МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И «ЗНАК ПОЧЁТА» ФЁДОРА ФЁДОРОВИЧА МУКОВОЗА
ХУТОРА ХАНЬКОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ)
К УРОКУ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СВЯЗЬ БИОЛОГИИ
С ДРУГИМИ НАУКАМИ (МАТЕМАТИКА, ГЕОГРАФИЯ И ДР.)»
БИРЮЧИНСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ, БИОЛОГИИ,
КУБАНОВЕДЕНИЯ МБОУ ООШ № 21
х. ХАНЬКОВ, 2022 г
Пояснительная записка
Представленный методический материал соответствует требованиям обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлен на основе системно-деятельностного подхода. В методическом пособии представлены примерные задания к теме урока для обучающихся 5 класса «Связь биологии с другими науками (математика, география и др.)». В УМК по биологии для 5-х классов, допущенных к использованию в 2022-2023 учебном году, данная тема отсутствует. Именно это обстоятельство и послужило мотивацией для создания данного методического пособия. Пособие отражает межпредметные связи биологии с другими естественными науками и математикой, заставляет учащихся давать свои пояснения при выборе ответа, что в современном подходе к обучению выходит на ведущие позиции.
Все предложенные в данном пособии задания разработаны в соответствии с ФГОС и также направлены на развитие естественно-научной грамотности обучающихся. Представленный материал позволяет раскрыть базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов, выявлять закономерности и противоречия в фактах, делать самостоятельные умозаключения. Информация в заданиях предложена в разных формах: текстовая, табличная форма, работа с картинками, перевод текстовой информации в иной вид (тезисный план, синквейн, построение диаграммы, рисунок и др). Пособие позволит учителю организовать и включить в учебную деятельность обучающихся с разной мотивацией и разным уровнем подготовки и способностей. Задания имеют разный уровень сложности, что позволяет каждому обучающемуся быть успешным при их выполнении. Формы изложения материала заданий разнообразны и соответствуют типовым заданиям, с которыми обучающиеся встречаются при подготовке и выполнении ВПР по биологии, а в дальнейшем и при подготовке и сдаче ГИА по биологии. Это позволит учителю расширить область их использования, выходя за рамками урочной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Биология + география
1. Соотнеси животное и место его обитания:
А. Кенгуру |
1.Побережье Северного Ледовитого океана |
Б. Северный олень |
2. Тундра |
В. Белый медведь |
3. Антарктида |
Г. Пингвин |
4. Австралия |
Д. Жираф |
5. Африка |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
2. Почему белые медведи живут на побережье и не уходят далеко от океана? Ответ поясните.
Ответ: (основной пищей белых медведей является мясо тюленей, морских котиков, нерпы)
Какая наука даст ответ на эти вопросы? (география)
3. Распределите фотографии животных по природным зонам:
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
природная зона |
фотографии животных |
зона тундры |
|
зона тайги |
|
зона пустынь |
|
зона степей |
|
зона смешанных и широколиственных лесов |
|
4. «Найди ошибку». В каждой природной зоне укажи ошибочно расположенную фотографию (поставь рядом с ошибочной фотографией любую метку)
природная зона |
фотографии животных |
зона тундры |
|
зона тайги |
|
зона пустынь |
|
зона степей |
|
зона широколиственных лесов |
|
С какой из естественных наук связаны задания 3-4? (география)
5. Какой вид пищевых продуктов наиболее характерен для жителей Японии:
а) мясная пища б) растительная в) морепродукты г) всё перечисленное
Объясните свой выбор.
6. Таблица «Место расположения устьиц на листе у растений»
Устьица- приспособления у растений для дыхания
название растения |
количество устьиц на 1 кв мм |
место произрастания |
|
верхняя часть листа |
нижняя часть листа |
||
кувшинка |
625 |
3 |
водоёмы |
дуб |
0 |
438 |
смешанный лес |
яблоня |
0 |
248 |
плодовый сад |
овёс |
40 |
47 |
поле |
молодило |
11 |
14 |
каменистые сухие места |
1) У каких растений устьица расположены только на нижней части листа?
2) У водных растений на какой поверхности расположены устьица?
3) Чем можно объяснить такое расположение устьиц?
Биология + литература
7. Вставь в пословицу или поговорку название животного:
1) Слово – не ____________, вылетит- не поймаешь. (воробей)
2) ___________ ноги кормят. (волка)
3) Всякий __________ своё болото хвалит. (кулик)
4) Лучше ___________ в руках, чем ___________ в небе. (синица, журавль)
5) Бьётся, как ________ об лёд. (рыба)
6) Как с ________ вода. (гуся)
7) Знает _______, чьё мясо съела. (кошка)
8. Определить описанное время года в стихотворениях, подчеркнув «подсказки» в тексте:
1) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) ____________(осень)
2) Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса, (А.
