Урок окружающего мира во 2-В классе
Урок № 15
Дата проведения: 09.12.2021
ТЕМА:Дикорастущие и культурные растения.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; показать их значение для человека.
Развивающие: Продолжить развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
Представление о результатах:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
-научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте;
-получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся:
-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
-осуществлять контроль и коррекцию;
- классифицировать растения по определённым признакам;
- находить информацию о растениях;
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну
– ка проверьте ребята,
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Проверка домашнего задания.
- Назовите предметы одним словом?
-Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Растительный мир разнообразен.
-Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)
-Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы).
-Чем они отличаются? (стеблями)
Выполнение индивидуальной работы, “Какие бывают растения”. Какое растение, относится к какой группе? У вас на столах лежит карточка, определите группу растений и соедините стрелочками растения и группы. Проверку выполним при помощи доски.
-Ребята, а можно ли эта растения разделить еще на две другие группы?
Целью нашего урока будет узнать, на какие ещё 2 группы можно разделить все растения.
3. Актуализация знаний.
Для того чтобы ответить на вопрос нам нужно вспомнить:
- А на какие группы делятся растения по виду листвы? (хвойные, лиственные).
- Итак, сегодня на уроке мы попробуем определить, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?
(Общее деревья, различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу человеку.)
-
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее
кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает
человек. А можжевельник - растение леса.)
-
Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее - травянистые
растения,
одуванчик растет повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает,
ухаживает, собирает урожай.)
-
На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа
растения, которые выращивает специально человек; вторая группа
растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно
встретить везде: в лесу, и на лугу, и в степи, и на водоеме.)
- Какая будет тема нашего урока, если подвести итог
Дикорастущие и культурные растения.
Какое значение для человека имеют растения?
- Ребята давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
- Какие растения кормят человека? - яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина,
- Какие растения одевают людей? - лен, хлопок.
- Какие растения лечат людей? - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза.
- Какие растения дают много полезных вещей? - мебель, строительство домов, топливо? Дуб, сосна, береза.
Ну и можно было бы, добавить, что растения радуют своей красотой людей.
4. Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
5. Новая тема.
- Дикорастущие растения
- Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух, остальные учащиеся отгадывают загадки.)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные! (Одуванчики)
Весной он степь украшает,
А летом из травостоя исчезает.
На Востоке его
«Турецкой чалмой» называют,
А на Дону лазоревым цветком величают. (Тюльпан)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только
жаль, что не душистый. (Василек)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашки)
У этого растения зеленовато-желтые цветки похожи на маленькие лилии. Этим растением любят лакомиться гуси. ( Гусиный лук)
- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)
- Ребята, подумайте что общего у этих растений? Подсказка, где мы их всех можем увидеть? Правильно, все эти растения растут в нашей с вами Ростовской области, а какие из них вы видели в нашей станице Романовской. Правильно (все эти растения растут в нашей станице, но одно из них имеет и казачье название)
-Кто из вас запомнил, это растение? Лазорик Молодцы.
- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?
Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. И поэтому эти растения называют Дикорастущими.
ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.
КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.
К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек, например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. Есть растения, которые выращивают люди.
О культурных растениях.
-А какие растения можно назвать культурными?
Культурные
Деление культурных растений на группы.
6 . Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, слива, рожь, капуста, гладиолус, кукуруза, лен, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, кукуруза), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
1. Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
2. Дети: Гладиолус, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, пион.)
3. Дети: Рожь и кукуруза. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
4. Дети: Лук и капуста. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, картофель, морковь, чеснок.)
5. Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Вспомним на какие группы мы разделили культурные растения. Слайд
7. Работа в парах.
Работа в парах по учебнику стр. 68
1. Назовите друг другу изображённые растения.
2. Какие из них культурные, а какие дикорастущие?
Любуясь растениями, подмечая их особенности. Люди сложили о многих из них разные легенды. Вот примеры растений, ставших героями легенд.
Работа с учебником чтение стр. 70-71 легенды о культурных растениях.
8. Закрепление изученного материала
Игра “Что здесь лишнее?”
- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?”
1. клевер, астра,
роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
9. Итог урока. Оценивание.
-Итак ребята не выкрикиваем, поднимем руку.
1. Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках называют… декоративные.
2. Помидор, огурец – это…. растения. Травянистые.
3. Лук, чеснок, капуста, картофель – это растения…. Овощные.
4. Эти растения человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна).Зерновые.
5.Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют … Плодовые.
6. Растения, из которых получают волокна называют…. Это лен, хлопок. Прядильные.
7. Такие растения, как крыжовник, смородина, малина называют …. Кустарники.
8. Растения, которые выращивает человек, называют…. Культурные.
9. Яблоки, груша, слива – это фруктово-ягодные….. Деревья.
- Кому нужны дикорастущие растения? Как нужно к ним относиться? Почему? – Сегодня на уроке мы говорили о дикорастущих растениях Ростовской области? Какое растение Вам понравилось больше всего?
10.Рефлексия
Лазорик, пришел к вам на урок не случайно, он хочет ребята, чтобы вы ему помогли подвести итог нашего урока, если Вам на уроке понравилось и было интересно дорисуйте нашему лазорику улыбку, а если Вам не понравилось и было скучно дорисуйте слезинки нашему лазорику и покажите свои цветочки гостям и учителю.
11.Домашнее задание
стр. 68-71, читать и пересказывать, в тетради выполнить задание на стр. 69 № 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.