Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского
Оценка 4.9

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
русская литература
11 кл
30.09.2017
Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского
Данная методическая разработка представляет подборку цитат о жизненном и творческом пути писателя и поэта А.Т.Твардовского. В сборнике разработаны специальные задания, которые будут полезны не только учителю для создания своих уроков, но и широкому кругу учащихся, которые могут успешно проверить свои знания по творчеству данного автора.
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ.docx
А Л Е К С А Н Д Р   Т Р И Ф О Н О В И Ч   Т В А Р Д О В С К И Й (1910—1971) О личности А. Т. Твардовского       «В Твардовском до конца дней его оставалось что­то от крестьянского сына, сельского жителя, причем жителя не южных станиц и сел — крупных, многолюдных, а среднерусских небольших,   тихих   деревенек   и   одиноких   хуторов.   Там   издавна   сложился   особый   тип жителя — не бойкого, пожалуй, чуточку скрытного, иногда и застенчивого, привыкшего часто оставаться наедине с самим собой и потому любящего поразмышлять, а в небольшой компании и серьезно все обсудить — вплоть до мировых проблем, — но без шума и гама». А. И. Кондратович. Александр Твардовский, 1978       «Часто бывал он труден не только для других — для самого себя. Многие вспоминают,  что у него было сложное чувство собственного достоинства, которое многим казалось  гордыней; поставленные перед самим собой задачи в русской литературе были чрезвычайно высоки, — только по ним одним соизмерял он свою жизнь. И когда читаешь воспоминания  о нем, перед глазами встает реальный человек — „живой, дорогой и трудный“, обладающий удивительной притягательной силой обаяния своей личности». Р. М. Романова. Александр Твардовский, 1989       «Твардовский всегда „вступал в тот след горячий“. Горячий след каждого из больших  событий — тогда, когда он еще был горячим, и даже иной раз тогда, когда событие еще  только приближалось, наступало. И про каждое он мог сказать: „...я там был. Я жил тогда“. И не только был и жил, но и действовал, переживал». А. В. Македонов. Творческий путь Твардовского, 1981       «Он даже влиял на нас, когда ничего не говорил, иногда просто сидел за своим  редакторским или письменным столом и много курил, вздыхал, наморщив свой умный,  широкий, мудрый лоб. <...> От него исходили силовые токи, огромная энергия, огромное  поле. Твардовский не терпел фальши. Поразительное чувство правды. Нет, он считался  с условиями. Он не лез на рожон, он был мудрый человек, он был лишен совершенно  конъюнктурного чувства. Он оценивал литературу в зависимости от таланта. Точность,  никакой приблизительности, нетерпимость к так называемой художественности, ко всякого рода побрякушкам и завитушкам. Соединял в себе опытность, непосредственность  крестьянина­хозяина, образованность и поэтическую мудрость». Ф. А. Абрамов. Об Александре Твардовском, 1972 Задание 1       Ознакомьтесь с высказываниями о личности поэта. Совпадают ли эти оценки с обликом  лирического героя Твардовского? Самостоятельно подберите цитаты из стихотворений  разных лет, характеризующие жизненное и творческое кредо Твардовского­художника. Л и р и к а «Вся суть в одном­единственном завете...» (1958) Задание 2       В   одном   из   своих   писем,   адресованном   начинающему   поэту,   Твардовский   так формулирует признаки настоящей поэзии: «...есть тема, не выдуманная от желания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть ее; есть сердце, не огражденное мелочным   себялюбием   от   других   сердец,   а открыто   обращенное   к ним;   есть,   наконец, желание думать и додумывать для себя до конца, до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, готовым (готового ничего нет в области мысли) — все   с самого   начала   1948.) (Архив   А. Т. Твардовского,   проверить».         Как   развивается   тема   творческого   самоопределения   художника   в стихотворении, написанном   десять   лет   спустя?   К какому   жанру   лирики   можно   отнести   указанное стихотворение? Задание 3       «...Давно уже никто не осмеливался так откровенно, почти нахально воспользоваться пушкинским ямбом, наполнив его, этот ямб, абсолютно своей, твардовской интонацией». А. А. Фадеев — К. Н. Стрельченко, 1953       «Стих Твардовского, хорей и ямб Твардовского, своеобразие которого сразу же  угадывается при чтении и слушании первых же строк. Угадывается, но угадать при жизни  Твардовского, как и куда он пойдет и повернет дальше, было невозможно». А. И. Кондратович. Александр Твардовский, 1978       Используя приведенные выше высказывания о стихе Твардовского, сопоставьте их  с собственными наблюдениями над формой стихотворения «Вся суть в одном­ единственном завете...». В чем, с вашей точки зрения, заключается своеобразие  «твардовской» интонации? «Я убит подо Ржевом...» (1945—1946)       «На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. За ними — судьбы тысяч и десятков тысяч советских солдат, погибших на войне. Они — пали,   их —   нет,   но   они   живут   в нас,   мы   не   оторваны   от   них,   и их   чувства   и   мысли неизбежно должны были обрести голос. „Я убит подо Ржевом...