей.  Встречай пожарных.  Только если огонь небольшой, попробуй справиться с ним сам: срывай  горящие занавески, топчи огонь ногами, заливай водой, накрывай одеялом, сбивай веником. Дыши при этом через шарф или полотенце,  желательно, через мокрое. ЕСЛИ ЗАГОРЕЛСЯ  ТЕЛЕВИЗОР или иной ЭЛЕКТРОБЫТОВОЙ  ПРИБОР, действуй по следующему АЛГОРИТМУ:  постарайся быстро выключить прибор;  засыпь огонь песком, землей из цветочного горшка или стиральным  порошком;  накрой плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком, чтобы  прекратить доступ воздуха к пламени. ПОМНИТЕ! ОПАСНЫМИ  СПУТНИКАМИ ОГНЯ  ЯВЛЯЮТСЯ:  ядовитый дым;  высокая температура;  плохая видимость;  паника и растерянность;  обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком;  обрушение конструкций. Какие же самые распространенные причины пожаров и приносимых ими  несчастий? Нужно изучить эти причины, чтобы не допускать их в  свое жилище. Печальная статистика МВД России дает нам следующую  картину наиболее частых причин пожаров: ­ детские шалости с огнем; ­ короткое замыкание в электросети; ­ оставленные включенными без наблюдения утюг и другие  электроприборы; ­ неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским  огнем возле новогодней елки, на балконе; ­ чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки ( на даче); ­ курение в постели, в сарае, на сеновале; ­ брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета; ­ оставленная без контроля горяшая свеча, газовая горелка; ­ перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной  стенки; ­ хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок,  других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон  непотушенных окурков и спичек с верхних этажей; ­ сушка белья над газовой плитой; ­ неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; ­ большое количество мощных электроприборов, включенных в одну  розетку, использование тройников. РЕКОМЕНДАЦИИ специалистов о том, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПРИ  ПОЖАРАХ, чтобы не усилить действие огня:  распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород  способствует горению, а дым его уменьшает;  близко подходить к огню из­за опасности взрыва, обрушения  конструкции здания. При больших пожарах образуются потоки,  которые могут затянуть человека в огонь;  поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает  имущество;  тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы,  электрощиты и провода. НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫМИ  СРЕДСТВАМИ  ТУШЕНИЯ ОГНЯ  являются вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, брезентовые  покрывала, веники, огнетушители. Применяя огнетушители, помни, что  ониработают недолго ( около минуты) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Поэтому, если ты дома один, быстро покинь  помещение, вызови пожарную службу (01) и сообщи соседям. ДЕКАБРЬ ПАМЯТКА «Осторожно, новогодний  праздник!» ( соблюдение правил противопожарной безопасности при организации новогодних праздников) О правилах  безопасности  в шутку и в серьез:             Новогодний   праздник   –   самый   любимый   праздник   в   году.   Его   с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Сколько надо купить: красавицу – елку, игрушки,   громкие   хлопушки,   блестки,   серпантин,   лампочки   поярче   и бенгальские огни, чтоб горели  жарче!      А чтобы новогодняя радость не омрачилась, следует кое­что учесть и кое о чем подумать. Соблюсти все правила противопожарной безопасности: ­ Новогоднюю гирлянду перво­наперво проверить, чтобы не искрила, чтобы лампочки все в порядке были ( не расплавленные с прошлого года, а целые и новые).   Для   этого   электрика   пригласим   или   папу,   сами   проверять   не будем, опыта  у нас маловато. ­ Игрушки повесили, серпантина с дождиком набросали. Как красиво, но чего­то   не   хватает?!   Снега   на   веточках   маловато!   Только   стоп,   не торопитесь!   Не   кладите   на   ветки   вату.   