Дидактическое пособие "Умная сумочка"

  • docx
  • 07.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала умная сумочка.docx

МОУ «Бендерский детский сад №43»

 

 

 

 

 

«Умная сумочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: воспитатель

МОУ «Бендерский детский сад №43»

И.М.Нагорняк

II кв. категория

 

 

 

 

 

2023г.

Дидактическое пособие - Умная сумочка

 «Сенсорика. Количество и счет»

 

   Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста, позволяют развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификацию, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

   Дидактическое пособие предназначено для детей 3–5 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи: Обучающие:

1.     Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

2.     Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;

3.     Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Развивающие:

1.     Развивать познавательные интересы;

2.     Развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения, обогащать чувственный опыт;

3.     Развивать любознательность;

4.     Развивать воображение и творческую активность;

5.     Развивать внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;

2.     Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.

Ценность методического пособия:

Многофункциональное пособие – «Умная сумочка» – используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;

«Умная сумочка» удобна в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения;

За счет того, что все листы книги – отдельные, книга – с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений пособие можно будет использовать и с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Описание пособия:

Пособие представляет собой педагогическую сумочку, состоящую из  мягких страниц, изготовленных из ткани и фетра. Включает в себя съёмные детали, которые ребенок сам может перемещать в нужное поле. Детали имеют различные виды крепления: пуговицы, прищепки, липучки, ленточки, застёжки.

Методические приёмы работы с дидактическим пособием

Работу с данным дидактическим пособием рекомендуем проводить в три этапа:

1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.

2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.

3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данными пособиями, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Варианты игровых заданий разделены на блоки.

Блок №1 «Количество и счет»

Дидактическая игра «Сосчитай овощи на грядке»

Цель: Учить детей считать в пределах 5; закреплять знания цифр в пределах 5; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу;

Материал: Панно с 5 карманами, овощи (капуста, помидоры, огурцы, перец, морковь)

Первый вариант игры: Взрослый показывает цифру и предлагает положить в корзинку столько же овощей.

Второй вариант игры: Каждый ребенок произвольно складывает овощи в кармашки, а затем отвечает на вопрос взрослого, сколько он собрал в кармашке овощей.

Третий вариант игры: Взрослый показывает цифру, например, 3 и предлагает ребенку собрать на один овощ больше, то есть четыре; или на один меньше, то есть два.

Правила игры: ребенок должен быть внимательным, пользоваться своими фигурками и своей карточкой в игре, хорошо считать.

Дидактическая игра «Зайка собирает овощи».

Цель: Обучение детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше - меньше», «много - мало».

Материалы и оборудование: Овощи из фетра одинакового размера, но разного цвета, 5 кармашков, игрушечный зайка.

Содержание: Разложите на столе овощи. Один ребенок собирает капусту, другой -морковь, огурцы. Посчитайте их. Потом сравнить, у кого овощей больше. Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Обыграть ситуацию можно и с зайчиком.

Дидактическая игра «Помоги собрать урожай».

Цель: Развитие умений классифицировать.

Материалы и оборудование: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

Содержание: Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую - овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

 

Дидактическая игра «Сказочный поезд»

Цель: упражнения детей в прямом и обратном счёте до 10, закрепление знаний о цифрах до 10

Материалы и оборудование: Из фетра вырезается силуэт поезда с вагонами, на каждом вагоне имеется кармашек для цифры.

Ход игры: Некоторые вагоны потеряли свои цифры. Детей просят помочь вагончикам и подобрать нужную цифру.

Игра с поездом подойдёт для изучения и закрепления порядкового счёта.

 

Дидактическая игра: «Отгадай число».

Цель: подготовка детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; закрепление навыков определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

 

Дидактическая игра «Сосчитай и покажи загаданное число»

Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.

Игровой материал представляет собой полотно с цветком и с десятью лепестками, на лепестках изображены цифры, которые нужно поставить в порядке возрастания.

Ход игры: Дети, сегодня у нас в гостях Петрушка, он просит помощи. Ребята из соседнего детского сада подарили ему картинку с цветком, а у цветка все лепестки перепутались. Давайте поможем Петрушке, сосчитаем и подберем нужную цифру и поставим правильно.

Блок №2 «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Черепашка, матрешка, домики»

Цель: Обучение умению различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. Удерживать в памяти свойства геометрических фигур.

 

Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадала»

Цель: Упражнения детей в назывании геометрических фигур. Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию. Материал: геометрические домики

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек. Ребенок находит нужную карточку и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какую-либо геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материалы и оборудование: фланелеграф, геометрические фигуры.

Ход игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Блок №3 «Цветовосприятие»

«Радуга - Павлин»

Цель: Закрепление умений отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»

Материалы и оборудование: картинка павлина с разноцветным хвостом и семь кругов разных цветов из фетра;

Правила игры: 1 способ: ребенок может самостоятельно откреплять и прикреплять различные предметы и называть их, либо воспитатель называет предмет, который надо открепить.

2 способ: ребенок должен подобрать цвета кругов к цветам хвоста павлина.

3 способ: проговаривать количество кругов, отставших на картинке (один, много, не одного).

Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящую из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.

 

Дидактическая игра «Цветное мороженое»

Задачи:

• обогащать знания детей о цвете, о количестве (один, много);

• обогащать словарь существительными – названиями цветов и прилагательными, обозначающими вкус мороженого (банановое, малиновое и пр.);

• развивать быстроту реакции, внимания и мышления.

При работе с данным пособием ребенок должен выполнять следующие игровые действия: найти мороженое названного цвета; названного вкуса, определить, много или один фрукт (ягода) потребовалось для изготовления.

 

Блок №4 «Сенсорика»

Дидактическая игра «Забавные прищепки»

Цели: Обучение детей умению правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

• Развитие мелких движений рук, координации действий обеих рук, зрительного восприятия, внимания, памяти.

• Воспитание эмоционального отношения к результатам своего труда, усидчивости, терпения.

Материалы и оборудование: Деревья на основе из фетра, по краю которых наклеены две шерстяные нити; набор цветных прищепок.

Ход игры: Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть-закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.

Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материалы и оборудование: Прищепки

Ход игры: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Дидактическая игра «Веселая гусеница»

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук, а также логики и мышления.

 

Дидактическая игра «Помоги жирафу»

Задачи: развивать мелкую моторику рук, обогащать сенсорный опыт детей, формировать коммуникативные навыки, доброжелательные взаимоотношения во время игры.

 

Дидактическая игра «Еж»

Задачи: Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность. Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать. Продолжать учить основные цвета - красный, желтый, зеленый. Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету.

 

Заключение

Дидактические игры, являются эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.