Дикие животные летом и зимой. Урок в 4 классе по окружающему миру
Оценка 4.6

Дикие животные летом и зимой. Урок в 4 классе по окружающему миру

Оценка 4.6
docx
26.08.2021
Дикие животные летом и зимой. Урок в 4 классе по окружающему миру
Дикие животные летом и зимой.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва

 

герб_школы_надпись_                                                                                                               

 

 

 

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕТОМ И ЗИМОЙ

(Урок по окружающему миру в 4 классе)

 

 

 

 

 

Автор: Пономарева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кызыл

Тема:    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить  учащихся  с  дикими  животными,  их образом жизни летом и осенью;

- усилить практическую направленность обучения.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность,  внимание;

- развитие навыков устной и письменной речи;

- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.

Воспитывающие:

- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;

- воспитание культуры речи;

- проводить рефлексию деятельности учебного труда;

- воспитание экологической культуры, культуры учебного труда.

- развивать навыки умения работать в паре.

Задачи:

Предметные:

- совершенствование основных приемов анализа, сравнения, сопоставления;

- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.

Метапредметные:

- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий  и  критически относиться к своему мнению,  с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;

- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей  и ошибок, намечать способы их устранения;

- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;

Личностные УУД:

- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;

- формирование навыков анализа, творчества, активности.

 

 

Содержание и эффективность урока:

 

 

1.     Работа на местах по карточкам.

 

2.     Ребята!

 

        Мы с вами живем в республике Тува. Эта республика находится на материке Азия, и не просто на этом материке, а в самом его центре. Это доказано наукой. В доказательство этого на берегу реки Улуг-Хем (Енисей) установлен обелиск, который обозначает центр Азии.

       Климат разнообразный, лето – очень жаркое, зима – суровая. В связи с этим животный мир очень разнообразный.

       Сегодня вы пройдете по учебной природной тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: о зверях, птицах, насекомых. Узнаете, что дарит человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое.

 

Пройдите!   Посмотрите!   Прочувствуйте!

 

-    Вы должны вспомнить все, что вы знаете о птицах, насекомых,

     животных. Тропа, по которой мы отправимся путешествовать,

     будет проходить по лесу.  А для начала,  давайте остановимся

     вот здесь:

 

Сюжетная картина

«ЛЕС»

                            

- Лес очень богат. Здесь много насекомых, птиц, зверей. Но увидеть их не легко: хитрый лесовичок спрятал их в загадки.

           - Давайте попробуем отгадать их и увидеть насекомых: (После каждой      

         отгадки    учитель    на    картину    леса прикрепляет картинку-ответ).  

 

 

1 загадка:                       Голубой аэропланчик

                                         сел на белый одуванчик.

 

                             (Учитель прикрепляет на картину стрекозу).

 

 

2 загадка:                        Много мастеров

                                          срубили избу без углов                    (Муравей)

 

 

3 загадка:                        Спина в веснушках

                                          Ах, как неловко.

                                             И покраснела . . . .                          (Божья коровка)

                   

4 загадка:                         Чёрен, да не ворон.

                                           Рогат, да не бык.

                                           Ноги без копыт,

                                           Летит, воет,

                                           Сядет – землю роет.                           (Жук)

 

 

-    Когда насекомых больше: летом или осенью? Почему?

-    Что вы можете рассказать о них?

Учитель:  не  все  насекомые – вредители.  Среди  них  тоже  много  наших   

                друзей.   Вы  должны   помнить,   что  нельзя  ловить  и  убивать  

                насекомых всех подряд.

 

                А теперь, давайте продолжим путешествие по лесу  

                (Видеозапись  «Голоса   птиц»).

 

-    Почему нам так весело идти по лесу?

     Но  с  приходом  осени  в  лесу  становится  все  тише  и  тише.  Почему? 

-    Что происходит с птицами осенью?

-    Какие птицы называются перелетными?

-    Каких  перелетных  птиц  вы  знаете?

 

(на  экране  появляются  картинки  птиц: журавль, грач, соловей, ласточка).

 

-    Почему эти птицы покидают наши края?

-    Как происходит отлет птиц?

 

    Заходя все дальше в лес, мы должны понимать, что жизнь всех обитателей леса зависит от нас, от нашего поведения в лесу.

                                                                              

-    Что же нельзя делать в лесу?

 

Учитель:  Помните,  что все в природе  взаимосвязано между собой.  Оберегая одних, вы часто помогаете другим.  Например,   оберегая   травы,   кустарники,  деревья, ты  помогаешь животным, птицам, которые находят в  их зарослях убежище, кормятся этими растениями.

        

Давайте немного отдохнем и пойдем дальше (физминутка).

 

-    Теперь  вас  смело можно пускать в богатый всякими чудесами лес.

     Находясь в лесу, вы повстречаете много животных, живущих в лесах Тувы.  Постарайтесь запомнить, где живут разные животные, какие у них дома, чем они   питаются.   Если   вдруг  увидите  белку,   проследите  за  ее  быстрыми движениями и подумайте, что помогает ей прыгать по деревьям. Ну, пошли!

 

Фильм «Животные леса».

 

-    Интересно?   А   теперь   давайте   посмотрим,   кто   же   был   в   лесу внимательным и наблюдательным, и проведем викторину «Знаете ли вы?..»

