Динамика познавательной активности обучающихся – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т. д.) и объективных ( окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания) .
Важнейшим средством формирования познавательной активности учащихся на уроках математики являются занимательные задачи. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника.
Определение мотива изучения математики школьниками.
Влияние мотива на эффективность обучения
1. Я изучаю математику потому что:
а) это мне нравится;
б) это мне не интересно, но нужно;
в) меня заставляют (родители, учителя).
2. У меня годовая оценка по математике…
3. Мне наиболее интересны учебные предметы… (1–2), по ним я имею
оценку…
Анализ результатов.
Интерес к математике в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Схема наблюдения за учащимися класса на уроке
1. Фамилия, Имя:
2. Готовность к уроку________________________________________________________
(учебник, тетрадь, необходимые инструменты, домашнее задание)
3. Работа на уроке :__________________________________________________________
(активность ответов при теоретической части урока)
3. Уровень интереса при выполнении практического задания:_____________________
__________________________________________________________________________
(высокий, средний, низкий)
4. Количество выполненной работы:___________________________________________
(в полном обьеме, частично, не справился )
Беседа учителя с учащимся
1. Фамилия, имя____________________________________________________________
2. Вам нравятся уроки математики?____________________________________________
3. Что именно нравится или не нравится на уроках математики?____________________
4. Часто ли у Вас на уроках математики такое состояние, что «ничего не хочется делать?»
5. Чтобы Вы хотели изменить на уроках математики?_____________________________
6. Если Вы вначале урока были активны, заинтересованы работой, то часто ли сохраняется Ваша активность до конца урока?_____________________________________________
7. Бывает ли так, что у Вас не хватает умений, а Вы хотите учиться?___________________
8. Часто ли Вам для того, чтобы втянуться в работу, надо приводить интересные примеры?
9. При изучении математики стремитесь ли Вы научиться рациональным способам выполнения заданий? __________________________________________________________
Анкета
1. Класс_________________________________________________________________
2. Фамилия, имя__________________________________________________________
3. Где и кем работают родители?____________________________________________
4. Отношение родителей к математике? (Имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой, не любят математику, совсем не интересуются ею). Подчеркнуть нужное.
5. Интересуешься ли ты историей математики? (Читаю дополнительную литературу; достаточно услышать сообщения на уроках; не интересуюсь). Подчеркнуть нужное.
6. Есть ли в домашней библиотеке математические книги, но не учебники по математике? (Да, нет). Подчеркните нужное.
7. Часто ли ты обращаешься за помощью при подготовке домашних заданий по математике? (Каждый раз, иногда, делаю все сам). Подчеркните нужное.
8. Кто больше всего помогает готовить уроки по математике?____________________
9. Сколько времени занимает подготовка к математике?_________________________
10. Почему ты учишь математику? (Желательно ответить откровенно и полно)_______
11. Хочешь ли ты знать больше, чем дают на уроках математики? (Да, нет). Подчеркните нужное.
12. Как дается тебе математика? (Легко, много надо заучивать, трудно). Подчеркните нужное.
13. Твое отношение к математике? (Люблю; учу, чтобы получить хорошую отметку; чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить). Подчеркните нужное.
14. Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу? (Счет до 10 и обратно; сложение в пределах десятка; решение простых задач). Подчеркните нужное.
15. Какого вида задания по математике нравятся тебе больше всего? (Задачи, примеры, задачи и примеры). Подчеркнуть нужное.
16. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Буду математиком; хочу поступить в вуз, где нужно будет сдавать математику; хочу знать как можно больше о разном, не только о математике). Подчеркнуть нужное.
Изучение интенсивности и уровня развития
познавательных интересов учащихся
Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и на сколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития. Методикой следует пользоваться в том случае, когда нельзя ответить на эти вопросы с помощью наблюдения. Учителям, которые хорошо знают учеников, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Определение интенсивности познавательного интереса(анкета)
1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой? (Час-полтора – для младшего школьника; несколько часов, не отрываясь, – для подростка.)
а) Часто1.
б) Иногда.
в) Очень редко.
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?
а) Помучиться, но самому найти ответ.
б) Когда как.
в) Получить готовый ответ от других.
3. Много ли читает дополнительной литературы?
а) Постоянно много.
б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.
в) Мало или совсем ничего не читает.
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) Очень эмоционально.
б) Когда как.
в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка)2.
5. Часто ли задает вопросы?
а) Часто.
б) Иногда.
в) Очень редко.
Замечание 1. Ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе.
Замечание 2. Имеется в виду необходимость учета обычного для ребенка уровня эмоциональности, живости, яркости проявления эмоций, с которым и следует сопоставлять яркость выражения эмоций при интересном занятии, связанном с умственной работой.
Определение уровня познавательных интересов
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
а) Связаны очень тесно.
б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.
в) Никак не связаны.
2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т. д.?
а) Постоянно.
б) Иногда.
в) Очень редко.
3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?
а) Большинство занятий подчинено этому принципу.
б) Ставит такие задачи, но редко выполняет.
в) Не ставит долговременных задач.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную, неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?
а) Делает всегда столько, сколько нужно.
б) Делает периодически.
в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное
время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда
и отдыхом?
а) Всегда, когда нужно.
б) Только изредка.
в) Не способен.
Анализ результатов. Изученных учащихся отнесла к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы.
Низший уровень познавательных интересов характеризуется потребностью во впечатлениях вообще;
второй уровень – любознательностью;
третий уровень, высший, – связью с социально значимой, в частности будущей для школьника профессиональной, деятельностью.
Уровень познавательных интересов сентябрь 2021 год
6в 6г 7а 8в
Уровень познавательных интересов декабрь 2021 год
Сравнительная характеристика развития
познавательных интересов учащихся
6в 6г 7а 8в
Заключение.
В заключение своей работы можно сделать вывод, что познавательный интерес представляет важнейший фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.