Она   ведь   не   пропитана специальным   составом   и   поэтому   пожароопасна,   в   любой   момент   от нагретых лампочек может загореться. ­ Свечи – это так романтично! Особенно, когда свет потушен и салюты стреляют,   а   лампочки   на   елке     переливаются   разноцветными   огнями. Только   свечи   хороши   на   столе   и   в   небольшом   количестве.   Да   и   без родителей   их     столько легковоспламеняющихся   салфеток!     И   к   тому   же   их   категорически запрещается крепить на елочных ветках. ­ Каждый из вас хоть раз да зажигал бенгальские огни. Они так ярко горят   и   необычно   потрескивают,   смотришь   –   глаз   не   отвести!   Но   не забывай, что это все ­таки огонь, а он имеет свойство обжигать. От зажигать вокруг   опасно,   ведь ожога бенгальскую свечу можно уронить куда ­ угодно и зажечь любой предмет.   Будь   осторожен   и   зажигай   такие   свечи   только   вместе   со взрослыми. ­ И еще один нужный совет. Все розетки в доме должны быть исправные, ведь в новогодние праздники столько разных электроприборов включают: еду готовят, музыку слушают, телевизор смотрят, новогодние гирлянды включают…            Ты сейчас предупрежден, значит – вооружен знаниями. Прошу их не забывать  и где надо – применять! И тогда праздник станет для тебя  и твоих друзей и близких большой настоящей радостью. ЯНВАРЬ Рекомендации  на  тему:   « Безопасное движение в зимний период. Дорожные знаки — ваши друзья!»        Зимние каникулы. Благодатное время новогодних праздников, которые одинаково ждут и дети, и взрослые.  Но и в эти замечательные дни ни в коем случае нельзя забывать о дорожной безопасности, потому как никогда много времени проводится на свежем воздухе!       Снегопады, заносы, скользкая дорога, ограниченная видимость, короткий световой день — вот далеко не полный перечень особенностей зимней улицы. Именно поэтому необходимо научить каждого ребенка правилам поведения на улицах и дорогах в зимнее время года. • •       Прежде   всего  обратите   внимание   детей   на   ограниченную   видимость и скользкую дорогу. Нужно, чтобы дети поняли, что надо быть крайне внимательными и следить за дорогой, обращать внимание на   знаки   дорожного   движения.   Помощниками   каждого   пешехода  предписывающие   и   информационно­ являются   прежде   всего, указательные   знаки,  которые   дают   необходимую   информацию   для правильного   перехода   улицы   (   оживленной   части   дороги)   в   нужном месте.  Прежде всего, не следует торопиться и перебегать дорогу, так как можно поскользнуться и упасть в самый неподходящий момент.           Если   выпал   снег   и   снегоуборочные   машины   не   справляются   с очисткой дорог, возникает еще одна проблемма — сугробы   сужают проезжую   часть   дороги.   Переход   через   эти   сугробызаметно осложняется.   По   сути,   они   становятся   еще   одной   «ловушкой»   на дороге. Надо быть очень осторожным и прежде, чем выйти из­зи сугроба на дорогу,  выдвинуться буквально на полкорпуса и просмотреть ее во все стороны.             Будьте   внимательны,   находясь   вблизи   буксующей   машины   на скользкой дороге. В этом случае трудно оценить, с какой скоростью машина   выйдет   из   пробуксовки,   в   любой   момент   автомобиль   может резко вырваться из снежного плена в любую сторону.             Дети,   как   правило,   с   интересом   наблюдают   за   работой снегоуборочной   машины.   Убедите   их   держаться   подальше   от   таких машин во время уборки снега.            Ваша опора в обучении детей безопасному поведению на зимней дороге,   конечно   же,   родители.   Напомните   им   о   необходимости внимательно   следить   за   прогнозом   погоды,   чтобы   правильно   одеть детей, в соответствии погодой на улице выбрать одежду и обувь. Очень серьезный вопрос — цвет одежды ребенка. Зимой, когда световой день резко   сокращается,   иметь световозвращающие   полосы,   особенно   у   младших   школьников. Обратить внимание родителей на то, что верхняя одежда с капюшоном заметно   ограничивает   поле   зрения.,   поэтому   при     переходе   дороги капюшон следует снимать  или переходить вместе со взрослым.  