Материал разработан с целью тренировки умений по определению ударения и предупреждения акцентологических ошибок. Дидактический материал состоит из трёх разделов:
1. Знакомство с понятием "ударение".
2. Стихотворения на запоминание ударения.
3. Задания(содержат 3 части):
1)Тестовые задания.
2) Задания, требующие краткого ответа.
3) Задания, требующие полного, развёрнутого раздела.
А так же материал содержит раздел "Ключи", чтобы обучающиеся могли выполнять самопроверку.
Будем говорить правильно.docx
Дидактический
материал
«Ударение»
для обучающихся начальных классов Содержание
Предисловие......................................................................................................................3
Раздел 1.............................................................................................................................4
Раздел 2.............................................................................................................................6
Раздел 3.............................................................................................................................9
Часть первая...................................................................................................................9
Часть вторая.................................................................................................................13
2 Предисловие
Дорогой друг!
Прежде чем, ты начнёшь работать с материалом, прочитай,
пожалуйста, инструкцию.
Все задания и упражнения, представленные в этом материале,
разработаны с целью закрепления и повторения темы
«Ударение».
Данный дидактический материал состоит из трёх разделов.
В первом разделе ты сможешь познакомиться с понятием
ударение.
Во втором разделе ты найдёшь стихотворения, которые помогут
тебе запомнить верное ударение в словах.
В третий раздел входят задания, с помощью которых ты
сможешь проверить свои знания. Раздел состоит из трёх частей,
в первой части находятся тестовые задания, во второй – задание,
требующие краткого ответа и в третьей – задания, требующее
полного, развёрнутого ответа.
3 Раздел 1.
Прочитай стихотворение:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет,
Звук получается гласный.
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников!
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно!
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
Прочитай сказку о молоточке.
Однажды на лесную полянку пришел мишка. Он походил по полянке и
никого не нашел. Мишка оставил свой след
, а сам ушел искать
друзей. Почему след остался такой? (Потому, что в слове мишка 2
слога).
В это время на полянку выскочил зайка. Он уже давно бегал по лесу в
поисках мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал,
что здесь был мишка. Зайка решил позвать его. «Мишка, мишка»,
кричал зайка. Но мишка не слышал. И тут зайке на помощь пришел
волшебный молоточек. Он ударил по одному слогу, и слог прозвучал
громкогромко и очень долго: «Мииииишка»! Мишка сразу услышал,
что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след мишки стал таким
.
4 Теперь зайка и мишка решили позвать остальных друзей. «Лисичка»,
кричали они. Но лисичка не отзывалась. Тогда зайка позвал волшебный
молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и
дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и ёжика, и волчонка, и белочку. И каждый раз
волшебный молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот
слог звучал очень громко и долго.
Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил молоточек за помощь.
Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь
Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим.
И, чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь
только гласные могут петь. А ещё я могу перепрыгивать с одного слога
на другой и изменять слова.
Что такое
ударение?
Ударение – это выделение
голосом одного из слогов в
слове
У Незнайки на уроке спросили: «Что такое
ударение?», а он не знал ответ, помоги ему, найди
определение в словаре и запиши его.
Ударение – это
5 Раздел 2.
Стихотворения на запоминание ударения
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, свёкла.
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворота.
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет документ.
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
Торты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты!
Красит стены нам маляр.
Полки делает столяр.
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – искра!..
Стол,
Нами
купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
Кухонный,
А вовсе не
Кухонный!..
Для строителей в момент
Машина привезет цемент.
Как работать неохота!
Одолела нас дремота.
Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
Мусоропровод.
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремень.
Чтоб скорей в библиотеке
6 Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
На полке сметана,
На полке творог.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начать.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...
Не налезли шорты –
Долго ели торты!
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шасси.
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзи.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник банты.
В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговор.
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломота.
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломоть.
Как у нашей Марфы
Все в полоску шарфы.
