Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕТОМ И ЗИМОЙ
(Урок по окружающему миру в 4 классе)
Автор: Пономарева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Кызыл
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с дикими животными, их образом жизни летом и осенью;
- усилить практическую направленность обучения.
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимание;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.
Воспитывающие:
- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;
- воспитание культуры речи;
- проводить рефлексию деятельности учебного труда;
- воспитание экологической культуры, культуры учебного труда.
- развивать навыки умения работать в паре.
Задачи:
Предметные:
- совершенствование основных приемов анализа, сравнения, сопоставления;
- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.
Метапредметные:
- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий и критически относиться к своему мнению, с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;
- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;
Личностные УУД:
- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;
- формирование навыков анализа, творчества, активности.
Содержание и эффективность урока:
1. Работа на местах по карточкам.
2. Ребята!
Мы с вами живем в республике Тува. Эта республика находится на материке Азия, и не просто на этом материке, а в самом его центре. Это доказано наукой. В доказательство этого на берегу реки Улуг-Хем (Енисей) установлен обелиск, который обозначает центр Азии.
Климат разнообразный, лето – очень жаркое, зима – суровая. В связи с этим животный мир очень разнообразный.
Сегодня вы пройдете по учебной природной тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: о зверях, птицах, насекомых. Узнаете, что дарит человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое.
Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
- Вы должны вспомнить все, что вы знаете о птицах, насекомых,
животных. Тропа, по которой мы отправимся путешествовать,
будет проходить по лесу. А для начала, давайте остановимся
вот здесь:
Сюжетная картина «ЛЕС» |
- Лес очень богат. Здесь много насекомых, птиц, зверей. Но увидеть их не легко: хитрый лесовичок спрятал их в загадки.
- Давайте попробуем отгадать их и увидеть насекомых: (После каждой
отгадки учитель на картину леса прикрепляет картинку-ответ).
1 загадка: Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.
(Учитель прикрепляет на картину стрекозу).
2 загадка: Много мастеров
срубили избу без углов (Муравей)
3 загадка: Спина в веснушках
Ах, как неловко.
И покраснела . . . . (Божья коровка)
4 загадка: Чёрен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Ноги без копыт,
Летит, воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
- Когда насекомых больше: летом или осенью? Почему?
- Что вы можете рассказать о них?
Учитель: не все насекомые – вредители. Среди них тоже много наших
друзей. Вы должны помнить, что нельзя ловить и убивать
насекомых всех подряд.
А теперь, давайте продолжим путешествие по лесу
(Видеозапись «Голоса птиц»).
- Почему нам так весело идти по лесу?
Но с приходом осени в лесу становится все тише и тише. Почему?
- Что происходит с птицами осенью?
- Какие птицы называются перелетными?
- Каких перелетных птиц вы знаете?
(на экране появляются картинки птиц: журавль, грач, соловей, ласточка).
- Почему эти птицы покидают наши края?
- Как происходит отлет птиц?
Заходя все дальше в лес, мы должны понимать, что жизнь всех обитателей леса зависит от нас, от нашего поведения в лесу.
- Что же нельзя делать в лесу?
Учитель: Помните, что все в природе взаимосвязано между собой. Оберегая одних, вы часто помогаете другим. Например, оберегая травы, кустарники, деревья, ты помогаешь животным, птицам, которые находят в их зарослях убежище, кормятся этими растениями.
Давайте немного отдохнем и пойдем дальше (физминутка).
- Теперь вас смело можно пускать в богатый всякими чудесами лес.
Находясь в лесу, вы повстречаете много животных, живущих в лесах Тувы. Постарайтесь запомнить, где живут разные животные, какие у них дома, чем они питаются. Если вдруг увидите белку, проследите за ее быстрыми движениями и подумайте, что помогает ей прыгать по деревьям. Ну, пошли!
Фильм «Животные леса».
- Интересно? А теперь давайте посмотрим, кто же был в лесу внимательным и наблюдательным, и проведем викторину «Знаете ли вы?..»
На доске крепятся таблички. По вопросам учителя учащиеся должны распределить ответы.
1 загадка: Проворная зверюшка
живет в дупле-избушке.
Целый день скок – поскок –
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила в прок. (Белка)
- К какой из этих групп отнесем белку?
- Какие приспособления у белки для того, чтобы передвигаться по
деревьям?
- Чем питается белка?
(Орех, грибы, шишки).
Белка делает на зиму запасы в очень многих местах, порой многие из них не находит. Одна белка запасает до 15 кг ореха.
2 загадка:
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет
Знайте, что из речки вход. (Бобр)
- К какой группе отнесем бобра?
- Где живут бобры?
- Из чего строят дом?
- Чем питаются?
3 загадка:
● Этот зверь размером с небольшую собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине идут продольные полосы. Живет в норах. Питается корневищами, желудями, змеями, насекомыми, мышами.
(Барсук)
- Где живет барсук?
- Чем питается?
Этот зверек тоже заготавливает себе корм, но он зимой ест в полудреме, т.е. залегает в спячку как медведь, но чтобы покушать – он просыпается.
4 загадка:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Питается в основном продуктами растительного мира (муравьи, ягоды, грибы, личинки жуков, пшеница, лакомится медом).
- Как проводит зиму?
Идет обобщение ответов детей: В берлоге, в спячке, без пищи. К весне
выходит сильно оголодавший и похудевший. Вот тогда он становится хищный, т.к. растительного корма весной очень мало.
5 загадка:
Это что за зверь лесной
встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
- Делают ли зайцы себе дома?
- Как передвигается заяц?
- Для чего нужны зайцу длинные уши?
- Есть ли враги у зайца? Кто? Почему?
- Чем он питается и когда?
6 загадка:
Посмотрите, какая,
Вся горит золотая.
Ходит в шубе золотой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
Идет беседа о лисе. Учитель обобщает: У лисы хорошая память, и когда она охотиться за зайцем, всю добычу не съедает, а зарывает, и на следующий день приходит на это место.
7 загадка:
На овчарку он похож –
Что ни зуб, то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть. (волк)
Учитель: У всех животных, начиная с октября, происходит линька. А что это такое?
- Работа по учебнику: стр. 34.
- Но что это такое? SOS!!!! (на экране появляются тревожные сигналы)
Это просят помощи животные. Что случилось?
Некоторые виды животных исчезают, исчезают по разным причинам.
И Красная книга животных России и Тувы – это главные книги о животных. Почему эти книги КРАСНЫЕ? О чем эти книги, о каких животных?
Идет презентация «Животные Красной книги Республики Тыва».
-Да, мы в ответе за природу перед будущими поколениями, чтобы они тоже увидели этих животных.
Итог урока:
Сегодня мы повстречались только с некоторыми животными Тувы. А в наших лесах их очень много. На уроках природоведения мы постепенно мы познакомимся со всеми. Но я хочу, чтобы вы запомнили, что:
Все, все нужны на свете
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых,
Нужны все на свете.
Нужны все подряд.
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Урок заканчивается фрагментом песни «Не дразните собак».
Перед тем, как получить домашнее задание, ответьте на вопросы
![]() |
На доске опорная схема:
![]() |
Исходя из ваших ответов, вам домашнее задание.
Домашнее задание: стр. 32-35
(в тетради: запись диких животных Тувы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.