Дидактический материал по русскому языку

  • Работа в классе
  • docx
  • 19.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактический материал по русскому языку с региональным содержанием -это орфографические минутки. Цель – отработать слова, связанные с тем или иным правилом. Письмо по памяти. Цель - «впитать» авторскую речь, новую лексику, новые структуры предложения. Закрепить материал по теме. Зрительные диктанты. Цель – развитие памяти, орфографической зоркости.
Иконка файла материала Дидактический материал по русскому языку.docx
Дидактический материал по русскому языку с региональным содержанием Орфографические минутки. Цель – отработать слова, связанные с тем или иным  правилом. Антон Павлович Чехов, Петр Васильевич Лебеденко, Михаил Александрович Шолохов,  Юрий Петрович Харламов, Ирина Леонидовна Касаткина Казак с конем ночью и днем. Казачья голова, что под дождичком трава. Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет. Где тревога, туда казаку и дорога. Дон, Северский Донец, Лихая, Калитва, Сал, Чир. Самая крупная река Ростовской области – Дон. По берегам наших водоемов растут камыш, рогоз, тростник, осока. Издавна донской край славится рыбой. В реках, озерах и прудах водятся щуки, караси,  карпы, судаки. Письмо по памяти. Цель ­ «впитать» авторскую речь, новую лексику, новые  структуры предложения. Закрепить материал по теме. Опять весна в степи шагает. Растет пырей, чабрец, бурьян, И стрепет на току взлетает, И розов утренний туман.                                      Н. Евсеев Едешь, едешь, степь да небо, Точно нет им края. И стоит вверху, над степью, Тишина немая.                                     И.З. Суриков Осень в багрянец одела листву. Гроздья рябины скатились в траву. Скоро уже, как туман над рекой, Тихо опуститься белый покой…                                          С. Петросян Зрительные диктанты. Цель – развитие памяти, орфографической зоркости.Осенью. Ветер срывает сухие листья с деревьев. Льет и льет мелкий дождь. На дорогах грязь  и лужи. Наступило осеннее ненастье. (20 слов)                                               Охраняем природу. Мы подъезжаем к нашему селу. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали  бывшие ученики школы. Весной мы осматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной,  подкармливаем слабые деревца. (28 слов)                                             Природу надо беречь. Красивы берега реки Калитвы. Они все утопают в зелени. Кудрявые вербы склонили свои тонкие веточки. Легкий ветерок играет с ними. Мы идем по берегу реки. У самой воды куча  банок, грязной бумаги, тряпок. Здесь в субботу отдыхали люди. Они отдохнули и уехали. На берегу осталась  свалка. Мало любить природу, её надо беречь. (55 слов) Предупредительные (объяснительные) диктанты. Цель – повторить ранее  пройденные, закрепить вновь изученные орфограммы. Осень на Дону.        На Дону осень. Крупной росой оседают на переспевшие яблоки белые туманы. Горят  багрянцем сады и парки. Река несет оранжевые, желтые, красные листья – целые флотилии  осени.         В темном небе – россыпи звезд. Тишина. Только ветер шелестит опавшей листвой. И  вдруг странный шум. Да это же гуси­лебеди! Полетели в теплые края. Птиц в ночном небе  не видно. Но они где­то совсем близко. Кричат призывно, волнующе.        Скоро пойдут осенние, холодные дожди, а за ними на опустевшие поля, на улицы  городов и сел ляжет снег. Дикое поле.         Донской край в разные времена назывался по­ разному. Русские люди в старину  называли его Диким полем, или Великим лугом. Здесь было много лесов, на сотникилометров простиралась степь, поросшая буйными травами. В степи рыскали звери,  паслись табуны диких лошадей. Ураганом проносились по степи орды кочевников. Донская степь. Перед глазами ехавших простиралась широкая бесконечная равнина, перехваченная цепью  холмов… Едешь, едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Промелькнула пшеница, и опять тянутся выжженная равнина, загорелые холмы, знойное  небо. Зима на Дону. (А.П. Чехов)         Бывают зимы на Дону почти бесснежные. Морозный туман окутывает землю. Дома,  дороги, столбы покрываются слоем льда. В ледяном панцире повисают ветви деревьев.  Молодые деревца не выдерживают, гнутся в дугу. Гибкие ветки качаются и, задевая своих  соседок, издают тихие хрустальные звуки.           Горем оборачивается гололед для птиц: толстая корка упрятала всех букашек.  Перелетают то дерева к дереву птахи, снуют меж стволов и сучьев. Издали, кажется, что их привлекает ледяное украшение, а они, бедные, ищут, где древесную кору лед обошел. Лето на Дону.              А днями – зной, духота.…  На выцветшей голубизне неба – нещадное солнце. По  степи слепящее, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, горячая трава…  Степь горяча,  но мертва, и все окружающее – прозрачно, недвижимо. Даже курган синеет… сказочно и  невнятно, как во сне. (М.А. Шолохов) Весна на Дону.                  В середине марта на Дон приходит весна. Тает снег и лед, голубеет небо. На  освободившихся от снега взгорках ярко синеют подснежники. Но бывает и такое. В конце  апреля, начале мая жарко. Почти лето. Деревья в садах облеплены благоухающими, бело­ розовыми цветами и жужжащими пчелами. Но вдруг температура резко падает, почти до  заморозков. Это дохнул Северный Ледовитый океан. От его дыхания трава, цветы, только  что распустившиеся на деревьях нежные листочки блекнут и чернеют.                 А то вдруг задует ураганный ветер. Он неистово срывает верхний слой почвы,  поднимает ее на высоту больше двух километров. Солнце тускнеет, а воздух становится  грязно­коричневым.                 И все­таки, если не считать эти сравнительно редкие явления природы, то весна  на Дону чудесная! Небо синее­синее, воздух чист и прозрачен. На полях зеленеют хлеба. В  городских парках и скверах благоухает сирень, на клумбах пламенеют тюльпаны.