Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая программа для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии.
Программа составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
В нее вошли пять блоков:
1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.
2. Блок обследования просодической стороны речи.
3. Блок обследования звукопроизношения.
4. Блок обследования фонематического слуха.
5. Блок обследования связной речи.
По каждому блоку проведён количественный и качественный анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.
Блок Ι. Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры.
1. Общая моторика.
· Постой на одной ноге: левой, правой.
· Попрыгай на двух ногах с продвижением.
· Подбрасывай и лови мяч.
· Походи на одном месте.
· Поднимись и спустись по ступенькам лестницы
Оценка:
4балла – все задания выполняются правильно;
3балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;
1балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;
0 баллов – задание не выполняется.
2. Тонкая моторика
· Сложи первый и второй пальцы в кольцо (По подражанию). Вытяни второй и третий пальцы. «Сделай зайчика»
Вытяни второй и пятый пальцы. Сделай «козу рогатую».
· Делай как я. (Ребенку последовательно предлагается повторить за логопедом позицию пальцев. Поочередно обследуются две руки)
Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? (затем рука ребенка свободно ложится на стол и его просят воспроизвести заданную позу.)
· Делай как я. («кулак- ребро- ладонь». Меняется лишь поза сама рука не меняет место положения. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. Для левшей наоборот.
· Положи руку перед собой на стол. Делай как я. (Проба Озерецкого). Одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.
Оценка.
4балла – все задания выполняются правильно без помощи взрослого;
3балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе с появлением синкенезий; дизритмия.
1балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); наличие лишних движений.
0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.
3.Артикуляционная моторика.
· Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения
1. Широко открыть рот, кончик языка поднять верхним зубам – «парус», зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд.
2. Язык «лопаточкой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд.
3. «Вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5 – 7 секунд).
4. «мост» – рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5 – 7 секунд).
5. «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5 – 7 секунд).
Оценка.
4балла – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3балла – замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;
2балла – время фиксации позы ограниченно 1-3 секундами;
1балл – выполнение с ошибками, длительность поиска позы, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;
0баллов – невыполнение движения.
4. Мимическая мускулатура.
· Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения
-нахмурь брови
-подними брови
-наморщи лоб
-надуй щёки
-втяни щёки
Оценка.
4балла – точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонусам мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;
3балла – неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры ;
2балла – единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;
1балл – затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;
0баллов – грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
5. Функциональные пробы
· Проба 1. Открой рот, высунь язык вперёд, следи глазами за предметом.
· Проба 2. Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения. (Ребёнок выполняет артикуляционные движения языком. При этом рука логопеда располагается на его шее).
Оценка.
4балла – задание выполняется правильно.
3 балла – задание выполняется при наличии слабо выраженных, артикуляционных нарушений, в частности загибания кончика языка вверх, ассиметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении.
2балла - задание выполняется при наличии выраженных артикуляционных нарушений, отмечается в момент движения глаз некоторое отклонение языка в туже сторону, ощущается напряженность шейной мускулатуры.
1балл - задание выполняется при наличии выраженных артикуляционных нарушений, отмечается в момент движения глаз некоторое отклонение языка в туже сторону, видимое движение с запрокидыванием головы.
0 баллов – невозможность выполнения задания.
Блок ΙΙ. ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ.
1. Высота
· Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спустится вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становится тоньше. Когда голос будет спускаться по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У.
Оценка.
4балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;
3балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;
2балла – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;
1балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;
0 баллов – задание не выполняется.
2. Сила.
· Покажи, как подаются голоса приближающиеся животные, насекомые, птицы».
(жук – ж, комар –з, кукушка – куку, корова- му, сова – ух, собака – ав; тихо, шепот, обычным голосом, громче, чем обычно, громко, слитно , на одном выдохе(очень громко).
Оценка.
4балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по силе;
3балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по силе;
2балла – задание выполняется без модуляции голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса изменяется;
1балл – задание выполняется без модуляции голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса остается без изменений;
0баллов – задание не выполняется.
3. Назальный тембр голоса.
· Повтори за логопедом предложения. Ответь на вопросы по картинкам. Зажми нос пальцами.
- У Коли сломался велосипед.
- Машинист остановил поезд.
- На ветке красные ягоды рябины.
- Из трубы идет дым.
Оценка.
4балла – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.
3 балла – легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.
2 балла – умеренное нарушение тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».
