Статья: «Дистанционное обучение: плюсы и минусы, некоторые формы работы».
В процессе работы дистанционным методом обучения мною были отмечены как положительные моменты, так и отрицательные.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
· обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
· свобода и гибкость – учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
· доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
· социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места нахождения ученика, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
· творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
· отсутствие очного общения между учениками и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;
· необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
· необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет;
· как правило, ученики ощущают недостаток практических занятий;
· отсутствует постоянный контроль над ними, который для российского человека является мощным побудительным стимулом;
· в дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения;
· мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований для успешного освоения программного материала;
· технологичность - слабая материальная база исключает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Использование дистанционной формы обучения педагогом в своей деятельности, конечно, современно, так как диктуется временем, а порой и необходимостью. Но формы работы при отсутствии индивидуальных технических средств ограничивают формы работы с учениками. Основной формой работы становится задание в виде карточек, куда учитель, учитывая способности ребёнка, включает индивидуальные задания. Мною были использованы практические задания, игровые задания и творческие. К творческим отношу дистанционный учебный проект в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова». Это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность. В 9 классе ученики выполняли рефераты, сообщения, рецензии на произведение, используя различные поиски информации.
Использовала в работе и игры-викторины, а также практико-ориентированные задания: создание учениками вопросов для анализа прочитанного произведения, информационные задания: переработку текста правила в таблицу, которую можно использовать на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.