Учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению знаний и способов деятельности решает цели учебного занятия:
1. Закрепить и обобщить основные знания обучающихся по курсу.
2. Сформировать у обучающихся первоначальное представление о предмете философии, о ее назначении, школах и течениях, выдающихся мыслителях и решении «вечных проблем», начиная с общей картины мира и заканчивая глобальными проблемами современности.
3. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, обучающихся при выполнении различных видов деятельности.
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Яковлевский политехнический техникум»
РАССМОТРЕНО
на МК гуманитарного цикла
Протокол методической комиссии
От «____»___________20____г. №
Председатель МК
_____________/________________
Разработал: Бабынин С.А.
«_____»_______________20_____г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
____________/______________
«_____»_______________20_____г.
Контрольно – измерительные материалы
учебной дисциплины «Основы философии»
по специальности
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Инструкция: выбери правильный ответ.
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все
разлагается».
а) Анаксимен;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Платон.
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому
что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию.
4. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и
никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;в) Демокрит;
г) Гераклит.
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита;
б) метафизической концепции Парменида;
в) релятивизма софистов;
г) логики Аристотеля.
6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
а) Парменид;
б) Фалес;
в) Демокрит;
г) Гераклит.
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель.
8. Число в пифагорейской школе – это:
а) абстракция;
б) первоначало мира, тождественное вещи;
в) создание разума;
г) творение Бога.
9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие;
б) первоначало;
в) бытие;
г) божество.
10. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) ДемокритЛевкипп;
в) Платон;
г) Аристотель.
11. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число.
12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;в) Ксенофан;
г) Эпикур.
13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) другие не знают и этого;
г) попытаюсь узнать.
14. Майевтика это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в общение с собеседником с целью обретения им истины;
г) эксперимент.
15. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема.
16. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте.
17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего
бы она ни познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна
вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу
родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил чтонибудь
одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать это как раз и значит
припоминать».
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор.
18. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
в) абсолютной монархией;
г) деспотией восточного типа.
19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников.20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды.
21. Этот античный философ писал: «...Государство продукт естественного развития
и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей
природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или
сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Демокрит.
22. В своей этической концепции стоики выдвинули:
а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;
б) анархические принципы социальной жизни;
в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;
г) идеал героя, противостоящего всему миру.
23. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия:
«бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи;
инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия»
а) Плотин;
б) Гегель;
в) Платон;
г) Маркс.
24. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) постоянная духовная неудовлетворенность;
б) знание о неизбежности смерти;
в) процесс познания мира;
г) жизнь человека в обществе.
25. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
а) весь земной мир и человек в нем – это момент неуклонного движения к Богу;
б) человек есть совокупность всех общественных отношений;
в) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;
г) человек есть мыслящая вещь.
26. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
а) К. Маркс и Ф. Энгельс;
б) К. СенСимон и Г. Спенсер;
в) Ф. Ницше и А. Камю;
г) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров.27. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с
направлением:
а) реализма;
б) рационализма;
в) сенсуализма;
г) скептицизма.
28. Греческое слово «филео» означает любовь:
а) братскую;
б) стремление;
в) страсть;
г) половую.
29. В философии «агностицизм» понимается как:
а) сомнение в возможности познания;
б) рассмотрение процесса познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) рассмотрение объектов познания.
30. «Будда» в соответствующем религиознофилософском учении – это:
а) просвещенный;
б) мудрый;
в) просветленный;
г) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.
31. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и
этика:
а) любви;
б) государства;
Абсолюта;
права.
32. Из сужденияпосылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание,
«Я – человек», сделайте умозаключение:
а) все люди похожи на меня;
б) животные тоже мыслят;
в) я отношусь ко всем людям;
г) я мыслю.
33. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
а) гносеология;
б) политология;
в) культурология;
г) социальная философия.
34. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
а) необходимость;б) произвол;
в) волю;
г) знание.
35. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
а) огонь;
б) вода;
в) земля;
г) дерево.
36. Какому философу принадлежит следующее определение бытия
«Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство,
истинность»:
а) Аврелий Августин;
б) Дж. Беркли;
в) Фома Аквинский;
г) Ж. П. Сартр.
37. В современной философии это понимается как высшая ступень логического
понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание,
оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и
глубокое знание истины. Это
а) мышление;
б) разум;
в) ум;
г) рассудок.
38. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:
а) политическое;
б) природное;
в) имущественное;
г) сословное.
39. Человек, который, по словам Пушкина, был «величайшим умом новейших времен,
произведшим в науках сильнейший переворот и давшим им то направление, по
которым текут они сейчас»
а) Кант;
б) Эйлер;
в) Петр I;
г) Ломоносов.