1балл – выраженные нарушения тембра, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим»
0 баллов – афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
4.Тембр
· Посмотри на картинку, догадайся, как подают голоса, если…
Упала чашка (Ой! – испуганно)
Забили гол в ворота (Ура! – радостно)
Прося убрать игрушки (У – У недовольно, плаксиво)
Устали и хотят спать (Ох – устало, тихо)
Рубят дрова (Ух – тяжело)
Грозят пальцем, нельзя детям брать спички (Ая –яй –строго)
· Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть. Каким голосом говорили…
Заяц – (звонким, задорным)
Волк – (грубым, низким голосом, у угрозой)
Медведь - (громким, низким, спокойным)
Лиса – (мягким, ласковым, хитрым голосом)
Оценка.
4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
1балл – выполнение заданий без модуляции голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое.)
0баллов – невыполнение задания или отказ от задания.
5.Темпо – ритмическая организация речи
· Слушай предложения и повторяй за мной. (Запись на магнитофон)
Мальчик читает книгу.
Утром звонко поют птицы.
Бабушка вяжет внуку теплые носки.
Ваня любит рисовать карандашами.
Оценка:
4балла – темп норма 4 -5 слогов в секунду)
3балла – незначительное отклонение от нормы (± 1 слог)
2балла – убыстренный темп (7 – 8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);
1балл – очень быстрый темп (более 9слогов в секунду), очень медленный темп (1-2слога в секунду).
0баллов – из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.
· Слушай внимательно и повторяй за мной в точно также.
- Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)
- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?(быстрый темп)
- Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп.)
- Улитка носит свой дом на спине. (медленный темп)
- на море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)
· Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа – читай нормально, спокойно. («Мой веселый звонкий мяч»)
Оценка.
4балла – повторил верно.
3балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.
2балла – темп изменяет незначительно
1балл – темп не может изменять, не управляет темпом.
0баллов – задание недоступно.
БЛОК III.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1.изолированное произношение звука
Повтори за мной.
[с], [с'], [з], [з'], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [р], [р'], [л], [л'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [й].
Оценка:
4балла – правильно произносятся все звуки;
3балла – нарушается произношение одного звука;
2балла – нарушается произношение 2 3 звуков;
1балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0баллов – искажаются, заменяются все звуки.
2. Произнесение звука в словах в разных позициях
· Повтори за мной слова.
Сани, оса, нос; сено, осень, неси; зубы, коза, узоры; Зина, вези, низина; цепь, конец, курица; чаша, школа, камыш; жук, лужа, уж; щенок, ящик, плющ; часы, тачка, грач; рак, корова, комар; репа, бритва, снегирь; лак, свалка, жил; лента, плита, пыль; ком, тыква, мак; кит, лапки; гусь, вагон, луг; гиря, бегемот, пороги; хлеб, уха, мох; хижина, мухи; йод, майка, чай.
Оценка.
4балла – все свистящие звуки произносятся верно, во всех словах;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2 -3 звуков;
1балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
· Назови эти картинки. (без образца)
Сумка, автобус, посуда;
Сетка, гусь, такси;
Замок, коза;
Зима, газета;
Цепь, птенец, пуговица;
Шапка, душ, машина;
Жук, нож, ножницы;
Чемодан, мяч, бабочка;
Щетка, плащ, овощи;
Рыба, топор, барабан;
Река, дверь, батарея;
Лодка, футбол, молоток;
Лимон, медаль, телефон;
Кот, девочка, цветок;
Кино, ботинки;
Губы, вагон, флаг;
Гимн, бегемот, деньги;
Хобот, ухо, петух;
Духи, петухи;
Йод, попугай, гайка;
Оценка.
4балла – все звуки произносятся верно;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2балла – нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.
3. Обследование возможности произнесения звука в предложении
· Повтори за мной.
На суку спит сова. Гусеница сидит на листе. За забором розы. В зеленой корзине газеты. Курица с цыплятами. На вешалке шуба. Женя режет ножом. У мальчика чупа – чупс. Щенок в ящике. На крыше труба. Дом на берегу моря. Плывет белая лодка. Лимон лежит на столе. В корзине баклажан. Мальчики идут в кино. Глаша села в вагон. Бегемот продает книги. У слона хобот. У хитрой лисы духи. На столе яйца, яблоки, йогурт.
Оценка.
4балла – все звуки произносятся верно во всех предложениях;
З балла – нарушается произношение одного звука,;
2балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков.
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки при произнесении их в предложении.