Если на ребенке много одежды, его движения ограничены. Обувь должна быть удобной   и   иметь   нескользкую,   ребристую   подошву.   Необходимо категорически   запретить   детям   кататься   на   санках,   коньках   вблизи проезжей части. Родители должны объяснить детям, где можно играть и заниматься зимними видами спорта.       В оттепель на дороге появляется вода, ребенок может упасть, ведь ему не видно, что под водой есть лед. Та же ситуация, что и со снегом. Поэтому каждый шаг нужно проверять. Помните, что каток на тротуаре или на пешеходных дорожках может привести к серьезным травмам.             Яркое   солнце   и   белый   снег   создают   эффект   бликов,   человек ослепляется, и опять нужно быть крайне внимательным.       Следует обратить внимание детей на игру в снежки. Она опасна как для   окружающих   пешеходов,   так   и   для   водителей.   Выбирайте безопасное место для игр и развлечений: площадка у дома, парк, где нет   одежда   должна   быть   яркой, • • • • • • движения транспортных средств, проезжей части. • Родителям нельзя везти  детей на санках через проезжую часть. Следует снять ребенка с санок, санки взять в руки, и только так продолжить движение. • При   посадке   в   общественный   транспорт   и   высадке   из   него   следует помнить: в первую очередь обратить внимание на скользкие ступеньки, а затем на сугробы ( чтобы не упасть под колеса). • РЕБЯТАМ обязательно надо сказать: выходя из подъезда ( за калитку своего дома ), будьте внимательны. Вначале осмотритесь, какая дорога, какие транспортные средства стоят у подъезда, можно ли продолжать движение и в каком направлении. • А РОДИТЕЛЯМ можно посоветовать создать для своих детей детские зимние площадки, где   можно будет играть в зимние игры, кататься с горки, скользить по льду, играть в хоккей и т.д. ФЕВРАЛЬ Беседа по теме:                                            ОТ ЧЕГО ПРОИСХОДЯТ ПОЖАРЫ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД?  Наступил зимний период. Какие же основные причины возникновения  пожаров случаются в это время?  Зачастую   происходит перегрузка электрических сетей, когда в одну розетку   (тройник)   включается   сразу   несколько   обогревательных   и электрических приборов;  Из ­ за  неисправных электрических проводов,  заизолированных наспех;  Для обогрева жилых помещений   включаются   газовые   камфорки   и оставляются бесконтрольными;  Причиной     возгораний   становится   и   замечательный   новогодний праздник,   когда   на   елке   используются   для   украшения   огнеопасные украшения, такие как вата, целулоидные игрушки, бенгальские огни в сочетании   с   бумажными   гирляндами,   неисправная   новогодняя электрическая гирлянда;   Зачастую   бесконтрольным   является   продажа   детям   различного   рода петард, которые продаются  бесконтрольно и являются сомнительного качества; дети их   взрывают не только на улице, но и в помещении   в отсутствии взрослых;  Пожары и удушения происходят  из­за печного отопления, когда из­за опасности   потерять   тепло   в   доме,   люди   преждевременно   закрывают поддувала и заслонки в печах;   Некоторые хозяева забывают с лета почистить дымоходы ( вычистить сажу и нагары в трубах и ходах печек), в результате из­за плохой тяги также случаются пожары и   скопления газов, которые идут в жилое помещение;  Кроме   этого,   зачастую   хозяева   при   разжигании   печей   используют огнеопасные жидкие вещества (бензин, керосин, солярка, технические масла   ),   когда   может   произойти   резкая   вспышка   и   даже   взрыв. Легковоспламеняющиеся   и   огнеопасные   вещества   ни   в   коем   случае нельзя   хранить   в   жилых   отаптиваемых   помещениях,   т.к.   Они   легко могут  самовоспламениться.  Будьте осторожны и предельно внимательны. В жизни не бывает  мелочей. И помните, что только от каждого из вас зависит ваше  здоровье и безопасность. МАРТ Правила безопасного перехода ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ( права и обязанности пассажиров и пешеходов)            Дорожное   жвижение   единое   для   детей   и   взрослых.   Ряд   дорожных ситуаций   одинаково   опасен   как   тем,   так   и   другим.     