Пушкин) _____________ (осень)
3) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А.
Пушкин) ________ (зима)
4) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
_______________ (весна)
5) Вот уж вечер.
Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве. (С. Есенин)
_________________ (лето)
В какой науке нашли отражения эти времена года? (литература)
Выполните рисунок к понравившемуся четверостишью (по желанию).
Биология + химия
9. Подумайте, что может объединять эти биологические объекты:
Ответ: наличие кислоты
10.Какая кислота содержится в каждом из представленных биологических объектов?
яблочная лимонная щавелевая муравьиная аскорбиновая
Какая наука изучает особенности каждой из этих кислот? (химия)
11. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (соляная)
12. Почему на месте укуса муравья появляется жжение?
Ответ: в состав слюны муравья входит муравьиная кислота.
13. Как можно объяснить тот факт, что в дикой природе собаки залечивают свои небольшие раны зализыванием?
Ответ: в состав слюны собаки входят антимикробные белки, которые помогают очищать раны и предотвращать инфекции
14. Используя табличные данные, выполните следующие задания:
«Относительное содержание основных химических элементов»
химический элемент |
содержание в % |
||
растения |
животные |
Солнце |
|
водород |
10 |
10 |
87 |
углерод |
3 |
18 |
0,33 |
кислород |
79 |
65 |
0,25 |
гелий |
0 |
0 |
13 |
1) У каких групп объектов выявлено сходство химического состава?
Ответ: растения-животные
2) Доля какого химического элемента в живых организмах наибольшая?
3) Содержание какого химического элемента в составе Солнца наибольшая? Наименьшая?
4) Какой химический элемент отсутствует в живых организмах?
5) Расположите в порядке возрастания химические элементы, входящие в организм животных.
6) Расположите в порядке убывания химические элементы, входящие в организм растений.
7*) Расположите в порядке возрастания химические элементы, входящие в состав Солнца.
8*) Постройте столбчатую диаграмму, расположив в порядке возрастания химические элементы в любой из 3 представленных групп (по выбору ученика)
Биология + математика
15. Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы:
название рыб |
% белков |
% жиров |
калорий в 100 г |
вобла |
18 |
2,8 |
95 |
шпрот |
17 |
7,6 |
136 |
лосось |
24 |
12 |
200 |
стерлядь |
17 |
6 |
116 |
карп |
20 |
1,5 |
94 |
карась |
17 |
0,5 |
74 |
окунь |
17 |
0,6 |
73 |
1) Какая рыба наиболее богата белками?
2) Каких рыб вы бы посоветовали человеку, который решил похудеть, включить в свой рацион?
16. Пользуясь данными таблицы «Соотношение компонентов в общей массе дерева (в %)», ответьте на вопросы:
густота насаждений (количество деревьев на гектар леса) |
ствол |
хвоя |
ветви |
100 |
58,9 |
13,2 |
8,9 |
185 |
63,7 |
14,2 |
7,7 |
400 |
66,4 |
10,0 |
6,3 |
1) В посадке какой густоты, процент хвои наиболее высокий? (185)
2) Если найти сумму компонентов по каждой строке, то 100 % не получится. Показатели какой части растения не учтены в этой таблице? (корня)
17. Используя табличные данные, определите,
1) Какой вид пищи наиболее калорийный?
в 100 граммах |
количество килокалории |
белки |
410 |
жиры |
930 |
углеводы |
410 |
2) Назовите несколько продуктов (3-4) с высоким содержанием жиров.
3) Приведите 2-3 примера белковых продуктов.
18. Используя табличные данные, ответьте на вопросы:
«Как зависит продолжительности жизни людей от калорийности пищи»
территория проживания людей |
потребляемое количество калорий в день |
примерная продолжительность жизни (у мужчин) |
примерная продолжительность жизни (у женщин) |
Европа |
3314 |
77 |
83 |
США |
3770 |
75 |
80 |
Япония |
2761 |
79 |
86 |
1) Жители какой территории имеют наибольшую продолжительность жизни?
2) На сколько калорий в день европеец употребляет меньше, чем житель США?
3) Расположите территории проживания людей по увеличению калорийности потребляемой пищи. Постройте столбчатую диаграмму.
Задания на проверку сформированности функциональной грамотности
19. Прочитайте текст. Выпишите номера предложений, распределив их по наукам, изучающим особенности белого медведя.
(1) Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. (2) Рост белого медведя в холке достигает 1,5 м. (3)Чаще всего вес самца составляет 400-500 кг, длинна 2-2,5 м. (4)Самки по габаритам значительно уступают самцам.(5) Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. (6) Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира до 13 см. (7) Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать. (8) Образ жизни у белых медведей кочующий. (9) В летний период уходят ближе к полюсу, а зимой возвращаются на юг ближе к материку. (10) Зимой белые медведи впадают в спячку. (11) Спят белые медведи в берлогах на архипелаге Земля Франца-Иосифа и острове Врангеля. (12) Едят, в основном мясо моржей, тюленей, нерпы.