“ и явилось таким голосом». А. М. Абрамов. Лирика Великой Отечественной войны, 1972 Задание 4       Сравните «Я убит подо Ржевом...» с рассмотренным выше стихотворением «Вся суть  в одном­единственном завете...». Что сближает эти произведения и в чем проявляется  идейно­тематическое и стилистическое своеобразие каждого из них? Задание 5 «В этом стихотворении соединяются черты жанра „лирики другого человека“ прежних  периодов Твардовского, нового типа лирической „исторической песни“, рассказа и  монолога, с некоторыми отдаленными фольклорными аналогами». А. В. Македонов. Творческий путь Твардовского, 1981       Опираясь на оценку критика, охарактеризуйте жанровую природу стихотворения  «Я убит подо Ржевом...». Что скрепляет воедино перечисленные разножанровые признаки?  Согласны ли вы с утверждением исследователя Р. М. Романовой о том, что «Я убит подо  Ржевом...» написано «в форме стройной, величественной, удивительно лиричной и  одновременно драматичной симфонической поэмы»? Исходя из аналогии с музыкальным  произведением, выделите ведущие темы и проследите их развитие в стихотворении. Задание 6       «Твардовский выступил в русской поэзии как новатор, значительно расширивший  выразительные средства языка, распространивший на область стиха приемы и открытия  художественной прозы». А. А. Макаров. Идущим вслед, 1969       Можно ли отнести приведенное выше высказывание критика к идейно­образной  структуре стихотворения «Я убит подо Ржевом...»? Как соотносятся в стихотворении  лирическое и эпическое начала? В какой точке сюжета они сливаются воедино? Задание 7       «...Глубина всенародно­исторического бедствия и всенародно­исторического подвига  в Отечественной войне с первых дней отличила ее от каких бы то ни было иных войн, и тем более военных кампаний». А. Т. Твардовский. Автобиография, 1965       Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом...» соотносятся мотивы прошлого и  настоящего, смерти и бессмертия, подвига и утраты? Какими образными приемами  пользуется автор, развивая тему «жестокой памяти» войны? «Дробится рваный цоколь монумента...» (1963)       «Твардовский   был   убежденным   коммунистом,   но   видел   все   уродливые   формы, в которые коммунизм „выродился“ в СССР, и по­настоящему от этого страдал». К. Померанцев. Сквозь смерть, 1986 Задание 8       Раскройте композиционно­смысловую роль первой строфы стихотворения. Какова роль конкретных, «материальных» деталей картины, открывающей авторские размышления  о вечном и преходящем, о личных притязаниях политических вождей и неумолимой логике истории? Задание 9       Сопоставьте вторую и третью строфы стихотворения. В чем иронический смысл их  переклички? Какова функция смысловой параллели: «чрезмерная о вечности забота» —  «чрезмерная забота о забвенье»?       Соотнесите идейно­философское звучание этих строф с образом «нерукотворного  памятника» в известном стихотворении А. С. Пушкина и идеей памятника материнскому  страданию, завершающей поэму А. Ахматовой «Реквием» («И пусть с неподвижных и  бронзовых век, / Как слезы, струится подтаявший снег»). Как каждый из поэтов раскрывает тему исторической памяти? Задание 10       Внимательно перечитайте последнюю строфу стихотворения: Все, что на свете сделано руками, Рукам под силу обратить на слом, Но дело в том, Что сам собою камень, — Он не бывает ни добром, ни злом.       Что привносят в общее звучание стихотворения заключительные строки о бесстрастии камня как материала «рукотворной» истории? Каковы авторские критерии добра и зла применительно к сущности исторического прогресса? «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом...») (1965)       «...