40. Первый крупный русский профессиональный философ и революционер – …
а) Татищев;
б) Радищев;
в) Фонвизин;
г) Рылеев.
41. Российский автор наиболее влиятельной идеалистической философии второй
половины XIX века, превратившей философию в служанку богословия:а) Достоевский;
б) Соловьев;
в) Булгаков;
г) Розанов.
42. Революционный демократ русской школы:
а) Бакунин;
б) Белинский;
в) Кропоткин;
г) Лавров.
43. Свойство сознания, о котором идет речь в следующем высказывании:
«Сознание… с самого начала есть общественный продукт, и останется им, пока
вообще существуют люди»:
а) идеальная природа;
б) субъективная форма;
в) объективное содержание;
г) общественноисторический характер.
44. Автор классического определения материи: «Материя – есть философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них»
а) Маркс;
б) Энгельс;
в) Гегель;
г) Ленин.
45. Принцип, лежащий в основе классификации форм движения материи по
Ф. Энгельсу:
а) генетический;
б) всеобщей связи явлений;
в) редукционизма;
г) конволюции человека и природы.
46. Альтернатива диалектики
а) софистика;
б) догматизм;
в) консерватизм;
г) метафизика.
47. Философская категория, которой соразмерно понятие «реальность»:
а) материя;
б) дух;
в) сознание;
г) бытие.48. Пространство и время можно назвать …
а) врожденными формами познания мира;
б) субъективными формами индивидуального восприятия;
в) объективными формами бытия движущейся материи;
г) всеобщими, абсолютными, независимыми от движения формами существования
материальных тел.
49. Основные законы диалектики – это законы …
а) всеобщего движения;
б) развития;
в) взаимосвязей;
г) эволюции.
50. Философская школа, отрицающая существование идеальной реальности:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) вульгарный материализм.
51. Категория, которая может быть названа парной к категории «бытие»…
а) небытие;
б) материя;
в) дух;
г) сознание.
52. Олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо, воплощающее
высшую ступень развития жизни на Земле – это…
а) индивид;
б) человек;
в) личность;
г) индивидуальность.
53. Феномен превращения человека из личности в человеческий фактор.
Технологический, компьютерный, роботообразный человек с подавленными
природными потребностями – это …
а) постчеловек;
б) сверхчеловек;
в) человек современного вида;
г) «человек играющий».
54. Неповторимое сочетание личностных свойств, которое отличает данного человека
от других людей – это…
а) духовность;
б) социальность;
в) творчество;
г) индивидуальность.
55. Человек и индивид диалектически соотносятся между собой как …
а) содержание и форма;б) качество и количество;
в) общее и единичное;
г) сущность и явление.
56. Необходимость ограничения роста производства и потребления в виду конечности
природных ресурсов и возможностей адаптации к нему самого человека а)
категорический;
б) практический;
в) экологический;
г) политический.
57. Ученый, по мнению которого предметом философии должно быть человеческое
существование – внутренняя жизнь человека, выбор самого себя, своей сущности:
а) К. Маркс;
б) С. Кьеркегор;
в) Г. В. Ф. Гегель;
г) Р. Декарт.
58. Ученый, который рассматривал человека внеисторически, абстрактно, как
естественное, телесное существо:
а) И. Кант;
б) Г. В. Ф. Гегель;
в) Р. Декарт;
г) Л. Фейербах.
59. Ученый, который видел сущность человека в его разумности, в мышлении.
Мышление – достоверная реальность и критерий всего существующего…
а) Р. Декарт;
б) Л. Фейербах;
в) З. Фрейд;
г) Ф. Ницше.
60. Личность как результат социально – исторического развития возникла в эпоху …
а) Античности;
б) Средневековья;
в) Возрождения;
г) Нового времени.
Ключ к тесту:
1
в
16
в
31
а
46
2
г
17
в
32
г
47
3
а
18
б
33
г
48
4
г
19
г
34
а
49
5
а
20
в
35
а
50
6
г
21
а
36
в
51
7
а
22
а
37
б
52
8
б
23
б
38
а
53
9
а
24
б
39
г
54
10
б
25
г
40
б
55
11
а
26
в
41
б
56
12
а
27
в
42
б
57
13
в
28
б
43
г
58
14
в
29
в
44
г
59
15
б
30
в
45
а
60г
г
в
б
г
а
б
а
г
в
в
б
г
а
в
Критерии оценивания результатов тестирования:
60 – 54 балла – 5 «отлично».
53 48 баллов – 4 «хорошо».
47 36 баллов – 3 «удовлетворительно».
Менее 36 баллов – 2 «неудовлетворительно».