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождённый.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
Звонит звонарь,
Звонят в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щавель.
Мне купите сладкий торт,
Ну а лучше торты.
Самолёты прилетят
В аэропорты.
День отчётности настал,
Время закрывать квартал.
Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталог.
7 Красивее я буду всех,
И ждёт меня успех.
Сок я сливовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный.
Ничего мне не понятно.
У меня хороший друг,
Проводим вместе мы досуг.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи.
Телевизор всем
В подарок вручат.
Придут домой люди,
Телевизор включат.
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорит.
Природа красивой создана,
Нуждается в нашей защите она.
Повесьте жалюзи на окна,
Ведь это, вам скажу, удобно.
Стол кухонный купил мой брат.
Я покупке очень рад.
Петя – развитый ребёнок,
Французский знает он с пелёнок.
Русский язык – язык развитой,
Очень богатый,
Как жизнь он живой.
Я домой гусей гнала,
Я домой гусей звала,
Не послушались ведь гуси,
Улетели от бабуси.
Шарфами горло своё закрывайте,
И не болейте,
И не чихайте.
Посадила тётя Фёкла
В огороде столько свёклы!
Осенью всех позвала,
За день свёклу убрала.
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
8 Раздел 3.
Часть первая.
Прочитай задание и выбери один правильный вариант ответа, обведи
его в кружок.
Читай задание внимательно!
а)
1. В каком слове неверно выделен ударный гласный?
а) звонИм
б) пОртфель
в) шофЁр
2. Значение какого слова зависит от места ударения?
а) книга
б) тетрадь
в) кружки
г) доска
3. В каком слове ударение падает на третий слог?
а) Россия
б) Москва
в) диалог
4. В каком слове неверно выделен ударный гласный?
а) киломЕтр
б) свЁкла
в) пОнял
г) красивЕе
5. Найди слово, в котором ударение указано неверно.
а) бидОн
б) плитА
9 ударный гласный?
в) кондициОнер
6. В какой паре слов перенос ударения не меняет значения слова?
а) гвоздики – гвоздики
б) творог – творог
в) замок – замок
г) мука – мука
7. В каком слове неверно выделен
а) ветеринАр
б) крЕсло
в) щАвель
8. Отметь слово, в котором безударный гласный проверяется.
а) висеть
б) концерт
в) кирпич
9. Укажи слово, значение которого зависит от места ударения.
а) письмо
б) пригород
в) рисунок
г) замок
10. В каком слове неверно выделен ударный гласный?
а) цемЕнт
б) красИвее
в) звОнит
11. В каких словах безударная гласная в корне может быть проверена
словом горка?
а) горчица
б) гора
в) горевать
12. Отметь слово, в котором безударный гласный не проверяется.
10 а) газета
б) глотать
в) плясун
13. Укажи слово, значение которого зависит от места ударения.
а) сорняк
б) спутник
в) гвоздики
г) радость
14. На какой слог падает
а) на первый
б) на второй
в) на первый или второй
15. В каких словах безударная гласная в корне может быть проверена
ударение в слове стрелки?
словом дело?
а) деловой
б) деление
в) делить
16. В каком слове ударение падает на первый слог?
а) красивый
б) свёкла
в) банан
17. Выбери правильное продолжение утверждения:
Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так,
а) чтобы гласная слышалась ясно;
б) чтобы после безударной гласной стоял согласный;
в) чтобы безударная гласная стояла под ударением.
11 18. В какой строке ударение во всех словах падает на второй слог?
а) мороз, зима, метель, снег
б) тепло, лето, солнце
в) осень, листопад, урожай
г) весна, ручей, сосулька
12 Часть вторая.
Прочитай задание и выполни его.
Читай задание внимательно!
1. Поставь ударение в следующих словах.
Шофер, поняла, понять, свекла, договор, торты, статуя, алфавит,
цепочка, щавель, крапива, красивее.