 

На  доске  крепятся  таблички.  По  вопросам  учителя  учащиеся должны распределить ответы.

Не готовятся к зимеЗалегают в спячкуГотовятся к зиме                              

 

 

 

1 загадка:                     Проворная зверюшка

                                          живет в дупле-избушке.

Целый день скок – поскок –

                                          Отыскала грибок,

                                          Нанизала на сучок,

         Заготовила в прок.           (Белка)

 

-    К какой из этих групп отнесем белку?

-    Какие приспособления у белки для того, чтобы передвигаться по  

     деревьям?

-    Чем питается белка?                    

                                               (Орех, грибы, шишки).

 

   Белка делает на зиму запасы в очень многих местах, порой многие из них не находит. Одна белка запасает до 15 кг ореха.

 

2 загадка:

                                            Работящие зверьки

                                            Строят дом среди реки.

                                            Если в гости кто придет

                                            Знайте, что из речки вход.           (Бобр)

 

-    К какой группе отнесем бобра?

-    Где живут бобры?

-    Из чего строят дом?

-    Чем питаются?

 

3 загадка:

 

●  Этот зверь  размером с небольшую собаку, с короткими ногами и длинной  шерстью. По спине идут продольные полосы. Живет в норах. Питается корневищами, желудями, змеями, насекомыми, мышами.

                                                                                                           (Барсук)

-    Где живет барсук?                                                                                         

-    Чем питается?

  Этот зверек тоже заготавливает себе корм, но он зимой ест в полудреме, т.е. залегает в спячку как медведь, но чтобы покушать – он просыпается.

 

4 загадка:

                                             Летом бродит без дороги

                                             Между сосен и берез.

                                             А зимой он спит в берлоге,

                                             От мороза прячет нос.                      (Медведь)

 

    Питается в основном продуктами растительного мира (муравьи, ягоды, грибы, личинки жуков, пшеница, лакомится медом).

 

-    Как проводит зиму?

 

     Идет обобщение ответов детей: В берлоге, в спячке, без пищи. К весне

выходит сильно оголодавший и похудевший. Вот тогда он становится хищный, т.к. растительного корма весной очень мало.

 

5 загадка:

                                              Это что за зверь лесной

                                              встал как столбик под сосной.

                                              И стоит среди травы –

                                              Уши больше головы?                       (заяц)

 

-    Делают ли зайцы себе дома?

-    Как передвигается заяц?

-    Для чего нужны зайцу длинные уши?

-    Есть ли враги у зайца? Кто? Почему?

-    Чем он питается и когда?

 

6 загадка:

                                                 Посмотрите, какая,

                                                 Вся горит золотая.

                                                 Ходит в шубе золотой,

                                                 Хвост пушистый и большой.           (лиса)

 

     Идет беседа о лисе. Учитель обобщает: У лисы хорошая память, и когда она охотиться за зайцем, всю добычу не съедает, а зарывает, и на следующий день приходит на это место.

 

7 загадка:

                                                   На овчарку он похож –

                                                   Что ни зуб, то острый нож,

                                                   Он бежит, оскалив пасть.

                                                   На овцу готов напасть.                       (волк)

 

Учитель: У всех животных, начиная с октября, происходит линька. А что это такое?

 

-    Работа по учебнику:  стр. 34.

- Но что это такое? SOS!!!! (на экране появляются тревожные сигналы)

  Это просят помощи животные. Что случилось? 

  Некоторые виды животных исчезают, исчезают по разным причинам.

  И  Красная книга животных России и Тувы – это главные книги о животных. Почему эти книги КРАСНЫЕ? О чем эти книги, о каких животных?

 Идет презентация «Животные Красной книги Республики Тыва».

-Да, мы в ответе за природу перед будущими поколениями, чтобы они тоже увидели этих животных.

 

Итог урока:

 

      Сегодня  мы  повстречались  только с некоторыми  животными Тувы. А в наших лесах их очень много. На уроках природоведения мы постепенно мы познакомимся со всеми. Но я хочу, чтобы вы запомнили, что:

 

Все, все нужны на свете

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых,

Нужны все на свете.

Нужны все подряд.

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

 

 

Урок заканчивается фрагментом песни «Не дразните собак».

 

Перед тем, как получить домашнее задание, ответьте на вопросы

              -  я знаю
             - я могу
            -  я умею
            - я затрудняюсь
            - я сомневаюсь
 


На доске опорная схема:

            -  я знаю
             - я могу
            -  я умею

            - я затрудняюсь
            - я сомневаюсь
,            -  я знаю
             - я могу
            -  я умею

            - я затрудняюсь
            - я сомневаюсь
 

 

 

 

 


Исходя из ваших ответов, вам домашнее задание.

 

Домашнее задание:  стр. 32-35

                                (в тетради: запись диких животных Тувы).

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕТОМ

Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕТОМ

Узнаете, что дарит человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое

Узнаете, что дарит человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое

Почему нам так весело идти по лесу?

Почему нам так весело идти по лесу?

К какой из этих групп отнесем белку? -

К какой из этих групп отнесем белку? -

Уши больше головы? (заяц) -

Уши больше головы? (заяц) -

Нужны все подряд. Кто делает мед, и кто делает яд

Нужны все подряд. Кто делает мед, и кто делает яд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2021