Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"
Оценка 4.8

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
воспитательная работа
11 кл
24.04.2018
Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"
Цель представленного конспекта дискуссии "Чем слово наше отзовется" - актуализация проблемы сквернословия в подростковой среде. Предлагаемое занятие-дискуссия направлено на побуждение старшеклассников к осознанию причин и последствий употребления нецензурных выражений. Занятие способствует формированию критического отношения к сквернословию, воспитанию бережного, вдумчивого отношения к речи.
Дисскуссия Чем слово наше отзовется.doc
ЧЕМ СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ Дискуссия со старшеклассниками  Пружинская Вера Борисовна,  преподаватель социально­педагогических дисциплин  Статья отнесена к разделу: Социальная педагогика Задачи:  1. Побудить старшеклассников к осознанию причин и последствий употребления нецензурных  выражений. 2. Способствовать формированию критического отношения к сквернословию. Ход занятия: ­ Сегодня мы будем говорить о чистоте языка. Предлагаю Вам поработать в микрогруппах.  (деление участников на 5 микрогрупп). ­ Взгляните на доску, прочитайте эпиграф к занятию:   «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину   тому, кто слушает»                                                                                                                                                 М. Монтень. Обсудите в группах его смысл и представьте результат обсуждения (3­5 минут). Спасибо всем за высказанные версии.  ­ Слова ­ хорошие возбудители, стимулирующие наше воображение. Мы, люди, чувствуем, что  слова ­ это нечто большее, чем просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. О слове, написанном, услышанном, произнесенном вслух или про себя, на протяжении  многих веков, от античности до наших дней, размышляли люди. Наше слово ­ русское, потому что мы общаемся на русском языке. О богатстве русского языка  можно судить по толковым словарям. Словарь современного литературного русского языка  Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. Если мы обратимся к творчеству нашего великого русского поэта А.С.Пушкина, то пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290 слов, а по социологическим исследованиям словарь современного взрослого человека состоит из 5­8тысяч слов. Какие безграничные возможности есть у  современного русского человека для обогащения своего запаса слов. Слово соединяет людей и в их мыслях, и в их чувствах. И то, и другое может быть, как со знаком  «+», так и со знаком «­». Это люди заметили давным­давно. И отразили в устном народном  творчестве: притчах, пословицах. Я предлагаю вам послушать притчу о мудром Эзопе.  Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто­то из них сказал  хозяину: Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар,  пусть принесет нам самое прекрасное на свете. Хозяин велел позвать Эзопа. Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на  свете.  Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там  лежит язык. Эзоп, ты же принес язык? А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова  нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим  слово «свобода». Через некоторое время кто­то подсказывает хозяину: Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп  возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.  Удивлению гостей нет предела. Эзоп, ты же опять принес язык? А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова  ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб». Задание группам:  ­ Попробуйте «свернуть» смысл всей притчи или одной ее части до пословицы, крылатой фразы,  песенной, стихотворной строки. (5­7 мин.) (Примерные варианты: язык мой – враг мой, доброе слово и кошке приятно, слово ­ серебро,  молчание  ­ золото и т.д.) Какие точные слова вы вспомнили о языке! Можно я тоже приму участие? Знаете, мне кажется, если бы  эта притча родилась в наше время, то она могла бы заканчиваться  так: «… языком мы произносим слово «раб», языком мы произносим нецензурные слова». ­ Что такое цензура? ­ Что такое нецензурные слова? Послушайте, что об этом сообщает словарь… (информация из словаря)  Принято считать, что нецензурные выражения в русский язык проникли во времена татаро­ монгольского ига. На территорию Древней Руси обрушилась орда необузданных кочевников,  которые творили то, что делают обычно завоеватели, причем завоеватели полудикие, с  примитивной культурой, с чисто животными инстинктами. Они грабили, убивали, насиловали  женщин. Не случайно матерные выражения содержат в себе смысл действия самовольного  насильника, который ничем не ограничен в своей первобытной дикости. Готовясь к встрече с вами, я пролистала книгу В.С. Миловатского «Об экологии слова». Книга  написана верующим человеком и отражает взгляд церкви на эту проблему. Вот, что пишет автор:  «Напрасно юные и совсем уже юные мальчики считают мат признаком силы,  мужественности, удали, как говорят «крутости». Большое зло скрывается в этих  бессмысленных, противно­вульгарных «выражениях», кои  и выражают лишь темноту и  злобность. Напрасно считают некие ученые и прочие обыватели, что на Руси, так  заведено, что ей без «выражений» никак нельзя. Да еще и гордятся, что иностранцы,  часто еще не зная русского языка, вовсю матерятся, предпочитая мат другим  ругательствам. А в наше время мат проник уже и в художественную литературу,  которая решила, что без этого ей не выжить. Сам по себе мат вне языка ничего не значит. Он лишь паразитирует на языке, который  отлично обходится без него: «В войне и мире», например, есть все, но нет мата, то же и в  «Тихом Доне». Мертвенность идет от мата и умертвляет окружающее. Дети, вырастающие в такой  среде, развиваются ущербными психически, умственно, культурно. Культура в диком поле  словесного чертополоха не может нормально развиваться и деградирует.  Сквернословие прежде всего разрушает личность. Теряется оригинальное, выражающееся. Оно настроено на заурядность и стремится всех подогнать под нее, сделать серой массой.  Оно лишает мысль полета. Но самое ужасное зло: сквернословие порождает  безымянность. Для сквернословов не требуется знать и величать по имени – отчеству.  