Цикл „Памяти матери“ — это не только цикл стихов о ее смерти, это цикл стихов о памяти   всей   жизни,   времени,   о важных   судьбах   человеческих   и   народных,   о силе   и смысле жизни». А. В. Македонов. Творческий путь Твардовского, 1981 Задание 11       «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не  без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских  интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее  до слез трогал звук пастушьей трубы где­нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и  болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах  первого молодого сена, вид какого­нибудь одинокого деревца и т. п.». А. Т. Твардовский. Автобиография, 1965       Как воспоминания поэта о матери перекликаются с ее воспоминаниями о жизни и быте  переселенцев в эпоху коллективизации? Что более всего угнетало и мучило  впечатлительную, «не без сентиментальности», крестьянскую женщину в северном  спецлагере для раскулаченных? Задание 12 Обратите внимание на лексико­интонационный строй стихотворения. Как соотносятся  в нем авторские интонации и речь матери, ее скорбно­сдержанные жалобы («уж больно  было», «ни даже тебе», «так­сяк», «и хоть бы — а то»)? Как в стихотворении развивается  тема трагической судьбы крестьянства, оторванного от родных корней волей «отца  народов»? Задание 13       Вдумайтесь в смысл строк заключительной строфы стихотворения: И не в обиде. И не все ль равно, Какою метой вечность сверху мечена.       Что общего между этими размышлениями о вечности и проблематикой рассмотренного выше стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента...»? Как связаны между собою память   нации   и   память   рода,   семьи?   Что   для   автора   является   наиболее   надежным критерием в оценке событий прошлого? ПОЭМА «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» (1941—1945) Творческая история поэмы       «„Василий Теркин“ <...> известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но „Вася Теркин“ был известен еще с 1939—1940 годов — с периода финской кампании. <...>       Как­то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что­нибудь вроде „уголка юмора“ или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. <...> И вот мы, литераторы,   работавшие   в редакции   „На   страже   Родины“,   решили   избрать   персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. <...> Кто­то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были   предложения   назвать   Ваней,   Федей,   еще   как­то,   но   остановились   на   Васе.   Так родилось <...>       Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить „Василия Теркина“. Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро   дописались   главы   „На   привале“,   „Переправа“,   „Теркин   ранен“,   „О награде“, лежавшие   в черновых   набросках.   <...>   Перемещение   героя   из   обстановки   финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение». имя.   это     А. Т. Твардовский. Как был написан «Василий Теркин», 1951—1966 О жанре «Василия Теркина»       «Жанровое   обозначение   „Книги   про   бойца“,   на   котором   я   остановился,   не   было результатом   стремления   просто   избежать   обозначения   „поэма“,   „повесть“   и т. п.   Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все­таки выходило, и это нечто я обозначил „Книгой про бойца“». А. Т. Твардовский. Как был написан «Василий Теркин», 1951—1966       «„Книгу про бойца“ можно было бы назвать своеобразным „дневником писателя“». А. М. Турков. Открытое время, 1975       «„Василий Теркин“ был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой,  песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Ал. Михайлов. Лирическая тема, 1963 Задание 14       Сопоставьте авторское определение жанра «Василия Теркина» и наблюдения  исследователей. Противоречат ли они друг другу? Каково ваше понимание жанровой  природы «Книги про бойца»? Примите во внимание замечание Твардовского о том, что  слово «книга» в народном смысле «звучит по­особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный». О сюжете и композиции поэмы       «В „Теркине“ определился свободный сюжет, движимый самим „потоком жизни“». Е. П. Любарева. Поэма А. Твардовского «За далью — даль», 1962       «...Нарушая литературную традицию в развитии сюжета, Твардовский исходил из того,  что правда изображения войны требует широкого охвата материала, подчиненного общей  закономерности движения самой войны». П. Ф. Рощин. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин», 1956       «Стремление к решительной новизне, экстремальная военная ситуация и подсказали  Твардовскому ключ к новаторству: „книга про бойца, без начала, без конца“. И потому он  не томился сомнениями и опасениями, не смущало его отсутствие первоначального плана,  слабая связанность глав. Для него было важно иное — „надо писать о том, что горит, не  ждет“». Р. М. Романова. Александр Твардовский, 1989 Задание 15       Ознакомьтесь с высказываниями исследователей о сюжетно­композиционных  особенностях поэмы. Принимая во внимание наличие «свободного» сюжета, попытайтесь  найти то общее, что связывает внешне разрозненные главы «Василия Теркина». Заложен ли  в сюжетно­композиционной структуре поэмы принцип поступательности и  симметричности? Обоснуйте свои наблюдения. Образ Василия Теркина «Василий Теркин стал любимейшим героем читателей — и не только литературным: во время   войны   многие   верили   в его   реальное   существование,   <...