Введение
В настоящее время дислексия остаётся одной из актуальных проблем логопедии.
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка в школе, на его психическое и речевое развитие.
Предупреждение нарушения чтения – одна из важнейших задач дошкольного логопеда.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению.
Определение дислексии. распространенность
Дислексию можно определить как частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. Около 5-8 % школьников страдают дислексией. У мальчиков она встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Симптоматика дислексий
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
Замены и смешивания звуков при чтении
Побуквенное чтение
Искажения звуко-слоговой структуры слова
Нарушения понимания прочитанного
Аграмматизмы при чтении
Этиология дислексии
Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным.
Большинство авторов, изучавших этиологию дислексии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период.
Этиология дислексии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Классификация дислексий
По проявлению выделяются две формы дислексий: литеральная и вербальная.
В зависимости от их патогенеза, М. Е. Хватцев выделяет фонематические, оптические, оптико-пространственные, семантические и мнестические дислексии.
Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий у детей с сохранным интеллектом: фонематические, оптические, семантические, аграмматические, мнестические и тактильные.
Профилактика дислексии у дошкольников с ОНР
Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка.
Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.
Важные условия предупреждения дислексии – это раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Профилактика дислексии у дошкольников с ОНР
Основные направления логопедической работы при дислексии:
Заключение
Специфические нарушения чтения следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.
Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.