А   поэтому   Правила дорожного   движения   написаны   взрослым   языком,   без   всякого   расчета   на детей. 1. Учат: «Обходи трамвай спереди, автобус — сзади». Этопрвило   давно   устарело   и   не   спасает,   а,   напротив,   создает   аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд.   Порядок   пересечения   проезжей   части   строго   оговорен   Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта!  А старое правило имело место в 1958 г. Необходимо   учить!  Дойди   до   ближайшего   пешеходного   перехода   и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.     2.Учат: « При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины — посмотри  направо». Это правило также устарело и создает опасную ситуацию. Необходимо учить! Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотрив обе стороны   и,   убедившись   в   безопасности,   переходи   дорогу,   постоянно контролируя ситуацию. 3. Учат: «Красный — стоп, желтый — приготовиться, зеленый — иди». В   ПДД   (   см.   п.6.2)   сказано,   что   красный   и   желтый   сигналы   запрещают движение  ( для водителей), зеленый его разрешает. При этом ни слова не сказано,   что   зеленый   гарантирует   безопасность   движения!   Практика   же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому   сигналу   светофора,   если   пешеход   сам   не   предпринимает необходимые   меры   предосторожности.   К   тому   же   дети   часто   путают расположение   сигналов   светофора:   не   понимают,   что   когда   горит   зеленый сигнал   светофора   для   пешехода,   с   другой   стороны   для   водителя   горит красный, и наоборот. Необходимо   учить!  Красный   сигнал   светофора   —   запрещающий,   т.к.   С другой   стороны   горит   зеленый   для   машин.   Желтый   —   не   только приготовиться,   а   знак   внимания,   предупреждающий   о   смене   сигнала светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, т.к. на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый — разрешает  движение, но, прежде  чем выйти  на проезжую  часть  дороги, необходимо   убедиться   в   том,   что   все   машины   остановились.   Желтый мигающий   сигнал   светофора   имформирует   о   том,   что   перекресток нерегулируемый.   Поэтому   прежде   чем   перейти   дорогу,   убедитесь   в собственной безопасности. 4. Учат:  «Если   не   успел   перейти   дорогу,   остановись   на   «островке безопасности» или на середине дороги». В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения   или   слияния   транспортных   потоков,   и   называются   они «направляющие   островки»,   не   гарантирующие   безопасность   пешеходу. Остановка   на   разделительной   линии   возможна,  но   не   рекомендуется.  Ведь пешеход   остается   между     двумя   движущимися   навстречу   друг   другу транспортными   потоками.   Малейшая   неосторожность   или   случайность чреваты несчастным случаем. Необходимо   учить!  Необходимо   рассчитать   переход   так,   чтобы   не останавливаться   на   середине   дороги   и   пересечь   проезжую   часть   за   один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой   линии,   разделяющей   транспортные   потоки   противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.      5.Неправильно объясняют значение дорожного знака «дети». Он   вовсе   не   предусматривает   переход   через   дорогу   именно   в   месте   его установки,   а   лишь   информирует   водителя   о   том,   что   на   дороге   могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.     РЕКОМЕНДАЦИИ для ПЕДАГОГА:        Начать беседу можно с анализа привычек детей, безобидных возле дома, но опасных на проезжей части улицы. А те, которые возможно ­ проиграть на игровой или детской транспортной площадке. Вот некоторые из них. Дети привыкли: 1. Выбегать   из­за   кустов   и   других   объектов,   ограничивающих видимость На дороге кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой движущийся автомобиль! 2. Когда идут группой — разговаривать, поглядывая друг на друга При   подходе   к   дороге   разговоры   следует   прекратить,   потому   что   они отвлекают от наблюдения.      