Моисеева Раиса Ивановна,
учитель-дефектолог, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха,
г. Томск, Россия
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш]. КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, 1 КЛАСС
Цель: обучение различению, опознаванию и воспроизведению речевого материала по теме: «Я и моя семья».
Задачи:
· учить правильно пользоваться речевым дыханием и воспроизводить до 10 слогов на одном выдохе;
· дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, слогосочетаниях, словосочетаниях и фразе;
· тренировать в различении речевого материала на слух и слухозрительно при выполнении поручений и на материале текста;
· следить за правильным произношением звуков речи;
· воспитывать культуру речи;
· развивать внимание, память.
Оборудование: компьютер, компьютерные программы, карточки, картинки.
Ход занятия
|
Учитель |
Ученик |
|
Надень наушники |
Я надел наушники |
|
ПАПАПА… Как ты слышишь? |
Я слышу хорошо |
|
Здравствуй, Амир! |
Здравствуйте, Раиса Ивановна! |
|
Что ты будешь делать? |
Я буду слушать и |
|
А ещё ты будешь хорошо говорить звуки. Будешь отвечать на вопросы |
говорить |
|
Послушай вопрос: «Какая тема урока?» |
Тема урока: «Я и моя семья» |
|
Верно. Будем говорить о твоей семье. О семье, в которой, ты живёшь. Амир, вот перед тобой разные «солнышки». Вот это солнышко, которое тебе улыбается, ты получишь, если будешь слушать внимательно, хорошо говорить звуки, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания. Это солнышко с тучкой ты получишь, если допустишь 1-2 ошибки. А вот эту тучку ты получишь, если у тебя будет много ошибок. Ты меня понял? |
Да, я Вас понял. |
|
II. Работа над формированием произносительной стороны речи |
|
|
1) Выполнение дыхательной гимнастики.
Вдох – нос выдох – нос Вдох – нос выдох рот Вдох – рот выдох – рот Вдох – рот выдох – нос 2) Будем говорить на выдохе (с использованием компьютерной программы «Видимая речь. Версия 3.0»). Будешь произносить на одном выдохе гласный звук, модуль «Звонкость». А |
Ученик выполняет дыхательную гимнастику вместе с учителем |
|
Звуковая дорожка с использованием элементов фоноритмики. А О У Э И_ Звуковая дорожка, модуль «Наличие звука» |
После каждого выполненного задания учитель оценивает работу ученика, даёт ему «солнышко» и объясняет, почему дали именно такое солнышко |
|
Слоговая дорожка: Папапапапапапапапапапа Слоговая дорожка, модуль «Включение голоса»
|
|
|
Будем говорить громко и тихо, модуль «Громкость и голос»
паПА паПАпаПАпаПА Тата ТАтаТАтаТАта Молодец.
Сейчас будем работать над темпом и ритмом. Посмотри на карточку. Ты сначала должен показать, на какой слог будет падать ударение, а потом произносить эти слова и отхлопывать их ритм. ПАпа таТА Папа баран Лапа жара Рука трава |
Ученик произносит предложенный материал, если допускает ошибки, учитель исправляет |
|
3) Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Будем хорошо говорить звуки [С] - [Ш]. Учитель показывает произнесение звуков, с помощью фоноритмики и компьютерной программы «Веселый язычок». Прочитай слоги, правильно произнося звуки [С] - [З]. СА – ША АС – АШ СО – ШО ОС – ОШ СУ – ШУ УС – УШ АСА – АША АСО – ОШО АСУ – АШУ Молодец.
Учитель даёт ученику картинки и предлагает их разложить. Возьми карточки, прочитай слова, правильно произнося звуки [С] - [Ш]: сом – шапка самолет – бабушка самокат – шуба
Прочитай словосочетания и подложи к картинкам: Саша пишет. Хитрый кот. Маша рисует. Молодец. Прочитай предложение: «Максим вешает шубу», правильно произнося звуки [С] - [Ш] и подбери картинку. Молодец. |
Ученик произносит предложенный материал, если допускает ошибки, учитель исправляет |
|
III. Развитие слухового восприятия (РСВ) |
|
|
Будем работать по теме.
Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно, повторяй и показывай на картинке.
Учитель произносит слова за экраном. |
Ученик произносит слоги и слогосочетания. Дефекты в звуках исправляются с помощью фоноритмики. Ученик берёт карточки и |
|
Ученик распознает слова, произносит эти слова и показывает на картинке (папа, мама, имя, фамилия, сестра, брат, семья, маленькая семья, большая семья). |
раскладывает их. Ученик читает и подкладывает слова к картинкам. Дефекты в звуках исправляются с помощью фоноритмики. |
|
Будем отвечать на вопросы по теме «Я и моя семья». |
Ученик отвечает на вопросы. Дефекты в звуках исправляются с помощью фоноритмики |
|
Как тебя зовут? |
Меня зовут Амир |
|
Как твоя фамилия? |
Моя фамилия Купаев |
|
Сколько тебе лет? |
Мне семь лет |
|
Сколько человек в твоей семье?
А кто это, назови |
В моей семье три человека: мама, папа и я |
|
Учитель берет фигурки, и обыгрывает сюжет.
Никита, как зовут твою маму? |
Ученик показывает на фигурки и говорит: мама. |
|
Никита, как зовут твоего папу? |
Ученик показывает на фигурку и говорит: папа. |
|
А ещё кто есть в семье? |
Ученик показывает на фигурку и говорит: я. |
|
Амир, а у тебя семья большая или маленькая? |
У меня маленькая семья. |
|
Молодец |
|
|
IV. Итог занятия |
|
|
Что ты делал? |
Я слушал и говорил. |
|
Ты говорил хорошо, слушал внимательно, правильно выполнял поручения и отвечал на вопросы. Как ты сам оценишь свою работу? |
Ученик выбирает солнышко. |
|
- Почему ты выбрал это солнышко? |
Я слушал внимательно, говорил хорошо, правильно выполнял задания. |
|
Посчитай сколько у тебя солнышек? Верно. Тебе за урок пять. |
Пять. |
|
До свидания |
До свидания Раиса Ивановна |
|
Сними наушники. |
Я снял наушники. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.