2. Расположи слова по
ударением на 1ом
2ом слоге, и так далее
порядку: сначала с
слоге, затем с ударением на
по возрастанию.
а) кукуруза
б) шалость
в) библиотека
г) брусника
1.
2.
3.
4.
3. Расположи слова по порядку: сначала с ударением на 4ом слоге, затем
с ударением на 3ом слоге, и так далее по убыванию.
а) королевство
б) стая
в) колокола
1.
2.
3.
4.
13 г) гостиница
4. Посмотри на картинки и подпиши их. Поставь в каждом слове
ударение.
5. Придумай и запиши по одному слову в каждый столбик таблицы,
поставь в каждом слове ударение.
Ударение
на 1ый слог
Ударение
на 2ой слог
Ударение
на 3ий слог
Ударение
на 4ый слог
6. Подбери и напиши в каждую строчку по одному слову, в которых:
а) три слога и ударение падает на второй слог
14 б) два слога и ударение падает на первый слог
7. Обозначь в словах ударение. Подчеркни ударный слог.
Арбузы, банты, звонить, торты, щавель.
8. Прочитай предложение. Обозначь в словах ударение. Раздели слова
вертикальными чёрточками на слоги.
Сегодня чудесное зимнее утро.
9. Напиши слово, в котором два слога, но перенести части этих слов с
одной строки на другую нельзя (пример: урок). Обозначь ударение и
подчеркни ударный слог.
10.
Обозначь в словах ударение.
Звонить, клеить, щавель, торты, краны, шарфы.
11.
Раздели слова на слоги, и поставь ударение в каждом слове.
Королева, сом, кролик, ветеринар, жираф, письма.
12.
Прочитай стихотворение, как ты думаешь, ошибёшься ли ты в
постановке ударения в подчёркнутых словах? Поставь ударение в
каждом слове.
Как будильник зазвонит,
Мама свет у нас включит.
И теперь я точно знаю:
В школу я не опоздаю.
15 13.
Выдели слова, в которых ударение падает на первый слог:
а. магазин
б. ширина
в. щавель
г. машина
д. позвонишь
е. кусты
ж. алфавит
з. лисица
и. свекла
к. звонят
14. Напиши слова, которые ты видишь на картинке, поставь в них
ударение.
16 Часть третья.
Прочитай задание и выполни его.
Читай задание внимательно!
1. Придумай предложение со словом, изображённым на картинке. Поставь
ударение в каждом слове.
2. Посмотри внимательно на картинки. Подпиши их и поставь ударение.
а) б)
Придумай и запиши предложение с каждым словом.
а)
б)
Напиши, что особенного ты заметил.
3. Прочитай слова, поставь в них ударение.
Королева, вода, автозавод, снежинка, дождь, дельфин, телевизор,
кровать, шкаф, аэропорт, кружка, ветеринар.
Распредели слова по столбикам таблицы.
Ударение
на 1ый слог
Ударение
на 2ой слог
Ударение
на 3ий слог
Ударение
на 4ый слог 4. Прочитай слова, поставь ударение в каждом слове.
Россия, русский, россияне.
Составь схему к каждому слову.
1)
2)
3)
5. Прочитай слова и поставь в них ударение.
Весна, дома, совы, реки, грачи, луга.
Подумай, на какие 2 группы ты можешь их разделить?
Распредели слова по двум столбикам и дай название каждому столбику.
6. Придумай слово с ударением на 3ем слоге, запиши его и поставь ударение.
Составь с этим словом предложение и запиши его.
7. Посмотри внимательно на картинки. Подпиши их и поставь ударение. а)
б)
Придумай и запиши предложение с каждым словом.
а)
б)
8. Найди слова, которые спрятались в этой змейке букв, запиши их и поставь
ударение.
сеносорогородеждалекозёлкапусталисман
Подсказка: первое слово начинается с буквы С, все последующие слова
начинаются с последних двух букв предыдущего слова. Выделенная буква
это конец одного слова.