3.Двигаться бегом Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не   поворачиваешь   голову   —   а   перед   переходом   проезжей   части   надо смотреть, поворачивая голову вправо и влево. 4. Идти наискосок Переходить   проезжую   часть   дороги     так   нельзя,   потому   что   труднее наблюдать.   Ведь   тот,   кто   идет   наискосок,   поворачивается   спиной   к транспортным   средствам   и   дольше   находится   на   проезжей   части,   т.к. Удлиняет путь 5. Делать шаг назад, не глядя, отступать отскакивать, не поглядев, что за спиной Если оказался на проезжей части дороги, не поглядев вначале, не делай ни одного шага ни вперед, ни тем более назад. 6. Некрепко держать родителей за руки, вырываться от них Надо крепко держать взрослого за руку! 7. Бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам Сначала надо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности. 8. Оглядываться, когда позовут. При   переходе   улицы   оглядываться   нельзя   —   надо   внимательно   смотреть вправо и влево.       9.Двигаться непрерывно, не останавливаясь Перед   выходом   на   проезжую   часть   всегда   надо   приостановиться   посмотреть по сторонам с поворотом головы.      10. При спешке забывать обо всем на свете Перед выходом на проезжую часть надо приостановиться на тротуаре. Тот, кто спешит, тот не наблюдает! ПРИМЕЧАНИЕ: Для отработки правил поведения пассажиров следует использовать  игровой   и практикум «Обязанности пассажиров» АПРЕЛЬ ( практикум  с  учащимися) Закон № 1: УМЕЙ  НАБЛЮДАТЬ            Педагог проводит обучение детей наблюдению. Объясняет, какую ошибку часто делают дети, идя по тротуару, не слыша подъезжающей сзади машины, думают, что улица пуста и, не осмотревшись выходят на проезжую часть и переходят дорогу.        Педагог объясняет, что машина толкает человека очень сильно – просто отбрасывает   в   сторону   или   переезжает   через   него.   После   этого   дети отрабатывают   «как   надо»   переходить   улицу   на   «транспортной   площадке» ( имеющейся в каждом ОУ):  1. подходят   к   «пешеходному   переходу»,   подчеркнутым   движением поворачивают голову налево, затем направо, переходят строго поперек, так, чтобы видно было и влево и вправо. 2. Дети выстраиваются «на тротуаре», лицом к «проезжей части». Группа ребят   переходит   через   «дорогу»   и   начинает   звать   остальных.   И несколько детей, не глядя, выбегают «на дорогу», перебегают ее.              Педагог анализирует ситуацию с детьми, выслушивает их мнение, ответы и объясняет, что вот так дети часто попадают под машину. Как правильно поступать в таких случаях: когда кто­то позовет, внимательно осмотреть дорогу, а потом шагом проходить. И затем все отрабатывают этот навык.        Закон № 1: УМЕЙ  ПРЕДВИДЕТЬ      1. Дети собираются в нескольких метрах позади кустов, растущих вдоль « проезжей части», или за другим предметом, закрывающим обзор. Несколько детей на велосипедах ( можно использовать нагрудные знаки автомобилей) располагаются   за   кустами   на   «проезжей   части   так,   чтобы   их   было   плохо видно.        Педагог показывает, какую ошибку делают часто дети: не видя опасности, выбегают,  не   осмотревшись,  прямо   на  дорогу.  А   машина   появляется   из­за кустов и наезжает на них.               После   этого   вся   группа   отрабатывает   несколько   раз   «как   надо»   ­ подходят   к   кустам,   приостанавливаются,   осматривают   «проезжую   часть», если есть «машина», пропускают ее, если нет – шагом переходят. 2 Дети  собираются   у  макета   автобуса, за  которым  не  видно «машин». Став у передней части «автобуса», педагог показывает детям, какую ошибку они совершают: не осмотревшись, выходят или даже выбегают из­за  автобуса.    Объясняется  здесь  же   и  другая   ошибка:   когда   дети выбегают   сзади   из­за   стоящего   автобуса   и   не   видят   «машины», «едущие» навстречу автобусу. Педагог   показывает   детям,     как   в   этом   случае   детей   сбивают   встречные машины. Затем дети отрабатываю правильное поведение пешеходов – уходят от   автобуса   подальше   (   или   ждут,   пока   тот   «   отъедет»)   и   переходят   по пешеходному переходу.  