Дистанционное обучение при подготовке специалистов среднего звена по специальности 33.02.01 Фармация
Оценка 4.7

Дистанционное обучение при подготовке специалистов среднего звена по специальности 33.02.01 Фармация

Оценка 4.7
Особые потребности +1
docx
преподавание
Взрослым
07.04.2023
Дистанционное обучение при подготовке специалистов среднего звена  по специальности 33.02.01 Фармация
В сложившихся эпидемиологических условиях, связанных с предупреждением распространения новой короновирусной инфекции, все учебные заведения страны столкнулись с необходимостью проводить часть лекционных и практических занятий в дистанционном режиме. В любой ситуации можно выявить определенные преимущества и недостатки, опираясь на которые можно использовать новые возможности, внедряя их в образовательный процесс, находить пути решения проблем.
Доклад для ЦМК.docx

Дистанционное обучение при подготовке специалистов среднего звена

по специальности 33.02.01 Фармация

 

Т.А. Вишневская, председатель ЦМК специальности 33.02.01 Фармация

 

В сложившихся эпидемиологических условиях, связанных с предупреждением распространения новой короновирусной инфекции, все учебные заведения страны столкнулись с необходимостью  проводить часть лекционных и практических занятий в дистанционном режиме. В любой ситуации можно выявить определенные преимущества и недостатки, опираясь на которые можно использовать новые возможности, внедряя их в образовательный процесс, находить пути решения проблем.

Дистанционное обучение подразумевает реализацию образовательного процесса на расстоянии с использованием современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов и пр.

Данный вид обучения начали использовать с 1969 года в одном из университетов Великобритании, в России подобные программы начали действовать гораздо позже – в 1997 году.

В Рославльском медицинском техникуме работает образовательный портал на официальном сайте образовательной организации, на котором для студентов предоставляются материалы для обучения в рамках изучаемых программ. Полноценная апробация образовательного ресурса проходила после перевода части практических и лекционных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций в дистанционный режим на период профилактических карантинных мер.

Часть занятий проводится на базе Российской платформы для проведения видеоконференций Zoom, которая позволяет использовать практически все распространенные методы и формы дистанционного образования. Основываясь на опыте проведения занятий в онлайн-режиме, удалось определить риски и дополнительные возможности данного вида коммуникации со студентами. В первую очередь следует разграничить теоретические и практические занятия.

Помимо платформы Zoom проводить консультации, лекции и опрос в виде форумов и видеоконференций, совмещая их с использованием чат-технологий позволяют современные мессенджеры Viber и WhatsApp.  Здесь возможно выставлять учебные материалы в виде текстовых файлов и видеороликов, проводить опросы.

Следует отметить, что выкладывая лекционный материал на образовательный портал на официальном сайте образовательной организации только в форме презентации или текстового документа или распространяя его по через электронную почту, преподаватель не имеет прямой возможности контролировать уровень усвоения информации и выявлять затруднения, возникшие при изучении темы.

Теоретические занятия в формате видеоконференции позволяют пользоваться демонстрационным фото и видео материалом, презентацией, делать пометки непосредственно на странице, иметь обратную связь со студентами, у которых возникают вопросы в процессе лекции. Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет», где обучающийся, находясь на дистанции, присутствует на полноценной лекции. Однако стоит отметить, что использование даже данного формата не позволяет продемонстрировать вживую технологические приемы, аппаратуру, оборудование, которые в дальнейшем будут использованы на практике.

Профессиональная деятельность фармацевтических работников связана с выполнением широкого перечня манипуляций, которые отражены в перечне общих и профессиональных компетенций по специальности. У аптечных организаций востребованы работники, которые готовы сразу выполнять весь перечень практических действий: осуществлять прием лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента от поставщиков, распределять по местам хранения, вести первичную и отчетную документацию, проводить раскладку на витринах и полках, консультировать посетителей аптеки, использовать компьютерное оборудование, готовить лекарственные формы и осуществлять их контроль качества (в т.ч. многокомпонентные) и др. Для отработки таких разнообразных навыков и манипуляций занятия обязательно должны проводиться с использованием оборудования и аппаратуры, в реальных условиях учебной аптеки и лаборатории под контролем опытного специалиста.  Формат дистанционного обучения не позволяет получить «живую» практику, без которой невозможно полностью освоить изучаемое ремесло.

Кроме того существует проблема полноценного контроля качества усвоения материала. Проверить, самостоятельно ли студент сдает онлайн-тесты или выполняет задания, практически невозможно.  

По результатам всего вышесказанного можно сформулировать общие преимущества дистанционного обучения:

·         удобство обучения в домашних условиях;

·         технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств, электронных библиотек и т.д.

·         расширение круга студентов, т.к. можно заниматься с любым количеством человек, а также предоставлять возможность обучения инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

·         Индивидуальность систем дистанционного обучения: студент может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может более углубленно изучать отдельные разделы и т.д.

К недостаткам можно отнести:

·         Необходимость наличия персонального компьютера или современного гаджета и доступа в Интернет.

·         Необходимость личной мотивации, самоконтроля и ответственности.

·         Отсутствие коммуникационных практик, которые необходимы для эффективной работы в аптеке. Для фармацевта необходимо развивать навыки общения и работы в команде, совершенствовать гибкость и уверенность в себе, а в условиях дистанционного обучения такой возможности нет.

·         Проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.

·         Трудоемкость разработки материалов для дистанционного обучения.

·         Отсутствие возможности проведения практических манипуляций.

Таким образом, можно сделать вывод,  что дистанционное образование имеет дальнейшие перспективы. Оно получит широкое распространение в России тогда, когда появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы. Использование исключительно дистанционного метода в обучении не представляется возможным и может привести к потере практических навыков.


 

Дистанционное обучение при подготовке специалистов среднего звена по специальности 33

Дистанционное обучение при подготовке специалистов среднего звена по специальности 33

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет», где обучающийся, находясь на дистанции, присутствует на полноценной лекции

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет», где обучающийся, находясь на дистанции, присутствует на полноценной лекции

Проблема аутентификации пользователя при проверке знаний

Проблема аутентификации пользователя при проверке знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2023