9. Посмотри внимательно на картинки. Подпиши их и поставь ударение.
а)
б)
Придумай и запиши предложение с каждым словом.
а)
б)
10.
Посмотри на картинку. Найди на картинке слово, в котором меньше
слогов. Придумай с этим словом предложение и запиши его. Прочитай предложение, обозначь ударение в каждом слове.
11.
Зима была холодная и морозная, частенько была метель, поэтому лежали
большие сугробы.
Напиши, что особенного ты заметил в этом предложении?
12.
Придумай и запиши предложение, в котором ударение в каждом слове
будет падать на первый слог, поставь ударение во всех словах.
13.
Напиши слова, смысл которых зависит от места ударения. Запиши оба
варианта слова и поставь ударение.
Например: атлАс – Атлас
14.
Придумай два слова, в которых ударение падает на второй слог,
придумай с этими словами предложения и запиши их.
а)
б)
15.
Отгадай слово, которое зашифровано в ребусе, придумай и запиши с
этим словом предложение, поставь ударение во всех словах. 16.
Отгадай слово, которое зашифровано в ребусе, придумай и запиши с
этим словом предложение, поставь ударение во всех словах.
17.
Отгадай слово, которое зашифровано в ребусе, запиши его и нарисуй к
этому слову схему.
18. Напиши слова. Гласную, на которую падает ударение, напиши с большой буквы.
Пример: жалюзи — жалюзИ
гражданство
договор
каталог
алфавит
магазин
приговор
свекла
начали
звонить
кресло
19. Распредели слова по столбикам таблицы.
Слова: километр, медикаменты, начать, каталог, красивее, квартал, нефтепровод, банты,
ворота, газопровод, портфель. На 1ый
На 2ой
На 3ий
На 4ый
20. Допиши слова по смыслу, расставляя ударения. А поможет тебе в этом рифма.
Самолетом правит лётчик.
Трактор водит тракторист.
Электричку – машинист.
Стены выкрасил____________________.
Доску выстругал____________________.
В доме свет провел__________________.
В шахте трудится____________________.
В жаркой кузнице____________________.
Кто все знает________________________!
21. Отгадай загадки, запиши отгадки и поставь в них ударение.
1) Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
2) Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
3) Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуйка, поставька
Нам другое ударение.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
22. Закончи стихотворения и поставь ударение в выделенных и дописанных тобой словах.
1) Там бывает мелко,
Где речная стрелка,
И верная рука,
У меткого____________________.
2) Хорошие шины
У нашей машины, И чудно украшены
Куколки_________________________.
3) Известно нам, что пора –
Мельчайшая дыра,
И что наступит скоро
Весёлая________________________.
4) Ты иди к доске, милок,
И бери любой мелок,
Напиши нам смело –
Пруд у дома_____________________.
5) Вот и солнышко зашло
За лесок и за село,
Только люди, то и дело,
Говорят, что солнце________________.
6) На холме высоком самом
В старину построен замок,
Я попасть в него бы мог,
Но закрыт он на____________________.
7) Мы рыбачим у леска,
Там глубокая река,
Мы не тянем рыбу резко,
А не то – порвётся__________________.
8) Не ходи ты на заре
К заколдованной горе,
Что стоит почти у моря,
А не то – случится___________________.
9) И все враги твои не сгинут,
И все страданья не пройдут,
И страхи жуткие не минут
Всего за несколько____________________.
23. Расставь ударение, в этом тебе поможет рифма.
Выполняя договоры,
Инженеры и шоферы,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы... 24. Прочитай стихотворение «Рассказ школьного портфеля».
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил,
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Запиши слова, в которых, в стихотворении неправильное ударение и поставь ударение
правильно.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ Ключи к третьему разделу.
Проверь, насколько правильно ты выполнил предложенные тебе
задания, если ошибок будет много, то снова поработай с предыдущими
разделами.