Закон № 1: УЧИСЬ  ОЦЕНИВАТЬ        Обучение оценивать обстановку: Дети двигаются по тротуару, подходят к   пешеходному   переходу   без   светофора.   Останавливаются   и   внимательно осматривают   улицу   влево   и   вправо.   Педагог   комментирует   обстановку   на улице, когда нельзя переходить, а  когда  можно. Когда нельзя переходить, педагог объясняет, почему, обращая внимание на опасность ( группа остается на тротуаре, никто не должен переходить).      Затем дети должны сами определить, можно или нельзя идти, а педагог направляет их.        Обучение оценивать скорость движения машин:     группа собирается возле нерегулируемого ( без светофора) пешеходного перехода. Проводится моделирование ситуации.   Педагог обращает внимание детей на отдельные машины,   появляющиеся   вдали.   Все   вместе   наблюдают   за   той   или   иной приближающейся машиной и вслух считают « 1, 2,, 3 т.д.» пока машина не проезжает   мимо.   При   таком   счете   ребенок   учится   следить   за   машиной   и предвидеть   ее   дальнейшее   движение.   Для   тех   машин,   которые   проезжают мимо при счете « 5, :» или «7», педагог делает замечание, что эти машины едут очень быстро и переходить нельзя. Обучение оценивать направление движения машин:  группа собирается на углу перекрестка. Дети наблюдают за движением машин. Их учат по сигналу указателя   «поворот»   машины   определять,   какая   машина   готовится поворачивать направо. Обучение предвидеть скрытую опасность:                 Группа собирается у нерегулируемого ( без светофора) пешеходного перехода.   Ведется   наблюдение   за   крупногабаритными   машинами, приближающимися   к   пешеходному   переходу.   Педагог   обращает   внимание детей на габариты машин и на то, что, хотя и кажется, что кроме этой машины других машин нет, часто сзади автобуса едет другая машина поменьше, и она не видна.       Некоторые дети, думая, что машин больше нет, начинают переходить,  и попадают под ту невидимую   машину. Важно, чтобы во время наблюдения дети учитывали эту ситуацию МАЙ Беседа ТЕМА:      ПОСЛЕ   ЗАХВАТА. Период нахождения в заключении, скорее всего, будет труден и неприятен, особенно по сравнению с комфортными условиями жизни обычного заложника до его похищения. Шок, вызванный захватом, главная физиологическая   и   психологическая   проблема.   Захват,   если   он   произошел неожиданно, приводит к тяжелой моральной травме. В такой ситуации весь мир жертвы обращается в хаос и рушиться:   захватчики занимают позицию главенства   и   диктата,   а   заложник   переживает   глубокую   депрессию.     Для жертвы   важно   осознать   ситуацию   и   принять   как   данное,   что   она   должна выполнять каждое данное приказание, а затем сделать все, чтобы при первой возможности восстановить свое самоуважение и личное достоинство. ЗАБОТА  О  ЗДОРОВЬЕ. Кем бы ни были захватчики и как бы ни были убоги условия   вашего   прибывания   в   заключении,   вы   должны   приложить целенаправленные   усилия,     чтобы   поддерживать   ваше   физическое   и психическое здоровье. В связи с этим важно отметить следующее. Вы вернее сохраните физическое здоровье, если будете принимать любую предложенную вам пищу, а не отказываться от нее, какой бы неприятной или отталкивающей она ни была для вас. Также следует заниматься физическими упражнениями, даже   если   вы   в   тесной   камере.   Психическое   здоровье   лучше   всего поддерживать,   придерживаясь   системы   ваших   личностных   ценностей. Заставляйте свой разум работать любым подходящим для вас способом. Для этого надо делать сознательные усилия. Некоторые заложники провели долгое время   в   заключении,   слагая     в   уме   музыку   или   стихи,   составляя   планы сведения счетов или проект идеального дома. Полезно фокусировать такие планы и мысли на будущем, на времени, когда вы окажетесь на свободе.  Если у вас есть возможность писать или читать, это вам очень поможет, однако одних лишь размышлений достаточно, чтобы достичь многого.  