· Составь предложение по картинке.(приложение)
Оценка.
4балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
З балла – нарушается произношение одного звука,;
2балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков.
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки при произнесении их в предложении.
БЛОК ΙV. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
1. Узнавание неречевых звуков.
· Послушай, как звучат бубен, погремушка, колокольчик. Слушай внимательно и отгадай, что за чем звучало.
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
2. Узнавание речевых звуков.
· Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал.
· Послушай, как лает собака и щенок. Покажи или скажи, кто лаял.
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
Различение слов , близких по звуковому составу.
· Если я не правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай:
Шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа
Баман, панан, банан, ваван, баван
Танки, фанки, шанки, танки, сянки
Витанин, митавин, фитамин, витамин
Бумага, тумага, памага, бумага, бумака
Альбом, айбом, яньбом, альмом
Птинец, пченец, птинесь, тинесь, птинец
Квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
3. Дифференциация слогов.
· Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее (логопед закрывает рот экраном)
Да-та-да; та-да-та; са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша; ра-ла-ра; ла-ра-ла; ба-па-ба; па-ба-па; за-са-за; са-за-са; ча-тя-ча; тя-ча-тя; га-ка-га; ка-га-ка; ца-са-ца; са-ца-са; ща-ча-ща; ча-ща-ча;
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
4. Навыки элементарного звукового анализа.
· Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла: А, АУ, ИОУ.
· Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М» (мычание телёнка);: МЫШЬ, КОМАР, ДОСКА, ОКНО, РАМА, ДОМ, РЫБА, ДРОВА, СТОЛ, ШАР.
· Выбери картинки, которые заканчиваются на звук «Т»: ВЕНИК, ТАНК, РОТ, ЗОНТ, КНУТ, ПАУК.
· Назови первый звук в слове: АИСТ, АРБУЗ, АЛЬБОМ, ИВАН, ИЛЬЯ, ИГОЛКА, УТКА, УЛИДКА, УЛИЦА.
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
5. Исследования, сформированные со слоговой структурой слова(по Марковой).
· Повтори за мной слова:
1. Вода, муха, зубы;
2. Собака, ягоды, молоко;
3. Мяч, дом, нос;
4. Веник, утюг, паук;
5. Банка, юбка, письмо;
6. Чайник, поднос, компот;
7. Колобок, помидор, ананас;
8. Яблоко, шахматы, ананас;
9. Автобус, кузнечик, осьминог
10. матрёшка, избушка, игрушка.
11. флаг, хлеб, волк
12. звезда, штанга, гнездо
13. пианино, ежевика, кукуруза
· Назови картинки:
1. Лыжи, мыло, пила;
2. машина, лопата, корова;
3. кот, лес, нож;
4. лимон, топор, пенал;
5.машка, кошка, вилка;
6. фартук, альбом, тетрадь;
7. телефон, огурец, самолет;
8. конфеты, рубашка, котлеты;
9. памятник, цыпленок, карандаш;
10. кисточка, лампочка, корзинка
11. стол, стул, ключ
12. клетка, краска, кнопка
13. черепаха, гусеница, пирамида
Оценка:
4 балла – слоговая структура всех слов воспроизводиться верно.
3 балла – слоговая структура воспроизводиться, но звуконаполняемость нарушается.
2 бала – слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отражёно.
1 балл – искажается слоговая структура во всех словах и нарушается звуконаполняемость.
0 баллов – отказ от выполнения задания.
· Повтори за мной слова (сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры): СКВАРЕЧНИК, ПРОСТОКВАША, ЛЕКАРСТВО, ТРОЛЛЕЙБУС, ТЕЛЕВИЗОР, ТРАНСПОРТ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПАРИКМАХЕРСКАЯ.
· Назови картинки: ТАНКИСТ, СКОВОРОДА, КОСМОНАВТ, АКВАЛАНГИСТ, ТЕРМОМЕТР, КИНОТЕАТР, МИЛИЦИОНЕР, АКВАРИУМ.
Оценка:
4 балла – слоговая структура всех слов воспроизводиться верно.
3 балла – замедленное скандирование послоговое воспроизведение слова нарушается.
2 бала – искажает слоговую структуру при назывании картин.
1 балл – искажается слоговая структура более половины всех слов.
0 баллов – грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.
БЛОК V. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Составление рассказа по картинке.