Часть 1:
1б), 2в), 3в), 4г), 5в), 6б), 7в), 8а), 9г), 10в), 11б), 12а), 13в), 14в), 15
а), 16б), 17в), 18г)
Часть 2:
1. Шофёр, поняла, понять, свёкла, договор, торты, статуя, алфавит, цепочка,
щавель, крапива, красивее.
1.
2.
3.
4.
2.
3.
шалость
брусника
кукуруза
библиотек
а
1.
колокола
2.
королевство
3.
гостиница
стая
4.
4.
1)
2) миксер
3) плита
4) микроволновка
5) хлебница
холодильник
7. Арб узы, б анты, звон и ть, т о рты, щав е ль.
8. Се|год|ня чу|дес|ное зим|не|е ут|ро.
10.
Звонить, клеить, щавель, торты, краны, шарфы.
11.
Ко|ро|ле|ва, сом, кро|лик, ве|те|ри|нар, жи|раф, пись|ма. 12.
Как будильник зазвонит,
Мама свет у нас включит.
И теперь я точно знаю:
В школу я не опоздаю.
13.
и. свёкла
14. Свёкла, малина, вишня
Часть 3:
2. а) замок; б) замок
Оба слова пишутся одинаково.
3. Королева, вода, автозавод, снежинка, дождь, дельфин, телевизор, кровать,
шкаф, аэропорт, кружка, ветеринар.
Ударение
на 1ый
Ударение
на 2ой слог
Ударение
на 3ий слог
Ударение
на 4ый слог
слог
дождь
шкаф
кружк
а
вода
снежинка
дельфин
кровать
королева
телевизор
автозавод
аэропорт
ветеринар
4. Россия, русский,
россияне.
1)
2)
3)
5. Весна, дома, совы, реки, грачи, луга.
Ударение на 1ый
Ударение на 2ой
слог
совы
реки
слог
весна
дома
грачи
луга
7. а) гвоздики; б) гвоздики
8. Сено, носорог, огород, одежда, далеко, козёл, ёлка, капуста, талисман. 9. а) стрелки; б) стрелки
10. Морковь
11. Зима была холодная и морозная, частенько была метель, поэтому лежали
большие сугробы.
Во всех словах ударение падает на второй слог.
13. Ирис – ирис, замок – замок, гвоздики – гвоздики, козлы – козлы, стрелки –
стрелки, мука – мука, кружки – кружки.
15. Деревня.
16. Столяр.
17. Ножницы.
18.
гражданство
граждАнство
договор
каталог
алфавит
магазин
приговор
свекла
начали
звонить
кресло
договОр
каталОг
алфавИт
магазИн
приговОр
свЁкла
нАчали
звонИть
крЕсло
19.
На 1ый
банты
На 3ий
километр
каталог
На 4ый
Медикаменты
Нефтепровод
газопровод
На 2ой
начать
красивее
квартал
ворота
портфель 20. Самолетом правит лётчик.
Трактор водит тракторист.
Электричку – машинист.
Стены выкрасил маляр.
Доску выстругал столяр.
В доме свет провел электрик.
В шахте трудится шахтёр.
В жаркой кузнице кузнец.
Кто все знает молодец!
21.
1) Ирис – ирис.
2) Атлас – атлас
3) Козлы – козлы.
22.
1) Стрелка – стрелка.
2) Машины – Машины.
3) Пора – пора.
4) Мелок – мелок.
5) Село – село.
11)
23. Выполняя договоры,
12) Инженеры и шоферы,
13) Столяры и маляры –
14) Потрудились все на славу,
15) Чтоб за месяцы зимы
16) Возвести домов кварталы...
24. Магазин, стаканы, свеклу, Петя.
17)
6)
7) Замок – замок.
8) Леска – леска.
9) Горе – горе.
10) Минут – минут 18)
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Дидактический материал "Ударение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.