Поддержание самодисциплины   жизненно   важно   для   преодоления   влияния   на   вас   вашего нового   окружения   и   вынужденного   бездействия.   Установите   для   себя   и соблюдайте   твердый   распорядок   дня,   старайтесь   быть   опрятным   и поддерживать чистоту в месте заключения. СПОСОБЫ  СНЯТИЯ  СТРЕССА, вызванного актом теракта.  Стресс – это повышенное, нервное напряжение, скованность, беспокойство, страх, головная боль, снижение умственных и физических сил. Для устранения стрессового состояния   известный   психиатр   и   психолог,   генеральный   директор   Центра защиты   от   стресса   Х.М.Алиев   рекомендует   использовать   простые,   но эффективные приемы реабилитации  ( педагог показывает   упражнения, а учащиеся выполняют их). А) легкими движениями рук, не причиняя себе боли, помассировать наиболее напряженные или болевые участки шеи, сидя или прохаживаясь по комнате. Самомассаж продолжать примерно в течение 5 минут. Если при этом руки устают, их следует время от времени встряхивать продолжая самомассаж; Б) стоя или сидя вытянуть руки  перед собой, держать их расслабленными в локтях   и   выполнять   первый   «идеомоторный»   прием:   представить   себе мысленно,   что   твои   руки   начинают   плавно   автоматически     расходиться   в разные   стороны   без   мышечных   усилий.   Если   руки   стали   расходиться,   это означает,   что   включилось   расслабление   и   начинается     снижение   стресса. Продолжать, пока руки полностью разойдутся, и повторить это примерно 3­4 раза подряд. Если же руки не расходятся, значит ты «зажат». В этом случае следует   сделать   несколько   любых   привычных   легких   разминочных упражнений   и   несколько   вдохов  и  выдохов.  Встряхнуть   руки   и  повторить прием с расхождением рук еще раз; В) независимо от того, получился первый «идеомоторный» прием или нет, развести   руки   в   стороны   и   выполнить   второй   «идеомоторный»   прием: настроиться мысленно на обратное  плавное  движение рук  – друг к другу. Независимо от результатов повторить этот прием 3­4 раза. Между повторами, если прием не получается, сделать, как и в предыдущем случае, несколько привычных легких разминочных движений, вдохов и выдохов; Г)   выполнить   третий   «идеомоторный»   прием:   опустив   руки,   мысленно представить, что одна из них плавно поднимается вверх. Затем подключить другую руку. В момент, когда руки поднимутся достаточно высоко, сделать вдох­выдох и расслабиться; Д) после выполнения «идеомоторных» приемов – получились они или нет – надо сесть или лечь, и наступает желанный результат: чувство облегчения, внутренней   свободы,   голова   стала   ясной,   ощущается   свежесть,   бодрость, прилив сил. Стресс снят.       Тот прием, который выполняется легче всего, можно затем использовать отдельно   без   выполнения   всей   процедуры   реабилитации   в   случаях возникновения стрессового состояния. ВЫ     ПОСТРАДАЛИ.  Если   вы   ранены.   Постарайтесь   перевязать   себя   или пострадавших   платком,   полотенцем,   шарфом,   куском   ткани.   Остановите кровотечение   нажатием   пальца   на   кровеносный   сосуд   (   при   артериальном кровотечении – выше места повреждения, при венозном – ниже), наложите давящую   повязку,   используя   для   этого   ремень,  платок,  косынку),  полоску прочной ткани. Окажите помощь тому, кто рядом в более тяжелом состоянии. Вы   попали   в  зону   пожара.  Не   поддавайтесь   панике.  Покидайте   зону   огня, пригнувшись,   ползком   (*   наибольшая   концентрация   кислорода   –   внизу). Прикрой   дверь,   ведущую   в   горящее   помещение.   Избавьтесь   от   одежды   с примесью   синтетики   (   она   быстро   плавится,   горит).   При   прохождении задымленной   зоны   накиньте   на   себя   одеяло,   куртку,   пальто   (   желательно смочить водой), защитите органы дыхания.. Взывая о помощи, не прыгайте вниз. При запахе газа откройте окна, не пользуйтесь зажигалкой, спичками, не включайте электрические приборы  и освещение. Вас завалило. Не поддавайтесь панике, не падайте духом. Осмотритесь – нет ли   поблизости   пустот,   уточните,   откуда   поступает   воздух.   