Математика: _________ (2,3,4,6)
Физиология: _________ (1,5,6,7, 8,10,12)
География: ___________ (9,11)
20. Используя текст про белого медведя, выберите из приведённого ниже списка верные утверждения, относящиеся к его описанию.
1) Рост белого медведя более 2 м.
2) Свою пищу добывает в воде.
3) Зимой может впадать в спячку.
4) С этим животным охотник может встретиться в тайге.
5) Белый медведь- хищник.
6) Самка крупнее самца
21. Известно, что рис — влаголюбивое растение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
1) Рис растёт в Юго-Восточной Азии.
2) Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой.
3) Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад.
4) Рассаду высаживают прямо в воду.
5) Из семян риса производят муку, крупу, крахмал; из соломы — бумагу, картон, плетёные изделия.
Ответ: 2;4
22. Выберите один правильный ответ:
1) В переводе эта наука звучит как «землеописание»:
а) геология б) география в) физика г) анатомия
2) Наука, используемая при проведении метода измерения:
а) физика б) история в) математика г)география
3) Наука, изучающая физические явления и процессы в живой и неживой природе:
а) биология б) химия в) география д) физика
4) Наука, изучающая химический состав клеток:
а) биология б) химия в) физиология г) география
5) Биология входит в семью:
а) естественных наук б) гуманитарных наук в) математических наук
23. Прочитай текст.
Пингвины.
(1)Это древняя обособленная группа птиц. (2) Крылья превращены в ласты, покрытые чешуевидными перьями. (3)На лапах имеются перепонки, хвост служит рулём. (4)На берег или лёд выходят прыжком. (5)Распространены на берегах Антарктиды, на островах южного побережья Австралии, Африки и Южной Америки. (6)Самка, отложив яйцо, передаёт его самцу, который его насиживает 65 суток, держа на лапах, и прикрывает кожистой складкой живота. (7)За это время самец теряет до 40 % от своей массы. (8)Птенцы вылупляются зрячими, покрыты густым пухом. (9)Птицы питаются рыбой, ракообразными, головоногими моллюсками.(10)Самым крупным является императорский пингвин. (11)Длина тела может достигать до 120 см, а масса - до 42 кг.
(Биологический энциклопедический словарь)
(К данному тексту можно предложить задания любого уровня сложности и содержания. Всё зависит от творчества учителя и уровня подготовки обучающихся.)
1) Используя текст «Пингвины», распределите номера предложений, по естественным наукам: география, зоология, математика, анатомия, орнитология, физиология.
2) Составь тезисный план к данному тексту.
3) Составь синквейн к данному тексту:
1 существительное____________
2 прилагательных ______________
3 глагола _____________________
Предложение из 4-5 слов о существительном________________________
Существительное-синоним___________________________.
Проиллюстрируй (по желанию) данный вид работы.
4) Отметь верные (+) и неверные (-) утверждения о пингвинах.
· На берег или лёд выходят прыжком.
· Птенцы питаются растительной пищей.
· Самка, отложив яйцо, сама насиживает его.
· На лапах имеются перепонки, хвост служит рулём.
· Самец насиживает яйцо, держа на лапах, и прикрывает кожистой складкой живота.
· Птенцы покрыты густым пухом.
· Распространены только на берегах Антарктиды.
· Самым крупным является галапагосский пингвин.
· Птицы питаются рыбой, ракообразными, головоногими моллюсками.
5) Какая особенность организма, не указанная в данном тексте, позволяет этим птицам жить в условиях очень низких температур?
6) «Восстанови текст».
Крылья у пингвинов превращены _____________. На лапах имеются ____________, хвост служит рулём. Распространены на берегах ____________________, на островах южного побережья Австралии, _________________ и Южной Америки. Птенцы вылупляются _________________, покрыты густым _____________. Самым крупным является ________________________ пингвин.
7) Вспомните названия мультфильмов (художественных фильмов), в которых пингвины являются героями.
8) Найди ошибки в предложенном тексте, зачеркни их.
Пингвины встречаются повсеместно. Крылья превращены в ласты, покрытые чешуевидными перьями. На лапах имеются перепонки, хвост служит рулём. Распространены на берегах Антарктиды, на островах южного побережья Австралии, Африки и Южной Америки. Самка, отложив яйцо, сама насиживает его. Птенцы питаются растительной пищей.
Перепиши исправленный текст.
Выполни рисунок (по желанию) к исправленному тексту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.