>   он   стал   еще   и нарицательным   образом —   именно   Василий   Теркин   наиболее   полно   воплотил   в себе лучшие черты советского воина — и разве только воина? Недаром автор настаивает на „обыкновенности“ своего героя, он в поэме не один, и там появляется еще один Теркин, и вообще, как и в шутку и всерьез говорит поэт: „По уставу каждой роте будет придан Теркин свой“». А. И. Кондратович. Александр Твардовский, 1978       «Поэт писал о человеке­народе». А. М. Абрамов. Лирика и эпос Великой Отечественной войны, 1975       «Заключительное как бы растворение образа главного героя к концу поэмы  подчеркивает возникновение Теркина из многоликой народной стихии и его возвращение  в нее при сохранении конкретности этой многоликости. И герой, и его автор становятся,  выражаясь словами Цветаевой, „всеми“, и в этом становлении раскрывается богатство  неповторимой личности не только героя поэмы, но и самого поэта как воплощения  всеобщей народной личности». А. В. Македонов. Творческий путь Твардовского, 1981 И скажу тебе, не скрою, — В этой книге, там ли, сям, То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. «Василий Теркин» («О себе») Задание 16         Используя приведенные выше цитаты, а также характеристику Теркина из разных глав поэмы,   обобщите   свои   наблюдения   над   главным   героем   «Книги   про   бойца» (с привлечением глав «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «О любви», «Смерть «Поединок»).       Согласны ли вы с мнением различных исследователей, выделяющих главу «Поединок» как идейно­композиционный центр поэмы? Каким предстает герой в этой главе (обратите внимание на соотношение конкретного и условно­обобщенного в описании рукопашного боя)?       Как   соотносятся   в поэме   автор   и   его   герой?   Что   можно   сказать   о взаимодействии лирического и эпического начал в «Книге про бойца»? воин», и     О языке и стихе поэмы       «...Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во  всем  и  какой  необыкновенный  народный,  солдатский  язык —  ни сучка  ни задоринки,   ни   единого   фальшивого,   готового,   то   есть   литературно­пошлого,   слова. Возможно,   что   он   останется   автором   только   одной   такой   книги,   начнет   повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за „Теркина“». И. А. Бунин — Н. Д. Телешову, 1947       «Честь вам и слава за этот простой народный язык. В нем и „серьез“, и юмор, и лирика.  Чудесно и трогательно». Н. Д. Телешов — А. Т. Твардовскому, 1947       «Интересно отметить, что хореическим размером написаны сказки Пушкина и „Конек­ Горбунок“ П. Ершова. Это до поэмы Твардовского единственные в русской поэзии большие произведения, написанные таким размером». П. Ф. Рощин. Поэма Твардовского «Василий Теркин», 1956 Задание 17       Проиллюстрируйте приведенные выше высказывания выдержками из текста поэмы.  Обратите внимание на идиоматические выражения, особенности диалога, синтаксические  параллелизмы, устойчивые лейтмотивы, характер рифмовки в «Василии Теркине».       Как вы понимаете суть авторского пожелания в финале поэмы? Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке...       В своем   отзыве   о «Василии   Теркине»   И. А. Бунин   прежде   всего   отметил   ощущение свободы, исходящее от этой книги. В чем, по вашему мнению, проявилась эта свобода? О значении творчества А. Т. Твардовского       «Народ   как   бы   заговорил   о себе   сам.   Такова   поэзия   Твардовского...   Сильная, полнокровная, не боящаяся грубой прозы жизни и в то же время необыкновенно сложная и тонкая». С. Я. Маршак. Служба жизни, 1964       «След напряженных размышлений писателя о жизни лежит на всем, что выходит из­под  его осмотрительного пера, не терпящего лишних и пустых слов». А. М. Турков. Александр Твардовский, 1970 «Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его эпическая  и лирическая, отчасти и драматическая история». А. В. Македонов. О Твардовском, 1971       «Есенин писал: „Я последний поэт деревни“. И почему­то подумалось, что Твардовский мог бы сказать: „Я последний поэт России“, именно России, а не СССР. Уйдет  Твардовский, и никто уже никогда не заговорит так по­русски душевно, с такими  переливами языка, ясного и точного, такими звуками родной речи, идущей с поля, от села». А. Н. Макаров. Критик и писатель, 1974 Задание 18       Ознакомившись с приведенными выше оценками творчества Твардовского, обобщите  свои наблюдения над его поэтикой. Какие традиции русской лирики нашли свое отражение  в поэзии Твардовского и в чем ее принципиальная новизна?       Кого из современных авторов можно было бы отнести к поэтическим преемникам  С. Есенина и А. Твардовского?

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского

Дидактический материал по творчеству А.Т.Твардовского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2017