Дифференциация свистящих и шипящих звуков [С]-[Ш], [Ц]-[Ч], [С]-[Ч], [С]-[Щ]

  • docx
  • 07.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [С]-[Ш], [Ц]-[Ч], [С]-[Ч], [С]-[Щ].docx

Дифференциация свистящих

и шипящих звуков

[С]-[Ш], [Ц]-[Ч], [С]-[Ч],

[С]-[Щ]

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ш]

1. Замени в слове звук [Ш] на звук [С], назови слово, которое получилось.

(Взрослый называет слово, а ребёнок заменяет звуки и произносит полученное слово.)

Взрослый    Ребёнок         Взрослый     Ребёнок

мишка —     миска            мышь —         мыс

уши —         усы                ваш —            вас

кашка —     каска             наш —            нас

шутки —     сутки            крыша —        крыса

башня —     басня             кыш-кыш —   кыс-кыс

2. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ш].

Язык книзу са-са-са —

Сани, сало, колбаса.

Язык кверху ша-ша-ша —

Шайба, шахматы, лапша.

 

Язык книзу ас-ас-ас —

 Квас, Донбасс и ананас.

Язык кверху аш-аш-аш —

Марш, шалаш и карандаш.

 

3. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звуков [С] и [Ш].

ВЕСНУШКИ

Солнышко веснушки

 Сашке подарило

На носик и на ушки,

Чтоб красиво было.

 

ПРО САШКУ

Смешинка Сашке в рот попала,

Смешинка Сашку щекотала.

Сашка шутит шутки

Уже шестые сутки.

Но вдруг смешинка убежала,

И Сашке тут же скучно стало.

4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [С] и [Ш].

Суши сушки для несушки,

 

Шесть несушек склевали шесть сушек.

 

Сушит мишка косолапый

Шерсть свою косматой лапой.

 

У Сашки шашки, сушки у Наташки.

 

Сосны вдоль шоссе стоят,

Шишки на ветвях висят.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ц]—[Ч]

1. Произнеси слова парами.

палец — пальчик              кольцо — колечко

цветок — цветочек           крыльцо — крылечко

птица — птичка                заяц — зайчик

овца — овечка                  огурец — огурчик

2. Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя «ца», называет слово целиком).

 

Взрослый

Ребёнок

Ребёнок

учени —

ца,

ученица

горчи —

ца,

горчица

черепи —

ца,

черепица

отлични —

ца

отличница

учительни —

 ца

учительница

птични —

ца

птичница

летчи —

ца

летчица

участии —

ца

участница

3. Пальчиковая гимнастика «Кольцо».

Дочке отец подарил                              (Ритмично   хлопают   в

                      кольцо,                             ладоши. Дети постарше

Вышла дочка с кольцом                        хлопают только кончи­
на крыльцо.
                           ками  пальцев,   ладони

слегка округлены, паль­цы слегка раздвинуты.)

— На пальчик-мизинец                        (Пальцы правой руки
надену кольцо,
                      соединены вместе, как

                                            будто держат кольцо, пальцы левой руки в кулачке, мизинец вы­прямлен. Пальцами пра­вой руки проводят от кончика мизинца вниз по пальцу.)

 

 

 

 

Кольцо для пальчика                                       (Двигают
велико,                        
          мизинцем вперёд-назад.)

На безымянный пальчик                      (Движения те же.)

надела кольцо,

Кольцо для                                           (Двигают   безымянным

             пальчика                                   пальцем   вперёд-назад,

             велико.                                      остальные пальцы в ку­лачке.)

На средний пальчик                             (Движения те же.)

надела кольцо,

Кольцо для пальчика                            (Двигают средним пальцем
велико,
                                          вперед-назад, осталь­
                                                 ные пальцы в кулачке).
На указательный                          
(Движения те же.)
пальчик надела кольцо,

Кольцо для пальчика                     (Двигают указательным

велико.__________                    пальцем   вперёд-назад,

остальные пальцы в ку­лачке.)

Умная дочка сказала                   (Ритмично хлопают ла-

отцу:                                             дошками или кончика-

— Кольцо полежит                      ми пальцев.)
пусть, а я подрасту.

(В следующий раз гимнастика выполняется со сме­ной движения рук, т. е. «кольцо» надевают на паль­цы правой руки.)

 

5. Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

Есть у нас в садочке                    (Ритмично хлопают    в

Чудные цветочки.                        ладоши.)

Солнце поднимается,                   (Округлённые     ладони

                                      складывают вместе в виде бутона цветка.)

 

Цветочек распускается.      (Ладони внизу сомкну­ты, пальцы медленно

раздвигаются в виде чаши цветка.)

 

Дунул лёгкий ветерок,                 (Быстро двигают паль-
Тронул каждый лепесток,            цами обеих рук вперёд- назад.)

Солнце клонится                         (Ладони внизу сомкну-

к закату,                                      ты, пальцы широко раз-

Вечер наступает.                         двинуты  в   виде  чаши цветка.)

Наш цветочек                              (Медленно       сжимают

лепесточки                                   пальцы и соединяют ла-

тихо закрывает.                             дони в «бутон».)

 

Вот уснул он до утра,                    (Ладони,  сложенные в

«бутон»,   наклоняют  в сторону.)

Ну а нам домой пора,                    (Машут кистями рук.)

Пока, пока, пока.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ч]

1. Повтори слова парами.

 

сайка

— чайка

нос —

ночь

садок

— часок

лес —

меч

судак

— чудак

кросс

— прочь

сумка

— чумка

вкус -

- луч

сок —

чок

погас

— богач

село —

- челнок

класс

— плач

2. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ч].

В чистом поле чибисам раздолье.

 

Часы стучали и стучали,

Час за часом отбивали.

 

В городе Сочи тёмные ночи,

Чёрное море синее очень.

 

3. Пальчиковая гимнастика «Друзья».

Мы на дачу уезжали,                      (Хлопают попеременно:

В гости вот кого                           в ладоши — в кулачки.)

позвали:

Сонечку с Ванечкой,                   (Загибают  мизинец  на

правой руке, потом на левой.)

Симочку с Санечкой,                  (Загибают безымянный

палец на правой руке, потом на левой.)

Олечку с Серёжей                       (Загибают средний па-

Пригласили тоже.                       лец на правой руке, потом на левой.)

Анечку с Асечкой,                      (Загибают указательный

палец на правой руке, потом на левой).

И Олесю с Васечкой.                            (Загибают большой палец на правой руке, по­
том на левой.)

Неразлучные друзья,                   (Хлопают попеременно:

Нам без них никак                       в ладоши — в кулачки.)

нельзя.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

[С]-[Щ]

1. Повтори слова парами.

лес — лещ                       вес — вещь

класс — плащ                 плюс — плющ

сели — щели                   соки — щеки

росы — рощи                  писать — пищат

2. Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя «щий», и называет слово целиком.)

 

Взрослый

Ребёнок

Ребёнок

блестя —

щий

блестящий

вися —

щий

висящий

сверкаю —

щий

сверкающий

отстаю —

щий

отстающий

свистя —

щий

свистящий

несу —

щий

несущий

спя —

щий

спящий

стоя —

щий

стоящий

Задание. Придумай предложение с одним из этих слов.

 

3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звуков [С] и [Щ].

В ОТПУСК

Новенький, блестящий,

Самый настоящий

Самолёт идёт на взлёт.

Нас он к морю унесёт.

Счастлив Санька,

Счастлив я,

Счастлива семья моя!