Дидактический материал к урокам русского языка.
«Глагол. Орфография»
1. Орфографическая разминка. Раскройте скобки.
(Не)было, (не)здоровится, (не)можется, (не)бывает, (не)годуешь, (не) приходит, (не)знаем, (не)пищи, (не)решить, (не)зависит, (не)пишется, (не)спится, (не)доумевать, (не)довесить, (не)привыкать, (не)доедать, (не)плачь, (не)истолковал, (не)кричи, (не)досыпать, (не)купил, (не)горюй, (не)горит.
2. Проверочный диктант
Вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
1) Мартыщка вздумала трудит..ся: нашла чурбан и ну над ним возит..ся (И. Крылов). Хорошему научит..ся трудно, отвернут..ся от него легко (Пословица). 3) Зима недаром злит..ся: прошла ее пора, весна в окно стучит..ся и гонит со двора (Ф. Тютчев). 4) Общат..ся с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (Л. Толстой). 5) Кто любит трудит..ся, тому без дела не сидит..ся (Пословица). 6) Мне нравит..ся общат..ся с моей маленькой племянницей Настей (Т. Печенова).
3. Творческие диктанты
1. Подберите и запишите антонимы к данным глаголам.
Горюешь – радуешься; возражаешь - … ; замерзнешь - … ; поссоришься - … ; поднимаешься - … ; волнуешься - … .
2. Замените сочетания слов глаголами-синонимами.
Проявляешь интерес – интересуешься; выражаешь сочувствие - …; принимаешь участие в борьбе - …; занимаешься строительством - …; проходишь курс лечения - … ; испытываешь ненависть - … .
4. Диктант с грамматическим заданием.
Напишите предложения, вставив пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов, выделите их окончания.
1. И тихо дремл..т бор зеленый, и в серебре лесных озер еще стройней его колон..ы (Бунин). 2. На солнце светлая река трепещ..т радос..но, смеет..ся (Бунин). 3. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дыш..т ар..матом (Блок). 4. Что име..м, (не)храним, потерявши, плач..м (Пословица). 5. Собака ла..т, ветер нос..т (Пословица). 6. Вы напились, вы броса..тесь на земл., вам лень шевельнут..ся (И. Тургенев).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.