Какое отчество, когда даже имя заменяется кличкой, а то и вовсе человек никак не  называется, он уже становится безымянным. Безымянность сродни безликости. Безличное стадо, безликая масса, безликая тьма. И, как имя связанно с ликом, светом,  созиданием, так безымянность раздирает ткань бытия, обрекая на погибель. Матерщина  насаждает именно безымянность». ­ А что бы вы отнесли к речевой скверне? Составьте список и дайте определение, попробуйте  классифицировать этот речевой мусор – выделить допустимые выражения и нецензурные (3­4 мин.) ­ Все группы справились с заданием. Я немного дополню:  Нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено даже законом – статья 156  Уголовного Кодекса, «Мелкое хулиганство». Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в  общественных местах и другие подобные действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан.  Влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 рублей или испытательные работы на срок от 1 до  2 месяцев с удержанием 20­ти процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела с  учетом личности нарушителя, применение этих мер будет недостаточным – административный  арест на срок до 15 суток. ­ Задание группам: ответить на вопрос: «Каковы возможные последствия того, что человек  использует в речи мат: 1 группа ­  для отношений этого человека с другими людьми;  2 группа – для внутреннего самоощущения; 3 группа – для отношений с противоположным полом; 4 группа – для профессионального авторитета; 5 группа – для развития интеллекта?» Итак, употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности  последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются  отношения с окружающими людьми.  Наука предупреждает. В Институте управления Российской академии наук группой ученых, под  руководством видного молекулярного биолога П.П. Гаряева, проводятся исследования,  позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит сегодня с родом человеческим?         С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, ученые пришли к выводу: молекулы  ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти  молекулы — ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит,  что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!         Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат — бранные слова,  несущие разрушительный заряд, — его хромосомы начинают искажаться и деформироваться.  Причем до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает  вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, — отсюда все связанные с  ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.         С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука  подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и  любовью, приносят здоровье и спасение. То есть слово — инструмент обоюдоострый. Человек  строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат сам. Слово есть результат мышления. То  есть: каков мыслитель, таков и результат.        Теперь подумаем: что можно построить из мата? Какие силы и образы мы привлекаем  содержанием этих «слов»? Только хаос и разрушение себя и окружающих.          Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный  радиационному излучению мощностью в тысячи рентген!         Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто, поэтому убережем себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение и  смерть. Пусть наши мысли и слова всегда будут чистыми! ­ И, тем не менее, нецензурные выражения употребляют. Накануне нашей встречи мы провели  мини­опрос среди старшеклассников нашей школы. Респондентам были заданы следующие  вопросы: 1. Пользуетесь ли Вы нецензурными выражениями?  2. При каких условиях? 3. Можно ли использовать в речи нецензурные выражения? 4. Почему люди используют в речи нецензурные выражения?   Ознакомьтесь с результатами анкетирования старшеклассников.    (анализ опроса старшеклассников и обсуждение полученных результатов) Вопросы группам: 1. Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для связки слов? Как им  преодолеть эту привычку? 2. Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для убедительности  речи? Что им надо развивать? Что этому может помочь? 3. Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения, когда «психуют»?  Как  научиться «не психовать»? Где этому учат? 4. Почему некоторые матерятся, когда выпьют? Означает ли это, что они хорошо воспитаны,  коль в трезвом виде не матерятся?  5. Чем бы вы объяснили тот факт, что большинство ваших сверстников допускают  использование нецензурных выражений в речи? (5­6 мин.) ­ Итак, терпимость окружающих способствует засоренности речи матом. Но некоторые все же  пытаются одернуть друзей, близких. Одна девушка пишет в газету: «Никак не могу отучить своего друга от грубых и нецензурных выражений. Он нисколько не стесняется при мне и моих подружках может сказать такое, что становится тошно и  мерзко на душе. Как перевоспитать его? Он говорит, что ничего тут зазорного нет, что он просто для связки слов некоторые выражения употребляет. А я не кисейная барышня,  подумаешь, дескать, рабочий человек сказал «крепкое словцо». ­ Напишите письмо ­ ответ этой девушке. (5 мин.) (можно переформировать группы и попросить написать письма: девушки – девушке, а юноши­ юноше.) Спасибо за содержательные, добрые письма, за работу в группах. Прошу всех сесть в большой круг. Будем подводить итоги нашего занятия. Я предлагаю вам опустить голову, закрыть глаза. Сейчас я  зачитываю утверждения, и, если вы согласны с ними, то поднимите руку.  Язык мой ­ друг мой, язык мой – враг мой  Можно научиться совладению со своими отрицательными переживаниями без мата.  Речевая культура многим не по плечу.  Скверные слова мне лично неприятны.  Мату много лет, спасения от него – нет.  Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.  Можно матом покрывать и при этом уважать.  Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.  Лучше материться, чем молча злиться.  Сквернословие можно потерпеть, не замечать. Спасибо, всем, поднимите голову и откройте глаза. Хотите знать, каково обобщенное мнение  нашего класса? … человек заявили о негативном отношении к мату и своей вере в его исчезновение, остальные пока сомневаются в успешной борьбе со сквернословием. Может быть, им помогут изменить свою точку зрения вот эти слова  А.С. Макаренко: «Матерное  слово есть неприукрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной  культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и  действительной человеческой красоте…» Наше занятие подошло к концу. Давайте закончим его красивыми стихами, листок с ними пойдет  по кругу, каждый прочитает несколько строк и передаст другому. Спасибо всем за участие в дискуссии.

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"

Дискуссия со старшеклассниками "Чем слово наше отзовется"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018