Дифференциация звуков [Л]-[Р], [Л']-[Р']
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Л]-[Р], [Л']-[Р']
1. Произнеси слова парами.
лак — рак игла — игра
зола — кора полка — порка
лама — рама плут — пруд
лов — ров баллон — барон
ложь — рожь укол — укор
ложки — рожки вал — вар
лука — рука пол — бор
Лёва — рёва Алина — Арина
жалить — жарить малина — Марина
солить — сорить палить — парить
2. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звуки [Л]- [Р], [Л']-[Р'].
Ла-лы-лу, ла-лы-лу —
Волки выли на луну,
Ра-ры-ре, ра-ры-ре —
Страшно стало на дворе.
Ра-ра-ри, ра-ра-ри —
Прилетели снегири.
Ра-ра-ли, ра-ра-ли —
Вышли в море корабли.
3. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звуков [Р]—[Л], [Р']—[Л'].
КРОКОДИЛ
— Караул! Караул!
Крокодил утонул.
Крокодил не утонул,
Просто в речку он нырнул,
Притаился в глубине —
Он охотится в воде.
ГРОЗА ПРОШЛА
Гроза прошла,
Тучи прочь унесла.
Засвистели свиристели,
Иволги запели,
Ласточки ввысь взвились.
Радуйся и веселись.
КАРУСЕЛИ
Карусели, карусели
Закружились, завертелись.
Карусели всё быстрее,
А ребятам веселее.
СТРЕКОЗА
Вертолётик-стрекоза —
Изумрудные глаза —
Поле всё перелетела
И на клевер мягко села.
ГОРНЫЕ РЕКИ
Горные реки бурливы, быстры,
Много приносят в долины воды,
Чтоб налился виноград молодой,
Чтобы созрел мандарин золотой.
КРАСАВИЦА ЛУНА
— Красавица луна, ты где была?
— По
небу гуляла,
Землю освещала,
В город заходила,
Путникам светила,
Лунные дорожки
Кораблям стелила,
Свет лила в окошки,
Чтоб не скучно было.
КАРНАВАЛ
Карнавал, карнавал
Полный зал детей собрал.
Тут и зебры, и волчата,
Белки, тигры, поросята.
ВО ДВОРЕ
Наша детвора с утра Машка — ромашки,
Не уходит со двора. Ритка — маргаритки,
Копают, сажают, Лариса — ирисы,
Из лейки поливают. А маленький Роман
Алка — фиалки, Посадил тюльпан.
КАРЛУШКА
В клетку к Карлушке
Повешу погремушки,
Насыплю корм в кормушку,
Налью водицы в кружку.
ЯБЛОНЬКА
Яблонька росла-росла
И упёрлась в небеса.
— Как нам яблочки сорвать?
— Надо Карлсона позвать.
ПРО КРОКОДИЛА
Стихотворение-шутка
Крокодил пришёл на Нил,
Там жираф его спросил:
— Крокодил, крокодил,
Что на Ниле ты забыл?
— Ничего я не забыл, —
Отвечает крокодил.
— Нил - мой дом,
Я здесь живу,
Сейчас на завтрак уплыву.
КОРОЛЕВА-ЗИМА
На солнце бриллиантами сверкают снега —
Это пришла королева-зима.
Озёра покрыла хрустальным стеклом,
Леса украсила серебром,
Медведя в берлогу спать уложила,
И долго над полем вьюгой кружила.
ПРО ВЕРБЛЮДА
Кто знает любимое блюдо верблюда?
Не хлеб, не морковь, не банан, не тянучка,
А белая соль и верблюжья колючка.
ВЫГОВАРИВАТЬ ХОЧУ
К логопеду я хожу,
Выговаривать хочу.
Звуки Р и Л, друзья,
Пригодятся мне всегда.
Язычок я подниму —
«Лодка», «ландыши» скажу.
Если дуну посильнее,
Р получится скорее.
«Роза», «радуга», «картечь» —
Будет правильною речь!
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Солнечный зайчик родился весной
Под старой ветвистой рыжей сосной.
Скользнул по стволу он,
В дупло заглянул
И чёрного сонного дятла спугнул.
Поднялся повыше.
Там в кроне густой
Белки в горелки играли гурьбой.
Им лапки согрел он
И
дальше пошёл
В тёмный и мрачный ельник глухой.
Мишку старается разбудить:
— Вставай, косолапый, пора выходить!
Потом прямиком к барсуку поспешил,
Большую барсучью семью разбудил.
На рыхлом последнем снегу полежал,
И снег ручейком по земле побежал.
Полянку согрел, чтоб подснежник скорей
Обрадовал всех: и зверей, и детей.
Наш солнечный зайчик трудился не зря,
Весна на пороге, проснитесь, друзья.
3. Выучи скороговорки. Следи за чётким произношением звуков [Л]—[Л'], [Р]—[Р′].
В море росли водоросли.
У Ларисы — кролики, у Бориса — ролики.
Пропеллер поднял вертолёт, и совершился перелёт.
Любит корюшку Кирюшка,
А Варюшка ржаную краюшку.
Сыр колбасный просто классный.
Орлы мудры, орлы сильны,
Летают высоко, смотрят далеко.
В море плывут корабли,
В небе летят журавли.
4. Пальчиковая гимнастика «Белкина семья».
Мама-белка у дупла (Хлопают попеременно
Своих деток собрала. в ладоши —в кулачки.)
Белку-серушку, (Поочередно загибают
Белку-хохотушку, пальцы левой руки, на-
Белочку-умелочку, чиная с мизинца.)
Белочку-сопелочку
И
белочку-вертелочку. (Делают круговые движения большим пальцем левой
руки.)
— Ну а где ж сынки (Хлопают попеременно:
мои? в
ладоши — в кулачки.)
Громче мама позови
Бельчонка-смельчака, (Поочередно загибают
Бельчонка-добряка, пальцы правой руки, на-
Бельчонка-шалуна, чиная с мизинца.)
Бельчонка-толстяка
И бельчонка-непоседу. (Делают круговые движения большим пальцем правой руки.)
Собралась семья к обеду. (Хлопают попеременнов ладоши — в кулачки.)
5. Пальчиковая гимнастика «На море».
На
морском песке сижу, (Хлопают в ладоши.)
И в бинокль весь день (Скруглёнными пальца-
гляжу, ми обеих рук изображают
бинокль, смотрят в него и двигают
головой вправо-влево.)
Как крабы
ползут, (Широко разведя пальцы обеих рук, быстро сгибают и разгибают их,
продвигая руки от себя вперёд.)
Как рыбки плывут, (Делают волнообразные
движения
кистями рук по направлению от себя вперёд, пальцы рук сжаты вместе.)
Как дельфины ныряют, (Поочерёдно кистями
Рыбок пугают. обеих рук делают движения,
изображающие ныряющих и
всплывающих дельфинов.)
Как кит над водой (Ладони на уровне груди
выплывает сложены вместе, пальцы вверх, поднимают руки на уровень глаз, пальцы вперед.)
|
|
И фонтан голубой (Поднимают руки вверх
выпускает, и разводят в стороны.)
Как
чайки над морем (Машут ладонями, сцепив большие пальцы
снуют вместе.)
И рыбную мелочь (Делают хватательные
клюют. движения прямыми пальцами обеих рук.)
Сколько чаек, как (Хлопают в ладоши.)
узнать?
Помогите сосчитать!
Раз, два, три, четыре, (Одновременно на обеих
пять! руках загибают пальцы, начиная с мизинца.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.