· Рассмотри картинку и составь рассказ. (приложение 5)
Оценка:
4 балла – рассказ содержит все основные смысловые единицы, составлен самостоятельно изложение последовательно, логичное, словарь адекватен, грамматическое оформление правильное, используются различные грамматические конструкции.
3 балла – верно передаётся смысл, однако могут отсутствовать отдельные смысловые звенья, требуется помощь логопеда для уточнения смысла; изложение последовательное словарь адекватен, грамматическое оформление правильное.
2 бала – требуется развёрнутая помощь для понимания смысла; изложение фрагментарное, ограниченность словаря; не грубые грамматические ошибки.
1 балл – невозможность построения связанного рассказа, даже при оказании развернутой помощи, бедность словаря, множественные грубые аграмматизмы.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
· Рассмотри картинки и составь рассказ. (приложение 6)
Оценка.
4 балла – назван правильный порядок следования картин, изложение самостоятельное, словарный запас адекватен, грамматически правильно оформлен.
3 балла – правильный или обратный порядок картинок, отсутствие связующих элементов словарный запас адекватен, грамматически правильно оформлен.
2 бала – при определении правильной последовательности картинок требуется помощь, изложение событий без обобщающей сюжетной линии, ограниченность словарного запаса; не грубые аграмматизмы.
1 балл – невозможность построения связанного рассказа, даже при оказании развернутой помощи, бедность словаря, множественные грубые аграмматизмы.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
3. Пересказ рассказа по образцу логопеда.
· Послушай мой рассказ. Расскажи так же как я: Мальчик играл в мяч. На столе стоял чайник. Мяч упал на чайник. Чайник разбился. Мальчик расстроился.
Оценка:
4 балла – рассказ содержит все основные смысловые единицы, пересказ последователен, логичен, словарь адекватен, грамматическое оформление правильное, используются различные грамматические конструкции.
3 балла – верно передаётся смысл, однако могут отсутствовать отдельные смысловые звенья, требуется помощь логопеда для уточнения смысла; изложение последовательное словарь адекватен, грамматическое оформление правильное.
2 бала – требуется развёрнутая помощь для понимания смысла; изложение фрагментарное, ограниченность словаря; не грубые грамматические ошибки.
1 балл – невозможность построения связанного рассказа, даже при оказании развернутой помощи, бедность словаря, множественные грубые аграмматизмы.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов : [общ. сведения о речевом и моторном развитии детей, причины и механизмы стертой дизартрии, экспериментальная диагностика и приемы обследования] .- АСТ. Астрель.,2006.
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – АСТ. Астрель., 2007.
3. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.
4. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия (Речевые расстройства при очаговых поражениях головного мозга. Сравнительная характеристика и диагностика клинических форм. Практическая методика коррекционно-педагогической работы). - АСТ. Астрель.,2006.
6. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982. —Т. 2.
8.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной
дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. с. 75.
9. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
10. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов / В.А. Киселева. - М. : Шк. Пресса, 2007. - 48 с.
11.
Киселева В.А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии. -
84-93 // Шк. здоровья. - 1996. - Т. 3, № 3. - C. 84-93. – Библиогр.: 6 назв.
12.
Ковшиков В.А. Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика //
Детская речь: норма и патология. Самара, 1996. С. 52-62
13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
15. Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциации сигматизмов при стертой форме дизартрии у детей дошкольного возраста с учетом акустических характеристик дефектного произношения // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных. - Л., 1989. - C. 25-41.
16. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.
17. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.
18.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным
параличом. М., 1977.
19. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика.-М.:Владос,1997
20. Немов Р. С. Психология.-М.:Владос,1999
21. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. — М., 1968 — С. 7— 30.
22. Поваляева М. А. и др. Педагогические основы логопедической помощи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1996.
23. Поваляева М. А. Комплексная педагогическая диагностика нарушений при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, Южное отделение РАО, 1996.
24. Поваляева М. А. Неврологические основы логопедии: Учебное пособие. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
25. Поваляева М. А. Помощник дефектолога: Учебно-методическое пособие. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
26. Поваляева М. А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1: Педагогика. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
27. Поваляева М. А., Беденко Г. В., и др. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
28. Поваляева М. А., Караханян Л. Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
29. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
30. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.
31. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
32. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР : учеб. - метод. пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
33. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения СПб. : Детство-Пресс, 2006. –
34. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи СПб. : Детство-Пресс, 2006. –
35. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
36. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.
37. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста М. 2007 Айрис
пресс 209 с.
38. Хватцев М . Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 5—14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.