Дифференциальная диагностика звукопроизношения
при моторной алалии и стёртой дизартрии
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
В нее вошли пять блоков:
1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.
2. Блок обследования просодической стороны речи.
3. Блок обследования звукопроизношения.
4. Блок обследования фонематического слуха.
5. Блок обследования связной речи.
По каждому блоку проведён количественный и качественный анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.
БЛОК III.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1.изолированное произношение звука
Повтори за мной.
[с], [с'], [з], [з'], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [р], [р'], [л], [л'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [й].
Оценка:
4балла – правильно произносятся все звуки;
3балла – нарушается произношение одного звука;
2балла – нарушается произношение 2 3 звуков;
1балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0баллов – искажаются, заменяются все звуки.
1. Произнесение звука в словах в разных позициях
· Повтори за мной слова.
Сани, оса, нос; сено, осень, неси; зубы, коза, узоры; Зина, вези, низина; цепь, конец, курица; чаша, школа, камыш; жук, лужа, уж; щенок, ящик, плющ; часы, тачка, грач; рак, корова, комар; репа, бритва, снегирь; лак, свалка, жил; лента, плита, пыль; ком, тыква, мак; кит, лапки; гусь, вагон, луг; гиря, бегемот, пороги; хлеб, уха, мох; хижина, мухи; йод, майка, чай.
Оценка.
4балла – все свистящие звуки произносятся верно, во всех словах;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2 -3 звуков;
1балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
· Назови эти картинки. (без образца)
Сумка, автобус, посуда;
Сетка, гусь, такси;
Замок, коза;
Зима, газета;
Цепь, птенец, пуговица;
Шапка, душ, машина;
Жук, нож, ножницы;
Чемодан, мяч, бабочка;
Щетка, плащ, овощи;
Рыба, топор, барабан;
Река, дверь, батарея;
Лодка, футбол, молоток;
Лимон, медаль, телефон;
Кот, девочка, цветок;
Кино, ботинки;
Губы, вагон, флаг;
Гимн, бегемот, деньги;
Хобот, ухо, петух;
Духи, петухи;
Йод, попугай, гайка;
Оценка.
4балла – все звуки произносятся верно;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2балла – нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.
2. Обследование возможности произнесения звука в предложении
· Повтори за мной.
На суку спит сова. Гусеница сидит на листе. За забором розы. В зеленой корзине газеты. Курица с цыплятами. На вешалке шуба. Женя режет ножом. У мальчика чупа – чупс. Щенок в ящике. На крыше труба. Дом на берегу моря. Плывет белая лодка. Лимон лежит на столе. В корзине баклажан. Мальчики идут в кино. Глаша села в вагон. Бегемот продает книги. У слона хобот. У хитрой лисы духи. На столе яйца, яблоки, йогурт.
Оценка.
4балла – все звуки произносятся верно во всех предложениях;
З балла – нарушается произношение одного звука,;
2балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков.
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки при произнесении их в предложении.
· Составь предложение по картинке.(приложение)
Оценка.
4балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
З балла – нарушается произношение одного звука,;
2балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков.
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки при произнесении их в предложении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.