Постарайтесь подать   сигнал     любым   способом.   Вас   обнаружат   по   стону,   крику   и   даже дыханию. Беседа  на тему: Терроризм – угроза обществу, проблема мирового масштаба. Вопросник: 1. Что такое терроризм? 2. Кто такие террористы? Что вы о них знаете? 3. Чем они опасны? Почему так себя ведут и какие идеи защищают? 4. Что несет терроризм мирным людям? 5. Можно ли бороться с терроризмом ( террористами)? 6. Кто им может противостоять? Кто нас  может защитить? 7. Как можно себя обезопасить ( или хотя бы уменьшить опасность)? 8. Чья это проблема? ( какой страны, народа или это общая проблема)? 9. Что необходимо делать, чтобы победить терроризм ( террористов)? др ПАМЯТКА ЛЕТНИЙ  ПЕРИОД       Основной причиной летних пожаров является безответственное отношение людей,   которые   не   проявляют   в   лесу,   при   выездах   на   природу,   должной осторожности   при   пользовании   огнем,   не   учитывают   пожароопасной обстановки.            Сильные пожары от удара молнии – весьма редкое явление, поскольку грозы   часто   сопровождаются   дождем.   Гораздо   чаще     к   пожару   может привести брошенная горящая спичка, окурок, горячий пепел, вытряхнутый из курительной   трубки,   употребление   при   охоте   пыжей   из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов. Опасность представляет промасленный   или   пропитанный   бензином,   керосином   или   иным   горючим веществом   обтирочный   материал,   оставленный   в   лесу   или   в   поле,   степи автолюбителем или охотником.    К пожару может привести заправка топливом баков машин при работающем двигателе. Нельзя курить или пользоваться   открытым огнем вблизи машин, заправляемых   горючим.   Ты   скажешь,   что   все   эти   правила   для   взрослых водителей,   охотников   и   курильщиков.   А   что   же   могу   я   сделать   для сбережения нашей природы? От тебя много зависит. Постарайся, пожалуйста! Не оставляй на  освещенной солнцем поляне бутыли из под газировки ( пепси) или осколки стекла, которые фокусируют солнечные лучи, способны сработать как зажигательные линзы.         Не разжигай  травы под деревьями, на  полянах, прогалинах и лугах, на дачных участках, а также стерню на полях, расположенных в лесу.              Не   разводи костры   без соблюдения строгих мер безопасности и без взрослых.              Не   разводи костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках с прорубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой,   а   также   на   участках   поврежденного   леса   (   буреломах)   и   старых горельниках. А уж если  нужда заставляет это сделать, то постарайся дважды и   трижды   застраховаться   известными     тебе   способами   от   возникновения пожара.              При   разведении   костров,   не   забывай   снимать   слой   дерна   на   месте костровища и обкладывать его камнями, обсыпать песком, держи рядом «под рукой»   воду,   чтобы   своевременно   затушить   его.   Не   оставляй   костер   без присмотра ( а если надо, то установи очередность за его наблюдением). И ни в коем   случае   не  разводи   костер   в  сильный   ветер,   который   может   разнести искры.      Нельзя забывать, что  игры на природе не должны быть беспечными, т. е. не играй  рядом с костром и не бросай в него  использованные баллончики из­под лаков, различных распылителей.      Стоит помнить! До 80 % пожаров возникает из­за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха. Лесные пожары классифицируются как   слабые, средние, сильные низовые, верховые и подземные. И если пожар все­таки   случился,   и   огонь еще не сильный, его можно потушить.            Захлестывание кромки пожара ветками – самый простой и достаточно эффективный   способ   тушения.   Забрасывание   огня   рыхлым   грунтом   дает значительно лучший результат. Но если огонь усилился, надо уходить!

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»

Дидактический материал  по личной безопасности учащихся «БЕЗОПАСНОСТЬ КРУГЛЫЙ ГОД»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018